2.52M
Категория: КультурологияКультурология

Влияние культуры Германии на российскую архитектуру

1.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема
Влияние культуры Германии на
российскую архитектуру
Ст-ца. Должанская МО Ейский район
2024 г.
Выполнил:
Липатов Илья Дмитриевич
ученик 11 класса
Руководитель проекта:
Гуленко Елена Владимировна
Учитель: Гуленко Елена Владимировна

2.

Актуальность
моей работы
Может быть полезной для
учащихся нашей школы,
которые захотят ознакомиться
с культурой Германии, которая
отражается в архитектуре
России

3.

Цель моей работы
Рассмотреть и изучить
различные стили архитектуры,
характерные для Германии, и то
как они повлияли на развитие
российской архитектуры

4.

Задачи
1) Изучить и проанализировать литературу, интернет сайты по теме
2) Дать представления об основных стилях архитектуры
3) Охарактеризовать объекты архитектуры с учетом проанализированной
информации
4) Проследить влияние немецких архитекторов и определить их
значимость
5) С учетом проанализированной информации создать презентацию по
теме

5.

Методы
исследования
изучение и анализ имеющегося
теоретического материала по теме
исследования
-
-описательный
-сравнение

6.

Влияние немецких архитекторов на
русскую архитектуру
Влияние №1
Влияние №3
Барокко - стиль, характерный изяществом,
роскошью и декоративностью. Создавались
дворцы, церкви и здания
Внесли вклад в развитие русской
деревянной архитектуры. Новые
конструктивные решения, качество,
прочность, декор.
Влияние №2
Развитие градостроительства в России.
Принцип нового планирование городов,
гармонично и функционально используя
пространство.
Города стали более современными и
удобными для жизни.
Влияние №4
Оказали влияние на следующее поколение
архитекторов.

7.

Понятие архитектура
Прежде всего надо знать понятие "архитектура".
- В толковом словаре Ожегова :
Архитектура - это искусство проектирования и строения зданий,
сооружений, зодчество.
- В словаре Даля :
Архитектура - ж. греч. искусство располагать, строить и украшать здания,
строительное искусство, зодчество.
- В толковом словаре Ефремовой:
Архитектура: 1)Искусство проектирования и строительства зданий и
других сооружений в соответствии с их назначением, техническими
возможностями и эстетическими воззрениями общества. 2)Стиль,
характер постройки. 3)Совокупность сооружений, составляющих
материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и
деятельности.

8.

Немецкая культура занимала в России особое место, так как ни с одним из
европейских народов русские не имели такого близкого соприкосновения и такого
интенсивного культурного общения, как с немцами. В 30-е гг. XVIII в. немецкая
культура приобретает особое значение в России, что связано, прежде всего, с
личными предпочтениями императрицы Анны Иоанновны. Немецкий язык
становится господствующим при дворе, многие важные государственные
должности занимают немцы. В царствование Екатерины II происходит
интенсивный приток немецких колонистов, совершенно изменяющих те
территории, на которых они поселились.
Немцы принимали активное участие во всех сферах жизни русского общества и
внесли значительный вклад в развитие русской культуры. Немцы были первыми
иностранцами в России, которые стали образовывать компактные поселения еще в
XVII в. Наиболее известным из них была московская Немецкая слобода, где жили
иностранцы разных национальностей, но немцы имели преобладающее значение.

9.

Немецкие архитекторы в России
С приходом к власти в 1613 году династии Романовых, уже при Михаиле Федоровиче (1596–1645)
приглашали иностранных специалистов, в основном из Германии и Голландии. Широкую популярность
приобретает выступающее на линию улицы крыльцо, до этого встречаемое почти исключительно в
ганзейских городах. За этим течением укрепился термин маньеризм, являющийся однако ничем иным,
как поздней фазой немецкого ренессанса. Возникший в Германии середины XVI века стиль, получил в
России свое наибольшее распространение с 20-х по 40-е годы XVII века, когда катастрофа
Тридцатилетней войны и связанный с ней более чем полувековой строительный застой в
германских землях вынудили многих немецких зодчих и ремесленников искать заработок за их
пределами.
В 20-х годах XVII века некий Ян (или Джон) Талер строит в Московском Кремле так называемые
«мастерские палаты». Он же укрепляет своды Успенского собора (1624) и одновременно возводит
Филаретову звонницу, включенную в комплекс колокольни Ивана Великого. Талер вместе с выходцем из
Страсбурга палатным мастером Хансом-Якобом Кристлером участвует в сооружении Теремного
дворца — наиболее яркого продукта немецкого ренессанса в Кремле. Зачастую эта архитектура
насыщена заимствованиями из европейской готики, как в случае не сохранившегося Печатного двора на
Никольской ул. («немчин Христофор»), создавая иллюзию позднего средневековья в России.

