766.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философские проблемы человека

1.

Философские проблемы
человека.

2.

План:
1.Осмысление проблем антропогенеза в истории
философии.
2.Сущность человека: биологическая, социальная,
психическая, космическая.
3.Бессознательная и сознательная в человеке.
Проблема души и тела.
4.Человек, индивид, личность, индивидуальность.
5.Цель и смысл жизни человека

3.

Осмысление проблем
антропогенеза в истории
философии

4.

Эволюционизм Ламарка и Дарвина
Ламарк провозгласил принцип эволюции
всеобщим законом живой природы.
В 1871 году Дарвин выдвинул гипотезу о
происхождении человека от обезьяноподобного
предка.

5.

Дарвин показал, что эволюция в органическом
мире осуществляется по следующим факторам:
• изменчивость
• наследственность
• естественный отбор

6.

Изменчивость является основой образования
новых признаков, в строение и функциях
организма.
Наследственность закрепляет
первое.
Естественный отбор устраняет организмы,
которые не могут приспособиться к условиям
жизни.

7.

Трудовая теория антропогенеза.
Представители: Ф. Энгельс
Преобразовывает характер действия
естественного отбора.
С трудовой деятельностью связывают развитие
руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества
людей и сплочения их в социальные
коллективы.

8.

Становление человека и общества – процесс
взаимосвязанный, это процесс
антропосоциогенеза, и главная роль в нем
принадлежит трудовой деятельности.

9.

Мутационная и синтетическая
теория эволюции.
Представители: Х. Де Фризом, С. И. Коржинский, С. С. Четвериков
Согласно данной теории новые виды
возникают скачкообразно, в результате
крупных единичных мутаций в генном
наследственном аппарате. (геноме)

10.

В 20- е года ХХ века, когда произошел синтез
классического дарвинизма с новейшими
достижениями генетики, который получил
название синтетической теории эволюции.

11.

Теория антропогенеза Тейяра де
Шардена
Вывод, который делает де Шарден, заключается
в том, что появление человека — процесс
коллективный и «первым человеком» является и
может быть только множество людей» .

12.

Его заслуга состоит в том, что он в рамках
эволюционной концепции обосновал
единство биологической и социальной
природы человека. С точки зрения Тейяра
ближайший к Homo sapiens в общей цепи
антропогенеза: австралопитек —
питекантроп — синантроп — Homo sapiens.

13.

Сущность человека:
биологическая,
социальная, психическая,
космическая.

14.

Биологическая
Биологическое выражается в
анатомофизиологических, генетических
явлениях, а так же в нервоно-мозговых,
электрохимических и других процессах
человеческого организма.

15.

Социальная
Социальное и биологическое, существующие в
нераздельном единстве в человеке, в
абстракции фиксируют лишь крайние полюсы
в многообразии человеческих свойств и
действий.

16.

Психическая
Под психическим понимается внутренний
душевно-духовный мир человека – его
сознательные бессознательные процессы,
воля, переживания, память, характер,
темперамент и так далее.

17.

Космическая
Воздействие космоса на ментальность
человека представляет собой сложное и
многофакторное явление: это и прямое
влияние на происходящие в организме
нейробиохимические процессы, это и
воздействие космоса через окружающую
природу и общество.

18.

Бессознательная и
сознательная в человеке.
Проблема души и тела.

19.

Длительное время в философии доминировал
принцип антропологического рационализма,
человек рассматривался только как проявление
сознательной жизни: “Cogito ergo sum”
(“мыслю, следовательно, существую”).

20.

Но начиная с Нового времени: Лейбниц,
Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр,
Ницше начинают анализировать роль и
значение психических процессов, не
осознающихся человеком.

21.

Проблема бессознательного и
сознательного в концепции Фрейда
Фрейд представил бессознательное как
могущественную силу, которая противостоит
сознанию. Согласно его концепции психика
человека состоит из трёх пластов.

22.

