2.60M
Категория: МузыкаМузыка

Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная музыка»

1.

ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ
МУЗЫКИ ЧЕРНЯВСКАЯ Г.Б.
САРАНСК

2.

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (Mozart)
(1756, Зальцбург - 1791, Вена)
Посмотрите небольшой фильм о биографии
композитора

3.

Одной из выдающихся особенностей всех выдающихся композиторов, среди
которых Моцарту принадлежит одно из самых первых мест, являются широта их
взгляда на мир и потому широта жизненного содержания их музыки. Понемногу
мы убедимся в том, что в творчестве таких, например, композиторов, как Бах,
Моцарт, Бетховен, Чайковский, Прокофьев, Шостакович, есть и музыка глубоко
трагическая, и музыка шутливая, веселая, есть страницы нежнейшей лирики,
есть и эпизоды бурные, страстные, есть и крупные произведения глубочайшего
жизненного содержания, есть и маленькие пустячки, не претендующие на
значительность и серьезность. И это не мешает в то же время каждому из этих
композиторов иметь и свою излюбленную область творчества, свои характерные
черты, свое, как мы говорим, творческое лицо, свой творческий стиль.
Таков и Моцарт. Мы всегда узнаем его музыку по ее какой-то особой чистоте,
ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта приобретает
солнечность. Пожалуй, это верно. Но музыка Моцарта может вызвать в
слушателях не только радостную улыбку, но и горькую, печальную слезу. Сегодня
мы услышим два отрывка из двух его именно таких, очень разных сочинений.

4.

Сейчас прозвучит последняя часть
(финал) из небольшой сюиты для
струнных
инструментов.
Вспомните,
что
такое
сюита?

5.

СЮИТА французское
слово
означающее
последовательность, ряд. Сюита – это ряд
(цикл) самостоятельных пьес (4 и более)
объединенных
общей
художественной
идеей (сюжетом).

6.

Сюита которая сейчас будет звучать называется «Маленькая
ночная музыка» (иногда это сочинение называют «Маленькой
ночной серенадой». Серенада – произведение исполняющееся
вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al
sereno» означает «на открытом воздухе») перед домом того,
кому серенада посвящалась (чаще всего – перед балконом
прекрасной дамы)). Слушаем и пытаемся понять, в какой
форме написан финал сюиты. А поняв музыкальную форму –
мы дадим ответ, как называется эта часть.

7.

Так в какой форме написан финал
сюиты?

8.

Музыкальная форма, в основе которой лежит
чередование главной темы с несколькими
эпизодами, как бы движение по кругу
называется рондо. Рондо в переводе с
французского
означает
«круг».
Неизменная главная тема – рефрен – подобна
(в песне), побочные темы – эпизоды – по
смыслу являются запевами (куплетами).

9.

СЮИТА «МАЛЕНЬКАЯ НОЧНАЯ МУЗЫКА» В. А. МОЦАРТА
ОТНОСИТСЯ К ТИПУ СОЧИНЕНИЙ, КАКИЕ РАНЬШЕ ПИСАЛИСЬ
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ НОЧНЫХ ПРАЗДНИКОВ

10.

Еще раз слушаем Рондо из сюиты
«Маленькая ночная музыка» и думаем,
какая она по характеру.

11.

Обобщение:
Так как «Маленькая ночная музыка»
относится к типу сочинений для ночных
праздников, то и в характере музыке
преобладает танцевальность, улыбчивость,
радость, свет, ажурность звучания.

12.

А сейчас вы познакомитесь с последним произведением Моцарта —
«Реквием», которое осталось незаконченным. Впоследствии это
произведение закончил ученик Моцарта - Зюссмайер.
Моцарт пишущий «Реквием» на смертном одре

13.

По-латыни reguiem aeternam – вечный покой. Эти слова – начало католической
заупокойной молитвы. Когда-то композиторы писали церковное песнопение для
солистов, хора и органа или оркестра. Позднее реквиемом стали называться
отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или
эпизоды внутри крупных произведений – оперы или симфонии, когда они посвящены
памяти погибших героев и носят скорбный, возвышенный, сосредоточенный
характер.
«Реквием» - одно из лучших творений Моцарта и, несомненно, лучший из всех
«Реквиемов», написанных многими композиторами.

14.

Сейчас вы послушаете самую короткую, но, несомненно,
самую прекрасную часть из «Реквиема» Моцарта. Она
называется латинским словом «Лакримоза» (так как раньше
такие сочинения писались на латинском языке), которое
можно перевести как «слезы». Первые слова, которые поет в
этой части хор, так и звучат: «это день слез». Слушаем и
отвечаем на вопросы:
1. Какой характер у произведения?
2. Какие интонации характерны для сопровождающего
оркестра?

15.

Обобщение:
1.
Характер
произведения
скорбный,
печальный, трагический, торжественный…
2. У оркестра сопровождающего хор
интонации стонущие, плачущие.

16.

А сейчас, мы еще раз слушаем «Лакримозу» и
думаем, что произошло бы с музыкой
«Лакримозы» если бы вдруг, слова скорбной
музыки написанную в память об умерших,
исполнить на музыку «Маленькой ночной
музыки».

17.

Так осталась бы красота «Лакримозы» если
бы ее исполнили на музыку «Маленькой
ночной серенады»?
Конечно же нет! Так
как
исчезла
бы
правда.
А
если
исчезает правда, то
исчезает и красота
музыки!

18.

ВЫВОД
Музыка одного и того же композитора может
заставить нас улыбнуться и испытать печаль. И
опять – сила этой музыки не только в ее чисто
музыкальной красоте, но и в глубокой
жизненной правдивости: «Маленькая ночная
музыка» точно соответствует настроению
ночного праздника; музыка «Лакримозы» с
удивительной глубиной передает настроение
человеческой скорби.

19.

Вывод:
И мы с вами вновь доказали, что жизненная,
правда, неотделима от правды искусства, так
же как красота искусства неотделима от
жизненной красоты. Сила воздействия
музыки Моцарта в ее красоте и правде.
English     Русский Правила