10.

В 1764 году главным архитектором Московского Синода
назначается Карл Бланк (1728–1793) — сын и
ученик петербургского, а затем московского архитектора
Иоганна-Фридриха Бланка (1708–1745). Из московских работ
Бланка-старшего сохранились, к сожалению, лишь чертежи не
существующей более церкви Никиты Мученика. Игорь Грабарь
отзывается об этом строении, как об одной из важнейших вех
московской архитектурной истории при переходе от
злополучных послепетровских времен к эпохе «зрелого
Елисаветинского барокко». В 1760-х годах проектирование
крупнейших сакральных построек Москвы становится
монополией Карла Бланка. Наиболее примечательные из них —
церкви Св. Екатерины на Ордынке, Кира и Иоанна на Солянке,
Николы в Звонарях (1760–1762). Последняя строилась по
заказу графа И.И. Воронцова и хорошо сохранилась по сей
день.

11.

Псевдорусский (псевдовизантийский). Наиболее известным является грандиозный проект храма
Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве. По замыслу архитектора Александра Витберга
(1787–1855), храм этот, размерами превосходивший собор Св. Петра в Риме, должен был кроме
церковного назначения соединить в себе неизвестные ранее функции национального музея и
памятника, выразив таким образом идею общности государства и христианства, народности и
национальности.
Витбергу однако не суждено было реализовать свою идею. После отстранения его от строительных
работ заказ был передан петербургскому зодчему Константину Тону (1794–1881), создавшему в
1832 году свой проект храма. Тоновский проект ознаменовал совершенно новый подход к
проблеме возрождения национального стиля и стал для многих эталоном для дальнейшего
экспериментирования в этой области. Его храм Христа Спасителя сооружался почти полстолетия — с
1839 по 1883 год. Два поколения лучших российских зодчих, скульпторов и художников трудились на
этой стройке века. Среди них немало мастеров немецкого происхождения, как например автор
большинства фасадных рельефов — скульптор Петр-Якоб-Клодт фон Юргенсбург (1805–1867);
создатель более тридцати полотен главного иконостаса — художник Тимелеон-Карл фон Нефф
(1805–1876); архитекторы Федор Клагес (1812–1900), Лев Даль (1834–1878), ученик Тона Карл Рахау
(1830–1880).

12.

Русский модерн не только ориентировался на немецкие образцы, но и
создавался немцами. Было бы непросто охарактеризовать это течение без таких
его классиков, как Александр Мейснер, Густав Гельрих, Эрнст Нирнзее, Максим
Геппенер.
К началу XX века Москва стала центром русского модерна, обогнав и
вытеснив при этом столичный Санкт-Петербург. Распространенный
стереотип, по которому Петербург в течение двух столетий ассоциировался с
Европой и прогрессом, а Москва с традицией и реакцией вдруг получил
трещину. Решающую роль в смене этих ролей сыграл Франц-Альберт (Федор)
Шехтель (1859–1926) — выходец из поволжских немцев и крупнейшая фигура
российской архитектуры конца XIX и начала XX веков. Потрясает как высокое
качество, так и широкий спектр архитектуры Шехтеля. В его репертуаре
представлены все стилевые направления того времени и не упущен ни один из
типов строительных сооружений — от библиотеки, церкви и музея до
фабрики, типографии и торгового дома. В Москве Шехтель построил и
оформил более 20 частных жилых домов.
По его проектам реализован театр «Парадиз» (1888, ныне им. Маяковского) и
заново отделано здание Московского Художественного Театра (1902).

13.

Католические церкви в Ейске и селе Воронцовка.
В Ейском районе и городе Ейске до революции были построены здания
католических церквей общинами немецких колонистов. После революции
1917 здания использовались как клуб ( село Воронцовка) и спортивная
школа при милиции ( г.Ейск)

14.

Заключение
В заключение можно сказать, что немецкие
архитекторы оказали значительное влияние на
развитие русской архитектуры . Их работы стали
примером высокого мастерства и эстетической
красоты. Немецкие архитекторы внесли свой
вклад в создание множества знаменитых
сооружений, которые до сих пор восхищают своей
архитектурой и историческим значением. Их
работы стали основой для развития русской
архитектуры и вдохновили многих русских
архитекторов на создание собственных
шедевров.

15.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила