Похожие презентации:
Направления и подходы в понимании благополучия/подходы к выделению элементов благополучия
1. Дисциплина «Современные теории социального благополучия»
ДИСЦИПЛИНА«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ
СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»
Лекционное занятие
Тема «Направления и подходы в понимании
благополучия/подходы к выделению элементов
благополучия»
2.
• https://www.youtube.com/watch?v=DF1rP0KoGfE3. Направления и подходы в понимании благополучия/подходы к выделению элементов благополучия
Этико-философскиев
рамках
этико-философского
направления
благополучие
рассматривается с точки зрения духовного бытия человека,
определяется через состояние духовной гармонии, нравственной
целостности, душевного спокойствия, счастья, блаженства.
Осмысление благополучия в контексте этико-философского знания
осуществляется посредством обращения к понятиям «благо» и
«добродетель». При этом благо рассматривается как основной
источник, главная причина благополучия и связывается с добром.
Социально-политические
В применении социально-политического направления акценты
смещаются с личного благополучия человека на благополучие
общества.
В центре внимания здесь находится понимание сущности «общего
блага», которое рассматривается как условие социальной жизни, когда
удовлетворяются естественные стремления граждан к достижению благ,
социальной защищенности, счастливой жизни, для всех и каждого в
разумных пределах. Обеспечение общего блага в контексте данного
направления рассматривается как стратегическая цель политической
деятельности государства (Айвазян, Бородкин 2006).
4.
ЭкономическиеПсихологические
С
позиций
экономического
подхода
(направления)
благополучие рассматривается в контексте материального
благополучия.
В центре внимания при этом оказываются имущественные
блага, процессы их производства и распределения. В рамках
экономического
направления
понятие
благополучия
отождествляется
с
понятиями
«благосостояние»,
«материальная обеспеченность», «достаток», «богатство»,
которые между тем отражают одну из реальных сторон
состояния благополучия. Именно в рамках данного подхода
понимание благополучия имеет непосредственное отношение и
к определению так называемого прожиточного минимума.
С точки зрения психологического направления, изучение
явления благополучия сосредоточено на уровне индивида и
субъективной стороне благополучия.
При этом благополучие отождествляется с положительным
психоэмоциональным
состоянием
человека,
удовлетворенностью жизнью. Именно данный подход наиболее
развит в реализации образовательного процесса.
5.
МедицинскиеС точки зрения медицинского направления благополучие
рассматривается
в
контексте
здоровья
человека,
провозглашенного общечеловеческой ценностью, высшим
благом, важнейшим правом человека.
Изучение благополучия связано с рассмотрением
состояния здоровья как на индивидуальном, так и на
социальном уровнях, эффективности действия механизмом
сохранения и наращивания физического, психического,
интеллектуального, культурного, социального потенциала
человека и общества (Современные теории... 2014).
анализируются показатели: биологическое/физического,
психическое и социальное здоровье/самочувствие
экологические
социологические
6.
• Следовательно, в рамках каждогонаправления, каждого подхода к изучению
благополучия разрабатываются свои
показатели оценки
7. В социологическом знании сформировалось три направления исследования социального благополучия
1.Объективистское2.Субъективистское
3.Интегративное
1.1.Функционалистская модель СБ
2.1. Понимающая социология
М. Вебера.
3.1.Социологическая концепция
жизненных сил человека
1.2.Структурно-функциональная
модель СБ
2.2.Социологическая модель СБ
3.2.Виталистская социология
1.3.Конфликтологическая модель
СБ
2.3.Символический
интеракционизм
3.3. Взаимодействие жизненных
сил и жизненного пространства
1.4.Теория социальной
безопасности
2.4.Идеи теории обмена
3.4. Социальная политика,
социальная работа и социальное
благополучие
1.5.Теория социальной сферы
Социологическая модель СБ
2.5.Российская школа
субъективной социологии
8.
Объективистское направление социологического исследования социального благополучияОбъективистское направление социологического исследования социального благополучия основано на
положениях социологического позитивизма. В рамках данного направления социальное благополучие
рассматривается как объективное явление социальной жизни. Основное внимание представители
объективистского направления уделяют анализу сущности, содержания и механизмов обеспечения
социального благополучия на уровне общества, которое рассматривается как целостная система,
образуемая совокупностью функционально взаимосвязанных элементов.
В основе объективистского направления исследования социального благополучия лежат научные идеи
основателя социологического позитивизма О. Конта
Сущность и способы обеспечения социального благополучия
Социальное благополучие как устойчивый общественный порядок, О. Конт
социальный мир, основанный на принципах позитивизма, всеобщего
согласия и альтруизма.
Главным фактором, нарушающим социальное благополучие, является
социальный хаос.
Его причина - интеллектуальный беспорядок, характерный для
теологической и метафизической стадии развития общества.
Прекращение социальных переворотов, установление социального
порядка, достижение мира и всеобщего благополучия произойдет
только тогда, когда в обществе обретет полный контроль позитивизм.
9.
Взгляды основаны на положениях органической теории общества, теорииэволюции и социального дарвинизма. По мнению Г. Спенсера, социальное
благополучие - это состояние «подвижного равновесия», которое
достигается обществом на пределе эволюции. Состояние подвижного
равновесия - результат социального прогресса, подчиненного законам
интеграции, дифференциации и возрастания порядка. Его характеризует
слаженность функционирования «органов» общества, которая обеспечивает
его
приспособление
к
условиям
внешнего
мира,
выживание,
поступательное развитие. Состояние подвижного равновесия не может
быть вечным. Под влиянием внешних и внутренних факторов
неблагополучия (войн, конфликтов, эпидемий, социальных кризисов и т.д.)
это состояние может быть нарушено, что неизбежно влечет за собой
процесс обратный эволюции - разложение. Эволюция и разложение
неразрывно связаны. Прогрессу общества, цель которого - достижение
общего благополучия, постоянно сопутствует регресс, характеризующийся
упадком и дезинтеграцией, которые нарушают счастье людей. Рассуждая о
механизмах
обеспечения
социального
благополучия,
Г.
