КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ социологические теории конфликта
2.21M
Категория: СоциологияСоциология

Конфликтология в социальной работе. Социологические теории конфликта

1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ социологические теории конфликта

КОНФЛИКТОЛОГИЯ В
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ
КОНФЛИКТА
к.с.н., доцент Т.В. Склярова

2.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
К. МАРКСА (1818–1883)
Будучи приверженцем материалистического
подхода к истории развития общества, К. Маркс
полагал, что людям свойственно вступать в
различные социальные отношения. Классовые
отношения, как утверждал Маркс, являются
базовыми отношениями, существующими в
обществе. Они характеризуются постоянным
распределением материальных и духовных
ресурсов
общества
между
классами.
Распределение не может происходить без
ущемления чьих-либо интересов, поэтому в
обществе и отношениях между классами
возможны конфликты.

3.

Основные положения теории конфликта Маркса :
более неравномерное распределение ресурсов между классами
порождает более острое и глубинное противоречие;
знание об интересах и целях, делающих существование
оптимальным, напрямую связано со знанием о незаконном
распределении ресурсов для этих целей;
знание о незаконном и неравномерном распределении ресурсов в
обществе способствует объединению угнетенных и открытой борьбе
с другими классами;
конфликт между классами будет разрешаться насильственным
путем в случае большей поляризации между господствующим
классом и классом угнетенных;
на поляризацию классов общества влияет внутренняя структура и
идеологическая принадлежность руководителей классов;
значительные структурные изменения системы общества и
системы классовых отношений происходят в результате
насильственных форм конфликта;
более существенного перераспределения ресурсов общества между
классами можно ожидать от насильственного конфликта

4.

Маркс считал, что основу социального конфликта в
обществе составляют экономические отношения и отношения,
возникающие
на
производстве.
Совокупность
производственных отношений влияет на все остальные
системы отношений общества: политические, правовые,
государственные, семейные, коллективные и т. д. Общество
развивается поступательно благодаря причинно-следственным
связям. Естественно, исторический процесс развития общества
и отношений в нем основан на единственном стремлении
индивидов и социальных групп– справедливо м распределении
дефицитных ресурсов между классами.

5.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА Г. ЗИММЕЛЯ (1858—1918)
Г. Зиммель по праву считается основателем теории
функционального конфликта. Самые известные
работы социолога — «Социология», «Социальная
дифференциация», «Конфликт и групповые связи»,
«Как возможно общество». Зиммель исследовал
социальные
конфликты
на
макроуровне
и
опубликовал более 30 книг. Он полагал, что
конфликт является движущей силой, направляющей
общество по пути наилучшего развития, стимулом
происходящих изменений, более того, конфликт
неизбежен. Конфликт является универсальным
механизмом, естественным процессом, и нет смысла
с ним бороться. В рамках формальной социологии, к
которой
принадлежал
Зиммель,
конфликт
рассматривался прежде всего на макроуровне.

6.

Через индивида рождаются социальные взаимодействия,
отношение одной личности к другой определяет, какие
функциональные черты приобретут те или иные
взаимодействия, конструкция может быть различной, а в
результате происходит построение общества. Личность
воспринимает окружающий мир, в том числе других людей,
через свой внутренний мир, свое внутреннее «я». Человек
склонен наделять других людей знакомыми ему чертами
характера и создавать «типаж». Многие люди боятся
неопределенности, поэтому им проще и комфортнее
приклеить при знакомстве с человеком так называемый
«ярлык», (например Шерлок Холмс — детектив, Ватсон — доктор).
В процессе дальнейшего общения, узнавания характера
человека возникают конфликты, так как «типаж» может
обладать стилем поведения или чертами характера иных
«типажей» и не соответствовать «картинке», нарисованной
при первом знакомстве.

7.

Зиммель впервые описал пространственную дистанцию,
которая возникает в процессе социального взаимодействия.
Например, дистанция может возникнуть между новым человеком
в группе и группой, так называемый статус чужака. Члены
группы объединяются в негативном отношении к индивиду,
социально отдаляют его, лишают общения, чем более свободен
индивид, тем острее разгорится конфликт, который и
приведет к положительному исходу для всех участников
конфликта.
Существование социальных групп, их возникновение,
развитие и отмирание являются естественными процессами
общества. Группы существуют по законам, сформированным
внутри группы. Конфликты могут возникать внутри группы,
при этом происходят изменения в структуре группы, может
произойти смена «вожака», «вождя» и пр., в процессе такого
конфликта может усилиться централизация вертикали в целях
сохранения группы.

