247.55K
Категория: КультурологияКультурология

Народный промысел ЦЭР - история Жостовского промысла

1.

Народный промысел ЦЭР - история Жостовского промысла.

2.

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде
подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район
Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли
мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев
Вишняковых. Датой основания считается 1825г.

3.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет, в котором чередуются
крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета
выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые
цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих
композицию. Жостовским букетам присуща яркость красок.

4.

Как создается жостовский кованый поднос?
Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная
выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса,
специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на
специальном станке подгибает край.
Форм за 200 лет накопилось более 150. В настоящее время только 32 модели подносов
механизировано, а оставшиеся по прежнему изготавливаются ручной ковкой.
После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно
шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный
этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями
черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

5.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Работают беличьими кистями и
масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре.
Первый слой - «замалевка» - разбеленой краской художник наносит силуэты цветов,
листья и бутоны.
Второй этап росписи – «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной)
краской темных частей цветов и листьев. Появляется объем.
Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места,
кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев.
Следом идет «бликовка» – наложение бликов, у каждого мастера она своя: широкая и
мягкая, мелкая и дробная.
Пятый этап «Чертежка» - при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на
листочках, «семенца» - в центре цветов и бутонов.
И наконец «привязка» - при помощи стебельков и травинок букет оформляется в
единое целое.

6.

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в
деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
English     Русский Правила