Похожие презентации:
Стилистический анализ текста. Задание 3
1.
Задание 3Стилистический анализ текста
егэ
2.
Научный стиль• Научный стиль — это язык науки. Тексты
этого стиля отличаются логичностью
изложения: их части связаны по смыслу и
располагаются в строгой
последовательности; выводы вытекают из
фактов, изложенных ранее.
3.
• Текстам научного стиля свойственнасмысловая точность, которая достигается
путём употребления однозначных слов,
терминологии, а также недопущения
вариативности трактовок смысла таких
текстов.
4.
• Другие отличительные черты научного стиля —отвлечённость и обобщённость. Они
выражаются через употребление абстрактных имён
существительных, использование разнообразных
сокращений, условных обозначений, символов, а
также через преобразование текста в графическую
форму (таблицы, схемы, графики, алгоритмы,
чертежи, кластеры и т.д.).
Научный стиль имеет преимущественно
письменную форму, но возможны и устные формы
(доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами
научного стиля являются монография, статья,
тезисы, лекция и др.
5.
Стиль текста1. Научный
стиль
Описание стиля
Функции
Отличительная черта Информационная,
–
академическое обучающая,
изложение,
доказательная:
адресованное
специалистам.
Признаки: точность
информации,
убедительность
аргументации,
логическая
последовательность
изложения, наличие
терминов.,
Где используется
Учебная
литература,
методический
материал, научные
работы,
справочники,
научная
статья,
отзыв, рецензия,
аннотация,
реферат,монографи
я,тезисы
6.
Научный стиль• Отвлеченный обобщенный или практический
характер,точность,ясность,объективность
• Без эмоций
• Сжатость информации предполагает Родительный Падеж(критерий
истины)
• Нейтральная и книжная лексика ,общеупотребительная , общенаучная
• Абстрактная лексика(теория,гиптеза,структура)
• ,отглагольные существительные(притяжение,отталкивание)
• ,термины
• Безличные предложения, нет 1и 2,есть обобщенное или
неопределенное лицо
• СПП выражают причинно-следственные связи
• ,вопросительные предложения в системе доказательств
• Именное сказуемое( быть правым)
7.
• Вводные слова,указывающие на источниксообщения,порядок оформления
мысли,предположения о содержинии
высказывания(таким
образом,следовательно,предположим)
• Союзы,поясняющие слова-в связи с
этим,вот почему,при этом
• Уточняющие члены предложения
8.
• Наиболее общими особенностямилексики научного стиля являются
следующие:
• а) употребление слов в их прямом
значении;
• б) отсутствие образных средств: эпитетов,
метафор, художественных сравнений,
поэтических символов, гипербол;
• в) широкое использование абстрактной
лексики и терминов.
9.
• Наиболее общими особенностямилексики научного стиля являются
следующие:
• а) употребление слов в их прямом
значении;
• б) отсутствие образных средств: эпитетов,
метафор, художественных сравнений,
поэтических символов, гипербол;
• в) широкое использование абстрактной
лексики и терминов.
10.
• Выделяются следующие группылексики научного стиля:
• 1) общенаучная
лексика: дифференцировать,
классифицировать, функция;
2) узкоспециальная лексика,
например, термины химии: окись,
молекула, полимер;
11.
Публицистический стиль• Цель публицистического стиля речи —
информирование, сообщение
общественно- важной информации и
одновременно влияние на читателя,
слушателя, формирование у него
определённой точки зрения на
описываемые события, побуждение его к
каким-либо поступкам, действиям.
12.
• Сфера употребленияпублицистического стиля речи —
общественно-экономические,
политические, культурные отношения.
13.
• Жанры публицистики: статья, заметка, очерк,рецензия, репортаж, интервью, обзор,
очерк, эссе, ораторская речь, судебная речь,
публичное выступление и т.д.
Основные черты публицистического стиля —
логичность, актуальность, образность,
экспрессивность, точность, воздействие. В
соответствии с этим выбираются и языковые
средства: широко используется общественнополитическая лексика, разнообразные виды
синтаксических конструкций.
14.
2.Призван влиять на
Публицистич разум и чувства
еский стиль
читателей.
Предназначен для
донесения
информации
до
широкой публики в
СМИ.
Лексика
общественнополитическая,
эмоционально
окрашенная.
Воздействие
и
убеждение
с
целью
формирования
какой-либо
позиции;
побуждение
к
действию;
сообщение
с
целью
привлечения
внимания
к
важному вопросу
Статьи, очерки,
репортажи,
фельетоны,
интервью.