Спенсер
подчеркивал, что социальная жизнь должна развиваться без внешнего
контроля и вмешательства. В ходе естественной эволюции люди, их
социальные объединения, социальные институты, конкурируя друг с
другом, проходят естественный отбор, в результате которого выживают
наиболее сильные и преуспевающие, формируется стабильное и
благополучное общество. Естественный отбор обеспечивает постепенное
совершенствование человека и общества, в результате чего их способность
к достижению благополучия непрерывно возрастает. По мнению Спенсера,
о социальном благополучии можно судить по степени удовлетворения
потребностей членов общества. Его главный критерий - новый тип
человека, который, удовлетворяя собственные стремления, в тоже время
реализует общественные потребности
Г. Спенсер
10.
Идеи развивались в рамках его концепций «социального Э. Дюркгеймфакта» и «общественной солидарности». Э. Дюркгейм
утверждал, что социальное благополучие - это наилучшее
общественное устройство, основанное на социальной
солидарности,
существующей
благодаря
всеобщему
признанию и реализации социальных фактов.
Социальные факты - нормы, идеи и ценности, вырабатываемые
коллективным сознанием людей - лежат в основе социального
порядка, который рассматривался Э. Дюркгеймом как главное
условие социального благополучия. На основе всеобщей
реализации социальных фактов формируется «общественная
солидарность»
фундамент наилучшего
общественного
устройства. Она существует до тех пор, пока члены общества
признают значимость социальных фактов и руководствуются
ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим
нормам, возникает аномия, которая может стать результатом
резкого изменения социальной структуры, привести к
дезинтеграции общества и социальному хаосу.
Э. Дюркгейм отрицал революцию как рациональный способ
стимулирования
позитивных
социальных
перемен
и
обеспечения социального благополучия, был социальным
реформатором,
искавшим
пути
постепенного
совершенствования функционирования общественной системы
11. 1.1.Функционалистская модель социального благополучия
• На научных идеях о социальном благополучии О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, их сторонников и
последователей
может
быть
построена функционалистская модель социального
благополучия.
•В
основе данной модели лежит понимание
социального благополучия как идеального устройства
общества, для которого характерна максимальная
согласованность функционирования его отдельных
составляющих, обеспечивающая, с одной стороны,
сохранение социального порядка и стабильности, с
другой стороны, поступательное, прогрессивное
социальное развитие.
12. 1.2.Структурный функционализм
1.2.Структурный функционализм• Дальнейшему
развитию
объективистского
направления исследования социального благополучия
способствовал структурный функционализм.
• Его представители (Д. Аберле, Дж. Александер, К.
Дэвис, Р. Мертон, У. Мур, Т. Парсонс, П. Поломи) в
качестве своей главной научной задачи видели
создание целостной картины социального мира,
охватывающей структуры и функции всех его
элементов, открытие законов стабильности и порядка,
лежащих в основе социального благополучия
общества
13.
По мнению основателя структурного функционализма Т. Т. ПарсонсПарсонса, социальное благополучие - это состояние
общества как целостной социальной системы, которое
характеризуется
слаженностью
функционирования
отдельных его подсистем, устойчивостью социальных
пропорций и динамическим равновесием.
Процесс развития общества, главным ориентиром которого
является рациональное, справедливое, толерантное и
социально благополучное общество, направлен в сторону
усложнения социальной организации. В основе социального
развития, ведущего к всеобщему благополучию, лежат
четыре
механизма:
дифференциация,
повышение
адаптационных способностей, инклюзия и обобщение
ценностей.
К основным механизмам, позволяющим поддерживать
социальное благополучие, по мнению Т. Парсонса, относятся
социализация,
которая
воспроизводит
общественную
структуру
и
формирует
компетентных
носителей
социальных
ролей,
и
социальный
контроль,
обеспечивающий социальный порядок
14.
Представительструктурного
функционализма
Р.
Мертон Р. Мертон
рассматривал
проблемы
социального
благополучия
в
контексте теории социальной аномии. С позиции данной
теории социальное благополучие понимается как условия
социальной жизни, при которых существует баланс между культурой
и структурой общества, когда каждый индивид имеет возможность
удовлетворить
свои
потребности
социально
одобряемыми
способами, не нарушая общественных норм и социального порядка.
Нарушение баланса между культурой и структурой общества
возникает, когда люди в силу определенных особенностей своего
положения в социальной структуре не имеют возможности
удовлетворить социальные потребности общественно одобряемым
способом, оказываются неспособными действовать согласно
нормативным ценностям.
При таких обстоятельствах возникает аномия, приводящая к
девиантному поведению, которое является одним из наиболее
опасных факторов нарушения социального порядка и благополучия
общества.
Социальное благополучие достижимо в обществе с оптимально
развитой социальной структурой при более или менее равномерном
распределении значимых социальных благ и обеспечении всеобщего
доступа к этим благам
15.
П.А. Сорокин рассматривал проблемы социального благополучия врамках теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
По мнению П.А. Сорокина, уровень социального благополучия каждого
индивида зависит от высоты его социального положения, которое
определяется такими социальными критериями как престиж профессии,
уровень образования, величина дохода, доступ к власти.
Именно эти критерии обусловливают число каналов доступа к социальным
благам, полноту реализации потребностей личности и комфортность ее жизни.
Главным механизмом, влияющим на уровень социального благополучия,
П.А. Сорокин считал вертикальную социальную мобильность, благодаря
которой общество имеет возможность поощрять развитие человека, его
способностей и индивидуальности. Он отмечал: «...там, где есть мощная
вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности
порождает застой».
Большое значение П.А. Сорокин придавал вопросам соблюдения в
общественной жизни принципов альтруизма, социального равенства и
справедливости, которые являются важнейшими условиями социального
благополучия.
