105.28K
Категория: ХимияХимия

Использование игровых форм на уроках химии

1.

«Использование игровых форм на
уроках химии»
Учитель биологии, химии,
географии
МБОУ ООШ 15
имени Героя Советского Союза
В.П. Иваненко
станицы Махошевской
Шулякова Наталья
Андреевна

2.

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Введение
Основные сведения об игровом обучении
Способы реализации игры
Функции игры
Критерии игры
Требования к проведению игровых уроков
Воздействие игры на формирование положительной
мотивации к учению
8. Применение игровых форм на уроках химии
9. Заключение

3.

Знание химии – это не только знание фактов и
теорий, о которых рассказывается на уроках и в
учебнике, но и умение объяснять химические явления
в окружающей жизни.
Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно
из условий успешного обучения. Игра «в
значительной степени является основой всей
человеческой культуры», - писал А.В. Луначарский.
Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и
творит свободно.
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать
все ведущие функции обучения: обучающую,
воспитывающую и развивающую.

4.

Основные сведения об игровом обучении
• Игровое обучение — это форма учебного процесса,
направленная на воссоздание и усвоение общесвенного
опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках,
умениях,
эмоционально-оценочной
деятельности, развития способностей ребёнка и
формирования универсальных учебных действий, таких
как целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль,
коррекция,
оценка,
саморегуляция,
в
программах предусмотрены активные формы работы,
направленные на вовлечение учащихся в динамическую
деятельность,
на
обеспечение
понимания
ими
теоретического материала и развития интеллекта,
приобретения практических навыков самостоятельной
деятельности.

5.

Игры могут реализовываться в учебном процессе
различными способами:
• 1) ролевые игры на уроке (инсценирование);
• 2)
игровая
организация
целого
урока
с
использованием
игровых
заданий
(уроксоревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урокКВН);
• 3) игровая организация учебного процесса с
использованием
заданий,
которые
обычно
предлагаются на традиционном уроке;
• 4) использование игры на определённом этапе урока
(начало, середина, конец; знакомство с новым
материалом, закрепление знаний, умений, навыков,
повторение и систематизация изученного).

6.

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
• 1) развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• 2) коммуникативную (освоение диалектики общения);
• 3) самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);
• 4) терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в
других видах жизнедеятельности);
• 5) диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры);
• 6) коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных
показателей);
• 7) межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
• 8) социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение
норм человеческого общежития).

7.

Критерии игры:
• Игра должна быть рассчитана на один урок.
• Игра не должна быть сложной для понимания её
правил.
• Игра должна быть массовой и охватывать всех
учащихся класса.
• Оценки должны выставляться легко, учащийся
должен понимать, как получилась итоговая
оценка.
• Игра должна быть динамичной и поддерживать
интерес к ней до конца урока.

8.

Требования к проведению игровых уроков:
Соответствие темы игры теме урока.
Четкое определение цели проведения игры.
Значимость игрового результата для участников игры.
Посильность используемых в процессе игры действий и
их сложность.
Доступность замысла участника игры, простота сюжета.
Стимулирующий характер игры.
Объективные критерии оценки игровой деятельности.
Благоприятный психологический климат отношений в
процессе игры.
Простор для творчества учащихся.
Обязательный элемент игры – соревновательность между
участниками игры.

9.

• При подготовке к игре можно использовать
мультимедийную презентацию с использованием
триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде,
щелчок по которому анимирует его), интерактивную
игру с возможностью перемещения объектов.
• При любых формах работы (работа в парах, группах,
индивидуальная) игра предполагает интерактивный
метод обучения.

10.

• Игра предполагает участие всех учащихся в той мере,
на какую они способны. Учебный материал в игре
усваивается через все органы приема информации,
причем делается это непринужденно, как бы само
собой, при этом деятельность учащихся носит
творческий, практический характер.
• Важнейший психологический секрет игры в том, что
она обязательно должна быть построена на интересе
и удовольствии. Игра должна вызывать веселое
удовлетворение
от
удачного
ответа,
быть
эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель
игры должна быть достижимой, а оформление красочным и разнообразным.

