4.80M
Категория: МузыкаМузыка

В чем сила музыки? Музыка и природа

1.

ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ
МУЗЫКИ
ЧЕРНЯВСКАЯ Г. Б.

2.

Мы продолжаем наш разговор «В
чем сила музыки».
И вы уже немного знаете в чем же
заключается эта сила. Сила музыки (как и
любого другого искусства) в красоте и
правде. Музыка, в которой есть красота и
правда, может украсить жизнь, обогатить
духовный мир человека, сделать человека
лучше, добрее, умнее, разделить с ним и горе
и радость. А что может сделать музыка
уродливая и лживая? Только лишь вред
принесет человеку.

3.

Не раз мы уже встречались с музыкой, рисующей
картины
природы,
рассказывающей
об
отношении человека к природе, о воздействии
природы на человека. И мы неоднократно
убеждались в том, что музыка часто бывает,
красива именно потому, что рассказывает нам о
красоте природы, а, следовательно, и о красоте
жизни.

4.

Среди всех русских композиторов
никто так не любил природу, никто
так хорошо не знал и не чувствовал
ее, никто не умел так изумительно
передавать ее красоту в музыке, как
Николай
Андреевич
РимскийКорсаков. Конечно, не только
природе
посвятил
он
свое
творчество.
Мы
знакомились,
например, с его оперой «Золотой
петушок» - острой и злой сатирой,
направленной против последнего
русского царя Николая II, против
всего царского режима в России. Но
есть у Римского – Корсакова и
другие оперные и не только оперные
произведения,
в
которых
он
воспевает природу – море, лес,
солнце, времена суток и времена
года.

5.

Среди
этих
его
произведений
на
первое место должна
быть поставлена одна
из
самых
поэтичнейших опер
во
всем
мировом
оперном искусстве –
«Снегурочка».

6.

Опера написана на сюжет
сказки
А.Н.
Островского.
Сочинял ее Римский-Корсаков
с огромным увлечением: чтобы
написать всю оперу вчерне, ему
понадобилось всего лишь два с
половиной месяца! «Ни одно
сочинение до сих пор не
давалось
мне
с
такой
легкостью и скоростью, как
«Снегурочка», - писал позже
Римский-Корсаков.

Я
сочинял каждый день, и целый
день… музыкальные мысли
преследовали
меня
неотступно».

7.

Композитор назвал свою оперу
«Весенней сказкой» и рассказал в
ней о том, как прекрасная пора года
– весна неизбежно уходит, уступая
место лету.

8.

Дочь Деда Мороза и Весны –

9.

холодная, нежная и хрупкая Снегурочка

10.

погибает, истаивает от первых же теплых лучей летнего
солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав
теплое чувство человеческой любви.

11.

А пастушок Лель играет на свирели и поет песни, приветствуя солнце, радуясь
приходу лета. В музыке оперы звучат отголоски русских народных песен,
пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц. В ней звучит чудесное очарование
русской природы, красоты русской песенности, пронизывающее всю оперу.

12.

СЕГОДНЯ
ПРОЗВУЧАТ
ДВА
ОТРЫВКА
ИЗ
ОПЕРЫ
«СНЕГУРОЧКА». АРИЯ «СНЕГУРОЧКИ» И «ПЕСНЯ ЛЕЛЯ»

13.

Вспомним, что такое опера, ария?
Опера. Итальянское «opera» буквально – труд,
дело, сочинение. Опера – это жанр синтетический,
появившейся на основе содружества различный
искусств: слово и музыка (пение), драматургия,
хореография, ИЗО.
Ария итальянского происхождения и означает –
песня. Ария в опере всегда наиболее полно и
разносторонне характеризует героя, рисуя его
портрет. Ее, так же, как и другие сольные оперные
номера – ариозо, каватину, балладу – можно
сравнить с монологом в драматической пьесе.

14.

Сейчас звучит «Ария Снегурочки», где на вопрос деда
Мороза и Весны, что влечет ее из зимнего лесного
царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка
отвечает: «Людские песни». В этой арии она поет о
человеческих радостях, которые ей недоступны, но
которые ее манят к людям. Слушаем и отвечаем на
вопросы:
1. О каких человеческих радостях
Снегурочка?
2. Музыка арии, какая по характеру?
мечтает

15.

16.

Обобщение:
1. Снегурочка мечтает петь человеческие
песни, ходить с подружками в лес,
аукаться, водить хороводы.
2. Музыка «Арии Снегурочки» по
характеру
нежная,
лиричная,
мечтательная.

17.

А если вдруг Арию нежной, хрупкой
Снегурочки,
которая
мечтает
о
человеческих радостях исполнить как
марш
в
мужественном,
серьезном,
торжественном характере, что произойдет?

18.

Обобщение:
Конечно, какая красота может быть в
мечтательный арии, которая поется как марш.
Ведь то, что получилось бы, было бы неправдой:
так не бывает жизни, не должно быть и в
искусстве. Неправда и красота несовместимы.

19.

И вот слушает Снегурочка «людские песни», пытается войти в человеческую жизнь. В песне
пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет
навстречу этой жизни. И сейчас прозвучит «Песня Леля». Вы внимательно слушайте,
обратите внимание на то, что в этой песне Леля удивительнейшим образом сочетается
простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. Это связано с тем, что
Римский-Корсаков объединил очень выразительную и увлекательно развивающуюся
мелодию народно-песенного склада с двумя яркими изобразительными моментами в самом
начале: раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели. Слушаем и отвечаем на вопросы:
1. О каких радостях человеческой жизни поет Лель?
2. Какой характер у прослушанного отрывка?

20.

21.

Обобщение:
1. Лель в своей песне поет о том, что
прошел гром, дождь и девушки пошли в
лес за ягодами, как за ними увязались
молодцы и о том, как одна из девушек
заблудилась и ее искали и т.д.
2. Музыка по характеру очень нежная,
легкая, веселая.

22.

- А если песню Леля исполнить торжественно
как гимн, останется очарование музыки
Римского-Корсакова?
- Почему исчезнет очарование музыки
Римского-Корсакова?
- Сможет такая лживая музыка оказать на
человека положительное воздействие?

23.

Сила воздействия музыки
определяется
двумя
ее
важнейшими
качествами:
красотой и правдой.
English     Русский Правила