Он считал, что главная задача государства - обеспечение всеобщего равенства
перед законом, предоставление всем гражданам одинаковых возможностей
для творческого самовыражения и самореализации, распределение
социальных благ в соответствии с заслугами перед обществом.
Существенным для обеспечения в государстве социального благополучия, по
мнению П.А. Сорокина, является соблюдение права на равный доступ к
политическим благам: занятию публичных должностей, свобода слова, печати,
совести, объединений.
Особое значение имеет равномерное распределение таких социальных благ
как знания и образование, которые являются самыми мощными и доступными
каналами вертикальной мобильности.
П.А.
Сорокин
16.
Обобщениенаучных
представлений
о
социальном
благополучии представителей структурного функционализма
дает возможность построить структурно-функциональную
модель социального благополучия.
Эта модель ориентирована на формирование оптимально
развитой социальной структуры общества, для которой
характерны слаженность функционирования составляющих ее
компонентов (социальных институтов, организаций, учреждений
и т.д.), устойчивость социальных пропорций, динамическое
равновесие, обеспечивающие все необходимые условия для
удовлетворения потребностей и интересов социальных
субъектов
на
разных
уровнях
их
социальной
жизнедеятельности.
17. 1.3. Важную роль в развитии объективистского направления социологического исследования социального благополучия сыграли научные
труды представителей теории социальногоконфликта (Р. Дарендорф, Г. Зиммель Л. Козераи др.).
По мнению теоретиков конфликта, движение к идеальному
гармоничному состоянию общества - социальному благополучию осуществляется
через
согласование
интересов
социальных
субъектов, конструктивное разрешение социальных противоречий,
достижение компромиссно-приемлемого варианта в процессе
решения разнообразных социальных проблем.
Представители теории социального конфликта отмечают, что
состояние согласия не может быть постоянным. Динамичная
социальная
жизнь,
постоянные
социальные
изменения
обусловливают постоянное возникновение новых мотивов и
интересов социальных субъектов разного уровня, что порождает все
новые противоречия, переводя общество из состояния согласия в
состояние конфликта.
При
отсутствии
в
обществе
отработанных
механизмов
конструктивного
разрешения
социальных
противоречий
столкновение интересов различных социальных групп порождает
социальную
дестабилизацию.
Она
проявляется
в
самых
разнообразных
формах
социального
протеста:
нарушении
социального порядка, росте недоверия к власти, снижении интереса к
социальной и политической жизни общества, социальной инертности,
пассивности, безразличии к общественным проблемам, - что ведет к
снижению общего уровня социального благополучия.
Р. Дарендорф,
Г. Зиммель,
Л. Козер и др.
18.
Для обеспечения и сохранения социальногоР. Дарендорф,
благополучия в обществе должны существовать
Г. Зиммель,
механизмы, позволяющие своевременно выявлять и
Л. Козер и др.
согласовывать социальные интересы, разрешать
противоречия, смягчать ситуации социального риска.
К таким механизмам конфликтологи относят научное
прогнозирование
развития
социальных
интересов
субъектов
общественной
жизнедеятельности,
рациональную организацию государственного аппарата и
политической власти, активное использование в
социальной жизни технологии социального партнерства,
а также создание и постоянное развитие законодательной
базы, закрепляющей права и обязанности участников
социальной жизни, позволяющей им отстаивать и
согласовывать свои законные интересы .
На обозначенных положениях теории конфликта
основана конфликтологическая модель социального
благополучия.
В основе данной модели лежит цель упразднения или
хотя бы уменьшения негативного воздействия на
общество разнообразных социальных противоречий,
формирование социального согласия, партнерства и
толерантности.
19. 1.4. С теорией социального конфликта тесно связана теория социальной безопасности
1.4. С теорией социального конфликта тесносвязана теория социальной безопасности
• Сформировалась в конце XX столетия.
• Ее
представители (В.Н. Кузнецов, В.А. Мансуров, и др.)
отождествляют
социальное
благополучие
с
безопасным
состоянием социальной системы, когда обеспечивается ее
способность
сохранять
стабильность
и
позитивную
направленность развития, поддерживается эффективное
функционирование всех сфер жизни общества, обеспечиваются
необходимые
ресурсы
для
полноценного
социального
воспроизводства, сохраняются резервы для максимально
быстрого восстановления .жизнедеятельности в чрезвычайных
и кризисных ситуациях.
• В таких условиях каждый гражданин имеет возможность
полноценно реализовать свои потребности, имеет доступ ко всем
жизненно важным благам, уверен в надежной защите своих
социальных прав и интересов, пребывает вне угрозы социальной,
психологической, физической дезадаптации.
20.
• Согласноосновным положениям теории социальной безопасности, уровень социального
благополучия всецело зависит от степени выраженности в социальной жизни разнообразных угроз и
опасностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные факторы риска: природные,
техногенные, эпидемиологические, социальные (политические, экономические, культурные) и др.
Возрастание негативного влияния на общество этих факторов приводит к росту социальной
напряженности, которая представляет собой «массовый дезадаптационный синдром, отражающий
степень физиологической, психологической и социальной дезадаптации различных категорий
населения в условиях хронической фрустрации и трудностей» .
При этом физиологическая дезадаптация проявляется в ухудшении демографической ситуации,
снижении комплексных показателей здоровья населения, повышении общей заболеваемости.
Психологическая дезадаптация выражается в росте социальной тревожности, конфликтности,
агрессии, апатии, увлеченности мистикой, паранормальными явлениями, надежде на чудо.
Социальная дезадаптация связана с повышенной политизацией или политической депривацией,
недоверием к власти, игнорированием общественной жизни, протестной активностью, ростом уровня
преступности и криминализации общества, социальной нетерпимостью, активизацией эмиграции.
Повышение социальной напряженности до критических показателей приводит общественную
систему в состояние социальной деградации, которая порождает социальный «взрыв» в форме
массовой паники, агрессии, конфликтов, государственных переворотов, войн.