8.

ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
Т. ПАРСОНСА(1902–1979)
Являясь
представителем
структурного
функционализма, имел специфический взгляд на
содержание и природу конфликта. Его идеи
представлены в книгах «Структура социального
действия», «Понятие общества: компоненты и их
взаимоотношения». Он определял общество как
особый тип социальной системы, который
достигает
самого
высокого
уровня
самодостаточности по сравнению с другими
окружающими системами.
Самодостаточность – это функция обеспечения
контроля над отношениями, возникающими в
социальных
системах,
и
внутренними
механизмами, происходящими в самой социальной
системе.

9.

Парсонс определяет пять сред социальных систем.
1. Высшая реальность.
2. Культурные системы.
3. Системы личности.
4. Системы поведенческих организмов.
5. Системы физикоорганической среды.
А также подсистемы, действующие в открытой системе:
1) биологический организм;
2) усвоение норм и ценностей;
3) совокупность способов поведения, ролей;
4) цели и идеалы общества.

10.

В подсистемах, которые выделил Парсонс, обеспечивается
выполнение следующих функций:
адаптивной;
личностной («целедостижение»);
социальной («интеграция»);
культурной («поддержание социального стандарта»).
Если в системе или подсистеме нарушается какая-либо
функция, это вызывает дестабилизацию и дезорганизацию
всего общества, порождает конфликты. Конфликт в обществе –
неестественное и аномальное явление. Парсонс был убежден,
что между всеми элементами общества нужно стремиться
поддерживать бесконфликтные отношения, равновесие и
сотрудничество. Парсонс развил эту идею «социального
порядка», в которой над конфликтом доминирует достижение
консенсуса в структуре отношений и общества.

11.

Таким образом, Парсонс отвергает конфликт как способ
развития общества, чем вызывает в 1950-е годы резкую
критику научного сообщества. Тем не менее его взгляды
остаются весомой альтернативной позицией западной
социологии. Развитие общества, по Парсонсу, возможно
благодаря стремлению к эффективному функционированию
всех элементов общества. С течением времени в обществе
повышается адаптивная способность, которая препятствует
образованию
конфликтов
и
сбоев.
Внутренняя
интегрирующая функция социальной системы также
способна помочь в сохранении консенсуса в общественных
отношениях. Например, посредством развития правовых
институтов, усиления роли религиозных отношений,
укрепления и сохранения обычаев в обществе возможно
обеспечить взаимопонимание и порядок в общественной
жизни.

12.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА И СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Р. ПАРКА (1864–1944)
Является основателем Чикагской школы в
социологии, сложившейся в 1920-ее гг. в Америке
в
связи
со
стремительным
ростом
города Чикаго. Социологию Парк определял «как
науку о коллективном поведении» и поэтому
исследовал все социальные процессы, которые
так или иначе влияют на человека, заставляя
использовать различные формы взаимодействия.
Парк выделил основные четыре типа
взаимодействия:
1) соревнование;
2) конфликт;
3) приспособление;
4) ассимиляция.

13.

Любое социальное явление в обществе проходит эти типы
взаимодействия и связано с природной средой, в которой оно
развивается.
Для
Парка
определяющим
становится экологический подход (взаимодействие индивида с
социальной и природной средой). Быстрый рост Чикаго как города
мигрантов предполагал смешение форм, привычек, установок
социального взаимодействия и давал совершенное поле для
исследовательской деятельности. «Общество не может
быть разъято, а потом вновь собрано», – считает Парк,
объясняя это тем, что индивиды, составляющие общество,
объединены. Объединение индивидов выражается:
в привязанностях;
привычках;
внутренней структуре.

14.

В
результате
коллективных
действий
индивидов
происходит объединение индивидов, через разделение труда
образуются социальные институты. Такова концепция
городского развития, которую предложил Парк. То, насколько
индивид свободен в коллективных действиях и может открыто
самовыражаться, выбирать статус в социальной иерархии,
свободно передвигаться и конкурировать за место в
экономике, определяет значимость человека в обществе.
Маргинальная личность (по Парку) – это продукт
культурного процесса и результат освобождения от
локалистских традиций, поэтому, хоть и маргинальная
личность или группа не полностью включены в социальное
образование, они способны образовывать новые сообщества.
Возникшее изначально соревнование за ресурсы и лучшие
условия порождает конфликт социального взаимодействия
среди индивидов или групп.

