Похожие презентации:
Орнамент по форме композиционных схем
1.
ОрнаментПо форме композиционных схем
2.
РаппортОрнамент - чередование тождественно
повторяющихся частей.
Минимальная площадь повторяющегося
рисунка называется раппортом (от
французского слова rapport —
возвращение).
3.
4.
Связь элементов внутрираппортной полосы
может быть двух родов:
• когда элементы не
связаны между собой и
повторяются через
одинаковые
промежутки;
когда элементы
объединяются
непрерывной линией,
как, например, в
некоторых видах
древнегреческого
меандра.
5.
композиционные схемыПовторение раппорта в разных направлениях и
согласно разным осям симметрии и образует
разные композиционные схемы.
• Узор может быть плоским и объемным.
• зеркальные отражения, вращения,
переносы, сетки.
6.
Виды орнамента• Ленточный
• Сетчатый
• Композиционнозамкнутый
7.
Композиционные схемы1.
Ленточный орнамент имеет вид ленты или
полосы и напоминает «открытое двустороннее
движение».
2. Такой орнамент состоит из повторяющихся
элементов и ограничен сверху и снизу.
3. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр
и кайму.
8.
ФризФриз — орнаментированная композиция,
предназначенная для декоративного оформления
верхней части стены внутри или снаружи здания
9.
фриз10.
Бордюр — полоса, подчеркивающая краякакой-либо плоскости или объемной
формы.
11.
Кайма — узорная полоса, обрамляющаяплоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).
12.
различные виды симметрии:• зеркальная симметрия,
• симметрия переноса (когда элементы
переносятся по прямой на расстояние,
имеющее постоянную длину) -это самый
распространенный вид орнаментального
построения.
13.
ЛенточныйПовторяющиеся одинаковые по величине элементы создают
монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы
рождают более «живую» композицию с нарастающим или
волнообразным ритмом.
Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть
различными по величине, т. е. построены на контрасте форм
(большой, средней, малой) с различным их движением.
Контрастность помогает выявить образную характеристику
применяемых форм.
14.
ленточныйТакже
ленточный
орнамент
может
распростран
яться по
вертикали,
такой
орнамент
иногда
называется
полосным.
15.
16.
ленточныйорнамент.
7 Схем
17.
18.
11.Повторение элемента вдоль оси переноса.
Расположение равномерное.
Ось переносов- условная ось, идущая вдоль полосы с орнаментом,
относительно которой располагаются элементы его мотивов. Они могут
располагаться непосредственно на оси или по обе её стороны в различных
вариациях, ось переносов может совпадать с осью симметрии полосы
Ось переноса
19.
2Расположение элементов по обе стороны оси
переносов в скользящем отражении
20.
3Движение основной фигуры вдоль оси
переносов с изменением их направления
по другую сторону оси переносов.
21.
4Симметричная основа каждой
фигуры: весь орнамент
располагается с одной стороны оси
переносов.
22.
5Движение основной фигуры вдоль
оси переносов при зеркальном
изображении
23.
6Попеременное чередование
симметричных фигур относительно оси
переносов.
24.
7Попеременное чередование
симметричных элементов и зеркальное
изображение симметричных элементов
по другую сторону оси переносов
25.
Повторение элемента вдоль оси переноса.Расположение равномерное.
26.
Какие бывают ряды:метрические,
ритмические
метроритмические ряды
27.
Метрический ряд– закономерноеповторение равных элементов через равные
промежутки.
может быть простым и сложным
Особенность - статический характер целого
Пример простого метрического ряда с повторением одинаковых элементов через равные
интервалы.
28.
Сложный метрический рядПример сложного метрического ряда с повторением элементов различной
величины через равные интервалы.
29.
Ритмический рядРитмический ряд – закономерное повторение,
которое основано на изменении элементов ряда,
интервалов между ними или тех и других
одновременно
простой и сложный ритмический ряд
Особенность - динамический характер целого
Пример простого ритмического ряда с повторением элементов различной величины через равные
интервалы.
30.
Пример сложного ритмического ряда с повторениемэлементов двух видов различной величины через
неравные интервалы.
31.
Метроритмический рядМетроритмические ряды объединяют в себе
характеристики двух типов рядов метрических и
ритмических.
Метроритмический ряд – закономерное чередование,
при котором изменение элементов и интервалов
может быть одновременно равномерными,
убывающими и возрастающими.
32.