15.
публицистический• Поднимаются общественные проблемы,рассчитан на широкую
аудиторию, должен быть понятен всем
• Книжная лексика(пуристы,новаторы,консерваторы)
• Общественно-политическая лексика,понятие морали,этики
• Разговорные,просторечные слова,книжные слова
• Числительные-цифрами
• Субъективность,непринужденность,убеждение
читателя,образность,эмоциональность,оценочность
• +логика,выделение особо важных частей высказывания
• ,часто рассуждение
• Метафоры.фразеологизмы,повторы,эпитеты,инверсия,градация
16.
• Однородные члены,обороты,вводныеслова,СПП с придаточными
сравнительными,восклицательные
предложения-призыв
• Несогласованные определения-чувство
ответственности,жизнь ребенка(Р.П.)
17.
• Для публицистического стиля речихарактерны логичность, образность,
эмоциональность, оценочность,
призывность и соответствующие им
языковые средства. В нём широко
используется общественнополитическая лексика, разнообразные
виды синтаксических конструкций.
18.
• Выделяются следующие группылексики публицистического стиля:
• 1) специальная публицистическая
терминология: интервью, комментатор,
обозреватель;
2) общественно-политические
термины: агрессия, акция, ратификация.
19.
• С Россией произошла страшная катастрофа. Онаниспала в тёмную бездну. И многим начинает
казаться, что единая и великая Россия была лишь
призраком, что не было в ней подлинной реальности.
Нелегко улавливается связь нашего настоящего с
нашим прошлым. Слишком изменилось выражение
лиц русских людей, за несколько месяцев оно
сделалось неузнаваемым. При поверхностном
взгляде кажется, что в России произошёл небывалый
по радикализму переворот. Но более углублённое и
проникновенное познание должно открыть в России
революционный образ старой России, духов, давно
уже владеющих русскими людьми...
(Н. А. Бердяев «Духи русской революции»)
20.
• Пророчить молодёжный бунт — как-то банально. Но вграницах постсоветского пространства подобное
пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было
того, что пережил западный мир, — не было
контркультуры.
Как это не было? А наши хиппи? А наш андерграунд? А
рок? А пакостные режиссёры-«параллельщики»? (...) Не
вдаваясь в детали, замечу, что это, конечно, никакая не
контркультура… И шестидесятники, и семидесятники, сидя
по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном
порыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была
не контркультура, а дружба тех, кто мыслил шире, против
тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста.
Ю. Гладильщиков «Про контракультуру»
(Итоги. 13 мая 1997 г.)
21.
Официально-деловой стиль• Официально-деловой стиль
• Официально-деловой стиль речи — это язык документов.
Основные стилевые черты официально-делового стиля:
а) точность (не допускается инотолкование);
б) неличностность (употребляются страдательные
конструкции, отглагольные имена существительные,
глаголы в неопределённой форме и т. д.);
в) стандартизованность (употребляются устойчивые
обороты, клише; предложения строятся по стандартной
схеме);
г) императивность (тексты носят предписывающий
характер).
22.
• Точность формулировок официально-деловыхтекстов достигается путём употреблении
специальной терминологии и однозначной
нетерминологической лексики. Среди типичных
черт деловой речи — ограниченные
возможности синонимической замены;
допущение повторов слов, преимущественно
терминов.
23.
• Неличностность деловой речивыражается в том, что в ней
отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го
лица и личные местоимения 1-го и 2-го
лица, а формы 3-го лица глагола и
местоимения часто используются в
неопределённо-личном значении.
24.
• В официальных документах в связи сособенностью формулировок почти
отсутствуют повествование и описание.
Все документы лишены
эмоциональности, экспрессивности,
поэтому в них мы не найдём
изобразительных средств языка.
25.
3.Официальноделовой
стиль
Служит
для
информирования в
официальной
обстановке.
Используется
в
законодательстве,
делопроизводстве.
Содержит штампы,
информация
передана в сжатом
виде.
Канцеляризмы
–
слова, характерные
для стиля деловых
бумаг и документов
(данный,
указанный, ,будучи)
Информационная
:
сообщение,
информировани
е
Официальные
документы:
нормативноправовые акты,
справки,
заявления,
доверенности,
расписки,
информационны
е
письма,
жалобы,
приказы.
26.
• Для официально-деловогостиля речи характерно широкое
употребление стандартных оборотов
речи, специальной терминологии,
устойчивых словосочетаний
неэмоционального характера.
27.
