2.62M
Категория: СоциологияСоциология

Как и благодаря чему люди объединяются в большие и малые группы?

1.

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический
университет»
Подготовил:
студент 1 курса
магистратуры ППОМ-ПП-од
Бочаров А.А.
2019 год

2.

Как и благодаря чему люди
объединяются в большие и малые
группы?
Что дает возможность этим группам
существовать как гармоничное
целое? Почему одни группы часто
так легко мобилизуются на
уничтожение других?
Почему в ситуациях межгрупповых
конфликтов так велика степень
кооперации членов группы и столь
поразительна уверенность каждой из
сторон в собственной правоте?

3.

Почему человек, вступая в
группу, часто оказывается готов
разделять политические,
этические, эстетические,
профессиональные убеждения
категорически не стыкующиеся с
общечеловеческими понятиями
гуманности и нравственности?
Надо ли бороться с внешним
контролем сознания, и каким
образом можно освободить от
него человека?

4.

Корень слова «индоктринация» — «доктрина» (от лат. doctrina
— учение, научная или философская теория, система,
руководящий принцип). Приставка «ин», вероятно, относится к
числу более поздних англоязычных наслоений — «in» в данном
случае можно перевести как «в». Образно говоря, речь идет о
некоем пребывании «внутри» каких-либо доктрин.
определение: индоктринация —некритическое
принятие личностью чужих идей (доктрин).
средства индоктринации людей, какими бы технически
развитыми они ни были, продиктованы необходимостью
подобрать ключи к сенсорному и поведенческому аппарату
человека.

5.

как особое состояние психики человека (когда говорят о том или ином
человеке – "он индоктринирован");
как процесс некритического присвоения чужих идей или доктрин;
как результат "промывания мозгов", зомбирования или действия других
методов "контроля сознания".

6.

Представления о механизмах
индоктринации развиты в
трудах многих ученых (Дж.
Палмер, Л. Палмер, Ф. Солтер,
И. Эйбл-Эйбесфельдт и др.).
Для большинства специалистов
характерно несколько суженное
представление об
индоктринации — как
негативном явлении, тесно
связанном с установлением
деструктивного контроля над
сознанием личности,
осуществляемого этически
осуждаемыми методами (обман,
угроза, принуждение и др.).

7.

С таким представлением об индоктринации мы
сталкиваемся в большинстве работ, посвященных
проблемам: «тоталитарного мышления» (Р. Лифтон);
«реформирования мышления» (М. Сингер);
«деструктивного контроля сознания» (Л. Фестингер, С.
Хассен и др.); «принудительного убеждения» (Э. Шайн)
и др.
Карл Юнг, и его представление о наличии у людей
«коллективного бессознательного» (модели поведения,
мирочувствование, мировоззрения, свойственные той
или иной культуры).

8.

Во-первых — необходимо отказаться от явной негативной окраски этого явления и
признать, что индоктринация — это не всегда плохо. Периодически человеку жизненно
важно некритически принимать те или иные доктрины. Так, например, в детстве мы
некритически усваиваем массу идей, и наши первые шаги в культуру осуществляются
через индоктринацию.
Во-вторых — стоит принять принцип, что данное явление не стоит рассматривать
только в «черно-белом» варианте, в категориях — «хорошо -плохо». Индоктринация —
это не хорошо и не плохо, она просто есть, и о ней надо знать и помнить. Ее надо
непременно учитывать как специфическую черту, характеризующую мышление и
поведение человека.
В-третьих — индоктринация далеко не всегда итог действия этически осуждаемых
методов: запугивания, принуждения или обмана. Она может быть продуктом весьма
мягкого воздействия на личность и даже осознаваться человеком как его собственный
выбор. Причем последнее характерно не только для конформистов, но и для
высококреативных и даже внешне социально автономных людей.

9.

