280.26K
Категория: ЛитератураЛитература

Мистика и таинство как стиль Н.В. Гоголя. Учебно-исследовательская работа

1.

Учебно-исследовательская работа по
теме:
МИСТИКА И ТАИНСТВО КАК
СТИЛЬ Н.В.ГОГОЛЯ
Работу выполнила
обучающаяся 9 класса
Афанасьева Алина Евгеньевна
Руководитель:
Учитель литературы
Москоленко Ирина Сергеевна
Г. Карасук, 2022-23 уч. Год

2.

ВВЕДЕНИЕ
Я выбрала данную тему, так как считаю, что в наши дни мало кто должным образом знает
биографии российских писателей, из которых каждый всегда может подчеркнуть для себя
интересные темы для изучения. Мистика, загадки и тайны - это всегда интересно, не так ли?
Именно поэтому мне кажется, что жизнь Н. В. Гоголя, которая была наполнена интересными
и иногда пугающими фактами, подойдет для темы моего исследования. Автор не просто
переносит на бумагу народно-славянские сказания, но и на основе виденной им реальности
создает новое, истинно художественное произведение. Чтобы понять сущность мистических
мотивов в творчестве прозаика, необходимо проследить их связи с реальностью, которая
окружала писателя, обозначить место каждого из двух миров в системе рассматриваемых
произведений.

3.

Предмет исследования:
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя.
Гипотеза проекта:
Мистические образы в творчестве писателя связаны с необычными
событиями в его жизни.
Цель исследования:
рассмотрение специфики мистических мотивов в произведениях Н.В.
Гоголя.
Задачи работы:
1. Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В.
Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства.
2. Рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей
3. Изучить как можно больше литературы, связанной с тайнами в жизни
Н. В. Гоголя и его произведениях.

4.

БИОГРФИЯ
По воспоминаниям самого Николая Васильевича Гоголя, он в детстве «отличался
повышенной впечатлительностью». Ему мама часто рассказывала о леших, демонах, о
загробной жизни, о страшном суде для грешников, о благах для людей добродетельных и
праведных3.Фантазия мальчика живо рисовало картину ада, в котором «терзались муками
грешники», и картину рая, где пребывали в блаженстве и довольстве праведные люди.
Позже Н.В. Гоголь писал: «Она так страшно описывала вечные муки грешников, что это
потрясло меня и разбудило самые высокие мысли». Несомненно, эти рассказы повлияли на
появление детских страхов и мучительных кошмарных представлений. Но, несмотря на
количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают
наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель
был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии. В конце жизни
психологическое состояние Гоголя существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под
власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение
"Мертвых душ". Также он распорядился, чтобы его надгробие соответствовало
православным канонам, и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные
признаки разложения.

5.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той
реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый,
радостный, счастливый мир поэтической сказки, в котором преобладает светлое
мажорное начало. В «Вечерах» обильно введены элементы украинской народной
фантастики, легенды. Рядом с людьми действуют ведьмы, русалки, колдуньи, черти.
Настоящая жизнь и легенда воспринимались читателями «Вечеров» как единое целое.
Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей. Здесь, как говорил
Белинский, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не
узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль».

6.

«Вий»
В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является
повесть «Вий». Повесть была начата Гоголем в 1833 году. Вий, имя фантастического
подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени
властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов
«вия» - ресница и «повико» - веко. Отсюда – длинные веки гоголевского персонажа.
Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко
знакомой нам. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и
реальностью. «Вий» один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди
лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя. Если в
«Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь рассматривал три типа души (чистая –
гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий
в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу. В «Вие» Хома Брут гибнет от мести
ведьмы, его неопытная душа поклонилась обольщению бесовскому. Основной
психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед
сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Так вот здесь изображен
именно мистический страх.

7.

«НОС»
Владимир Набоков связывал главного героя повести с особенностями внешности самого
Гоголя: «Его большой и острый нос был так длинен и подвижен, что в молодости он умел
пренеприятно доставать его кончиком нижнюю губу; нос был самой чуткой и приметной
чертой его внешности. Нос лейтмотивом проходит через его сочинения: трудно найти
другого писателя, который с таким смаком описывал бы запахи, чиханье и храп.
Обостренное ощущение носа в конце концов вылилось в повесть «Нос» - поистине гимн
этому органу. Его фантазия ли сотворила нос или нос разбудил фантазию – значения не
имеет». Не всегда мог контролировать себя герой повести «Нос», которую
можно считать первым произведением русской литературы о превращении
человека в кого-то не похожего на окружающих и в силу своей непохожести
неспособного уже жить прежней жизнью. Для того, чтобы подобное превращение
совершилось, нужно совсем немного: забрать у человека одну из самых незначительных
частей его – нос. Жертвой подобной мистификации стал коллежский асессор Ковалев,
который ничем не отличался от других «коллежских асессоров», лишь любил, чтобы все
называли его майором. «По этому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора
называть майором».

8.

ВЫВОД
В данной работе я рассмотрела мистические мотивы в произведениях Гоголя и поняла их
сущность. Выявила сходства мистических образов в произведениях Н.В. Гоголя,
рассмотрела специфику гоголевских персонажей и выявила как мистика влияет на
жизнедеятельность автора. В ходе работы я пришла к выводу, что Гоголь с детства
интересовался мистикой. Действующими лицами часто становятся неодушевленные
предметы: красная свитка, портрет, нос… Окружающий мир в произведения гоголя
одушевлен и активен: он вторгается в жизнь героев, кроит её на свой лад. И тем ярче
контраст активного внешнего мира с бездействием, духовной леностью героев, с их
куцым, робким, застывшим внутренним миром. На этом сопоставлении, на столкновении
внешнего и внутреннего миров, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии строится
художественный метод Гоголя. Уникальность этой личности состоит в том, что вопреки
тяжёлому душевному недугу он создал шедевры литературного искусства и до конца
жизни сохранял высокий интеллектуальный потенциал. Сам Гоголь в одном из писем к
историку М.П. Погодину в 1840 году пояснял вероятность подобных парадоксов так:
«Тот, кто создан творить в глубине души, жить и дышать своими творениями, тот должен
быть странен во многом»

9.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

10.

Список используемой литературы.
1.https://slovo-bogoslova.ru/nachalo/misticheskoe-v-tvorchestve-n-v-gogolya/
2.https://bibliodvorik12.blogspot.com/2014/03/blog-post_31.html
3.https://www.surwiki.admsurgut.ru
4.https://omiliya.org/article/nikolai-gogol-mify-i-realnost
5.https://ru.m.wikipedia.org/wiki
English     Русский Правила