• Поэтому в основе социологической модели социального благополучия, созданной в рамках теории
социальной безопасности лежат социальные механизмы, обеспечивающие выявление и блокировку
негативного влияния на жизнедеятельность общества всевозможных факторов риска .
21. теория социальной безопасности
Социальное благополучие как высокий уровень социальнойзащищенности граждан от разнообразных рисков, угроз и опасностей.
Система социальных показателей социального благополучия
населения характеризуют показатели:
• демографическую ситуацию
• развитость системы охраны здоровья
• развитость системы общего и профессионального образования
• развитость системы социальной защиты населения
• уровень занятости населения и условия труда
• уровень жизни населения
• жилищно-бытовую обеспеченность
• доступность информации и ценностей кулытуры
• состояние окружающей природной среды
• уровень техногенной безопасности
• эффективность работы правоохранительных органов
• уровень личной безопасности
22.
• 1.5. Социологическое исследование феномена социальногоблагополучия, с позиций объективистского подхода, осуществляется
также в рамках теории социальной сферы
• В работах представителей данной теории (Г.И. Осадчая, А.К. Уледов и др.)
социальное благополучие рассматривается как главный целевой ориентир
функционирования социальной сферы и ее отдельных отраслей.
• В идеале социальная сфера должна обеспечивать достаточный, с точки зрения
прогресса общественного развития, уровень жизни, широкий доступ для
большинства населения жизненно важных благ, возможность полноценной
реализации актуальных социальных потребностей каждого гражданина.
• Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в
более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать
необходимый уровень социальной защиты, обеспечивать условия для
самореализации человека, свободу выбора в удовлетворении потребностей и
приложении способностей, в первую очередь, на рынке труда.
• В социальной сфере обретает смысл социальная политика государства,
реализуются социальные права и интересы человека.
• Данная
сфера формирует
условия
и средства,
соответствующие
общественным и индивидуальным представлениям о социальном благополучии
каждого человека и общества в целом.
23.
• Уровень социального благополучия, наряду с уровнем и качеством жизни,социальным самочувствием и социальной напряженностью, является
интегральным показателем состояния социальной сферы.
• Он определяется состоянием основных характеристик структурных элементов
социальной сферы: специфики социальных потребностей и интересов
индивидов, групп, общностей, входящих в общественную структуру, качества
и эффективности функционирования социальной инфраструктуры.
• Созданная на основе теории социальной сферы социологическая
модель социального благополучия связывает благополучие человека и
общества с состоянием и качеством функционирования социальной
сферы, которые зависят от степени соответствия возможностей
социальной инфраструктуры актуальным социальным потребностям
социальных субъектов разного уровня.
• Таким образом, в рамках объективистского направления социологического
исследования социальное благополучие описывается как результат
идеального социального устройства общества, основанного на
согласованном функционировании всех его подсистем, социальном
консенсусе, альтруизме, позитивизме, социальной солидарности,
всеобщей реализации общественных норм и ценностей, равенстве,
социальной справедливости, соблюдении прав и свобод человека.
24. 2.Субъективистское направление социологического исследования социального благополучия
• Субъективистское направление социологического исследованиясоциального благополучия основано на методологии понимающей социологии.
• В рамках данного направления основное внимание акцентируется на
социальном благополучии отдельного человека, его субъективном восприятии
социальной реальности.
• Социальное
благополучие предстает как результат осмысления
индивидом
субъективных
смыслов
и
идей,
отражение
его
удовлетворенности жизнью, обусловливаемой субъективными оценками
соответствия реальности и идеала.
• Социальное
благополучие в рамках субъективистского направления
рассматривается, с точки зрения кооперации, согласованности интересов,
смыслов, идеалов, действий отдельных индивидов, по тем или иным причинам
вынужденных или желающих существовать в ограниченном функциональном
пространстве, совместно двигающихся к определенным целям и использующих
для этого общие ресурсы. Слаженность совместных действий, эффективность
межличностного взаимодействия, качество выполнения социальных функций,
ролей каждым отдельным участником социальной жизни выступают в рамках
данного направления главными детерминантами социального благополучия.
25.
2.1. В основе субъективистского направления исследования социальногоблагополучия лежат воззрения основателя понимающей социологии М. Вебера,
его теория «социальных действий», концепции «рационализации» и «идеальных
типов».
По мнению М. Вебера, уровень социального благополучия определяется
степенью осознанности и рациональности социальных действий субъектов
общественной жизнедеятельности. Он считает, что чем больше в социальной
жизни
ценностнои
целерациональные
действия
преобладают
над
традиционными и аффективными, тем более оптимальным является социальное
устройство общества, тем более высоким оказывается уровень его благополучия.
Претворению в жизнь принципа рациональности, обеспечивающего рост
социального благополучия, в немалой степени способствует усиление социальной
роли науки.
Главными ориентирами процесса достижения социального благополучия М. Вебер
называет «идеальные типы».
Они представляют собой воплощение ценностей эпохи, теоретическую
конструкцию, модель того, что наиболее полезно человеку и обществу, что
отвечает их интересам.
Идеальные типы - это суть оптимальных общественных состояний, критерии,
исходя из которых, необходимо вносить изменения в различные сферы жизни
общества. Из идеальных типов вытекают установки деятельности людей, правила
и нормы их поведения, традиции социального общения. Они вносят
целесообразность в мышление и деятельность людей, порядок в общественную
жизнь .
2.2 Созданная в рамках понимающей социологии М. Вебера социологическая
модель социального благополучия представляет социальное благополучие как
устройство общественной жизни, основанное на принципе рационального
взаимодействия социальных субъектов, подчинении их жизнедеятельности
законам, воплощающим идеальные типы.
М. Вебер
26.
Главными ориентирами процесса достижения социального М.ВЕБЕРблагополучия М. Вебер называет «идеальные типы».
