Похожие презентации:
Философская антропология и аксиология. Проблемы антропологической биоэтики
1.
ФИЛОСОФСКАЯАНТРОПОЛОГИЯ И
АКСИОЛОГИЯ
2.
Философская антропологияизучает:
• Сущность и природу человека
• Антропогенез
• Проблему существования человека
• Духовное развитие человека
• Перспективы эволюции человека
• Проблему свободу и ответственности человека
• Проблемы антропологической биоэтики
3.
Проблема человекав философии и науке
Проблема человека в истории
классической философской мысли
Осмысление и разработка проблем
антропогенеза
Биологическое и социальное в развитии
человека
4.
Литература:Бердяев Н.А. Проблема человека.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1984.
Гельвеций. О человеке.
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
Проблема человека в современной западной философии.
М., 1988.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический
статус жизни. М., 2004.
Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни,
смерти и бессмертии. М., 1996.
5.
Философия Древнего Востока о человекеИндия
Китай
Проблема человека решалась с точки зрения
нравственности;
Освобождения человека от мира страстей –
аскетический образ жизни;
Освобождение индивидуальной души (атман) в
мировой душе (брахман);
Только человеку присуще стремление к свободе через
сансару
Конфуций:
Концепция Неба;
Разработка идеала совершенномудрого человека –
«благородного мужа»;
Нравственный принцип: «Не делай людям того, чего не
пожелаешь себе»
Лао-цзы:
Учение о Дао как закономерности природы, общества,
поведения и мышления человека;
Принцип недеяния - «увэй»
6.
Проблема человека в философииДревней Греции
Софисты:
“Человек есть мера всех вещей” (Протагор);
релятивизм и субъективизм;
экзистенциальный смысл истины
Сократ:
Этический рационализм и учение о даймонионе
Платон:
Антропологический дуализм души и тела;
Душа устремлена в мир идей и является субстанцией,
которая делает человека человеком;
Вечный трагизм существования человека
Аристотель:
“Человек – это общественное животное, наделенное
разумом”;
деятельностная сущность человека
7.
Средневековая христианскаяконцепция человека
Человек рассматривается как часть мирового
порядка, установленного богом;
человек “есть образ и подобие Бога”;
человек является существом тварным и
ничтожным по отношению к Богу;
задача человека – приобщиться Богу и обрести
спасение в День Страшного Суда
8.
Человек в философии Возрождения иНового времени
• Человек занимает центральное место в мироздании (Пико
делла Мирандола);
• свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья;
• мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма;
• всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк»
(Т.Гоббс);
• антропологический рационализм: «Я мыслю,
следовательно, существую» (Р.Декарт);
• механистический взгляд на человека: «Человек- машина»
(Ж.Ламетри)
9.
Немецкая классическая философия очеловеке
• Человек - основной вопрос философии, человек
самый главный предмет в мире (И.Кант);
• человек отличается от других существ
самосознанием (И.Фихте);
• человек как субъект духовной деятельности и
носитель общезначимого духа и разума
(Г.Гегель);
• антропологический монизм (Л.Фейербах)
10.
Основные концепцииантропогенеза
Разновидность
Основная идея
концепции
Представители
Теологическая концепция Бог сотворяет человека
(креационизм)
Христианская теология и
др.
Концепция
биологической эволюции
Человек произошел
естественным образом
Ж.Ламарк, Ч.Дарвин,
Ф.Энгельс и др.
Концепция космической
эволюции
Эволюция астральных и
биологических
организмов
Махатмы, Е.Блаватская,
Е.Рерих и др.
11.
Жизнь- это процесс, в котором потенциальные качества бытия
превращаются в его актуальные значения
Специфические свойства
жизни:
• питание
• дыхание
• раздражимость
• активность
• размножение
• рост
Интегральные
характеристики жизни:
энергетические процессы
обмена веществ
признаки
самоорганизации
информационногенетические признаки
эволюционные признаки
12.
