19.46M
Категория: ЛитератураЛитература

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881)

1.

Ф.М. Достоевский
(1821 - 1881 )
«Берегите душу, верьте в добро, а мир спасет красота,
милосердие и любовь»

2.

БИОГРАФИЯ
«Достоевский был так близок к Истине, что это составляло чудо его личности и
биографии» (В. Розанов)
Родился в 1821 году в семья московских дворян
В 16 лет поступил в главное инженерное училище в
Петербурге, окончил инженерно-военный курс в 1842
В 1844 уходит в отставку и пишет свою первую повесть
«Бедные люди»
В 1849 году арестован за участие в социалистическом
кружке
Каторга в Сибири
возвращение в столицу,
печать в журнале «Время»
2
Ф.М. Достоевский
20ГГ

3.

БИБЛИОГРАФИЯ
РОМАНЫ
Бедные люди (1846)
Идиот (1868 – 1869)
Униженные и оскорбленные (1861)
Бесы (1871 – 1872)
Преступление и наказание (1865)
Подросток (1876)
Игрок (1866)
Братья Карамазовы (1879 - 1880)
11 повестей
НЕ_РОМАНЫ
12 рассказов
3
Ф.М. Достоевский
9 стихов
5
«Дневников»
20ГГ

4.

ЯВЛЕНИЕ ДОСТОЕВСКОГО
«Жестокий талант»
Достоевский о себе: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как себя
помню, я помню любовь к себе родителей».
Участие в кружке Петрашевского
Смертный приговор на Семеновском плацу
«10 безмерно страшных минут ожидания смерти»
«А что же с душой в эту минуту делается, до каких судоро
ее доводят? Кто сказал, что человеческая природа в
состоянии вынести это без сумасшествия? Об этом ужасе
Мариинская больница для
бедных aka «Божедомка»
4
Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!»
Ф.М. Достоевский
20ГГ

5.

«Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас
самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть
человеком между людьми и остаться и навсегда, в каких бы то ни
было несчастьях, не уныть, не пасть — вот в чем жизнь, в чем
задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою».
Он познал этот момент истины, познания жизни. Началось это на
эшафоте, и дальше он в письме своем пишет, что именно он понял:
«Жизнь — это дар, жизнь — счастье.
Каждая минута могла быть веком счастья»
5
Ф.М. Достоевский
20ГГ

6.

НАПРАВЛЕН
ИЕ
ТЕМЫ
6
Реализм
добро и зло
предназначение
человек и Бог
сострадание и
прощение
психологическ
ая
двойственност
ь человека
Ф.М. Достоевский
«маленький
человек»
20ГГ

7.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. ИДЕЙНАЯ СТРУКТУРА
РОМАНА
«Убить-то убил, а
переступить не
смог»
Жертвы
Старухапроцентщица
«заслуживает
смерти»
Лизавета,
сестра старухи
Нерожденный
ребенок Лизаветы
(?)
7
Возникновение теории
Развенчиван
ие теории
Распад
теории
(двойники)
Бог
Закон
Лужин
Психологиз
м
Свидригайлов
Диалог-диспут
Внутр.
монолог
Сны
Двойники
Лебезятников
Ф.М. Достоевский
20ГГ

8.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИ
На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и
та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности
нанять дачу, — всѐ это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.
Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные,
поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный
колорит картины.
"Он был до того худо одет...Впрочем, квартал был таков, что
костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость
Сенной, обилие известных заведений и, по
преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в
этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили
иногда общую панораму такими субъектами, что странно было
бы и удивляться при встрече с иною фигурой..."
(часть 1 глава I)
8
Ф.М. Достоевский
20ГГ

9.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В «ПРЕСТУПЛЕНИИ И НАКАЗАНИ
Комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая
самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены
обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё
казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»
Какому месту
Что объединяет всех обитателей петербургского
противопоставлен Петербург?
«дна»?
В какое время года
Какой цвет Достоевский использует чаще всего для
происходят события романа?
описания города?
9
Ф.М. Достоевский
20ГГ

10.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ «ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
в каком году написан роман?
60-Е ГОДЫ:
Эпоха нигилистов
1865
70-Е ГОДЫ:
Эпоха террористов
ВЫВОДЫ
Одной из предпосылок к созданию Раскольниковым своей теории и попытке ее
проверить является общественный климат: тайные общества, нигилистические
теории и странные пожары, похожие на террористический акт, - удушающая тревога
и напряжение буквально витали в воздухе. И все это на фоне кажущейся
бесконечной
петербургской жары.
10
Ф.М. Достоевский
20ГГ

11.

