17.48M
Категория: ИсторияИстория

Государство и право Древней Индии

1.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

2.

3.

Хараппская цивилизация
(цивилизация долина реки Инд)

4.

Мохенджо-Даро
Хараппа

5.

Хараппская цивилизация

6.

ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(ВТОРАЯ ПОЛ. II ТЫС. – СЕР.I ТЫС. ДО Н.Э.)
Веды (वेद, véda) в
переводе с санскрита
значит "знание".
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных
формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»
Завоевание территории
Северной Индии
арийскими племенами
(индоариями)

7.

МАХАБХАРАТА – ДРЕВНЕЙШИЙ ИНДИЙСКИЙ
ЭПОС

8.

ВАРНЫ (КАСТЫ)
1. Брахманы (священнослужители, жрецы)
2. Кшатрии (воины, правители)
3. Вайшьи (земледельцы, ремесленники)
4. Шудры (слуги)

9.

ФУНКЦИИ ВАРН
1. Брахманы: изучение священных текстов (Вед), обучение им
других, совершение жертвоприношений, раздача и
получение даров;
2. Кшатрии: охрана подданных, раздача милостыни,
жертвоприношения, изучение Вед;
3. Вайшьи: выпас скота, торговля, ростовщичество,
земледелие, изучение Вед, жертвоприношения;
4. Шудры: послушное служение трем высшим варнам.

10.

Правитель (радж)
Совещательный орган при монархе (паришад)
Собрание знати, представителей городского и сельского
поселений (сабха)
Политико-религиозная концепция богоугодного царя
(девараджи)
Дхарма
Высшие сановники (мантрины, махаматры)
Совещательный коллегиальный орган (мантрипанишад)

11.

МАГАДХАМАУРИЙСКИЙ
ПЕРИОД
Вт. пол I тыс. до н.э. – I в. до н.э.
Империя Маурьев
Цари:
Чандрагупта I Маурья основатель династии
(322—298 гг. до н. э.)
Биндусара (298 — 272 гг. до н.
э.)
Ашока (273 до н. э. — 232 до н.
э.)

12.

ЭДИКТЫ ЦАРЯ АШОКИ
Надписи (эдикты) Ашоки — 33 сохранившиеся до
нашего времени надписи, которые по приказу
индийского царя Ашоки были нанесены в III веке до н. э.
на стены пещер и каменные колонны, специально
воздвигнутые для этой цели. Это наиболее ранний
сохранившийся в Индии памятник письменности и
первое достоверное свидетельство существования
буддизма.
Ашока — первый правитель в истории, который
заявляет об отказе от завоевательных войн и от
применения насилия в иных целях, нежели оборона
своей страны.

13.

ЭДИКТЫ
ЦАРЯ АШОКИ
«Спустя восемь лет после того, как любезный богам
царь был помазан на царствование, благосклонно
взирающий захватил Калингу. Сто пятьдесят тысяч
человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и много
тысяч погибло. И теперь, после захвата Калинги,
любимец богов усердно занимается проповедью
учений Закона, любви к Закону. Печален любимец
богов с тех пор, как завоевал Калингу. Ибо неизбежно
захват ещё не покорённой страны сопровождается
убийством, гибелью или угоном людей. И от этого
терзают любимца богов печаль, горестные и тяжелые
мысли».

14.

ЭДИКТЫ
ЦАРЯ АШОКИ
Дхарма, по мнению Ашоки, заключается в доброте,
щедрости, честности и целомудренности. Государь
уделяет особое внимание исполнению судебной власти,
с тем чтобы выносились справедливые решения, а судьи
старались избегать жестоких наказаний:
«За двадцать шесть лет моего правления двадцать пять
раз, когда сразу многим заключённым была дарована
свобода. Я желаю, чтобы везде и для всех закон был
одинаков. Я даже даю три дня сроку осуждённым к
смерти с тем, чтобы их родные могли успеть
ходатайствовать о помиловании».

15.

АРТХАШАСТРА
Политический трактат Каутильи, советника царя Чандрагупты I Маурья.
Название (санскрит): артха, что обозначает материальные ценности и власть,
и шастра —правила, наука, трактат.
Разделы:
1) О правилах поведения
2) Обязанности надзирателей
3) О судопроизводстве
4) Об устранении препятствий
5) О применении утонченных средств
6) Об основах государства
7) О шести методах внешней политики
8) О бедствиях в государстве
9) Действия намеревающегося напасть
10) Относящееся к войне
11) Образ действий в отношении объединений
12) О положении сильнейшего
13) О средствах к овладению укреплением
14) Применение тайных средств

16.

АРТХАШАСТРА
«Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская
местность, укрепленные города, казна, войско и союзники. При этом идеал государя
является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой,
обладающим умом и положительными качествами, обращающим внимание на [совет]
старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову,
благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения
медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своем
окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления.
Вот качества, которыми он привлекает к себе людей. [Он должен обладать]
любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти,
познавать, размышлять по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в
истину. Вот качества ума [которые должны быть свойственны ему]. [Он должен
обладать] храбростью, настойчивостью, быстротой и ловкостью. Это суть качества,
характеризующие его деятельность.

17.


Он должен быть красноречивым, находчивым, обладающим памятью, сметливостью
и физической силой, быть высокого образа мыслей, легко обуздываемым, искусным,
действующим военной силой в случае притеснения [со стороны врагов], видимым
образом воздающим за добро и зло, стыдливым, принимающим меры против бедствий
или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на
правильное применение людей в надлежащее время и в подобающем месте, искусным
при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или
использовании слабых мест врагов, сдерживающимся, веселым, смеющимся, имеющим
прямой и не хмурый взгляд, свободным от страстей, гнева, жадности, надменности,
рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить приятное, в
разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно
наставлениям опытных людей. Вот положительные качества государя как личности.

18.

ДХАРМАШАСТРА «ЗАКОНЫ МАНУ»
(МАНУ-СМРИТИ) (II В. ДО Н.Э. – II В. Н.Э.)
«Ману-смрити» написана на санскрите, содержит 2685 стихов (шлок), которые разбиты на 12
глав:
I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого
общества;
II — правила жизни в период обучения;
III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
V — некоторые религиозные нормы;
VI — правила жизни отшельника;
VII — наставления об обязанностях царя и управлении государством;
VIII — наставления о судопроизводстве и юридической практике;
IX-X посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям
членов варн;
XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

19.

ЗАКОНЫ МАНУ
Этические нормы, религиозного характера
Дхармы
Дхармашастры около II в. до н.э. и II в.н.э.
2685 статей

20.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
Способы возникновения права собственности:
• Наследование
• Получение в виде дара или находка
• Покупка
• Завоевание
• Ростовщичество
• Исполнение работы
• Получение милостыни

21.

Земля:
• Царская
• Общинная
• Частная
Царь не собственник всех земель
Суверен, защищающий население страны
Имущество:
Рабы, скот, инвентарь

22.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Договоры:
• Займа
• Найма
• Аренды
• Купли-продажи
Причинение вреда

23.

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Большая патриархальная семья
Жена собственнось мужа
Эндогамия

24.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Форма вины (умысел и неосторожность)
Рецидив
Соучастие
Тяжесть преступления в зависимости от принадлежности к той или иной
варне

25.

Пережитки старины:
Принцип талиона
Ордалия
Ответственность община

26.

•Государственные преступления
•Кража
•Грабеж
•Прелюбодеяние
•Посягательство на честь женщины

27.

Верховный суд вершил царь с брахманами
Процесс носил состязательный характер
Свидетельские показания
English     Русский Правила