Они представляют собой воплощение ценностей эпохи,
теоретическую конструкцию, модель того, что наиболее
полезно человеку и обществу, что отвечает их интересам.
Идеальные типы - это суть оптимальных общественных
состояний, критерии, исходя из которых, необходимо вносить
изменения в различные сферы жизни общества. Из идеальных
типов вытекают установки деятельности людей, правила и
нормы их поведения, традиции социального общения. Они
вносят целесообразность в мышление и деятельность людей,
порядок в общественную жизнь .
Созданная в рамках понимающей социологии М. Вебера
социологическая
модель
социального
благополучия представляет социальное благополучие как
устройство общественной жизни, основанное на принципе
рационального взаимодействия социальных субъектов,
подчинении их жизнедеятельности законам, воплощающим
идеальные типы.
27.
2.3.На развитие субъективистского направления социологического исследованиясоциального благополучия существенное влияние оказали идеи
представителей символического интеракционизма (Г. Блумер, Ч. Кули, Дж. Мид,
У. Томас, и др.).
В центре их внимания находятся акты социального взаимодействия, причины и
следствия этих взаимодействий, связанные с ними чувства, впечатления,
намерения индивидов, субъективные оценки социальных ситуаций .
Основатель символического интеракционизма Дж. Мид и его последователи
подчеркивают, что представления о благополучии каждого отдельного человека
сугубо индивидуальны. Их формирование происходит на основе личного опыта
взаимодействия с окружающим миром, осмысления результатов этого
взаимодействия, оценки существующих в окружающем мире объектов, с точки
зрения пользы или вреда. Поэтому при оценке уровня социального благополучия
важно учитывать характер опыта взаимодействия социальных субъектов с
миром, а также особенности интерпретации ими окружающей реальности .
Уровень
социального
благополучия
существенно
зависит
также
от
взаимодействия социальных субъектов друг с другом.
Вступая в межличностные взаимодействия, человек познает мир, наделяет его
объекты смыслом, значениями, осваивает культуру. Межличностное
взаимодействие лежит в основе развития мировоззрения человека, его системы
ценностей, индивидуального сознания. От характера межличностных
взаимодействий зависит степень индивидуальной удовлетворенности жизнью,
возможности реализации актуальных потребностей, эффективность социального
функционирования как отдельного индивида, так и всего общества в целом.
Социологическая модель социального благополучия, основанная на научных
положениях символического интеракционизма, рассматривает социальное
благополучие как результат эффективных социальных взаимодействий,
позитивный итог взаимного приспособления контактирующих людей
Г. Блумер,
Ч. Кули,
Дж. Мид,
У. Томаса и
др.
28.
2.4.Идеи символического интеракционизма созвучны с представлениями осоциальном благополучии, которые сложились в рамках теории обмена.
Сторонники данной теории (П. Блау, К. Леви-Стросс, М. Мосс, Дж. Хоманс, и др.)
также связывают социальное благополучие с социальной эффективностью
индивидуального поведения и межличностного взаимодействия. Согласно
позиции представителей теории обмена, социальное благополучие
достигается
в
результате
эффективного
социального
обмена,
осуществляемого в ходе межличностных взаимодействий, результатом
которых являются определенные социальные вознаграждения в виде
значимых для индивида ресурсов (благ).
Основатель теории обмена Дж. Хоманс считал, что уровень социального
благополучия индивида зависит от истории личных вознаграждений и
наказаний, которые он получает в процессе взаимодействия с миром и
окружающими людьми.
Под вознаграждением подразумевается такой результат социального
действия, который связан с реализацией определенных актуальных
потребностей,
получением
приятных
впечатлений,
удовольствия.
Негативные последствия тех или иных социальных действий Дж. Хоманс
называет «наказанием» или «издержкой». Для обеспечения своего
благополучия человек старается повторять поступки, которые в прошлом
были вознаграждены, контактировать с людьми, от взаимодействия с
которыми в прошлом были получены определенные положительные
результаты. В тоже время он сознательно воздерживается от действий,
которые когда-то имели негативные последствия, избегает социальных
контактов, которые обошлись ему слишком дорого или не принесли никакой
ощутимой выгоды .
П. Блау,
К. ЛевиСтросс,
М. Мосс,
Дж. Хоманс и
др.
29.
Развитие идей Дж. Хоманса осуществлял его последовательП. Блау.
В соответствии с его идеями благополучие индивида зависит от
объема находящихся в его распоряжении ресурсов, в качестве которых
могут выступать любые материальные и нематериальные блага, в том
числе знания, услуги, товары, власть, престиж, авторитет, связи и т.д.
Избыток одних ресурсов у актора может сочетаться с дефицитом
других. Обмен чем-либо между разными акторами имеет смысл в тех
случаях, когда их положение в каком-нибудь отношении неодинаково и
возможен обмен ценными ресурсами для достижения ими желанного
положения - социального благополучия.
Каждый актор стремится совершить обмен с максимальной выгодой
для себя, демонстрируя при этом, что он обладает более ценными
ресурсами, чем другие. Это не всегда подтверждается после
совершения акта обмена. В результате неудачных обменов
формируется
неопределенность,
сопровождаемая
недоверием,
неустойчивостью и напряженностью дальнейших взаимодействий. Эта
неопределенность может быть преодолена лишь при установлении и
соблюдении определенных правил в наиболее значимых сферах
социального взаимодействия.
Социологическая модель социального благополучия, построенная на
основе теории обмена, связывает социальное благополучие с
характером и качеством социального обмена между субъектами
социальной жизнедеятельности услугами, деятельностью, ресурсами,
вознаграждениями.
П. Блау,
К. ЛевиСтросс,
М. Мосс,
Дж. Хоманс и
др.
30.
в развитие субъективистского направления социологическогоисследования социального благополучия внесли представители российской
школы субъективной социологии конца XIX - начала XX веков (Н.И. Кареев, П.Л.
Лавров, Н.К. Михайловский и др.).
