45.95M
Категория: КультурологияКультурология

Особенности развития культуры XVII века

1.

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII –
XVIII ВЕКАХ
Выполнила: Безъязыкова Анна 11Б
класс

2.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ XVII
ВЕКА:
•Изменения в культуре и быте России XVII в. показывают общий поворот от культуры Средневековья к культуре
Нового времени. «Новый период» в истории России властно порывал с традициями прошлого в науке, искусстве и
литературе
• В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано
проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил
название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).
•Начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от
определяющего все стороны его жизни влияния церкви;
•Становлению новой культуры помогло и то, что она оказалась необходимой абсолютизму для его борьбы с церковной
иерархией, для идеологического обоснования и проведения в стране назревших социально-экономических,
политических и культурных преобразований.
•Новшества ХVII в. обусловили появление новых идеалов в общественном сознании, положили начало изменения
мировоззрения граждан. В обществе стали задумываться о ценности человеческой личности самой по себе,
независимо от сословной принадлежности, появляется интерес к земным делам, человеческим чувствам, эмоциям,
переживаниям.
•Заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под
сильным влиянием Польши

3.

ОБРАЗОВАНИЕ
• В XVII веке грамотными были далеко не все слои
населения. Среди крестьян лишь единицы знали
грамоту, доля среди посадских людей — 24%.
Образование было преимущественно домашним. Дома
детей обучали либо грамотные члены семьи, либо
нанимавшиеся учителя. Так, для обучения детей
царя Алексея Михайловича (Фёдора и Софьи) из Речи
Посполитой в Москву был приглашён учитель Симеон
Полоцкий — писатель, поэт, переводчик.
Школы
открывались
в
основном
при
церквях
и
монастырях. В Немецкой слободе (месте поселения
иностранцев
в
Москве)
открылась
лютеранская
церковная школа.
В XVII веке появились и учебники, по которым дети в
школах
обучались
грамоте:
первая
печатная «Азбука» Василия Бурцева; буквари Симеона
Полоцкого и Кариона Истомина; «Грамматика» Мелентия
Смотрицкого.
В 1687 году в России было открыто первое высшее
учебное
заведение

Славяно-греко-латинская
академия под руководством братьев Лихудов.
Большую роль играло книгопечатание. В Москве
работали две типографии — Печатный двор и Верхняя
типография в Кремле, созданная по инициативе
Симеона Полоцкого.
Западноевропейское
влияние
на
отечественную
культуру проявилось в переводе Посольским приказом
иностранных книг на русский язык. Для царя Алексея
Михайловича из иностранных переводных материалов
составлялась
первая
в
России
рукописная
газета
«Куранты»,
содержащая
западноевропейские новости.
«ГРАММАТИКА»СМ
ОТРИЦКОГО
СТРАНИЦЫ БУКВАРЯ СИМЕОНА
ПОЛОЦКОГО

4.

ЛИТЕРАТУРА
В XVII в. расширяется объём литературных жанров.
Прежде
всего
это
связано
с
процессом обмирщения русской культуры. Новые жанры
значительно отличались от преобладающей в прошлой
церковной литературой. В них появляются черты
личностного
характера,
демократические
черты,
подчёркивающие
социальные
пороки
и
несправедливость в мире.
1.Сатиристические
повести:
«О
Ерше
Ершовиче», «О Шемякином суде», обличающие
несправедливый суд и взятничество, «Сказание
о
куре
и
лисице»
о
лицемерии
духовенства, «Повесть о Фоме и Ерёме» о
неудачливых братьях и другие.
2.Автобиографические повести: «Житие протопопа
Аввакума,
им
самим
написанное»,
первое
произведение автобиографического характера.
Написано простым народным языком.
3.Светская поэзия. Появление силлабического
стихосложения и расцвет поэзии связаны с
именем Симеона Полоцкого. Он является автором
сборников
«Рифмологион»
и
«Вертоград
многоцветный». Продолжателями его дела в
России
стали
Карион
Истомин,
Сильвестр
Медведев.
ПОВЕСТЬ «О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ»
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
«ОБЕД ДУШЕВНЫЙ»

5.

АРХИТЕКТУРА
В русской архитектуре
процесс обмирщения выразился в изменении стилей,
живописности и декоре построек.
• После Смутного времени возобновилось строительство
шатровых храмов. Распространение получили церкви в
стиле «русского узорочья» (сложные по композиции и
обилие декора): церковь Троицы в Никитниках, церковь
Рождества Богородицы в Путинках, церковь Ильи Пророка в
Ярославле и др.
• Патриарх Никон в связи с церковной реформой в 1652 г.
запрещает строительство шатровых храмов.
ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ
МИХАЙЛОВИЧА В
КОЛОМЕНСКОМ
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА
В ФИЛЯХ
• Во второй половине XVII в. появляется новый
архитектурный стиль: «московское барокко» (по фамилии
главных заказчиков, «нарышкинское барокко»), для
которого характерны многоярусность, симметричность
композиции и яркая раскраска фасадов. Основные
постройки: церковь Покрова в Медведкове, церковь
Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиева монастыря,
Успенский Собор в Рязани и др.
• Гражданское каменное зодчество: Теремной дворец
Московского Кремля, Патриаршие палаты Кремля, украшение
Спасской башни, надстройка одного яруса и установка
часов-курантов.
• Деревянное зодчество: дворец Алексея Михайловича в
Коломенском.