• Для официально-деловогостиля речи характерно широкое
употребление стандартных оборотов
речи, специальной терминологии,
устойчивых словосочетаний
неэмоционального характера.
28.
• Выделяются следующие группы лексикиофициально-делового стиля:
• 1) официально-деловая терминология, не
имеющая синонимов в общеупотребительной
лексике: закон, конституция, паспорт, декрет,
заявление;
2) узкоспециальная юридическая
терминология: санкция, истец, кодификация;
3) канцеляризмы: нижеподписавшийся,
вышеозначенный, поименованный.
29.
Статья 78
1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих
полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать
соответствующих должностных лиц.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им
осуществление части своих полномочий, если это не противоречит
Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут
передавать им осуществление части своих полномочий.
4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации
обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации
осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей
территории Российской Федерации.
(Конституция Российской Федерации)
30.
Разговорный стиль• Основой разговорного стиля служит
разговорная речь. Главная функция
текстов этого стиля —
коммуникативная, а основная форма
— устная.
31.
• Разговорный стиль имеет дверазновидности: литературно-разговорный стиль,
содержащий общепринятые слова, которые
соответствуют нормам литературного языка, и
разговорно-просторечный стиль, включающий
слова и обороты, которые отклоняются от
литературных норм, придают речи оттенок
стилевой сниженности.
В письменной форме разговорный стиль
представлен в произведениях эпистолярного жанра
(личная переписка, дневниковые записи).
32.
4.Передаёт
речь
Разговорны людей
в
й стиль
неформальной
обстановке. В нём
часто
используется
разговорная
и
просторечная
лексика.
Информационн Диалоги,
ая:
личный блог
непосредствен
ное бытовое
общение;
обмен
информацией
по бытовым
вопросам
33.
• Для разговорного стиля характерныслова, имеющие разговорную окраску, в
том числе бытового содержания;
конкретная лексика; много слов и
фразеологизмов с экспрессивноэмоциональной окраской
(фамильярных, ласкательных,
неодобрительных, иронических).
34.
• Дорогой Владимир Яковлевич!Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких
рассказов под общим названием «Звуки земли».
Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для
серьёзного толстого журнала. Но кто знает? Писал же
Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели
рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их
Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он
расскажет Вам о моём житье-бытье.
Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр
Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих
в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку. И. Соколов-Микитов
35.
Художественный стиль• Художественный стиль — это «инструмент» художественного
литературного творчества. Этот стиль — самый богатый по
наполнению, потому что он сочетает в себе языковые средства
всех других стилей. Однако они играют особую роль: оказывают
эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя.
Художественная литература допускает употребление слов, не
относящихся к литературному языку: просторечий, диалектных
слов и выражений, неологизмов и даже вульгаризмов. В языке
художественной литературы встречается вся палитра
изобразительно-выразительных средств (эпитет, метафора,
антитеза, гипербола, сравнение, олицетворение и т. д.). Выбор
языковых средств зависит от индивидуального стиля
конкретного автора, от темы, идеи, жанра произведения. В
художественном тексте слово способно приобретать новые
оттенки значения.
36.
• ольшую роль в художественном текстеиграет многозначность.
Главная цель художественного стиля —
средствами языка создать
художественные образы, поэтому в
художественной литературе широко
используются яркие, выразительные,
эмоционально окрашенные обороты
речи.
37.
• Стремясь к образности, авторыстараются избегать речевых клише и
штампов, искать для выражения своих
идей новые варианты и формы.
• Тексты художественного стиля
отличаются многообразием жанров,
стилистических средств и приёмов.
38.
4.Художественный
стиль
Этот стиль воздействует
на воображение, психику
и
чувства
читателя,
передаёт мысли и чувства
автора, использует всё
богатство
лексики,
возможности
разных
стилей,
характеризуется
образностью,
эмоциональностью речи.
Изображение
и Стихи,
поэмы,
воздействие
на романы,
рассказы,
воображение, чувства, пьесы, сценарии.
мысли читателя или
слушателя
39.
• Для художественногостиля характерны различные средства
выразительности, образные
определения.
40.
• Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чутьшумели над моей головой; по одному их шуму можно
было узнать, какое тогда стояло время года. То был
не весёлый, смеющийся трепет весны, не мягкое
шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и
холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная,
дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул
по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя,
беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли
солнце или закрывалось облаком; она то озарялась
вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие
стволы не слишком частых берёз внезапно
принимали нежный отблеск белого
41.
художественный• Эмоциональность,экспрессивность,многозн
ачность
• Эпитеты…