Индоктринация в сообществах Homo sapiens возникла в ходе эволюции. Одним из
важнейших факторов интенсивной энцефализации (развития головного мозга) Homo
sapiens были межгрупповые конфликты и соперничество. Они и привели к
порождению у нашего вида особых, сложных когнитивных атрибутов. Одним из
таких атрибутов является стремление к идентификации личности с группой.
Индоктринация является врожденным качеством, т.е. дана на генном уровне. Эта
особенность естественна для человека и необходима как одно из условий выживания. Поведенческие
признаки, в число которых входит индоктринация, подобно любым морфологическим признакам
организма развиваются на основе генетической программы с большим или меньшим
воздействием средовых факторов. В отношении индокринации, как специфического для человека
поведенческого признака, этот принцип действует неукоснительно.

10.

Карл Юнг. О коллективном
бессознательном. Явление
«общинности», «соборности» у
верующих. Заложено в нас
Творцом. Перелетные птицы и
их знание того, куда надо
лететь, даже если в тех местах
никогда не были. Коллективный
разум.

11.

Термин «культурный импритинг» предполагает аналогичное, подмеченному К. Лоренцом у
птенцов, запечатление человеком культурных образцов в процессе воспитания. Этот термин
условен под ним, в данном контексте, следует понимать особый вариант некритического
присвоения групповых ценностей (индоктринации), проявляющийся у человека в моменты
становления сознания. Речь идет об особых сенситивных периодах детства, когда у людей
формируется групповая верность, и таким образом, они становятся очень резистентными к
формированию альтернативной верности в последующей жизни. Культурный импритинг не
предполагает насилия. Он требует лишь минимального воздействия инициирующего стимула в
течение сенситивного периода. Усваивая те или иные истины в раннем возрасте, человек часто на
долгие годы остается их последователем.

12.

В результате действия механизма культурного импритинга, усыновленный ребенок, развиваясь
в семье приемных родителей, именно их будет считать «настоящими родителями».
Последующее (возможное) знакомство с «биологическими родителями» способно привести
этого ребенка к серьезному психологическому кризису.
родовая аффилиация может формироваться в манере подобной импритингу. Но возникает
законный вопрос - может ли таким же образом формироваться верность более крупным
группам? На него, несмотря на протесты ряда этологов (F. K. Salter и др.), можно ответить
утвердительно. Иллюстрацией индоктринации возникшей в результате «культурного
импритинга» может служить воспитание в духе определенных социально-культурных
традиций. Речь идет об особых традициях в рамках, которых обычно протекает воспитание
личности: этнических, идеологических, религиозных, сословных и других.
дети, родившиеся и воспитывающиеся среди, взрослых исповедующих ту или иную религию,
принявших ту или иную идеологию присваивают догматы этой религии или идеологии.
Причем происходит это чаще всего без принуждения, обмана и насилия. «Агентами влияния» в
данном случае выступают самые близкие люди, благодаря которым ребенок входит в культуру.

13.

В современной психологии есть и более детальные описания действия механизма индоктринации.
Американский психолог Роберт Джей Лифтон, занимавшийся психологией тоталитаризма, выделил восемь
критериев тоталитарной организации. Опираясь на них, можно определить, подвергает ли намеренно та или
иная структура человека индоктринации. Несколько из этих пунктов могут быть присущи многим группам, но
соответствие действий организации всем пунктам есть свидетельство того, что она использует деструктивный
контроль сознания.
«Средовой контроль. Контроль жизненной среды и общения в пределах этой среды. Сюда входит не только
общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений, постепенно
начинающих управлять его внутренним диалогом.

14.

Мистическое манипулирование. Специальная
технология планирования случаев, демонстрирующих
внешне спонтанные и «сверхъестественные» события.
Все манипулируют всеми ради более высокой цели.
Требование чистоты. Установление невыполнимых
стандартов поведения, что способствует созданию
атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие
усилия прикладывает человек, он всегда терпит
неудачу, чувствует себя скверно и работает еще
усерднее.
Культ исповеди. Разрушение границ личности,
предписывающее делиться и признаваться в любой
мысли, чувстве или действии, которые можно
заподозрить в несоответствии групповым правилам.
Полученная при этом информация не прощается и не
забывается, а используется в целях контроля.

15.

