Похожие презентации:
Орнамент в книге
1. ОРНАМЕНТ
В КНИГЕ2.
- (лат. ornamentum) украшение, наряд.- украшение, состоящее из ряда
ритмически упорядоченных элементов.
Орнамент
- узор, состоящий из ритмически
упорядоченных элементов, образующих
композицию для оформления различных
предметов.
- узор, построенный на ритмическом
чередовании и организованном
расположении элементов.
3.
Византийскийкнижный орнамент
4.
Страницы из Кэллского Евангелия5.
Кэллское евангелие. Фрагмент иллюстрации6.
Кэллское евангелие. Фрагмент иллюстрации7.
8.
9.
И.Я. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»10.
И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Финист – Ясный сокол»11.
Билибин И.Я. Обложка «Сказки о царе Салтане»12.
Е. Бём. Азбука13.
В.А. Фаворский. Обложка и иллюстрация к «Слову о полку Игореве»14.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»15.
В.А. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»16.
Коран. Разворот17.
Макарова К.В.Оборочная иллюстрация
и орнаментальный шмуцтитул
18.
Макарова К.В.Разворот с орнаментальным шмуцтитулом
19.
Макарова К.В.Разворот с орнаментальным шмуцтитулом
20.
Виды и типы орнаментаБесконечные
Замкнутые
21.
Ленточный и сетчатый22.
1.Схемы ленточных орнаментов
2.
1.
Повторение элемента вдоль оси переноса.
Расположение равномерное.
3.
2.
Вид характеризуется присутствием плоскости
скользящего отражения.
4.
3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов
с изменением их направления по другую
сторону оси переносов.
4.
5.
6.
5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов;
расположение зеркальное.
6. Попеременное чередование симметричных фигур
относительно оси переносов.
7.
7.
Симметричная основа каждой фигуры: весь
орнамент располагается с одной стороны оси
переносов.
Чередование симметричных элементов; по
другую сторону оси переносов – зеркальное
изображение.
23.
Сетчатые орнаменты строятся на четкой геометрической основе, представляющейсвоеобразную решетку, бесконечно продолжающуюся во все стороны.
Основные виды сетки сетчатых орнаментов:
a) квадратная система узлов;
б) правильная треугольная система узлов
с наклоном оси в 60°;
в) прямоугольная система узлов;
г) ромбическая система узлов;
д) система параллелограммов.
б)
24. Изобразительные мотивы орнамента
геометрический
природный растительный
природный пейзажный
зооморфный
орнитоморфный
антропоморфный
каллиграфический
технический
25. Изобразительные мотивы орнамента
геральдический
гротескный
ажурный
городковый
фантастический, тератологическсий
символический
астральный
смешанный, комбинированный
26. Геометрический
Изображение строгого чередования ритмических элементов, фигур, мотивовгеометрической формы (прямые и изогнутые линии, круг, квадрат, овал,
треугольник и др.), которые могут заполнить любую поверхность. Меандр,
гирих, розетта, звезда, крест, плетенка.
Коран. Фронтиспис
27.
Фрагмент облицовки купола мечети28. Природный растительный
Изображение сочетаний (стилизованных) растений: листьев, цветов, плодов,веток и др. природных элементов.
Билибин И.Я. Книжные орнаменты
29.
Природный пейзажныйИзображение декоративно переработанных природных пейзажей.
Японский текстиль
30.
ЗооморфныйИзображение стилизованных фигур или частей фигур (голова, лапа и т.п.) реальных или
фантастических насекомых, рыб, животных (звериный стиль).
Орнаменты из «Кэллского Евангелия»
31.
Герхарт Мунте32.
Герхарт Мунте33. Природный орнитоморфный
Частный случай зооморфного орнамента, егомотивами являются изображения птиц и элементов
их оперения.
34.
Антропоморфный, антропологическийИзображение фигуры человека (мужская, женская) или отдельных
частей человеческого тела.
35. Каллиграфический
Изображение отдельных букв, элементов текста,выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.
36. Технический
Изображение простейших клеток, спиралеобразных витков.37. Геральдический (предметный)
Используются изображения знаков, эмблем, гербов, элементов воинскогоснаряжения – щитов, оружия, флагов.
38. Гротескный
Изображение причудливых фантастических, декоративных мотивов39. Ажурный
Изображение сочетаний прорезных деталей, резьбы40. Городковый
Изображение зубчатых полос, положенных одна на другую в видеступенек.
41.
Фантастический, тератологическийИзображение символических и мифологических существ (божества,
солнце, дева – птица, человек – рыба – русалка, человек – конь –
кентавр и др.)
