297.15K
Категория: ФилософияФилософия

Генезис философии в странах Древнего мира

1.

ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ
ДРЕВНЕГО МИРА
Вопросы лекции:
1. Основные черты и особенности философии стран
Древнего Востока
2. Философия Индии и Китая: основные идеи, школы и
представители

2.

Литература
Обязательная:
Философия: учебник для студентов вузов /Под ред. Ратникова
В.П. – М.: Изд-во Юнити-Дана, 2015.
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446491.
Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко,
А.Ратникова. - М., 2010.
Малов А.В., Чижик П.И. Философия: альбом схем. Учебное
пособие. – Химки, АГЗ МЧС России, 2016.
Методика изучения философии: учебное пособие //Под ред.
А.В.Малова. –Химки: АГЗ МЧС России, 2013.

3.

1
Вопрос лекции:
1. Основные черты и особенности философии стран
Древнего Востока

4.

Философия (от греч. Phileo – люблю и sofia –
Философия
мудрость) – буквально означает любовь к
мудрости
Мудрость
cовокупность
наиболее значимых и
не всеми
постигаемых знаний
о мире
особое познание
мира, основанное на
разуме
Восточная философия – совокупность идей, взглядов, концепций,
выработанных философами, проживающими на территории
современной Индии и Китая

5.

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
самостоятельный характер идей и взглядов
ориентация на культурные традиции
рационально-прагматическая
направленность философии
(подчиненность политической практике)
особый интерес к проблеме
управления обществом и государством
Основные
черты
отсутствие строгого понятийного аппарата
особое внимание к анализу поведения
человека и состояний его духовного мира
мир рассматривается как единство двух
начал - ян (мужское) и инь (женское)
разработка идей человечности
(конфуцианство) и естественности (Даосизм)
наличие выдающихся мыслителей

6.

УЧЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ СТИХИЯХ
стихии:
Огонь
Металл
Земля
Вода
Дерево
В китайской философии термин «стихия» определяется не как
материальная субстанция, а скорее, как сила — особое свойство
Вселенной, как ее энергетические состояния, вновь и вновь повторяющиеся
Пять стихий проявляются во всех явлениях нашей Вселенной: пространстве
и времени, звёздах, климате, временах года, существовании растений
и животных, в человеческих жизнях
Если энергетические уровни стихий не уравновешены, то у людей
возникают дискомфорт и болезни, а в обществе — волнения, революции,
войны. Когда стихии уравновешены и сильны, человек обретает здоровье,
а мир — гармонию, красоту и милосердие

7.

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
строгая приверженность индуистской традиции
тесное переплетение с мифами, религиозными
верованиями, мистицизмом
наличие множества различных школ и течений
(идеалисты, материалисты, рационалисты,
интуитивисты, скептики)
Основные
черты
убеждение в существовании «вечного нравственного
миропорядка», который властвует над всеми мирами
и их обитателями (богами, людьми и животными)
ориентация человека на согласие с собственным
духовным и жизненным опытом
достижение совершенства окружающего мира
можно достичь путем самосовершенствования
решение основных проблем человеческого
бытия на основе гармонии с окружающим миром
важнейшим принципом поведения человека
является непричинение вреда ни одному
живому существу

8.

2
Вопрос лекции:
2. Философия Индии и Китая: основные идеи, школы и
представители

9.

ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
(Хll в. до н.э. – ll в. н.э.)
Ведическая литература:
Ригведа
(сборник гимнов)
1
Араньяки («лесные
книги», предназначенные
для отшельников)
2
3
4
Брахманы
(руководства для
ведических ритуалов)
Упанишады
(содержащие в основном
философские тексты)
Веды (веда -знание) - сборники гимнов в честь богов,
эпоса, магии, ритуалов и т.п.

10.

Индийская философия
философские идеи упанишад:
мирозданье состоит из 3-х миров: земли, воздушного
пространства и неба
боги управляют миром, которых более 3 тысяч
в качестве первоосновы бытия выступает универсальный
принцип – безличное сущее (брахма)
человек творение богов и часть природы
духовной сущность каждого человека является атман,
его тело смертно, а душа - бессмертна
человеческая жизнь понимается как определенная форма
бесконечной цепи перерождений (самсара)
круговорот жизни вечен и все в мире ему подчиняется
«Философия всегда считается светильником для всех наук,
средством для совершения всякого дела, опорою всех
установлений» //Каутилья «Артхашастра»

11.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Основные школы:
Джайнизм
Буддизм
Локаята (чарвака)
Вайшешики
Санкхья
Йога
Миманса
Ньяя
Веданта
Бхагаватизм
Представители: Махавира Вардхамана, Сиддхарта Гаутама
(Будда), Чарвака, Аджита, Ишваракришна, Патанджали,
Джаймини, Бадараяна

12.

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
ортодоксальные
(признающие авторитет вед)
Веданта
Йога
Миманса
Санкхья
неортодоксальные
(отрицающие авторитет вед)
Буддизм
Джайнизм

13.