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Социальные причины
Крайняя степень
нищеты
Желание помочь
сестре и матери
Желание помочь всем
«униженным и
оскорбленным»
Философское
обоснование
Разрешение «крови по
совести, дабы осчастливить
человечество»
Деление человечества на
две категории
Уязвленная гордость
Убеждение в собственной
исключительности
Болезненное состояние,
помрачнение рассудка
Эксперимент над собой
Сострадание к
человеческому горю
11
Психология личности
Нравственные муки
Ф.М. Достоевский
20ГГ

12.

ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА
«твари дрожащие»
«право имеющие»
Исключительные, избранные,
особенные люди
Большая часть людей
Значимые для истории люди
(видные деятели культуры / науки /
искусства)
Простые и незаурядные
обыватели, цель которых –
быть инструментов в руках
«право имеющих»
«Одна смерть и сто жизней
взамен»
«Расходный материал»
Цель оправдывает средства
Бессильны и инертны. Не
имеют собственных мнений
и суждений о жизни
«Особые» люди, за которыми
право решать судьбу других
При необходимости могут
перешагнуть «кровь по совести»
12
Ф.М. Достоевский
20ГГ

13.

СНЫ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
Текст
Первый сон : сон про лошадку
Второй сон : сон об Африке
Третий сон : сон об Илье Петровиче и хозяйке
Четвертый сон : сон о смеющейся старухе
Пятый сон : сон о конце света
«Ему все грезилось, и все странные такие были
грезы: всего чаще представлялось ему, что он
где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…»
13
Ф.М. Достоевский
20ГГ

14.

(Ещё немного про символы)
Символ Петербурга
Символ имен героев
Символ числа 7 ( и числа 30)
Символизм цвета
Символизм места (лестницы, пороги, мосты, перекрестки)
14
Ф.М. Достоевский
20ГГ

15.

Первая встреча с Мармеладовым
Какую социальную должность занимает Мармеладов ?
Что вообще Раскольников забыл в трактире ?
Как завязалась разговор героев ? Почему Мармеладов «выбрал»
именно Родиона ?
« Бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но
нищета, милостивый государь, нищета — порок….
В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и
никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой,
чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять
15
себя»
Ф.М. Достоевский
20ГГ

16.

Анализ эпизода «Раскольников в доме у Мармеладовых
«Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб сколько
пришлось медных денег, доставшихся ему с разменянного в распивочной
рубля, и неприметно положил на окошко.
Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться».
«Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и
пользуются! Вот ведь пользуются же! И
привыкли. Поплакали, и привыкли.
Ко всему-то подлец-человек привыкает!»
16
Ф.М. Достоевский
20ГГ

17.

Письмо матери (Пульхерии) Раскольникову
(часть 1 глава
III)
Обстоятельства из письма матери Раскольникова, которые
становятся последней каплей для героя при принятии решения:
«Ты вся наша надежда и всё упование»
Деньги, присланные ранее Родиону, были взяты взаймы у Свидригайлова
Дуня не могла уйти из дома Свидригайловых
Дуня была вынуждена терпеть сперва домогательства, а после – позор и
клевету
Дуня собирается замуж за Лужина с единственной целью – помочь устроить
брата в адвокатскую контору Петра Петровича (Почему это можно считать
17
ударом по самолюбию
Родиона?)
Ф.М. Дос
с т точки
о е в с к изрения
й
20ГГ

18.

Эпизод с девочкой
«Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только
пятнадцати, — маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее.
Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее
гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице».
И однако ж в стороне, шагах в пятнадцати, на краю бульвара, остановился один господин, которому,
по всему видно было, очень бы хотелось тоже подойти к девочке с какими-то целями. Он тоже,
вероятно, увидел ее издали и догонял, но ему помешал Раскольников. Он бросал на него злобные
взгляды, стараясь, впрочем, чтобы тот их не заметил, и нетерпеливо ожидал своей очереди, когда
досадный оборванец уйдет. Дело было понятное. Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный,
кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками, и очень щеголевато одетый. Раскольников ужасно
разозлился; ему вдруг захотелось как-нибудь оскорбить этого жирного франта. Он на минуту оставил
девочку и подошел к господину.
— Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо? — крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими
запенившимися от злобы губами.
— Это что значит? — строго спросил господин, нахмурив брови и свысока удивившись.
— Убирайтесь, вот что!
18
Ф.М. Достоевский
20ГГ

19.