• Они рассматривали социальное благополучие как социальное устройство,
основанное на социальной солидарности которая характеризуется совпадением
личных и общественных интересов и представляет собой общность привычек,
целей, аффектов, убеждений и идеалов людей, лежащих в основе сходства способов
поведения и деятельности.
• Для обеспечения социального благополучия необходимо группировать повторяющиеся
факты солидарности, изучать формы и законы солидарных действий, выявлять
условия ее упрочения при разном уровне развития людей и форм их общежития,
применять полученные знания для упорядочения социальной жизни, развития
всеобщего единства и согласия. Эго становится возможным, благодаря использованию
субъективного метода, суть которого заключается в понимании и субъективной
интерпретации.
• Универсальная формула общественного прогресса и социального благополучия
связана с принципами альтруизма, нравственности и справедливости.
• Для достижения социального благополучия человек должен думать прежде не о самом
себе, а о других людях, стремиться к социальному идеалу, к собственному
нравственному совершенству и совершенству общества .
• 2.5.Вклад
31.
• Проведенныйанализ научных идей в отношении сущности и содержания
социального
благополучия,
сформированных
представителями
субъективистского
направления,
свидетельствует,
что
социальное
благополучие в рамках данного направления трактуется как состояние
общественного бытия, основанное на согласованности моральных
принципов, идеалов, ценностей, убеждений, интересов, целей и смыслов
отдельных индивидов.
• Важная роль в рамках данного направления отводится таким принципам совместной
жизни людей как солидарность, альтруизм, социальная ответственность,
нравственность и справедливость.
• Объективистское (социоцентричое) и субъективистское (человеко- центричное)
направления исследования социального благополучия сформировались и получили
свое развитие в рамках классического социологического знания.
• Анализ лежащих в основе данных направлений научных идей о сущности и
содержании социального благополучия свидетельствует об односторонности и
взаимоисключении предлагаемых в их рамках научных подходов к его осмыслению и
исследованию.
• Дальнейшее развитие научных представлений о социальном благополучии,
обеспечение его адекватного научного осмысления порождает необходимость выхода
за рамки классической науки, обусловливает целесообразность рассмотрения
социального благополучия в контексте неклассической социологии.
32. 3. Интегративное направление социологического исследования социального благополучия
• может быть представлено социологической концепцией жизненныхсил человека, его индивидуальной и социальной субьектности базовой концепцией виталистский социологии и ряда ее отраслевых
направлений, которая является результатом многолетних научных
разработок группы социологов под руководством С.И. Григорьева
(Л.Г. Гуслякова, Г.В. Говорухина, Ю.Е. Растов, и др.).
• В рамках данной концепции систематизируются знания о жизненных
силах человека, его жизнестойкости, жизненном потенциале, которые
были накоплены различными социальными науками.
• Эта концепция является адекватной методологической основой
осмысления и исследования социального благополучия, дает
возможность сконструировать его оптимальную социологическую
модель, что может быть аргументировано следующим.
33.
• Во-первых, в рамках данной концепции гармонично сочетаются возможности исследовательскихстратегий
анализа
социальной
реальности
социоцентричных
и
человекоцентричных
социологических парадигм, что позволяет в рамках одной концепции с одинаковой эффективностью
рассматривать как общество в целом, с точки зрения его структур и функций, так и человека, его
силы, социальное пространство и время, в пределах которого он функционирует. Все это
обеспечивает необходимые условия для анализа социального благополучия как на
общесоциальном, так и на индивидуальном уровнях.
• Во-вторых, представители данной концепции осмысливают в качестве единой системы
физиологические, психологические, морально- нравственные, интеллектуальные, культурные,
экономические, политические, экологические и многие другие аспекты жизнедеятельности человека,
который рассматривается как биопсихосоциальное существо, функционирующее в природной и
социокультурной среде, постоянно воспроизводящее и совершенствующее свою материальную и
духовную жизнь. Такой подход обеспечивает многоплановость и комплексность исследования
феномена социального благополучия, позволяет выделить и изучить различные компоненты его
содержания.
• В-третьих, концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности не
ограничивается исследованием только объективной реальности, признает значимость духовных
ценностей и установок человека, которые являются важнейшими составляющими его жизненных
сил. Обращение данной концепции к проблемам смысла жизни, веры, свободы, ответственности,
нравственности и духовности позволяет анализировать в ее контексте внутренний мир человека,
насыщенный социальным содержанием и находящийся в постоянном тесном взаимодействии и
взаимопроникновении с внешними условиями существования. Это обеспечивает возможность
анализа социального благополучия, как с позиции объективных условий жизнедеятельности, так и с
точки зрения субъективных переживаний, индивидуальной удовлетворенности, эмоционального
отношения к бытию.
34.
• В-четвертых, значимость анализируемой концепции заключается в том, чточеловек и его проблемы рассматриваются в ней в органическом единстве,
взаимодействии со средой обитания. Концепция жизненных сил человека,
его индивидуальной и социальной субъектности позволяет выявить
целостные характеристики субъектов в каждый момент их существования,
особенности их жизненного пути, характер их социального положения и
жизненный потенциал. Это создает возможность анализа социального
благополучия в контексте проблем взаимодействия жизненных сил и
жизненного пространства социальных субъектов, их социальных отношений
по поводу воспроизводства и совершенствования своей жизни в постоянно
изменяющихся социальных условиях.
• В рамках концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и
социальной субъектности может быть определен достаточно богатый по
содержанию характер исследования социального благополучия человека и
общества .
• Исходные положения концепции жизненных сил человека, его
индивидуальной и социальной субъектности служат основой для
комплексного анализа социального благополучия, позволяют поновому взглянуть на его природу, сущность и содержание.
35.
• Способность человека обеспечивать свое социальное благополучие обусловливается такжеего индивидуальной и социальной субъектностью, качеством и количеством индивидуальноличностных и организационноколлективных средств воспроизводства и совершенствования
жизни, которые находятся в его распоряжении.