15.

Конфликт – основная стадия в переходе к новым условиям
общества.
Проводя
эмпирические
исследования
отклоняющегося
поведения,
преступности,
семейной
организации, способов адаптации индивидов к городской
индустриальной среде, Парк и другие представители Чикагского
университета внесли концептуальные знания в области
социологии города, способов социального взаимодействия и
сотрудничества индивидов. Парк впервые исследует механизмы
социального контроля, которые эффективны в результате
использования символических средств городской среды.

16.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
К. БОУЛДИНГА (1910–1993)
На
формирование
конфликтологии
значительное влияние оказал американский
социолог Кеннет Боулдинг. Он попытался
отразить свою концепцию в труде «Конфликт
и
защита:
общая
теория»
(1963).
Боулдинг убежден, что конфликт является
характерной чертой любого процесса и любой
среды в обществе, в том числе химической,
биологической, физической. Независимо от
условий, в которых родился конфликт, его
функции, этапы развития, способы разрешения
будут идентичными. Конфликт – это всеобщая
и
универсальная
категория,
которая
объясняется особой природой и формой
поведения человека.

17.

Человеку свойственно использовать насильственные
методы в достижении своих целей, бороться с
окружающими индивидами за необходимые ресурсы.
Именно
поэтому
все
социальные
взаимодействия
преимущественно конфликтны. Противостоять этому могут
человеческий разум и нормы морали и нравственности.
В общей теории конфликта Боулинг выделяет две модели:
статистическую;
динамическую.

18.

В статистической модели конфликт – это система из двух
элементов: конфликтующие стороны или объекты; отношения,
возникающие между ними. Стороны конкурируют друг с другом
за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное
обладание.
В основе динамической модели конфликта лежит принцип
бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или
животного основано на стимуле, который поступает из среды
«стимул–реакция». Действуя согласно своим интересам и
разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в
удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден
строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей
отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами
действия животных, некоторые из них могут быть латентными.
Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные
процессы» и считаться конфликтами.
В динамической модели
конфликт многообразен и динамичен.

19.

Боулдинг считает, что можно определить главную
причину конфликта – несовместимость потребностей
противоборствующих сторон. Или принцип, который он
назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к
обладанию которыми стремятся индивиды.
Разрешать или предотвращать конфликты можно, также
используя принципы бихевиоризма, в частности принцип
научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с
помощью игр прорабатывать рациональные способы
поведения, создавая план или стратегию поведения в
конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к
гармоничному и ненасильственному взаимодействию в
обществе.

20.

КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
Л.КОЗЕРА (1913-2003)
Его
теория
конфликтов
представлена
в
трудах
«Функции
социального
конфликта»
(1956),
«Дальнейшие исследования социального
конфликта» (1967). Главные вопросы,
рассматриваемые Козером:
причины конфликтов;
виды конфликтов;
функции конфликтов;
типы общества;
острота конфликта;
последствия конфликта.

21.

Представлению об обществе как упорядоченной и
гармонично
функционирующей
системе
Л.
Козер
противопоставил концепцию социальных изменений, в которой
центральное место занимают конфликты. В разработке своей
теории Козер исходил, прежде всего, из идей Г. Зиммеля и К.
Маркса. По его мнению, источниками конфликтов выступают
дефицитные ресурсы (власть, ценности, престиж и др.), всегда
существующие в обществе.
Развивая идеи М. Вебера и Г. Зиммеля о всеобщности и
универсальности конфликта, Козер обосновал позитивную роль
конфликтного
взаимодействия,
построил
позитивнофункциональную теорию конфликта – конфликтный
функционализм.

22.

Конфликт (по мнению ученого), так же как и
сотрудничество, обладает важными социальными функциями, а
его
определенный
уровень
отнюдь
не
обязательно
дисфункционален. Он является существенной составляющей
как процесса становления группы, так и ее устойчивого
существования. Козер доказывает, что признание конфликта в
качестве
неотъемлемой
характеристики
социальных
отношений никак не противоречит задаче обеспечения
стабильности и устойчивости существующей социальной
системы.

23.