42. Символический
Изображение орнаментальных образов - символов, системсимволов (людей, животных, орудия труда).
43. Астральный
Изображение неба, звезд, облаков, планет.44.
Смешанный, комбинированныйИзображение в орнаменте элементов, мотивов из разных орнаментов,
наиболее распространенный вид орнаментальной композиции
45.
По стилевой принадлежностиАнтичный, готический, барочный, готический и др.
46.
По народной принадлежностиРусский, белорусский, египетский, эскимосский, испанский и др.
Украинский орнамент
Мексиканский
орнамент
Венгерский орнамент
Египетский
орнамент
Русский орнамент
47. Принципы построения орнамента
РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определеннойпоследовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для
орнамента характерно повторяемость мотивов, наклонов,
поворотов, просветов между элементами, мотивами.
ПОВТОРЕНИЕ - элементы повторяются через определенное
расстояние, что создает чувство покоя, уверенности. (Повтор.)
ЧЕРЕДОВАНИЕ – элементы чередуются через определенное
расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.
ИНВЕРСИЯ – переворачивание, перестановка, замена на
противоположное (например, черное на белое).
СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в
расположении частей, располагаются по обе стороны от середины
центра, мотив располагается по обе стороны оси.
48. Ритм
Ритм – чередование соизмеримых элементов целого, совершающегося сзакономерной последовательностью и частотой.
49. Повторение
50. Чередование
51. Инверсия
52.
СимметрияПОЛНАЯ
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
АССИМЕТРИЯ
Отсутствие или нарушение симметрии
ЧАСТИЧНАЯ
РАЗНЫЕ МОТИВЫ,
ДЕТАЛИ
53.
Зеркальная симметрияУзор делится равные части, каждая из которых как бы повтор, отражение другого в
зеркале.
Ось симметрии проходит через центр
композиции узора перпендикулярно
к его плоскости.
54.
Радиальная симметрияСимметрия помогает создавать определенный ритм в орнаменте
55.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯОРНАМЕНТА
Целостность
Гармония
Единство
Соподчиненность
Соразмерность
МОТИВ
Равновесие
Пропорциональность
- это главный образующий элемент;
- это повторяющийся элемент (мотив) орнамента;
- это основное изображение, которое повторяется в
орнаменте.
РАППОРТ (rapport (фр.) – возвращение. Раппортное повторение мотива
создает разнообразный ритм.
СТИЛИЗАЦИЯ - формальное подчинение художественного изображения
какому-либо стилю, традиции. Это обобщение предмета изображения,
упрощение его формы, цветовой гаммы.
56. Мотив
МОТИВ:• простой – состоит из одного элемента;
• сложный – состоит из 2-х или нескольких элементов, пластически
связанных в единое целое.
57.
РаппортРАППОРТ - повторяющиеся элементы (мотивы) орнамента,
они чередуются через одинаковые интервалы.
раппорт
раппорт
раппорт
58. Стилизация
Декоративное обобщение и выделение характерных особенностейобъектов с помощью ряда условных приемов.
59.
ЛенточныйЭлемент
Мотив
ОРНАМЕНТ
в
замкнутой
форме
Сетчатый
60.
Ленточный61.
Орнамент в замкнутойформе
62.
Сетчатыйорнамент
63.
64.
65.
66.
67.
Практические задания1. Орнамент в полосе
2. Сетчатый орнамент
3. Графическая композиция с элементами орнамента
! Отношения в системе «фигура – фон» 50 / 50
! Контраст
! Двухмерность рисунка
68.
1. Орнамент в полосе+ Структурная основа
+ Ритм
+ Постоянное движение
69.
70.
ПримерыГеометрический стиль
71.
ПримерыСтиль «камарес»
Радаев Гриша 3«А»
72.
Томашко Артем 3 «А»Куликов Егор 3«А»
Буш Соня 3«А»
73.
ПримерыРадаев Гриша 3«А»
Греческая вазопись
Мезенская роспись
74.
2. Сетчатый орнамент+ Равномерность
заполнения поля
+ Уравновешенность
композиции
75.
Работыстудента ОГУ
76.
«Сказки А.С. Пушкина». илл. И.Я. Билибина, 1906 г.77.
Работы студента МГАХИ им. В.И. Сурикова78.
М.К.Эшер. «Человеческие фигуры»79.
3. Графическая композицияс элементами орнамента
+ Отсутствие композиционного центра
+ Равноценное
внимание к каждому моменту композиции
+ акцентированный горизонтальный или
вертикальный формат
+ Сложная организация промежутка
между фигурами