Священная наука. Вера в абсолютную научную и
нравственную истинность групповой догмы, что не
оставляет места для каких бы то ни было вопросов
или альтернативных точек зрения.
Передергивание языка. Использование словесных
ресурсов с целью ограничить мышление членов
группы абсолютными, черно-белыми,
«мыслепрерывающими» клише, понятными только
для посвященных.
Доктрина выше личности. Навязывание
верований группы в противовес опыту, сознанию и
целостности личности.
Разделение существования. Вера в то, что члены
группы имеют право на существование, а
всяческие критики, диссиденты и «расстриги» —
не имеют» (цит. по: Хассен С., с. 77).

16.

1. Потребность в индоктринации относится к числу витальных, и
коль она существует, то должна тем или иным способом
удовлетворяться. Для этого потенциальным адептам нужны по
крайней мере две составляющие: проводники идей («агенты
влияния») и сами идеи. Когда общество их теряет, оно погружается
в хаос.
2. Большинство людей не может жить, не ощущая себя частью
единой общности, не приняв, пусть даже некритически,
консолидирующих это общество идей. Вопрос: откуда берутся эти
идеи — проблема философов и культурологов. Психология должна
тщательно изучать механизм этого влияния, проникая в его
тончайшие сферы.

17.

3. Следует признать, что отдельному человеку не под силу преодолеть то, что
сформировано эволюцией за миллионы лет существования Homo sapiens.
Подобное поведение повышает способность к выживанию.
4. По своему психологическому механизму вариант присвоения личностью
традиций того или иного этноса, социальной или профессиональной группы.
Механизм индоктринации может использовать практически любой человек,
социальный институт или организация. Процессы влияния присутствуют во всех
областях человеческой деятельности, но есть общественные институты, где
стремление установить контроль над сознанием вступающего в них человека –
выступает обязательным условием.

18.

5. В жизни нередко человек сознательно некритически принимает чужие
идеи, фактически добровольно соглашаясь на собственную вербовку. Один
из самых ярких примеров – добровольная служба в армии. Государство и
сама армия, в этом плане, поступают честно, они не обманывают рекрута.
Избравший эту стезю человек добровольно соглашается принять
некритически комплекс идей консолидирующих данное профессиональное
сообщество.
Любая армия - яркий пример жестко структурированной организации,
выстроенной по типу пирамиды. Жесткое единоначалие, строгая иерархия,
четко определенные способы мышления и поведения (описанные
уставом), контроль жизненной среды и общения, формирование веры в
абсолютную истинность приказов, что не оставляет места для каких бы то
ни было вопросов или альтернативных точек зрения, особая речь и др. Все
это человек должен быть готов принять и, приняв действовать
некритически.
Во многом похожие ситуации возникают в обучении. Многие люди готовы
терпеть ограничения и выдерживать суровую подготовку в медицинских,
юридических, религиозных учебных заведениях. Стремясь стать врачами,
адвокатами или священниками, они делают сознательный выбор.

19.

6. Одна из наиболее распространенных причин индоктринации – идентификация с лидером или с избранным эталоном (нравственным,
профессинальным и др.). В роли последнего может выступать реальный человек (государственный деятель, ученый, художник, полководец и
др.), либо мифологический, литературный или кино-герой. Остановимся в начале на самом жестком варианте – индоктринации в результате
идентификации с лидером тоталитарной секты.
Стоящие во главе тоталитарных сект, харизматические лидеры исповедуют, как правило, жесткий авторитарный стиль руководства. Они обычно
интуитивно, а часто и вполне сознательно и при этом весьма эффективно, используют механизм индоктринации. Суть и смыл их деятельности максимально влиять на последователей, заражая их своими идеями.
Лидер тоталитарной секты добивается неограниченной власти и стремится разными, чаще всего этически осуждаемыми способами, лишить своих
последователей индивидуальности и свободной воли, устанавливая абсолютный, деструктивный контроль над их сознанием. С данной целью эти
лидеры либо напрямую провозглашают себя богами, либо убеждают других, что воля Бога состоит в следовании за ними.
Естественно необходимо понимать, что быть сильным, харизматическим лидером не означает непременно быть порочным и призывать
других к недостойным делам и поступкам. В выдающихся лидерских способностях, конечно, кроется масса возможностей для
злоупотреблений. Но лидер не обязан, он всего лишь может ими воспользоваться во вред другим, но может воспользоваться и во благо.
Этим и отличается лидер деструктивного направления или религиозного культа от сильного, харизматического лидера,
утверждающегося в позитивных делах.