• Индивидуально-личностные средства воспроизводства и совершенствования жизни сравнимы
с личными благами. Они находятся в распоряжении конкретного человека (принадлежат ему) и
используются им по мере возникновения тех или иных потребностей. К
индивидуальноличностным средствам следует относить:
• • во-первых, личные качества и свойства человека, помогающие ему удовлетворять насущные
потребности (физическая сила, разнообразные знания, умения, навыки, жизненный опыт,
интеллектуальные, креативные, коммуникативные и другие способности, воля, мотивация,
чувства и т.д.);
• • во-вторых, разнообразные объекты материального мира, которые используются человеком в
процессе удовлетворения потребностей (еда, одежда, жилище, средства передвижения,
носители информации, предметы труда, отдыха, быта и т.д.);
• • в-третьих, отношения с окружающими людьми, посредством которых и через которые человек
удовлетворяет свои потребности (дружба, взаимопомощь, любовь, забота, сотрудничество и
т.д.).
• Качество и количество индивидуально-личностных средств, находящихся в распоряжении
человека, определяют характер социального благополучия на индивидуальном уровне,
являются его основой. Исходя из этого, социальное благополучие на уровне индивида может
быть определено как состояние, для которого характерно наличие в распоряжении набора
индивидуально-личностных средств, необходимого для эффективного воспроизводства и
совершенствования индивидуальной жизни, обеспечения индивидуальной субъектности.
36.
• Организационно-коллективныесредства воспроизводства и совершенствования жизни - это
общественные блага. Они создаются обществом, принадлежат обществу, но имеют свойство
удовлетворять разнообразные потребности членов этого общества. К организационно-коллективным
средствам можно отнести, предприятия, учреждения и организации здравоохранения, образования,
культуры, спорта и туризма, досуга и отдыха, регулирования рынка труда и занятости, транспорта и
связи, торговли, сервиса и быта, жилищно-коммунального обслуживания, социальной защиты (включая
социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальное страхование), общественные
организации, политические партии и объединения, а также социально значимые продукты и результаты
их деятельности (товары и услуги). Качество и количество организационно-коллективных средств
определяют характер социального благополучия на уровне общества. Таким образом, социальное
благополучие на уровне общества - это состояние общества, для которого характерна высокая степень
развития организационно-коллективных средств, обеспечивающих социальную субъектность человека.
• Социальное благополучие человека определяется уровнем развития его физической, психологической,
производственно-экономической, социально-политической, духовно-культурной, социально-бытовой,
социально-экологической субъектности, которые зависят от развитости способностей воспроизводить и
совершенствовать свою жизнь в различных сферах жизнедеятельности.
• Развитость жизненных сил человека и отдельных ее составляющих (физической, психической,
производственно-экономической, социально- политической, духовно-культурной, социально-бытовой,
социо-экологической субъектности) характеризует социальное благополучие, прежде всего, на
индивидуальном уровне. Жизненные силы человека в пределах индивидуальных атрибутивных
характеристик представляют субъективную сторону социального благополучия.
• Помимо развитости жизненных сил, на уровень социального благополучия человека оказывает влияние
его жизненное пространство. В жизненном пространстве сфокусированы основные средства
жизнеосуществления (блага), к достижению и обладанию которыми стремится каждый человек,
поскольку они имеют свойство удовлетворять его актуальные потребности, формировать,
реабилитировать и совершенствовать его жизненные силы, обеспечивать социальное благополучие.
37. 3.2. На основе базовых положений и идей социологической концепции жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной
субъектности может бытьсконструирована виталистская модель социального благополучия.
С позиции данной модели, социальное благополучие
может рассматриваться как характеристика процесса
взаимодействия жизненных сил и жизненного
пространства
социальных
субъектов,
которая
зависит от степени развития жизненных сил этих
субъектов и сопряженной с ними оптимальности
организации жизненного пространства их бытия.
• Исходя из этого, в качестве основных компонентов
виталистской модели социального благополучия могут
рассматриваться развитость жизненных сил и
оптимальность
организации
жизненного
пространства
социальных
субъектов,
осуществляющих
свою
жизнедеятельность
на
разных уровнях организации общественной системы.
38.
• 3.3. Высокий уровень развития жизненных сил позволяет человекумаксимально
использовать
жизненное
пространство
для
удовлетворения актуальных потребностей, то есть эффективно
владеть, пользоваться и распоряжаться разнообразными средствами
жизнеосуществления.
• Это
способствует
полноценному
воспроизведению
и
совершенствованию жизни во всех сферах общества, обеспечению
социального благополучия.
• В свою очередь, развитое, оптимально организованное жизненное
пространство дает возможность человеку максимально полно
использовать свои жизненные силы, и, взаимодействуя с другими
людьми,
эффективно
реализовать
первичные
социальные
отношения распределения, присвоения и потребления.
39. В своих докладах о человеческом развитии международные эксперты используют несколько индексов измерения:
• Индекс развития человеческого потенциала ООН(Human Development Index – HDI), включающий
суммарные измерения человеческого развития.
• Индекс лучшей жизни (OESD Better Life Index),
учитывающий жилищные условия, доход, работу,
образование,
здоровье,
гражданские
права,
безопасность и пр.
• Глобальный
индекс
благополучия
(GallupHealthways), включающий пять основных аспектов
(успех, социальное, финансовое, физическое и
общественное благополучия) и измеряемый по
пятибалльной шкале;
40.
• Всемирный индекс счастья (Happy Planet Index – HPI),основные компоненты которого: ожидаемая
продолжительность жизни, опыт благополучия и
экологический след;
• Индекс процветания (Prosperity Index), вычисляемый
на основе 89 различных показателей, которые
отбираются путем анализа 8 аспектов (экономика,
бизнес, управление, образование, здоровье,
безопасность, личные свободы, социальный капитал);
• Индекс социального прогресса (Social Progress Index),
выделяющий три аспекта благополучия (основные
потребности человека, основы благополучия и
возможности);
41.