11.

Игра оказывает весьма значительное
воздействие на формирование положительной
мотивации к учению:
развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,
активизирует познавательную деятельность,
способствует закреплению и углублению знаний,
развивает логическое мышление,
объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими
интересами,
• формирует профессиональный интерес,
• облегчает
сознательный
выбор
будущей
профессии.
значительные трудности, тренируют свои силы,
развивают способности и умения.
• Игровые технологии помогают сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывают у учеников глубокое удовлетворение,
создают на уроке радостное рабочее настроение, облегчают процесс
усвоения знаний.

12.

Игра «Учитель-ученик»
• «Учитель» задает вопросы по определенной теме
«ученику» и оценивает его знания.
• Например, вопросы по теме: «Периодическая
система Д. И. Менделеева»
• 1. Первый химический элемент в периодической
системе (Н)
• 2. Назвать первый химический элемент в группе
благородных газов (Не)
• 3. Назвать элемент, у которого только на первом
электронном слое два электрона (Не) и др.

13.

Игра «Узнай меня»
• На доске учитель пишет названия химических
реакций различных типов и распределяет их
среди игроков. На столе в беспорядке находятся
карточки с уравнениями химических реакций
разных типов. Каждый ученик должен выбрать
среди всех карточек только те, на которых
написаны уравнения химических реакций
нужного ему типа. Ученик, допустивший ошибку,
дает определение реакции данного типа и
приводит пример.

14.

Игра «Продолжите ряд»
• Заданы
несколько
членов
ряда.
Нужно
обнаружить
закономерность
чередования
объектов и продолжить ряд.
• Пример: а) Li, Al, As, б) F-,:, Na+, S2-, Ar,:
• Варианты ответов: а) Li, Al, As,Ts
• б) F-,Ne, Na+, S2-, Ar, As3-, Kr, In3+

15.

Загадки.
• Несложные, интересные загадки тоже могут
активизировать
мысленную
деятельность
учащихся и в начале урока и при изучении
сложных тем, когда дети порядком устали.
• 1) Тот элемент в печной трубе находим в виде
сажи, и в простом карандаше его встречаем
даже. (Углерод)
• 2) Из меня состоит все живое: Я - графит,
антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я
в деревьях и в каждом из вас. (Углерод).

16.

Игра «Найди ошибку»
• Учащиеся разбиваются на команды (по числу рядов
столов в классе). Каждая команда получает от учителя
по одной карточке. По сигналу учителя игроки,
сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают
несоответствующие названия химических элементов
в первой строке карточки и передают ее ученикам за
вторыми столами, те исправляют ошибки во второй
строке карточки и передают ее дальше и т. д.
• Побеждает команда, которая первой правильно найдет
и исправит все ошибки. После игры обсуждаются
результаты.

17.

Игра «Третий лишний»
• При подготовке к игре можно использовать мультимедийную
презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» –
объект на слайде, щелчок по которому анимирует его).
• Например, найти формулы веществ, которые не соответствуют
логическим цепочкам.
• 1. Кислоты
HCI
HNO3
H2 O
HBr
HF
H3PO4
H2SO3
H2О2
H2SO4
• 2. Соли
KCI
NaBr
K2SO4
HCI
NaNO3
BaS
NaCI
NH4OH
H2 S

18.

Игра «Руки вверх»
• Учитель перечисляет названия веществ и
физических тел, дети внимательно слушают. Если
названо вещество, ученики поднимают руки
вверх, а если физическое тело, то руки лежат на
парте. Ученик, допустивший ошибку, дает
определение «вещества» или «физического тела»
и приводит дополнительно соответствующие
примеры.

19.