6.

ЖИВОПИСЬ
В живописи процесс обмирщения проявился в
стремлении изображать на иконах не только
религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь,
переход к портретному искусству в виде парсун
1.Известнейший
художественный
центр
сформировался
в
Оружейной
палате,
где
творил
Симон
Ушаков:
«Спас
Нерукотворный»,
«Троица»,
«Богоматерь
Владимирская», «Насаждение древа государства
Российского». Для его живописи характерно
усиление
реалистичности:
проработанность
элементов лица, объёмность.
2.Фрески в церкви Ильи Пророка, изображающие
мирской быт: «Жатва». Авторы: Гурий Никитин,
Сила Савин.
3.Появление парсун:
М.В. Скопина-Шуйского,
Алексея
Михайловича,
Федора
Алексеевича,
патриарха Никона и др.
«СПАС
НЕРУКОТВОРНЫЙ»
СИМОН УШАКОВ
ПАРСУНА М.В
СКОПИНА-ШУЙСКОГО
Парсуна — условное наименование произведений
русской портретной живописи XVII в. Первые
парсуны, изображавшие реальных исторических
лиц, ни техникой исполнения, ни образной
системой
фактически
не
отличались
от
произведений иконописи. Во второй половине
XVII в. парсуны иногда писали на холсте
масляными красками, порой с натуры.

7.

ТЕАТР
Появление придворного театра в России стало
новшеством
XVII
века.
Церковь
осуждала
скоморошество на народных праздниках, так как
видела в этом проявление языческих черт.
Возникновение театра при Алексее Михайловиче
были
прямым
влиянием
западноевропейской
культуры.
Постановка
пьес
была
поручена
лютеранскому
пастору
из
Немецкой
слободы
Г.Грегори.
Актёры
были
также
иностранцами. Первая пьеса имела библейский
сюжет и называлась «Артаксерксово действо». На
спектаклях звучали музыка и пение. После смерти
Алексея Михайловича в 1676 г. придворный театр
был закрыт.
Т Е АТ Р П Р И А Л Е КС Е Е М И Х А Й Л О В И Ч Е
ИОГАНН ГОТФРИД ГРЕГОРИ

8.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ XVIII
ВЕКА:
•Развитие экономики и абсолютизм предопределили развитие русской культуры как культуры светской. В немалой
степени этому способствовало падение духовной диктатуры церкви, так как абсолютизм лишил ее
экономического и политического могущества и, подчинив своей власти, превратил церковь в часть
государственного аппарата.
•В XVIII в. в культуре резко проявлялся ее сословный характер. С одной стороны, культура дворянства и
некоторых социальных групп типа купечества, чиновничества, а с другой стороны, культура широких слоев
населения, в первую очередь крестьянства, сохранявшая традиционные формы и элементы культуры в
хозяйственно-бытовой, духовно-эстетической (фольклор), обычно-правовой сферах.
•Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным
произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В
повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.
•XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев
населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается
формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства –
писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно
уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.
•В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Основным содержанием историко-культурного
процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры.

9.

ОБРАЗОВАНИЕ
1.Для подготовки дворян к офицерской службе в 1731
г. открылся Шляхетский корпус. Детей знати также
обучали в Пажеском корпусе для подготовки к венной
или гражданской службе. Он был открыт в 1759 г.
2.В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при
активном
участии
И.И.
Шувалова
произошло
открытие Московского университета. В начале было
всего
три
факультета: философский, юридический, медицинский.
Елизавета Петровна утвердила проект университета 25
января по новому стилю, в день святой Татьяны.
• Таким образом, в России постепенно складывалось
сословное образование. Создание закрытых сословных
учебных заведений было целью Екатерины II и
президента Академии художеств и директора
Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецкого. Он
стремился с помощью сословных учебных учреждений
создать «новую породу людей» — прежде всего
дворян, которые впоследствии смогли бы
сформировать гуманистическое общество и гуманно
управлять государством. По инициативе И.И. Бецкого
открылись воспитательные дома, Смольный институт,
училище при Академии Художеств (1764),
Коммерческое училище в Москве (1772).
3.В 1757 г. была открыта российская Академия
художеств, имевшая отделения живописи, скульптуры и
архитектуры.
4.Открывались воспитательные дома в Москве (1764) и
Санкт-Петербурге (1770) для сирот, подкидышей и
беспризорников.
5.В 1764 г. для дочерей дворян был основан Смольный
институт
благородных
девиц
при
Воскресенском
монастыре в Санкт-Петербурге.
6.Также было положено начало массовому образованию.
По реформе 1782-1786 гг. учреждались двухклассные
училища в уездах и четырёхклассные — в губернских
городах.
СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ

10.