Городовой мигом всё понял и сообразил. Толстый господин был, конечно, понятен, оставалась девочка.
Служивый нагнулся над нею разглядеть поближе, и искреннее сострадание изобразилось в его чертах.
— Ах, жаль-то как! — сказал он, качая головой, — совсем еще как ребенок. Обманули, это как раз.
Послушайте, сударыня, — начал он звать ее, — где изволите проживать?
— Девушка открыла усталые и посоловелые глаза, тупо посмотрела на допрашивающих и отмахнулась
рукой.
— Послушайте, — сказал Раскольников, — вот (он пошарил в
кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись), вот, возьмите
извозчика и велите ему доставить по адресу.
---«Двадцать копеек мои унес, — злобно проговорил Раскольников,
оставшись один. — Ну пусть и с того тоже возьмет да и отпустит с
ним девочку, тем и кончится... И чего я ввязался тут помогать! Ну
мне ль помогать? Имею ль я право помогать? Да пусть их
переглотают друг друга живьем — мне-то чего? И как я смел отдать
эти двадцать копеек. Разве они мои?»
19
Ф.М. Достоевский
20ГГ

20.

СЦЕНА УБИЙСТВА
Как происходит подготовка Раскольникова к преступлению ?
Какие детали еще до совершения преступления могут указать на то, что оно пойдет не по плану ?
Почему описание Достоевским убийства старухи настолько хаотично / непоследовательно ?
(«расстегнул пальто и высвободил топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему
слышалось, как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова как бы закружилась…
вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, …почти машинально опустил
на голову обухом»)
(сказать про ТОПОРЫ !!!)
В чем символизм убийства Лизаветы ?
20
Ф.М. Достоевский
20ГГ

21.

БЫЛО ЗАДУМАНО
ПРОИЗОШЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ
Назначил время убийства на 7 вечера, т.к.
Лизаветы не должно было быть дома
Чуть не пропустил назначенное время
Хотел поменять шляпу на картуз
Забыл про это желание – пошел в шляпе
Собирался взять топор с кухни
Повинуясь стихийному стечению
обстоятельств, вынужден взять топор в
каморке дворника
Собирался вести себя осторожно и
предусмотрительно
Собирался убить «зловредную, гадкую,
никому не нужную вошь», освободить от
нее Лизавету
Неосторожен, забивает проверить, закрыл ли
на крючок дверь в квартиру
Убил и саму Лизавету
Не может воспользоваться украденным,
На полученные деньги собирался улучшить
дистанцируется (вынужденно) от близких, ради
жизни своих близких и себя самого
которых (в том числе) и пошел на
Ф . М . Д о с т о е в спреступление
кий
20ГГ
21

22.

Состояние Раскольникова после
совершения преступления?
ЦИТАТЫ
«...а сам дрожа всем телом... <...> «Нет, не по силам…» — подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», —
пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару." (сразу после преступления, часть 2 глава I)
"Скверно то, что я почти в бреду… я могу соврать какую-нибудь глупость…" (часть 2 глава I)
"Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть?..." (Раскольников —
Разумихину, часть 2 глава VI)
"А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в
воображении…" (часть 4 глава II)
“Разве я старушку убил? Я себя убил!”
22
Ф.М. Достоевский
20ГГ

23.

Состояние Раскольникова после
совершения преступления?
Как бы ты объяснила причину болезненного состояния
Раскольникова после совершения преступления?
Можно ли связать лихорадку / болезнь героя с
чувством РАСКАЯНИЯ ?
О чем герой сожалеет после совершения
преступления? Жалеет ли он об убийстве
людей?
23
Между какими состояниями разрывается
Раскольников после совершения преступления
?
Ф.М. Достоевский
20ГГ

24.

Явление Родиона в полицейскую контору
(эпизод)
I
«Войду, стану на колена и всё расскажу...» — подумал он, входя в четвертый этаж.
II
— Это по делу о взыскании с них денег, с студента, — заторопился письмоводитель, отрываясь от бумаги. — Вот-с! — и он
перекинул Раскольникову тетрадь, указав в ней место, — прочтите! «Денег? Каких денег? — думал Раскольников, — но... стало
быть, уж наверно не то!» И он вздрогнул от радости. Ему стало вдруг ужасно, невыразимо легко. Всё с плеч слетело.
III
Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему всё вчерашнее, всё до
последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что
он уже встал с места, для исполнения. «Не обдумать ли хоть минуту? — пронеслось в его голове. — Нет, лучше и не думая, и с
плеч долой!»
VI
Раскольников поднял свою шляпу и пошел к дверям, но до дверей он не дошел...Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле,
что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою
водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула.— Что это, вы больны? —
довольно резко спросил Никодим Фомич.
«Обыск, обыск, сейчас обыск! — повторял он про себя, торопясь дойти; — разбойники! подозревают!» Давешний страх опять
V охватил его всего, с ног до головы.
24
Ф.М. Достоевский
20ГГ

25.