Законыорнаментальной
композиции:
1. Закон пропорциональности в
орнаментальной композиции заключается в
установлении соразмерности частей в
отношении целого и одна к другой.
Пропорциональные отношения площадей
рисунка и фона, размеров орнаментальных
мотивов и их составных частей, линейных
характеристик орнаментальных форм и т.п.
определяют выразительность композиции.
33.
2. Закон соподчинения – звучание выразительныхсредств орнаментальной композиции
обеспечивается выделением из их числа главных и
подчинения им второстепенных. Закон
соподчинения в штучных композициях
трансформируется в закон доминанты
(господствующей идеи): когда в композиции
отчетливо выделяется один или несколько
орнаментальных мотивов по размерам, форме,
фактуре и цвету.
34.
3. Закон трехкомпонентности, смыслкоторого заключается в том, что для убедительного
выражения сложного и разнообразного движения
орнаментальных мотивов необходимо показать в
композиции три фазы этого движения (три разных
размера, три разных интервала, между мотивами) и
периодически их повторять. Число ''три'' является тем
минимальным числом, которое позволяет достаточно
четко определить разнообразие какого-либо явления.
35.
4. Закон контраста – взаимодействиеконтрастных элементов взаимно усиливает и обостряет
их противоположные свойства, а взаимодействие
родственных элементов смягчает и нивелирует их
качества. Правило группирования следует из закона
контраста.
Оно формируется следующим образом: части,
подобные размерам, форме, цвету и близкие по
расстоянию, имеют тенденцию к зрительному
объединению в одно целое.
36.
5. Закон орнаментального контрапункта –построение орнаментальных мотивов возможно из
ряда замкнутых элементов путем соединения их в
целостный орнаментальный образ.
37.
6. Закон простоты – максимальнойубедительности и выразительности
орнаментального образа следует
добиваться минимальными средствами при
максимальном определении подробностей
38.
2. Замкнутый орнамент2. Центрический
(замкнутый)
орнамент— основан
на центрально-осевой
симметрии, когда
раппорт вращается
вокруг центральной
оси.
Замкнутое движение.
39.
замкнуьыйВ круге
В квадрате
В треугольнике
В многоугольнике
40.
41.
Вписанный в круг орнамент носитназвание розетка, роза, розетта.
42.
РОЗЕТКАмотив
распустившегося
цветка.
Древний Египет
Готическое
искусство.
43.
центрический«готическая роза» -яркий
пример центрического
орнамента, который часто
встречается в архитектуре
и декоративноприкладном искусстве
44.
Ось симметрии - прямая линия, вокруг которойсимметричная фигура может быть повернута
несколько раз таким образом, что каждый раз
фигура "самосовмещается" сама с собой в
пространстве.
45.
46.
47.
Зеркальная симметрияЗеркальная симметрия с
одной осью симметрии.
ощущение
неподвижности и покоя.
48.
Плоскость симметрии — воображаемая плоскость,которая делит фигуру на две зеркально равные части
— фигуры с одной плоскостью симметрии,
— фигура с двумя плоскостями симметрии,
— с четырьмя плоскостями симметрии.
49.
Центральная симметрияС несколькими осями
симметрии
центр симметрии,
через который может
пройти бесконечное
множество осей
симметрии
50.
Центральная симметрияПеренос мотива
относительно центра
на равное расстояние.
Мотивы создают
впечатление
движения:
вправо и влево.
51.
52.
53.
ВАРИАНТЫ КОМПОЗИЦИИ УЗОРА ВКРУГЕ
• Узор располагается на средних и диагональных
линиях, в центре круга
• Основная часть узора в центре круга, а некоторые
элементы по краям
• Узор располагается равномерно по краю круга, а
середина остаётся пустой
• Узор равномерно располагается по кругу
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
Сетчатый орнаментСетчатый орнамент— повторяющийся
раппорт, заполняющий всю декорируемую
поверхность, развиваясь в двух
направлениях — по горизонтали и по
вертикали.
63.
5 видов сетчатого орнаментаа) квадратная форма
раппорта;
б) треугольная форма;
в) прямоугольная форма;
г) ромбовидная форма;
д) параллелограмматическая,
64.
Сетчатый орнамент65.
66.
67.
68.
69.
70.
Сетчатый. применение• Архитектура (полы, стены, потолки)
• Костюм, при оформлении текстильных
изделий
• Сетчатые орнаменты часто
называются раппортными
(паттерными)композициями.
71.
72.
73.
ленточныйорнамент.
7 Схем