Раскрывая позитивные функции социального конфликта,
он показывает его конструктивную роль в поддержании
динамического равновесия в обществе и успешно «вписывает»
конфликт в теорию социального порядка Т. Парсонса. Таким
образом, Л. Козеру удалось уравновесить парсоновскую
структурно-функциональную модель перспективой управления
конфликтами,
выделяя
позитивные,
интегративностабилизирующие функции конфликта. Тем не менее, Козер
описал не только позитивные, но и негативные следствия
конфликта на уровне общества и индивида.

24.

Постоянным источником социальных конфликтов
является неустранимый дефицит ресурсов (власть,
ценности, престиж и др.);
Конфликты существуют в любом обществе, но их роль
различна в демократическом и недемократическом
обществах (в тоталитарных обществах конфликты
разрешаются
насильственным
путем,
в
демократическом
обществе

конструктивными
средствами);
Главная задача конфликтологии состоит в разработке
рекомендация
по
ограничению
негативных
и
использованию позитивных функций конфликтов.

25.

Обществу присуще фатально неизбежное социальное
неравенство, вечная психологическая неудовлетворенность
членов общества и проистекающая отсюда напряженность
между индивидами и группами, обусловленная их чувственноэмоциональной, психической расстроенностью. Поэтому
социальный конфликт сводится к напряженности между тем,
что есть и тем, что должно быть в соответствии с чувствами
известных групп и индивидов. Сам конфликт, не столько
угрожает равновесию социальной системы, как ее чрезмерная
ориентация только на силовые меры обеспечения правопорядка
и стабильности (по Козеру). Жесткая реакция на конфликт, как
правило, приводит к накоплению напряженности, разрастанию
конфликта по базовым ценностям.
Во многом по такому сценарию происходит Гражданская
война после Октябрьского переворота в 1917 году, коллапс
СССР в 1991 году, развивается на определенных этапах
конфликтное противостояние на Северном Кавказе.

26.

Постоянным источником и причиной современных
социальных конфликтов является:
дефицит ресурсов (не только материальных, но и
политических),
ресурсы власти, престижа, которые существуют в любом
обществе.
Поэтому
пока
существует
общество,
будет
напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть
борьба людей за власть, престиж, уважение. Таким образом,
Козер выделяет причинные цепи, описывающие, каким
образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию
системы и ее приспособляемость.

27.

Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим
образом: нарушение интеграции составных частей социальной
системы приводит к вспышкам конфликтов между составными
частями, что в свою очередь вызывает временную дезинтеграцию
системы. Это делает социальную структуру более гибкой, что
далее усиливает способность системы избавляться при помощи
конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия. А
это приводит к тому, что система обнаруживает высокий уровень
приспособляемости к изменяющимся условиям.

28.

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Р. ДАРЕНДОРФА (1929—2009)
Р. Дарендорф признавал, что общество не может
существовать как без конфликта, так и без согласия, которые
являются предпосылками друг для друга. Однако с сомнением
относился к разработке единой социологической теории,
включающей оба процесса: «Кажется, по крайней мере,
вероятным, что объединение теории неосуществимо в вопросе,
который озадачивал мыслителей с самого начала западной
философии». Поэтому социологическую теорию он разделяет на
две части — теорию конфликта и теорию согласия.
Теоретики
согласия
должны
исследовать
ценностную
интеграцию в обществе, а теоретики конфликта — изучать
столкновения интересов и принуждение, которые объединяют
общество перед лицом этих конфликтов.

29.

В своих известных работах «Классы и классовые конфликты
в индустриальном обществе» (1959), «Элементы теории
социального конфликта», «Конфликтпосле класса» (1967),
«Современный социальный конфликт. Очерк политики
свободы» (1994) все внимание Дарендорф сосредоточил на
обосновании теории социального конфликта. В отличие от К.
Маркса, Р. Дарендорф полагал, что главным источником
конфликта являются не экономические, а политические
противоречия между социальными группами, связанные с
концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других, а
дифференциальное
распределение
власти
«неизменно
становится
определяющим
фактором
систематических
социальных конфликтов». Конфликты на экономической почве
между рабочими и предпринимателями сегодня лишены
прежней взрывной силы и могут быть разрешены без
применения революционных методов, характерных для XIX в.

30.