Образ Разумихина
"Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин...«
(часть 2 глава III)
Что объединяет Разумихина и Раскольникова ?
Почему Дмитрий Разумихин не завершил образование ?
"В настоящее время он тоже принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех
Ответ
сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать." (о Разумихине,
часть 1 глава IV)
ХАРАКТЕРИСТИКА:
"Он человек деловой, трудолюбивый, честный..." (часть 5 глава V)
"...никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства,
Ф.М. Достоевский
25
казалось,
не могли придавить его." (часть
1 глава IV)
20ГГ

26.

Родион сходит с ума (продолжает)
(Часть 2, глава VI)
Он не знал, да и не думал о том, куда идти; он знал одно: «что всё это надо кончить сегодня же, за
один раз, сейчас же; что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить». Как
кончить? Чем кончить? Об этом он не имел и понятия, да и думать не хотел.
— Любите вы уличное пение? — обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому,
прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки и имевшему вид фланера. Тот дико посмотрел и
удивился. — Я люблю, — продолжал Раскольников, но с таким видом, как будто вовсе не об уличном
пении говорил, — я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер,
непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда
снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают...
— Не знаю-с... Извините... — пробормотал господин, испуганный и вопросом, и странным видом
Раскольникова, и перешел на другую сторону улицы.
26
Ф.М. Достоевский
20ГГ

27.

Родион сходит с ума (продолжает)
Отдает деньги первым встречным
— Я, милый барин, всегда с вами рада буду
часы разделить, а теперь вот как-то совести
при вас не соберу. Подарите мне, приятный
кавалер, шесть копеек на выпивку!
Раскольников вынул сколько вынулось: три
пятака.
— Ах, какой добреющий барин!
Почти прямым текстом признается ему в убийстве
Издевается над Заметовым
27
— Из шестого! Ах ты мой воробушек! Фу,
какой миленький мальчик! — Тут
Раскольников залился нервным смехом,
прямо в лицо Заметову. Тот отшатнулся,
и не то чтоб обиделся, а уж очень
удивился.
— Фу, какой странный! — повторил
Заметов очень серьезно. — Мне сдается,
что вы всё еще бредите
— Это вот та самая старуха, — продолжал
Раскольников, тем же шепотом и не
шевельнувшись от восклицания Заметова, —
та самая, про которую, помните, когда стали в
конторе рассказывать, а я в обморок-то упал.
Что, теперь понимаете?
— Да что такое? Что... «понимаете»? —
произнес Заметов почти в тревоге.
— А что, если это я старуху и Лизавету убил? —
проговорил он вдруг и — опомнился.
Ф.М. Достоевский
20ГГ

28.

Родиону дурно
(Часть 2, глава VII)
Смерть Мармеладова
Позвольте же мне теперь... способствовать к отданию долга моему покойному другу. Вот тут...
двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в помощь, то... я... одним словом, я
зайду — я непременно зайду... я, может быть, еще завтра зайду... Прощайте!
Чем можно объяснить такую р-ю Раскольникова на смерть Мармеладова?
Почему он помогает почти незнакомым людям?
Встреча с сестрой и матерью
Радостный, восторженный крик встретил появление Раскольникова. Обе бросились к нему. Но
он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него как громом. Да и руки
его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его,
смеялись, плакали... Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке.
28
Ф.М. Достоевский
20ГГ

29.

Образ Порфирия как олицетворение
неизбежного правосудия
Какова идейная функция Порфирия Петровича в романе ?
Что помогает герою начать подозревать Раскольникова еще до встречи с ним ?
Какова «теория» самого Порфирия ?
Какой художественный прием заложен в основе образов Порфирия и Родиона ?
Три встречи героев – психологический поединок
I
II
III
29
В квартире Порфирия Петровича (Кто инициатор ? Что предмет обсуждения ?)
В конторе у Порфирия
(Раскольников теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя
"мучить", он требует допрашивать его "по форме", а не издеваться
тем самым выдает себя)
В квартире Раскольникова
Ф.М. Достоевский
20ГГ

30.

СИСТЕМА ДВОЙНИЧЕСТВА - I
ЛУЖИН
Кто такой Лужин с точки зрения статуса в об-ве, звания ?
СУТЬ ТЕОРИИ: «Теория целого кафтана» - все люди должны думать
прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То
есть не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих
будет только по половине кафтана оба останутся без кафтана.
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо
всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь
одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и
кафтан твой останется цел».
СХОДСТВО С ТЕОРИЕЙ РАСКОЛЬНИКОВА: …!
30
Ф.М. Достоевский
20ГГ

31.