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕПалеозойская эра
Мезозойская эра
Кайнозойская
эра
Геологические периоды
Кемб
рийс
кий
Ордо
вик
ский
Силу
рийс
кий
Девонс
кий
Кар
боно
вый
Перм
ский
Триа
со
вый
Юрс
кий
Меловой
Палео
ген
100
50
Нео
ген
Ант
ропо
ген
Время в млн. лет
500
450
400
Кораллы
Брюхоногие
Морские
Звезды
350
Аку лы
Рыбы
300
250
200
150
Териодонты
Плезиозавры
Ихтиозавры
0
Черепахи Киты Хищные
Динозавры
Приматы Человек
Крокодилы насекомоядные
лошади
верблюды
13.
Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина1809 год
Ж.Ламарк
провозгласил
всеобщим законом
живой природы
- принцип эволюции:
1859 год
«Виды животных и растений постоянно
изменяются, усложняясь в своей
организации в результате влияния
внешней среды и некоего внутреннего
стремления всех организмов
к усовершенствованию».
«Философия зоологии»
Эволюция в органическом мире осуществляется
в результате 3 основных факторов:
• изменчивость - основа образования новых
Ч. Дарвин вскрыл
основные факторы
и причины эволюции
органического
мира:
признаков в строении и функциях организмов;
• наследственность закрепляет их;
• естественный отбор - в процессе борьбы
за существование устраняются организмы,
которые не приспосабливаются к условиям жизни.
«Происхождение видов путем естественного отбора»
14.
Разработка проблем антропогенеза1871 год
I. Эволюционная
теория
антропогенеза
Ч.Дарвин выдвинул
гипотезу о происхождении человека
от обезьяноподобного предка
Конец ХIХ века
II. Трудовая
теория
антропосоциогенеза
Начало ХХ века
III.Мутационная и
синтетическая
теории
антропогенеза
По Ф.Энгельсу труд не отменяет
действия биологических
законов, но преобразовывает
характер действия
естественного отбора
•Хуго де Фриз: новые виды возникают
скачкообразно в результате
единичных мутаций в генном аппарате (геноме);
•С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский:
эволюционные процессы происходят не
в индивидуальном организме,
а в популяциях животных и растений
15.
Антропогенез2 млн.
лн.
4-2 млн.
л.н.
400
1,9-0,65 тыс.л.н
млн.л.н. .
30-40
тыс.л.н
Неандерталец
- ранняя
14 млн.
Синан- форма
л.н.
ПитеканЗинд- Австралотроп homo
троп
Рамажантроп
питек
sapiens
питек Сивапитек - человек
(предок
умелый
человека
и высших
10 млн.
л.н.
16.
Соотношение биологического исоциального в развитии человека
• Биологическая эволюция человека перестала
иметь решающее значение;
• а потому можно говорить о ведущей социальнокультурной эволюции человека;
• генетическая информация утрачивает свое
главенствующее значение и заменяется
социальной информацией;
• главная опасность жизни человека состоит в
экологических проблемах современного
цивилизации.
17.
Роль социального и биологического виндивидуальном развитии человека
ПАНБИОЛОГИЗМ
- считает, что развитие человека
полностью обусловлено
генами
ПАНСОЦИОЛОГИЗМ
- считает, что все люди
рождаются с одинаковыми
генетическими задатками, а
главную роль в развитии их
способностей играют
воспитание и образование
На самом деле, наследуются не способности,
а задатки, которые в большей или меньшей
степени могут проявляться в условиях среды
18.
Специфические свойства человекаВсе живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными,
связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом.
Но в жизни человека биологические законы - только основа
Самосознание
Коллективность
Свобода
выбора
От остальных
существ
человека
отличают
следующие
качества:
Культура
Незапрограммированность
Осознание смерти,
конечности своего
существования
19.
Феномен человекаПонятие «индивид»
- обозначает принадлежность
к человеческому роду;
Понятие «личность»
- целостность социальных
свойств
ФЕНОМЕН
ЧЕЛОВЕКА
Понятие «человек»
- совокупность общественных
отношений
Понятие «индивидуальность»
- обозначает совокупность
унаследованных и выработанных
в процессе онтогенеза физических
и психологических особенностей,
отличающих данного индивида
от всех остальных