Super Ego
(сверх Я)
Ego(Я)
Id(оно)

23.

Id (оно)- находится за пределами сознания.
По своему объему сравним с подводной
частью айсберга. В нём сосредоточены
различные биологические влечения и
страсти, прежде всего сексуального
характера.

24.

Ego (Я)- это сознание человека.
Super Ego (Сверх Я)- это идеалы и нормы
общества, сфера долженствования и
моральная цензура.

25.

Именно сфера Id (оно) оказывает решающее
влияние на мысли и чувства , поступки
человека. Человек- это прежде всего существо,
управляемое и движимое сексуальными
устремлениями и сексуальной энергией
(либидо).

26.

Сознательное и
бессознательное у
последователей Фрейда.

27.

К.-Г. Юнг. Попытался более глубоко
дифференцировать фрейдовское Оно. В
частности выделил в нем, помимо
личностного бессознательного, более
глубокий слой- коллективное
бессознательное, которое я является
отражением опыта предшествующего
поколения.

28.

Содержание коллективного бессознательного
составляют общечеловеческие первообразыархетипы (образ матери-родины, народного
героя, богатыря и т.д.)
Человек – это прежде всего существо
архетипное.

29.

А. Адлер. По Адлеру, человек- не только
биологическое, но и социальное существо,
жизнедеятельность которого связана с
сознательными интересами, поэтому
“бессознательное не противоречит сознанию”.

30.

Адлер в определенной степени уже
социологизирует бессознательное и пытается
снять противоречие между бессознательным и
сознанием в рассмотрении человека.

31.

Э. Фромм. Одним из наиболее важных факторов
развития человека является противоречие,
вытекающее из двойственной природы человека,
который является частью природы и подчинен её
законам, но одновременно это и субъект,
наделённый разумом. Это противоречие он
называет “экзистенциальной дихотомией”.

32.

Человек, индивид, личность,
индивидуальность.

33.

Человек – биологический вид
Индивид – характеристика человека как
неотъемлемая часть общества(дети маугли)
Индивидуальность – наличие уникальных
признаков и т д.

34.

Личность может рассматриваться:
• с точки зрения функционального подхода:
личность рассматривается как набор
социальных функций и ролей, выполняемых
человеком.
• Личность как процесс постоянного
становления индивида в обществе.

35.

Человек
Индивид
Личность

36.

Процесс
социализации
Онтогенез - формирование
родовых качеств.
Филогенез – формирование
общественных признаков.

37.

Факторы влияющие на развитие личности:
1.Внутренние факторы
2. микрофакторы (семья, книги, музыка и т.д.)
3. мезофакторы (дет.сад, школа, работа, соседи и
т.д.)
4. макрофакторы (государство, историческая
эпоха, этнос и т.д.)

38.

Важной характеристикой личности является
её нравственно духовная сущность:
•личностные ориентации (мировоззрение,
свобода, сила духа, воли, мышления)
• поступки человека
• ответственность человека, свобода.

39.

Неповторимость и своеобразие личности
выражается:
несводимость человека ни к одной
характеристике
незаменимость и неповторимость
невыразимость человека- невозможность
изучения человека как внешний предмет.

40.

Цели и смысл жизни человека.

41.

Концепции смысла жизни:
1. Аскетизм- отказ от телесных удовольствий;
2. Эвдемонизм- стремление к счастью, как
подлинной цели человека;
3. Гедонизм- стремление к получения
удовольствий, как можно разнообразней,
здесь и сейчас;

42.

Концепции смысла жизни:
4. Прагматизм- из всего извлекать пользу;
5. Утилитаризм- достижение своей цели
любыми средствами;
6. Альтруизм- бескорыстное служение людям.

43.

Основные термины:
• Личность
• Онтогенез
• Филогенез
• Индивид
• Человек
• Индивидуальность
•Аскетизм
• Эвдемонизм
• Гедонизм
• Утилитаризм
• Альтруизм
English     Русский Правила