"— А что отвечал в Москве вот лектор-то ваш на вопрос, зачем он билеты подделывал: «Все
богатеют разными способами, так и мне поскорей захотелось разбогатеть». Точных слов не помню,
но смысл, что на даровщинку, поскорей, без труда! На всем готовом привыкли жить, на чужих
помочах ходить, жеваное есть. Ну, а пробил час великий, тут всяк и объявился чем смотрит…
— Но, однако же, нравственность? И, так сказать, правила…
— Да об чем вы хлопочете? — неожиданно вмешался Раскольников. — По вашей же вышло
теории!
— Как так по моей теории?
— А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…
— Помилуйте! — вскричал Лужин.
— Нет, это не так! — отозвался Зосимов.
Раскольников лежал бледный, с вздрагивающей верхнею губой и трудно дышал.
— На всё есть мера, — высокомерно продолжал Лужин, — экономическая идея еще не есть
приглашение к убийству,
и если
только предположить…"
(часть 2 глава
Какое
морально-социальное
мировосприятие
лежит V)
в основе теории Лужина ?
31
Ф.М. Достоевский
20ГГ

32.

I
Чем автору и главному герою антипатичен Лужин?
В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и
II
в чём их споры можно сопоставить со спором Раскольникова и Порфирия Петровича?
«И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны
поразили его; беспомощное положение ее раззадорило его до крайности. Тут являлось даже
несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная,
воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски
благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет
безгранично и всецело владычествовать!..»
32
Ф.М. Достоевский
20ГГ

33.

СИСТЕМА ДВОЙНИЧЕСТВА - II
СВИДРИГАЙЛОВ
СУТЬ ТЕОРИИ: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша»
СХОДСТВО С ТЕОРИЕЙ РАСКОЛЬНИКОВА: Оба героя допускают мысль о том, чтобы
переступить через жизнь другого человека
«Понимаю, какие у вас вопросы в ходу; нравственные что ли? Вопросы гражданина и
человека? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться» какой вывод о Раскольникове делает Свидригайлов в данных словах?
Каково самое наглядное доказательство недееспособности теории Свидригайлова ?
33
Ф.М. Достоевский
20ГГ

34.

Жизнь «по ту сторону Добра и Зла».
«Поединок» Дуни и Свидригайлова
«Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, в
свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Бегите, молодой человек!»
«Чего же вам бояться, как ребенку? Или я уж так очень страшен?»
Лицо Свидригайлова искривилось в снисходительную улыбку; но ему было уже не до улыбки. Сердце
его стукало, и дыхание спиралось в груди. Он нарочно говорил громче, чтобы скрыть свое
возраставшее волнение; но Дуня не успела заметить этого особенного волнения; уж слишком
раздражило ее замечание о том, что она боится его, как ребенок, и что он так для нее страшен.
— Хоть я и знаю, что вы человек... без чести, но я вас нисколько не боюсь. Идите вперед, — сказала
она, по-видимому спокойно, но лицо ее было очень бледно. Свидригайлов остановился у квартиры
Сони.
34
Ф.М. Достоевский
ТЕКСТ
20ГГ

35.

Почему Свидригайлов так метко и точно указывает все причины совершения преступления
I
Раскольникова?
II
Как реагирует Дуня на правду о брате из уст Свидригайлова ?
— А угрызение совести? Вы отрицаете в нем, стало быть, всякое нравственное чувство? Да разве он таков?
— Ах, Авдотья Романовна, теперь всё помутилось, то есть, впрочем, оно и никогда в порядке-то особенном не
было. Русские люди вообще широкие люди, Авдотья Романовна, широкие, как их земля, и чрезвычайно
склонны к фантастическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особенной гениальности.
— Авдотья Романовна, успокойтесь! Знайте, что у него есть друзья. Мы его спасем, выручим. Хотите, я увезу
его за границу? У меня есть деньги; я в три дня достану билет. А насчет того, что он убил, то он еще наделает
много добрых дел, так что всё это загладится; успокойтесь. Великим человеком еще может быть. Ну что с
вами? Как вы себя чувствуете?
— Злой человек! Он еще насмехается. Пустите меня..
— Куда вы? Да куда вы?
35
Ф.М. Достоевский
20ГГ

36.