Игра «Химическая тайнопись»
• Как можно быстрее соединить линией название
вещества с соответствующими формулами.
Выигрывает тот ученик, который первым
правильно выполнит задание.

20.

Игра «Цепочка»
Ученики в классе делятся на команды (лучше по
вариантам). Ребята за первыми столами по
команде ведущего пишут на листе название
химического элемента и передают листок
ученикам за вторыми столами. Те должны
написать рядом название другого элемента,
начинающегося на букву, которой кончается
первое название, и так далее. Побеждает команда,
составившая наиболее длинную цепочку.

21.

Игра «Веришь -не веришь»
• Играют двое учащихся, которые задают друг другу заранее
подготовленные вопросы по определенной теме. Каждый игрок
отвечает «да» или «нет» и даёт объяснение своему ответу.
Например:
• 1. Верите ли вы, что кислород и водород - это простые
вещества?
• - Да. Потому что и кислород и водород состоят из атомов
одного химического элемента.
• 2. Верите ли вы, что дистилляция-это способ разделения
однородных смесей, и основан на том, что отдельные вещества
с различной скоростью поглощаются поверхностью другого?
• - нет. Потому, что дистилляция-это способ разделения
однородных смесей путем испарения летучих жидкостей с
последующей конденсацией паров.

22.

Ребусы
• Ребус - это изображение какого-либо слова или
целого предложения при помощи комбинации
букв, цифр, рисунков, знаков и т.д.

23.

Шарады.
• Шарады — это загадки, ответы на которые
разгадываются по частям. Например, два слова
МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют
в целом слово МЫШЬЯК.

24.

Анаграммы
• это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв.
• Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы
так,
чтобы
получилось
новое
слово.
В ярком пламени рождаясь.
• Я невзрачна и сера.
• Если ж буквы переставить,
• Гибким стеблем стану я.
• Ответ: зола — лоза.
• Пример: зола — лоза; торф — фтор; ромб — бром; уран
— урна; удар — руда; соль — лось; колба — бокал.

25.

Логогрифы.
• это загадки, которые решают путем удаления или
добавления букв, или слогов к слову так, чтобы
получилось новое слово. К примеру, слова УРАН и
БУРАН могут составить логогриф.
• В свободном виде он всех убивает.
• Если «связать», то в еду добавляют.
• Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
• То дружно со всеми песню споем.
• Ответ: в этой загадке задумано слово ХЛОР.
Зачеркнув в нем букву Л, получим слово ХОР,
соответствующее смыслу второй части логогрифа.

26.

Метаграммы
• Мель — медь; хром — бром; Урал — уран; часы
— весы; галлий — таллий; титан — тиран; радий
— родий; водовод — водород; калий — гелий;
моль — боль — роль — соль; плотина — платина.

27.

Кроссворды
• Разгадывание кроссвордов по химии позволяет в
занимательной форме расширять кругозор и развивать
интеллект.
• Для решения большинства кроссвордов достаточно
знаний, полученных на уроке.
• Но некоторые вопросы могут вызвать затруднения, что, в
свою очередь, побудит учащихся обратиться к
дополнительным источникам по химии.
• Учитель может использовать данные кроссворды поразному: можно предложить желающим в качестве
дополнительного домашнего задания на оценку; мощно
использовать в виде отдельных заданий для письменных
самостоятельных работ.

28.

Заключение
• Игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и
развивающую функции способствует решению дидактических задач
процесса обучения - образовательных, воспитывающих и
развивающих.
• Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе
обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь
систематическое целенаправленное использование дидактических игр
может дать определённые результаты как в изменении основных
качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной
деятельности и в обучении в целом.
• Обучение нельзя превращать в игру. Игра - не самоцель, а средство
обучения, способствующее активизации учебной деятельности
школьников, применение которого в сочетании с другими средствами
должно внести свой определённый вклад в решение учебновоспитательных задач общеобразовательной школы.
English     Русский Правила