Первой задачей анализа конфликта для Дарендорфа было
определение различных властных ролей в обществе.
Ключевым элементом в его анализе выступает власть. Власть
всегда подразумевает как превосходство, так и подчинение.
Ожидается,
что
занимающие
властные
позиции
контролируют подчиненных. То есть они доминируют
благодаря ожиданиям окружающих, а не из-за собственных
психологических качеств. Как и власть, эти ожидания
соответствуют позициям, а не людям. Власть не есть
всеобщее явление; допустимые области контроля в обществе
конкретизированы. Наконец, поскольку власть легитимна,
против тех, кто не подчиняется, могут быть использованы
санкции.

31.

Люди, занимающие властные и подчиненные позиции,
имеют интересы, «противоположные по сути и
направлению». Здесь мы встречаем другой ключевой
термин в теории конфликтов Дарендорфа — интересы.
Группы наверху и внизу определяются интересами общего
характера. Дарендорф продолжал утверждать, что даже те
интересы, которые выглядят психологическими, по сути,
явления крупного масштаба. Во все времена в каждой
ассоциации присутствует, по крайней мере, скрытый,
конфликт интересов. Это означает, что легитимность
власти всегда ненадежна. Для действий властвующих и
подчиненных не требуется, чтобы конфликт интересов
осознавался людьми.

32.

Интересы господствующих и подчиненных объективны в
том смысле, что отражаются в ожиданиях (ролях),
соответствующих позициям. Индивиды не должны постигать
эти ожидания или даже осознавать их, чтобы действовать
согласно им. Если они занимают данные позиции, они будут
вести
себя
ожидаемым
образом.
Индивиды
«приспосабливаются» или «адаптируются» к своим ролям,
когда участвуют в конфликте между господствующими и
подчиненными. Дарендорф называл эти неосознанные
ролевые ожидания латентными интересами.
Явные интересы есть латентные интересы, ставшие
осознанными. Анализ связи между латентными и явными
интересами важнейшей задачей теории конфликта. Кроме
того, агентам не нужно осознавать свои интересы, чтобы
действовать в соответствии с ними.

33.

Группы, конфликты и изменения
Дарендорф различал три основных типа групп:
квазигруппа, или «совокупности тех, кто занимает
позиции с идентичными ролевыми интересами». Они
представляют собой источник существования второго
типа группы;
группы интересов, из всего множества групп интересов
возникают;
конфликтные группы, или те,
участвуют в групповых конфликтах.
которые
реально

34.

Дарендорф считал, что понятия латентных и явных
интересов, квазигрупп, групп интересов и конфликтных
групп — базовые для объяснения социальных конфликтов.
При идеальных условиях другие переменные не понадобятся.
Однако поскольку условия никогда не бывают идеальными, в
процесс вмешивается множество разных факторов. Он
выделяет такие технические условия, как:
соответствующий коллектив
политические
климат)
условия
социальные
условия
коммуникационных связей)
(например,
(например,
общеполитический
существование

35.

Конечный аспект теории конфликта Дарендорфа —
отношение конфликтов к изменениям. Дарендорф признает
значение творчества Л. Козера, который рассматривал функции
конфликтов в поддержании существующего порядка вещей.
Однако считал, что консервативная функция конфликтов есть
лишь часть социальной реальности; конфликты также
стимулируют изменения и развитие. Таким образом, ученый
утверждал, что когда возникают конфликтные группы, они
становятся участниками действий, ведущих к изменениям в
социальной структуре. Когда конфликт значителен, происходят
радикальные изменения. Когда он сопровождается насилием,
структурные изменения будут внезапны. Вне зависимости от
природы конфликта, социологи должны понимать отношения
между конфликтами и изменениями, а также между
конфликтами и существующим положением вещей.

36.

ОБОБЩАЮЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Р. КОЛЛИНЗА
«Социология конфликта» Р. Коллинза носила
исключительно
обобщающий
характер,
поскольку продвинулась в гораздо более микроориентированном
направлении,
чем
макротеория конфликта Дарендорфа и другие
теории. Основное внимание Коллинза к
конфликту не имело идеологической подоплеки
(он не начинал с политического взгляда о том, хорош
или плох конфликт). Напротив, он заявлял, что
конфликт как предмет исследования был
выбран на том реалистическом основании, что
представляется,
возможно,
единственным
центральным процессом социальной жизни.

37.

В отличие от социологов, начинавших с социетального
уровня и оставшихся там же, Коллинз подходил к конфликту с
индивидуальной точки зрения, потому что теоретические
истоки
его
воззрений
лежат
в
феноменологии
и
этнометодологии. Несмотря на его предпочтение теорий
личностного уровня и малого масштаба, Коллинз осознавал,
что «социология не может быть успешной сугубо на
микроуровне»; теория конфликта не может обойтись без
социетального уровня анализа.