• Национальные расчеты благополучия (Nationalaccounts of well-being), в котором выделяют:
• индивидуальное благополучие (эмоциональное
благополучие,
• удовлетворенность жизнью,
• жизненная энергия,
• жизнестойкость и самооценка,
• позитивное функционирование)
• и социальное благополучие (поддерживающие
взаимоотношения, доверие и принадлежность)
42.
Налицо ориентация специалистов на так называемые объективные, универсальныекритерии благополучия, в основе которых лежит убежденность, что счастье
человеческое определяется рядом известных факторов (безопасность, здоровье,
экология, развитая инфраструктура, материальный достаток, возможность
самореализации и т. д.). Положительное решение этих задач позволяет повышать
уровень и качество жизни, что в обязательном порядке должно вести к росту
социального благополучия. Если же общество недовольно, необходимо выяснить,
какие из внешних факторов, обеспечивающих социальный комфорт, отсутствуют или
недостаточно развиты, чтобы затем, сосредоточившись на создании благоприятных
социально-экономических условий, повысить уровень благополучия населения.
Например, в Декларации тысячелетия 2015 г., подготовленной в рамках борьбы ООН с
бедностью, прямо говорится о восьми целях, достижение которых позволит решить
главные социальные проблемы:
ликвидация крайней нищеты и голода;
обеспечение всеобщего начального образования;
поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей
• женщин;
сокращение детской смертности;
улучшение охраны материнства;
борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
обеспечение экологической устойчивости;
формирование глобального партнерства в целях развития
43.
• Приведенныеформулировки
и
количественные
характеристики наглядно демонстрируют стремление
свести проблему изучения благосостояния человека к
анализу внешних социальных факторов.
• Другими словами, если мы увеличим число врачей,
количество студентов, повысим долю государственных
расходов на образование и здравоохранение, то
теоретически мы повысим уровень благосостояния
общества
и
каждого
человека
в
отдельности.
Большинство социально-экономических исследований,
посвященных
анализу
проблем
социального
благополучия, построено именно по этой схеме. Даже
если ученые пытаются выйти за рамки использования
ВВП как главного показателя уровня жизни, они тем не
менее настойчиво ищут универсальные критерии
измерения благополучия, поддающиеся эмпирической
проверке
44.
• Качество жизни как интегральный показательфизического, социального и психологического
благополучия
• Качество жизни как основа социального
благополучия человека и общества
45. Модели социального благополучия
• Виталистская модель социального благополучия,разработанная на основе социологической концепции
жизненных сил человека
• Марксистская модель. Эта модель социальной
политики государства благосостояния основывается
на том, что социальная политика в обществе
формируется бизнес-сообществом
46. Классификация основных факторов социального благополучия населения
I группа факторов: Темпы роста и прироста ВВП иВРП
1. Благосостояние населения (уровень жизни,
качество жизни, гражданские права и свободы)
2. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП:
продолжительность жизни, уровень образования,
годовой уровень доходов на душу населения в
долларах)
47. II группа факторов: величина перераспределения ВВП на социальную сферу
• Величина бедности, глубина бедности.• Финансовое обеспечение социальной сферы
• Финансовое обеспечение государственных и
региональных социальных программ.
48. III группа факторов: Инвестиции бизнеса в социальную сферу и общественные блага. IV группа факторов: функционирование
внебюджетныхгосударственных фондов и
страховых систем
49.
• Основамисоциального благополучия общества
можно считать такие элементы, как уровень жизни,
обусловленный
показателями
среднедушевого
дохода и прожиточного минимума, доступностью
благ и услуг, должностей и положений, а также
качество жизни, устанавливаемое определенными
показателями состояния здоровья и санитарного
благополучия населения, вероятностью получения
обязательной медицинской помощи и обеспечение
социальной защищенности и помощи.
• Непременной
составляющей
социального
благополучия является удовлетворенность жизнью,
позитивность
жизненных
перспектив,
минимальность социальных рисков.
50.
• Социальное благополучие человека основывается на социальномблагополучии общества, но определяется его личностной оценкой
своего благосостояния и удовлетворенности жизни в сравнении с
собственными жизненными условиями в прошлом или жизненными
условиями других людей.
• Иными
словами,
социальное
благополучие
можно
охарактеризовать как объективное общественное явление,
детерминированное
повседневными
условиями
жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои
потребности, реализуют жизненные планы и социальные
ожидания.
• Одновременно социальное благополучие является одним из
значимых критериев эффективности социальной деятельности
государства, его смыслом.
• Известно, что уровень благополучия государства оценивается по
уровню социального благополучия населения. Именно это
определяет приоритеты деятельности государства и социальной
деятельности в современных условиях.
51.
52.
Научная школаКлассики
(А. Смит, К. Маркс,
Д. Рикардо, Ф. Энгельс
Период
XVIII – нач.
XIX в.
Основные отличия
Достижение общественного
благосостояния происходит
на основе роста общественного богатства
От повышения производительности труда до
увеличения объемов производства, а
следовательно роста общественного
благосостояния
Неоклассики (маржиналисты)
А.Маршал, А.Пигу,
К.Менгер, В.Парето, Ф.Еджуорт,
Дж.Кларк
II половина
XIX в.
Микроанализ и маржинализм, где уровень
благосостояния = уровень удовлетворения потребностей
Основана теория благосостояния (А. Пигу)
Современная экономическая теория
(неоинституционализм)
А.Сен, Дж.Бьюкенен, Дж.Стиглиц,
Ж.-П. Фитусси
II пол.ХХ в –
нач ХХІ в
Теория благосостояния
трансформирована в теорию
общественного выбора
В концепцию благосостояния
включены социально-экономические факторы
53.
• 2) Изучите и проанализируйте рейтинги стран поразличным показателям социального благополучия
(ВВП, ИРЧП, Happy Planet Indexи др.)