Похожие презентации:
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»)
1.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»( по роману-эпопее Л.Н. Толстого
«Война и мир»)
2.
Авторы: учащиеся Х классаЦели:
На примере семей Ростовых и Болконских по
роману «Война и мир» понять, что семьяноситель и хранитель духовности.
Создать модель своей будущей семьи.
3.
Задачи:1. ПРОЧИТАТЬ РОМАН-ЭПОПЕЮ Л.Н.ТОЛСТОГО « ВОЙНА И МИР»
ПРОСЛЕДИТЬ РАЗВИТИЕ МЫСЛИ СЕМЕЙНОЙ
НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОПИСАНИЙ СЕМЕЙСТВ
РОСТОВЫХ, БОЛКОНСКИХ, КУРАГИНЫХ.
2.
3. СОБИРАТЬ НУЖНЫЙ МАТЕРИАЛ ( ИЗ РОМАНА, КРИТИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ)
4. СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА, ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ О
ПОКАЗАТЬ РАЗЛИЧИЕ В
ОТНОШЕНИИ Л.ТОЛСТОГО К ЭТИМ СЕМЬЯМ, В
ВОПЛОЩЕНИИ ЕГО ИДЕАЛА СЕМЬИ В ОБРАЗАХ
ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ.
СЕМЬЯХ
ИЗ
РОМАНА.
5. СОЗДАТЬ СВОЮ МОДЕЛЬ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ.
4.
Обоснование проекта:«Люди как реки: у каждого свое русло, свой исток.
Исток этот – родной дом, семья, ее традиции,
уклад».
(Л.Н.
Л.Н. Толстой стоит у истоков народной философии и
Толстой )
придерживается народной точки зрения на семью - с ее
патриархальным
укладом,
авторитетом
родителей,
их
заботой о детях. Поэтому в центре внимания два семейства:
Ростовы и Болконские.
5.
Семья Ростовых- толстовский идеалпатриархальной семьи
Простота
Радушие
Сердечность
Взаимная любовь в
семье
Благородство
Близость к народу
Естественность
Хлебосольство
•Эмоциональный, полный
искренних чувств образ
жизни – «ум сердца».
•Артистичные натуры.
6.
Граф и графиня РостовыДобрые и простодушные
люди, рады всем, кто
приходит в их дом.
Им свойственно истинно
русское стремление к
широте и размаху.
В их доме атмосфера
радушия, любви, культ
детей.
Даже дворовые люди
ощущают себя с
хозяевами единой семьей.
7.
Николай Ростов«Невысокий курчавый
молодой человек с открытым
выражением лица».
Служит в гусарском
Павловском полку.
Служебные взаимоотношения
выстраивает при помощи
трех составляющих: честь,
достоинство и верность
присяге.
Николая не отличает глубина
ума, автор называет его
«простодушным».
И на самом деле перед нами
простая душа, честная и
порядочная.
8.
Наташа РостоваНаташа Ростова воплощает саму
полноту жизни с ее беспрерывным
движением, с ее крайностями.
«Она не удостаивает быть умной»,
потому что живет сердцем.
Тернистый путь ошибок и
страданий вознаграждаются
семейным счастьем героини в
финале романа.
Наташа близка к народу, живет его
чувствами.
Она воплощает русский
национальный характер, который и
определяет ее сущность.
9.
СоняОна неродная дочь в
семье, но ей здесь очень
уютно.
Ее в семье так же
трепетно и нежно любят в
семье, как и других детей.
10.
Петя РостовМладший сын Ростовых,
всеобщий любимец.
Добрый, честный, подетски наивный.
Охваченный сильным
патриотическим чувством
добровольно уходит в
действующую армию и
погибает в бою с
французами.
11.
Семья Болконских- толстовский идеаларистократической семьи.
Замкнутый характер жизни.
Неприятие праздности и
пустословия «высшего общества».
В центре внимания – духовное
развитие личности.
Рассудочный образ жизни – «ум
ума».
Определяющим является понятие
чести.
Сдержанность и гордость.
За внешней холодностью
отношений скрывается глубокое,
искреннее чувство любви.
12.
Незаурядная личность старшего князяБолконского – прототип прадеда Толстого
Гордится происхождением от
Рюрика, но не признает Бога.
Аристократ, соблюдает
неукоснительный порядок во всем.
Постоянно трудится: то пишет
новый военный устав, то работает
на станке, то занимается дочерью.
Много лет безвыездно находится в
деревне, но в подробностях знает
все военные и политические
события.
Считает, что на свете «есть только
две добродетели – деятельность и
ум».
Всегда педантично следует своим
убеждениям.
Зорко, «насквозь», видит людей.
13.
Марья БолконскаяВнешняя некрасивость героини
и ее лучистые глаза.
Ум и образованность.
Способность к
самопожертвованию.
Любовь к ближнему.
Патриотизм.
Семейное счастье с Николаем
Ростовым как награда.
14.
Князь АндрейОт отца, участника
походов Суворова, ему
передалось чувство
патриотизма и желание
приносить пользу людям.