20.

7. Упомянутые мировые религии сами интенсивно используют механизм индоктринации для
рекрутирования новых членов. Но этот вариант индоктринации общество склонно оценивать как
конструктивный контроль сознания. Вероятно потому, что все три мировые религии давно
избавились от жестких методов контроля сознания, и рассматривают в качестве своей основной
задачи конструктивную консолидацию групп насчитывающих миллиарды верующих. А вот
освобождение человека из сетей тоталитарных сект наиболее эффективно в варианте замены веры
в ценности, пропагандируемые сектой, на веру в ценности, проповедуемые одной из мировых
религий.
8. Особая проблема - индоктринация в итоге идентификации с лидером в сфере творчества. Для
того, чтобы в этом разобраться введем еще одно редко используемое понятие – «культ личности в
творчестве». Данное словосочетание следует понимать как явно выраженную зависимость
продукта творчества от личности творящего. Известный советский философ Э. Ильенков однажды
заметил, что величие ученого определяется не только тем, насколько он продвинул науку, но и тем,
насколько он ее затормозил. Даже беглый взгляд на историю науки позволяет сделать вывод о том,
что выдающиеся ученые способны в течение долгого времени оказывать индоктринирующее
влияние на коллег.

21.

В современном мире используется множество технологий, эффективно
программирующих наше сознание и внедряющих в него множество идей, в
том числе и тех, что потенциально опасны для нас. Это ни для кого не секрет,
как и то, что делается это обычно помимо нашей воли.
Значительно меньше известно другое — то, что мы сами имеем природную
расположенность к этому программированию.
Есть и еще одна особенность, которая также обычно не афишируется, —
средства противодействия различным вариантам программирования сознания
разрабатываются значительно менее интенсивно, чем способы установления
контроля над ним. Цитата, принадлежащая Ноаму Хомски гласит: «Для тех,
кто упрямо ищет свободы, не может быть более неотложной задачи, чем
понять механизмы и практики индоктринации. Её легко увидеть в
тоталитарных сектах, и гораздо сложнее в основанной на нашей системе ,
но якобы „свободной“ системе, которой мы все принадлежим, и которой
мы так часто служим, осознанно или неосознанно».

22.

1. В группе вы найдете то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно
точно, чего вам не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для вас полностью новый взгляд на вещи.
Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
3. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять
или проверять. Ваши новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, вы
должны пережить это – пойдемте сейчас с нами в наш Центр».
4. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает истину.
5. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием.
6. Традиционное наука, рациональное мышление, разум отвергается, поскольку
они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не членов группы считает доказательством правоты
учения секты.

23.

8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно его спасти.
9. Ваша группа – это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не
сотрудничает с группой или не позволяет ей спасти себя.
10. Вы должны стать членом группы.
11. Группа отграничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой
регламентацией межличностных отношений.
12. Группа желает, чтобы вы разорвали свои «старые» отношения, так как они препятствуют вашему
развитию.
13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров,
предписывает групповой секс или наоборот, полное воздержание.
14. Группа наполняет все ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов,
посещением курсов, медитациями…
15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с вами.
16. Если вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь вы
сами, поскольку вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите.
17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это
единственный путь к спасению.

24.

Источники:
1. САВЕНКОВ А. ИНДОКТРИНАЦИЯ,
или Как контролируют наше сознание
2. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. — М.:
Протестант, 1994.
3. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная
психология. Секреты поведения Homo sapiens. —
СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
4. Хассен С. Освобождение от психологического
насилия. Деструктивные культы. Контроль сознания.
Методы помощи. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
English     Русский Правила