— Вы... одно ваше слово, и он спасен! Я... я его спасу. У меня есть деньги и друзья. Я тотчас отправлю его, а
сам возьму паспорт, два паспорта. Одинего, другой мой. У меня друзья; у меня есть деловые люди... Хотите? Я
возьму еще вам паспорт... вашей матери... зачем вам Разумихин? Я вас также люблю... Я вас бесконечно
люблю. Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите
мне: сделай то, и я сделаю! Я всё сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я
всё, всё сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете...Он начинал даже
бредить. С ним что-то вдруг сделалось, точно ему в голову вдруг ударило.
Дуня вскочила и бросилась к дверям.
— Отворите! отворите! — кричала она чрез дверь, призывая кого-нибудь и потрясая дверь руками. — Отворите
же! Неужели нет никого?
Свидригайлов встал и опомнился. Злобная и насмешливая улыбка медленно выдавливалась на дрожавших
еще губах его.
— Там никого нет дома, — проговорил он тихо и с расстановками, — хозяйка ушла, и напрасный труд так
кричать: только себя волнуете понапрасну.
— Где ключ? Отвори сейчас дверь, сейчас, низкий человек!
— Я ключ потерял и не могу его отыскать.
— А! Так это насилие! — вскричала Дуня, побледнела как смерть и бросилась в угол, где поскорей заслонилась
столиком, случившимся под рукой. Она не кричала; но она впилась взглядом в своего мучителя и зорко
следила за каждым его движением. Свидригайлов тоже не двигался с места и стоял против нее на другом
конце комнаты. Он даже овладел собою, по крайней мере снаружи. Но лицо его было бледно по-прежнему.
Насмешливая улыбка не покидала его.
36
Ф.М. Достоевский
20ГГ

37.

Дунечка вздрогнула, быстро взвела курок и опять подняла револьвер.
— Оставьте меня! — проговорила она в отчаянии, — клянусь, я опять выстрелю... Я... убью!..
— Ну что ж... в трех шагах и нельзя не убить. Ну а не убьете... тогда... — Глаза его засверкали, и он ступил еще два шага. Дунечка
выстрелила, осечка!
— Зарядили неаккуратно. Ничего! У вас там еще есть капсюль. Поправьте, я подожду. Он стоял пред нею в двух шагах, ждал и
смотрел на нее с дикою решимостью, воспаленно-страстным, тяжелым взглядом. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит
ее.
«И... и уж, конечно, она убьет его теперь, в двух шагах!..»
Вдруг она отбросила револьвер.
— Бросила! — с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и,
может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более
скорбного и мрачного чувства, которого бы он и сам не мог во всей силе определить. Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за
талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать,
но только губы его кривились, а выговорить он не мог.
— Отпусти меня! — умоляя сказала Дуня.
Свидригайлов вздрогнул: это ты было уже как-то не так проговорено, как давешнее.
— Так не любишь? — тихо спросил он. Дуня отрицательно повела головой.
— И... не можешь?.. Никогда? — с отчаянием прошептал он.
— Никогда!
— прошептала Дуня.
37
Ф.М. Достоевский
20ГГ

38.

IКак называется (с точки зрения элементов сюжетной композиции) момент эпизода, когда Дуня
вытаскивает револьвер ? А когда Свидригайлов позволяет ей уйти ?
II Почему Свидригайлов позволяет ей уйти?
38
Ф.М. Достоевский
20ГГ

39.

*
Сложность и двойственность образа Свидригайлова
Достоевский не говорит прямого “нет” тому семинарскому нигилизму, который разбирает его. Он влюблён
чуть ли не более всего в Свидригайлова
(А. Блок)
«... Может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал
1 его в эту минуту. Это было избавление от другого более скорбного и
мрачного чувства, которого бы он и сам не мог во всей силе определить»
Отпустив Дуню, Свидригайлов «тихо провел ладонью по лбу. Странная
2 улыбка искривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка, улыбка
отчаяния»
Бессознательное чувство ВИНЫ («искалеченная совесть») Свидригайлова
3 выражается в его неотвязной скуке, убивающей волю к жизни, в постепенном приближении безумия и, наконец, в кошмарных сновидениях,
преобразующих тайные угрызения совести, неосознанные даже самим
Свидригайловым, в страшные образы его жертв
«Ему доступен весь диапазон человеческих переживаний, ощущений и
4 действий». Он принимает участие в семье Мармеладовых, устраивает
детей- сирот, помогает Соне, обеспечивает будущее своей невесты,
отказывается от насилия над Дуней, совершая тем самым «величайший
душевный акт, акт победы человека над самим собой».
39
Ф.М. Достоевский
20ГГ

40.

*
«Банька с пауками» как хтонический синоним вечности
(философский слайд)
- Я не верю в будущую жизнь, - сказал Раскольников. Свидригайлов сидел в задумчивости.
- А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде, - сказал он вдруг.
"Это помешанный", - подумал Раскольников.
- Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да
почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна
комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.
Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится.
Почему Раскольников бессознательно тянется к Свидригайлову ?
Парадоксальность образа Свидригайлова: одновременно и ДВОЙНИК
(идея развенчания теории), и ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЕЕ,
ТЕОРИИ,ВЕРНОСТИ. Как.
Почему на Раскольникова так действует известие о смерти
40
Свидригайлова ?
Ф.М. Достоевский
20ГГ

41.