Его мечта – совершить
подвиг во имя Родины.
Во время войны 1812 года
воюет на передовой.
15.
НиколенькаСына князя Андрея мы
видим в эпилоге
маленьким мальчиком.
Он уже внимательно
слушает Пьера.
В нем происходит какаято сложная работа чувств
и мыслей.
16.
Быть с русским народом в грозные годы и отдатьза него жизнь– в этом видят свое назначение
семьи Ростовых и Болконских
17.
Толстовский идеал настоящей семьивоплотили в жизни любимые герои автора.
18.
ВыводДва семейства, Болконские и Ростовы,
являют нам жизнь, руководимую
нравственными законами, где
главенствует долг, достоинство, умение
сострадать.
Двум этим семьям
противопоставляется в романе семья
Курагиных.
19.
Семья Курагиных – воплощениебезнравственности
Эгоизм и тщеславная самоуверенность.
Отсутствие всяческих моральных принципов и
нравственных традиций.
Отсутствие семейного благополучия и бездетность Элен
как наказание.
В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут
люди родные только по крови.
Члены этой семьи оказываются способными только к
разрушению: Анатоль стал причиной разрыва Наташи и
Андрея, Элен едва не разбила жизнь Пьера.
Семья органично вписывается в общество завсегдатаев
салона А.П.Шерер с его интригами, искусственностью и
лжепатриотизмом.
20.
Князь ВасилийГлава семьи – светский лев,
расчетливый, холодный проходимец.
Фальшивость, неестественность,
алчность – основные его черты.
Деньги и положение в обществе
являются главными в его жизни.
Ради денег готов совершить самые
низкие поступки, даже преступления.
Фактически продает свою дочь,
выдавая ее замуж за Пьера Безухова.
Признается, что он лишен
«родительской любви» и что дети –
«обуза его существования».
21.
АнатольКутила и игрок.
Князь Василий называет его
«беспокойным дураком».
Причинил много горя
Болконским и Ростовым.
В нем заложено животное
безнравственное начало.
Будучи женатым на польке,
вступает в новые связи, ищет
богатую жену.
Безнравственность и низость
проявляются в отношении к
Наташе, в истории сватовства
к княжне Марье Болконской.
22.
ЭленСветская красавица,
символ блеска, но и
пустоты светской жизни.
Женщина-хищница,
готовая ради денег и
положения в обществе на
любую безнравственность
и интригу.
Холодное великолепие,
мраморные плечи и
неизменяющаяся улыбка
делают ее похожей на
бездушную статую.
23.
ИпполитВторой сын князя Василия – «покойный дурак».
Поражает внешним сходством с сестрой-
красавицей, но при том поразительно дурен
собой (его красота имеет другую сторону –
безобразную).
Связь с другими членами семьи только внешними
отношениями, душевной близости у них нет.
24.
ВыводВ своем романе "Война и мир" Толстой
показал
нам
семьи
идеальные
(Болконские и Ростовы ) и семью лишь
формальную (Курагины).
И толстовский идеал – это семья с ее
святой заботой старших о младших и
младших о старших, с умением каждого
в семье больше отдавать, чем брать, с
взаимоотношениями, построенными на
"добре и правде". Каждый должен
стремиться к этому. Ведь счастье - в
семье.
25.
Опрос «Осознанное родительство»Участвовало: 14 старшеклассников
1) Считаете ли вы, что быть
родителем почетно?
2)Согласны ли вы с тем, что
воспитанием детей
должны заниматься оба
родителя?
3)Нужно ли готовить себя к
исполнению
родительского долга?
4)С какого возраста, повашему, стоит готовить
себя к достойному
исполнению роли отца,
роли матери?
5)Где вы чаще всего
черпаете знания на
заданную тему?
6)Беседуете ли вы на тему:
взаимоотношения полов,
материнства, отцовства,
1) Да- 100%; нет- 0%;
затрудняюсь ответить- 0%
2) Да- 96%; нет- 0%;
затрудняюсь ответить- 4%
3)Да- 84%; нет- 10%;
затрудняюсь ответить-6%
4)С детства- 56%; с
подросткового возраста 12%; когда решили создать
семью -23%; когда
станешь родителем -9%
5)В книгах- 22%; в газетах -0%;
от друзей-14%; от
родителей- 64%
6) Да: с мамой -19%, с папой
– 7%, с друзьями -38%, с
родственниками- 10%
Нет: 26%
26.
Модель моей будущейсемьи
Дети
Мир
Любовь
Счастливая
семья
Счастье
Взаимоуважен
ие
Благополучи
е
Понимание
между
родителями и
детьми
Тепло
Ласка
Забота
Ответственность
27.
Выводы:1. «Мысль семейная» занимает в романе
очень важное место.
2. Счастливая семья - это награда за
праведную жизнь. Своих любимых
героев в финале он награждает
счастьем в семейной жизни.
3. Семья- носитель и хранитель
духовности.
4. Крепость государства определяется
крепостью семьи.