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
ЧЕЛОВЕК
особая роль человека в мироздании
воздаяние за человеческие поступки
определяется моральным законом (дхармой)
жесткая кастовая регламентация жизни
кастовая система включала: брахманы,
кшатрии, вайшья, шудры
только брахманы, кшатрии и вайшья имеют
доступ к чтению и изучению Вед

14.

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Кастовая система
жрецы
(брахманы)
1
земледельцы,
ремесленники
и торговцы (вайшьи)
2
3
4
воины
(кшатрии)
угнетенные и
бесправные бедняки,
фактически рабы
(шудры)
Согласно индуизму человек рождается в конкретном социальном
слое, в определенной религиозной традиции, которые задают
ему нормы поведения, находящиеся в созвучии с космическим
порядком и оперирующие на всех уровнях его земного
существования

15.

Философское учение буддизма
существование человека неразрывно
связано со страданием
1
2
причиной страдания человека является
его рождение, тяга ко всему земному
устранение причин человеческих страданий
заключается в устранении в себе земных
3
желаний
Буддизм
6
4
существует путь, ведущий к прекращению
страдания
5
идя по данному пути можно просветлить
ум и прийти к нирване – состоянию
совершенства
бесконечные перерождения прекратятся, а с
ними прекратятся страдания

16.

Философия буддизма
4 благородные истины:
существование
человека неразрывно
связано со страданием
устранение причин
человеческих страданий
заключается в
устранении в себе
земных желаний
причиной страдания
человека является
2 его рождение, тяга ко
всему земному
1
3
4
существует путь,
ведущий к прекращению
страдания

17.

Восьмеричный путь в Буддизме
правильное:
воззрение
мудрость
поведение
речь
образ жизни
намерение
нравственность
внимание
усилие
сосредоточие
духовная
дисциплина

18.

Материалистическая традиция в
древнеиндийской философии
Учение локаята:
соединяясь они
человек состоит из
образуют тело, органы
чувств и на их основе
возникает духовное
начало
четырех элементов –
земли, воды, огня и
воздуха
душа возникает вместе с
отрицание
телом человека при
рождении, а после смерти
погибает и больше не
существует
существования загробной
жизни, закона кармы и
самсары
необходимость
пользоваться реальной
жизнью, принимать все, что
она приносит

19.

Теоретические источники
философии Древнего Китая
Классические книги:
Книга гор и морей
Книга порядка
Книга истории
2
1
4
3
5
6
Книга песен
Книга весны и осени
Книга перемен

20.

Философские школы Древнего Китая
Конфуцианство
Даосизм
Легизм
особенности:
обожествление неба, земли и всей природы и
гармония человека с миром и самим собой
обращенность к этическим проблемам
интерес к проблеме управления государством и обществом
относительная самостоятельность и отсутствие
строгой зависимости от религии

21.

Философия конфуцианства
Этическое учение:
воспитание
уважения и
почтительности по
отношению к
окружающим и
обществу
обладание
добродетелями:
вежливость,
человечность,
справедливость
благородный муж
всегда следует долгу и
закону, не думая о себе и
своей выгоде
золотое правило
нравственного поведения:
чего не желаешь себе,
того не делай другим
правитель должен быть
знающим, мудрым и
подавать пример всем в
государстве

22.

Конфуций об этических основах
управления
Добродетель
правила
ритуала (ли)
человеколюбие
(жэнь)
забота о
людях (ту)
почтительное
отношение к
родителям (сяо)
преданность
правителю
(чжун)
«Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым.
Мораль благородного мужа (подобна) ветру, мораль низкого
человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда,
куда дует ветер... (Конфуций)

23.

«Опирайтесь на
помощников,
прощая им мелкие
провинности;
привлекайте к службе
добродетельных и
способных делами»
«Никогда не следует
бросаться словами,
если не можешь
подтвердить
их делами»
«Кто овладел ритуалом и соответствующим
церемониалом, тому управлять Поднебесной так
же легко, как показать ладонь»
«Не спеши с решениями, не перегружайся мелочами.
Будешь спешить — не сумеешь вникнуть в суть дела;
утонешь в мелочах — не сумеешь решить крупные проблемы»

24.

Философское учение даосизма
все в мире находится в пути, в движении и
изменении
1
2
существует естественный путь, который
является законом и основой всего
сущего (Дао)
3
мир и жизнь людей управляется Дао,
а не духами
4
Дао существует вечно, везде и во всем
5
Дао порождено началами ян и инь, из
которых образуется Небо, Земля и Человек
Учение
Лао-цзы
6
на гармонии человека с миром основывается
его душевное спокойствие

25.

Философское учение легистов
законы обеспечивают социальный порядок и
стабильность в обществе и государстве
люди плохи по своей природе, и нуждаются в
жестких законах и ограничениях
модель управления государством основывается
на системе жестких законов («фа») и суровых
наказаниях
Основные
идеи
равенство всех перед Законом и императором
раздача титулов не по знатности рода,
а по реальным заслугам
любой простолюдин имеет право дослужиться
до первого министра
English     Русский Правила