ЛИТЕРАТУРА
1.С
середины
XVIII
в.
в
литературе
господствовал классицизм. Для него характерно строгое
деление жанров на высокие (ода, героический эпос,
трагедия) и низкие (басня, комедия, сатира), чёткое
деление персонажей на положительных и отрицательных,
правило «трех единств» (места, времени и действия).
Писатели
черпали
своё
вдохновение
из
античных
произведений.
Основными
представителями
русского
классицизма стали поэты В.К. Тредиаковский, Г.Р.
Державин («Фелица», «Памятник»); драматурги А.П.
Сумароков, Д.И. Фонвизин («Недоросль», «Бригадир).
2.В конце века на сцену вышел сентиментализм. Для
этого стиля был характерен акцент на чувствах
персонажей, их личных переживаниях и страданиях.
Такие произведения показывали жизнь простых людей, их
отношения с другими и близость к природе. Ярким
представителем русского сентиментализма стал Н.М.
Карамзин с его повестью «Бедная Лиза».
1.Особняком стоит сочинение А. Н. Радищева в жанре
путевых заметок:
«Путешествие из Петербурга в
Москву». Оно отражает всю тяжесть жизни крепостных
крестьян и их отношений с помещиками. Екатерина II
назвала автора «бунтовщиком хуже Пугачёва» и
приказала сослать в Сибирь.
2.Зародилась журналистика. В 1769 г. Екатерина II
стала издавать журнал сатиристический «Всякая
всячина», где критиковались человеческие пороки. С
ней в полемику вступил Н.И. Новиков, который в
журнала «Трутень» и «Живописец» описывал произвол
помещиков над крепостными крестьянами.

11.

ЖИВОПИСЬ
В
художественном
искусстве
преобладал
жанр портрета. В нём творили А.П. Антропов, И.П.
Аргунов,
Ф.С.
Рокотов
(портрет
А.П.
Струйской), Д.Г. Левицкий (портреты Екатерины II,
П.А. Демидова), В.Л. Боровиковский (портреты
Лопухиных, Екатерины II на прогулке, императора
Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского
ордена).
Получил
развитие
исторический
жанр
в
лице
художника
А.П.
Лосенко
(«Владимир
и
Рогнеда»). С.Ф. Щедрин писал пейзажи. Зачинателем
крестьянского бытового жанра стал М. Шибанов.
ПОРТРЕТ
ЕКАТЕРИНЫ II
НА ПРОГУЛКЕ
ПОРТРЕТ А.П.
СТРУЙСКОЙ
СЕМЕН ЩЕДРИН
«ПОЛДЕН»

12.

АРХИТЕКТУРА
Во второй половине XVIII века в архитектуре
преобладал барокко, сменившийся классицизмом.
1.Барокко
характеризовался
торжественностью,
пышностью
форм,
активным
использованием
декоративных рельефов, колонн и статуй. Среди
архитекторов выделяются С.И. Чевакинский (дворец
П.Б.
Шереметева
на
Фонтанке,
склады
Новой
Голландии
в
Санкт-Петербурге);
Ф.Б.
Растрелли
(Строгановский
дворец,
Смольный
собор, ансамбль Зимнего дворца).
1.Для
классицизма
свойственно
симметричность
композиции; гармония пропорций; подобие античной
архитектуре (обилие колонн, портиков, фронтонов).
В
этом
стиле
творили
В.И.
Баженов
(проект
Михайловского
замка
в
Санкт-Петербурге,
дом
Пашкова и Царицынский ансамбль в Москве); И.Е.
Старов
(Таврический
дворец,
Троицкий
собор
Александро-Невской
лавры);
М.Ф.
Казаков
(Петровский
дворец,
Голицынская
больница,
здание
Сената
в
Москве,
здание
Московского
университета
на
Моховой).
А.
Ринальди (Мраморный дворец в Санкт-Петербурге,
Гатчинский дворец); дворец). Ж.-Б. М. ВалленДеламот (Гостиный двор на Невском проспекте,
здание
Академии
художеств);
Д.
Кваренги (Эрмитажный театр, Смольный институт,
Александровский дворец в Царском Селе, здание
Академии наук).
ПЕТРОВСКИЙ СОБОР
ДВОРЕЦ П.Б.ШЕРЕМЕТЬЕВА
С.И ЧЕВАКИНСКИЙ
СМОЛЬНЫЙ СОБОР
Ф.Б.РАСТРЕЛЛИ

13.

ТЕАТР
1.В
1756
г.
в
Ярославле
возник
первый
государственный
общедоступный
российский
театр.
Им
руководил
ярославский
купец
и
«первый русский актёр» Ф.Г. Волков.
2.В то же время по всей России дворяне у себя
в
имениях
создавали
домашние
крепостные
театры. Больше всего прославился театр в
поместье Шереметевых в Останкино. Там играли
крепостные крестьяне: драматическая актриса и
певица П. И. Жемчугова и балерина Т. В.
Шлыкова.
ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ
В ОЛ КО В
О С ТА Н К И Н С К И Й Д В О Р Е Ц - Т Е АТ Р
English     Русский Правила