Чтение Евангелия
— Да, может, и бога-то совсем нет, — с каким-то даже злорадством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.
Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него,
хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо.
— Вы говорите, у Катерины Ивановны ум мешается; у вас самой ум мешается, — проговорил он после некоторого молчания.
Прошло минут пять. Он всё ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его
сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный,
острый, губы его сильно вздрагивали... Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в
ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.
— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце.
Он тотчас же встал.
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, — как-то
дико произнес он и отошел к окну.
— Слушай, — прибавил он, воротившись к ней через минуту, — я давеча сказал одному
обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца... и что я моей сестре сделал сегодня
честь, посадив ее рядом с тобою.
41
Ф.М. Достоевский
20ГГ

42.

ПУТЬ РАСКАЯНИЯ РОДИОНА - I
ОТКРОВЕНИЕ СОНЕ (2-я встреча)
– Стало быть, я с ним приятель большой… коли знаю, – продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже
был не в силах отвести глаз, – он Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Он старуху убить хотел… когда она была
одна… и пришел… А тут вошла Лизавета… Он тут… и ее убил.
Прошла еще ужасная минута. Оба всё глядели друг на друга.
– Так не можешь угадать-то? – спросил он вдруг, с тем ощущением, как бы бросался вниз с колокольни.
– Н-нет, – чуть слышно прошептала Соня.
– Погляди-ка хорошенько.
И как только он сказал это, опять одно прежнее, знакомое ощущение оледенило вдруг его душу: он смотрел на нее и вдруг, в ее лице, как
бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от
него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чегонибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся
заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней: так же бессильно, с тем же испугом, смотрела она на него несколько времени и
вдруг, выставив вперед левую руку, слегка, чуть-чуть, уперлась ему пальцами в грудь и медленно стала подниматься с кровати, и всё
неподвижнее становился ее взгляд на него. Ужас ее вдруг сообщился и ему: точно такой же испуг показался и в его лице, точно так же и он
стал смотреть на нее, и почти даже с тою же детскою улыбкой.
– Угадала? – прошептал он наконец.
42
Ф.М. Достоевский
20ГГ

43.

Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед
ним на колени.
– Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен,
бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.
Раскольников отшатнулся и с грустною улыбкой посмотрел на нее:
– Странная какая ты, Соня, – обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это. Себя ты не
помнишь.
– Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! – воскликнула она, как в исступлении, не
слыхав его замечания, и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике.
Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не
сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах...
Почему Соня так реагирует на признание Раскольникова?
Аналогию с каким эпизодом с участием Сони и Раскольникова можно провести?
Почему именно Соню Раскольников «выбрал» для признания?
43
Ф.М. Достоевский
20ГГ

44.

Соня Мармеладова – нравственный идеал
Достоевского
Раскольников о Соне:
"Да скажи же мне наконец, — проговорил он, почти в исступлении, — как этакой позор и такая низость в
тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?"
(часть 4 глава IV)
Какая судьба была уготовлена Соне ? Что случилось с ее родными ?
Почему она по собственной воле следует за Раскольниковым на каторгу ?
"...а она – она ведь и жила только одною его жизнью!"
(о Соне и Раскольникове, эпилог глава II)
44
Ф.М. Достоевский
20ГГ

45.

«Сонечка… Вечная Сонечка, покуда мир стоит»
"Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все
перенести..."
Что можно назвать «теорией» Сони ?
На каком уровне Соня противопоставлена Раскольникову ? Есть ли что-то, в чем они похожи ?
Почему Соня является единственным героем романа, действительно способным помочь Раскольникову?
Если считать, что образы Сони, Лужина и Свидригайлова – изображение трех различных
путей, как их можно назвать / описать ?
СВИДРИГАЙЛ
ОВ
ПРОДОЛЖЕН
ИЕ
САМОУБИЕН
ИЕ
СОНЯ
ОЧИЩЕНИЕ
ЛУЖИН
«Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого
безнравственного»
45
Ф.М. Достоевский
20ГГ

46.

ПУТЬ РАСКАЯНИЯ РОДИОНА - II
ОБРЯД ПОКАЯНИЯ
«Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные
чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берёт
своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.
Принуждён, чтобы хоть погибнуть в каторге, но примкнуть опять к
людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он
ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его.
Закон правды и человеческая природа взяли своё; в повести
моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое
юридическое наказание за преступление гораздо меньше
устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти
потому, что он и сам его нравственно требует»
(Достоевский в письме Каткову, 1865)
46
Ф.М. Достоевский
20ГГ

47.

Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал
и поклонился в другой раз.
– Ишь нахлестался! – заметил подле него один парень.
Раздался смех.
– Это он в Иерусалим идет, братцы, с детьми, с родиной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его
грунт лобызает, – прибавил какой-то пьяненький из мещан.