38.

Социальная стратификация
Коллинз
решил
исследовать
социальную
стратификацию, так как это институт, затрагивающий
чрезвычайно
много
сторон
жизни, в
том
числе
«благосостояние,
политику,
карьеру,
семьи,
клубы,
сообщества, стили жизни». Базируясь на этой основе, Коллинз
обратился к разработке собственного конфликтного подхода к
стратификации,
имеющего
больше
общего
с
феноменологической и этнометодологической теориями, чем
с теорией Маркса или Вебера.
Коллинз считал, что люди стремятся максимизировать
свой «субъективный статус» и что их способность к этому
зависит как от их ресурсов, так и от ресурсов тех, с кем они
имеют дело. Он считал людей эгоистичными; таким образом,
конфликты возможны потому, что интересам присущ
антагонизм.

39.

Этот конфликтный подход к стратификации можно
свести к трем базовым принципам:
во-первых, Коллинз был убежден, что люди живут в
сконструированных ими субъективных мирах;
во-вторых, другие люди могут обладать властью, чтобы
влиять на субъективный опыт индивида или даже его
контролировать;
в-третьих, окружающие люди зачастую пытаются
контролировать индивида, который им противостоит.
Вероятным результатом будет межличностный конфликт.

40.

На основе этого подхода Коллинз разработал пять
принципов анализа конфликта, которые применил к
социальной стратификации, хотя полагал, что их можно
приложить к любой области социальной жизни.
Во-первых: теория конфликта должна изучать скорее реальную
жизнь, а не абстрактные формулировки.
Во-вторых: конфликтная теория стратификации должна
исследовать влияющие на взаимодействие материальные условия.
В-третьих: в ситуации неравенства группы, контролирующие
ресурсы, по всей вероятности, попытаются эксплуатировать те,
которым не хватает ресурсов.
В-четвертых: теоретик конфликта должен исследовать такие
явления культуры, как убеждения и идеалы, с точки зрения
интересов, ресурсов и власти.
В-пятых: важность научного исследования стратификации и всех
прочих аспектов социального мира.

41.

Такой научный подход привел Коллинза к разработке
широкого набора предположений об отношениях между
конфликтом и различными специфическими аспектами
социальной жизни. Например:
Основным фактором, определяющим точку зрения и
поведение индивида, является опыт отдачи и выполнения
приказов.
Чем больше кто-либо отдает приказаний, тем более он горд,
уверен
в
себе, официален
и
отождествляется
с
организационными идеалами, которыми он оправдывает свои
приказания.
Чем больше кто-либо выполняет приказаний, тем более он
угодлив, фаталистичен, отчужден от организационных
идеалов, подлаживается к внешней среде, не доверяет другим,
озабочен получением материальных наград и аморален.

42.

Коллинза не устраивало рассмотрение конфликта в пределах
системы стратификации, он пытался расширить ее применительно к
различным другим социальным сферам. Например, он перенес свой
анализ стратификации на отношения между полами, а также между
возрастными группами. С точки зрения конфликта Коллинз
рассматривал и формальные организации. Он считал их сетями
межличностных влияний и аренами конфликтующих интересов.
Иначе говоря, «организации есть арены борьбы». Коллинз снова
выдвинул свой аргумент в форме предположения. Например, он
утверждал, что «принуждение приводит к серьезным попыткам
избежать его». С другой стороны, он считал, что предпочтительной
стратегией должно быть поощрение: «Контроль с помощью
материальных наград приводит к послушанию в той степени, в какой
награды непосредственно связаны с желаемым поведением». Все эти и
другие предположения указывают на приверженность Коллинза
научному, во многом микро-уровневому исследованию конфликтов.

43.

Социальная работа – это деятельность, которая
зачастую нацелена на разрешение разнообразных конфликтов,
противоречий, «сбоев» в системах личностного, группового и
социетального уровней. Профессиональная деятельность
предполагает решение социальных, экономических и
психологических проблем клиентов. Работа по созданию
условий, благоприятствующих восстановлению и улучшению
способности
людей
к
успешному
социальному
функционированию. В это связи современная теория
конфликта требует от специалистов всестороннего изучения
природы конфликта.
English     Русский Правила