В России суррогатное материнство можно считать разрешенным с введением в 1996г в действие “Семейного кодекса РФ”
19.65M
Категория: МедицинаМедицина

Моральный статус эмбриона. Моральные проблемы контрацепции. Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ)

1.

Моральный статус эмбриона.
Моральные проблемы
Лекция №6
контрацепции.
Этические проблемы
вспомогательных репродуктивных
технологий (ВРТ)

2.

Когда, в какой момент времени, в какой точке развития
процесса беременности зародыш становится человеческим
существом, со всеми присущими человеку правами?
Вопрос о
моральном
статусе
человеческого
плода

3.

Первая группа содержит позиции о
начале человеческого существования
с точки зрения естественных
биомедицинских наук
Вторая группа представляет
гуманитарные, этико-философские
подходы

4.

Естественнонаучный подход связывает начало
человеческой жизни с разными уровнями
развития плода
1.Формирование
дыхательной системы
Первые
дыхательные
движения
плода
20 недель

5.

2. Формирование сердечно-сосудистой
системы
Первое
сердцебиение
плода
на 4 неделе

6.

3. Формирование центральной
нервной системы
начало
функционирования
ствола мозга
Первые движения
плода и реакции на
прикосновения
начинают
фиксироваться на
6-ой неделе

7.

В 8 недель у плода
функционирует таламус
В это же время с
помощью
энцефалографии
регистрируется
функциональная
активность мозга

8.

4. Образование первичной полоски
Начало
формирования
первичной полоски
предшественника
нервной ткани
14 день от момента
оплодотворения

9.

5. Имплантация бластоцисты в стенку матки
Момент имплантации
на 6 сутки от момента
оплодотворения

10.

6. Момент слияния гамет
(образование генома)
Слияние мужской и
женской половых
клеток и образование
единого ядра,
содержащего
неповторимый
генетический материал

11.

Гуманитарный, этико-философский подход
1. Градуализм
Градуализм – это
позиция, утверждающая
постепенное
одушевление эмбриона
и приобретение им
человеческих,
личностных свойств

12.

2. Психоаналитический подход
В рамках неофрейдизма
была выдвинута
психологическая концепция,
в которой решающим
фактором жизненного
развития человека
выступает страх,
вызванный травмой
рождения
С рождения у личности начинается биографическая
(человеческая) стадия ее бытия, но до биологических родов
у нее уже присутствуют как тело, так и душа

13.

3. Социологизм
«…сущность человека ... есть совокупность
всех общественных отношений»;
«индивид есть общественное существо»
К. Маркс

14.

4.Философско-антропологический подход
Человеческое
достоинство
эмбриона
определяется его
личностным
бытием

15.

5. Теологический подход
С самого начала зародыш
должен почитаться за
личность
Человек с момента зачатия
обладает бесценным даром
жизни

16.

Человеческий эмбрион обладает особым
онтологическим статусом:
он – “потенциальный человек”

17.

Особый онтологический статус эмбриона определяет
и его особый моральный статус
На любой стадии
своего развития
эмбрион является
носителем
человеческого
достоинства
И поэтому любые действия по отношению к нему
подлежат моральным оценкам

18.

Человеческий эмбрион – это абсолютно
беззащитная форма существования личности
Поэтому в
моральноэтическом плане
отношение к
эмбриону – это
эталон
нравственности
общества

19.

Каково
практическое
решение сложной и
внутренне
противоречивой
проблемы
абортов?

20.

Этические проблемы
контрацепции

21.

Первая группа:
ритмический
метод,
температурный,
прерванный
половой акт,
механические и
химические
средства с
локальным
действием
Использование этих методов в строго ограниченных
рамках возможно по мнению Христианской, в том числе
Православной церкви, а также противников абортов

22.

Вторая группа:
гормональная или оральная контрацепция,
внутриматочные средства
Эти методы являются наиболее эффективными, и
против их использования категорически выступает
церковь, а также противники абортов

23.

Основными доводами противников контрацепции, в
том числе стерилизации можно считать:
• Постоянное прибегание к
контрацепции аморально, так
как одна из целей
супружества - рождение
ребенка
• Контрацепция
аморальна, так как
способствует блуду и
прелюбодеянию,
развращению нравов

24.

• Методы второй
группы относятся
по механизму к
абортным, т.е.
вызывают
искусственную
гибель эмбриона,
который уже имеет
право на жизнь

25.

Митрополит Антоний Сурожский
«Я пришел не судить мир, а спасти мир»

26.

Этические проблемы
вспомогательных репродуктивных
технологий
Каждый человек
обладает правом
иметь детей, быть
здоровым и
самостоятельно
принимать решения
по этим вопросам

27.

Искусственная
инсеминация
женщины спермой мужа или донора

28.

Экстракорпоральное
оплодотворение (ЭКО)

29.

В России 148 клиник
(40 – государственные)
35% результативность ЭКО
Луиза Браун (1978)
Елена Донцова (1986)

30.

Ребенок от трех родителей
Доктор Джон Чжан (John Zhang),
директор Центра оплодотворения
"Новая надежда" (New Hope Fertility Centre)
Мексика 2016 г.

31.

Вынашивание эмбриона
«суррогатной матерью»

32.

Основные морально-этические вопросы
репродуктивных технологий
1. Статус эмбриона
Первый подход требует
запрета любых
манипуляций с эмбрионами
человека на любых стадиях
их развития

33.

Второй подход допускают не только
использование эмбрионов человека в
программе ЭКО, но и вообще эксперименты на
эмбрионах

34.

ограничиваются предимплантационным периодом
служат улучшению его развития или имеют
прямую терапевтическую установку

35.

2. Криоконсервация
Считают, что эмбрионы должны быть использованы
только для имплантации и только бесплатно

36.

3.Выбор пола
Определять пол, с целью решения
вопроса о желательности или
нежелательности вынашивания
ребенка определенного пола без
медицинских показаний должно быть
категорически запрещено

37.

4.Суррогатное материнство
Суррогатное материнство .– это ВРТ, при которой
женщина (суррогатная мать) по собственной доброй воле
готова пройти процедуру (ЭКО) и переноса эмбрионов
(ПЭ), все этапы беременности и родить ребенка, который с
ее согласия будет отдан на воспитание другим лицам
(генетическим родителям).

38. В России суррогатное материнство можно считать разрешенным с введением в 1996г в действие “Семейного кодекса РФ”

Традиционное суррогатное материнство:
генетическими родителями ребенка являются суррогатная мать и
отец ребенка.
В России традиционное суррогатное материнство запрещено, так
как по закону суррогатная мать не может быть одновременно
донором яйцеклетки.

39.

Гестационное (полное) суррогатное материнство:
суррогатная мать вынашивает и рожает генетически чужого
для нее ребенка

40.

Использование суррогатного материнства
оправдано только при наличии медицинских
показаний и только на некоммерческой основе
English     Русский Правила