Все эти отклики и разговоры сдержали Раскольникова, и слова «я убил», может быть, готовившиеся слететь у него с языка,
замерли в нем. Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе.
Одно видение мелькнуло пред ним дорогой, но он не удивился ему; он
уже предчувствовал, что так и должно было быть. В то время, когда он, на
Сенной, поклонился до земли в другой раз, оборотившись влево, шагах в
пятидесяти от себя, он увидел Соню. Она пряталась от него за одним из
деревянных бараков, стоявших на площади, стало быть, она
сопровождала всё его скорбное шествие! Раскольников почувствовал и
понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет
за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба. Всё сердце его
перевернулось… но – вот уж он и дошел до рокового места…
47
-
20ГГ

48.

ПУТЬ РАСКАЯНИЯ РОДИОНА - III
КАТОРГА
Когда (/после каких событий) начинается каторга Раскольникова?
О чем раскаивается герой, оказываясь на каторге ?
Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной
гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но
он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем,
кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников,
погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и
покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя.
Зачем ему жить? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое
существование за идею, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел
большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более
разрешено, чем другому.
48
Ф.М. Достоевский
20ГГ

49.

И хотя бы судьба послала ему раскаяние — жгучее раскаяние,
разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных
мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему!
Муки и слезы — ведь это тоже жизнь.
Но он не раскаивался в своем преступлении.
49
Ф.М. Достоевский
20ГГ

50.

"Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они
ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. Но мало-помалу между ними
и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их
родственники, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и
любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией
арестантов, идущих на работы, – все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная,
болезная!" – говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и
откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась."
Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал того.
Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее.
Почему каторжане так полюбили Соню ?
В чем разница между отношением к Соне и к Раскольникову ?
50
Ф.М. Достоевский
20ГГ

51.

ПУТЬ РАСКАЯНИЯ РОДИОНА - IV
СОН РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
СЮЖЕТ СНА: Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной моровой язве. Все должны
были погибнуть, кроме некоторых, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические,
вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя,
становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла
и подвигалась дальше и дальше.
Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый
род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и
голоса.
Чему противопоставлен сон Родиона ?
Каково его символическое значение ?
51
Что осознает Раскольников,
ото сна ?
Ф . М . Д о с т о е в с очнувшись
кий
20ГГ

52.

ПУТЬ РАСКАЯНИЯ РОДИОНА - V
ПРИЗНАНИЕ ОШИБОК
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное
наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает
после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен
положительными качествами изначально. Он способен сострадать и
сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в
этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову
спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу
эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через
страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион
понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от
страшных грехов и помыслов.
52
Ф.М. Достоевский
20ГГ

53.

Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С
высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем
необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на
здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не
отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила.
Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом. Было еще очень рано, утренний холодок еще не
смягчился. На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось.
Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку.
Она всегда протягивала ему свою руку робко, иногда даже не подавала совсем, как бы боялась, что он оттолкнет ее. Он всегда как
бы с отвращением брал ее руку, всегда точно с досадой встречал ее, иногда упорно молчал во все время ее посещения. Случалось, что она
трепетала его и уходила в глубокой скорби. Но теперь их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее, ничего не выговорил и
опустил свои глаза в землю. Они были одни, их никто не видел. Конвойный на ту пору отворотился.
Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее
колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас
же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит,
бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах
уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные
источники жизни для сердца другого.
53
Ф.М. Достоевский
20ГГ

54.

Укажите термин, которым в литературоведении называют важный элемент композиции, помогающий автору создать
эмоциональную атмосферу действия в произведении. (Со слов «С высокого берега открывалась широкая
1
окрестность…» до слов «Раскольников сидел, смотрел неподвижно…».)
Укажите термин, обозначающий противопоставление жизненных явлений или состояний (например, жизнь
2
Раскольникова – крепость, острог, конвойные – и тот вольный, свободный мир, который видит герой «с высокого
берега»: «кочевые юрты», «облитая солнцем степь» и т.д.).
Назовите средство создания образа Сони, строящееся на описании её внешности: «На ней был её бедный, старый
3
бурнус и зелёный платок. Лицо её ещё носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо
и радостно улыбнулась ему…».
О переменах в героях Ф.М. Достоевский пишет: «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах
уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Укажите название средства
4
художественной изобразительности, использованного в этом описании.
54
Ф.М. Достоевский
20ГГ

55.

Примеры вопросов в 11-м сочинении
Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?
Какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие
вопросы возвращались к подлинной жизни?
55
Ф.М. Достоевский
20ГГ
English     Русский Правила