Похожие презентации:
Архитектура Древнего Египта
1.
Архитектура Древнего Египта2.
Айгюптос – греч. название Египта, произошло от искаженного египетского Хет-КаПта (дворец духа Птаха – бога творца).Египет означает “загадка”,”тайна” - на греческом языке. Египтяне
называли свою страну Кемет или Та-Кем - «черная земля».
Географическое положение - узкая плодородная долина могучей африканской
реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь.
Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля
плодородный ил. «Нил» переводится как «большая река», возможно - «воды
несущие ил».
Древний Египет — это тип речной сельскохозяйственной цивилизации.
3.
4.
Территория Древнего Египта5.
Архитектура Древнего Египта — один из древнейшихдошедших до нас примеров созданной человеком
монументальной архитектуры.
Всё искусство Древнего Египта было подчинено религии и
находилось под властью фараона, который считался
сыном бога Ра. Это особенно ярко выражается в
архитектуре.
А дешевый рабский труд позволял воплотить сложную
систему религиозных представлений в грандиозные
сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.
Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории
школу обучения изобразительному искусству, основанную на
обязательном соблюдении ряда канонов.
6.
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенныйстроительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах
африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево
плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что
основными строительными материалами были необожженный кирпичсырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской
долине, а также песчаник и гранит.
Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время
как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях
храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.
Древнеегипетские дома строили из грязи,
добываемой в Ниле. Ее оставляли на
солнце, что бы она высохла и стала
пригодной для строительства.
Дейр эль-Медина
7.
Эпоха Древнего царстваВедущая роль архитектуры
Формирование канонов
в живописи и скульптуре
Рождение египетского стиля
8.
Особенности Египетской архитектурыгеометризм форм
строгая симметрия
ритмическое повторение идентичных образов
огромные размеры
Памятники монументального зодчества практически не сохранились,
поскольку основным строительным материалом в те дни был легко
разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и
дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных
перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести
произведение к сфере искусства Древнего царства. Камень применялся
лишь как отделочный материал.
Для фараонов сооружали пирамиды
Для вельмож – мастаба
Для бедных крестьян – насыпь из песка
9.
Мастаба́ (араб. «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницыв Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с
подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых
покрывались рельефами и росписями. Погребальных камер могло быть несколько, и некоторые из
них закрывались опускающимися плитами.
В основе конструкции — деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры,
покрытые бутовой кладкой и затем — кирпичной кладкой или тесаным камнем.
Мастаба состоит из двух частей — наземной и подземной. В подземной части располагается
погребальная камера, где находится мумия. А в наземной расположен сердаб — молельня со
статуей, в которую, по поверьям египтян, могла переселиться душа усопшего, в случае если мумия
будет испорчена.
10.
Мастаба (по-арабски – скамья)служила гробницей для знати и была
предшественницей пирамид.
По форме она представляла собой
срезанную пирамиду и напоминала
«скамью для великанов» с
наклонными стенами.
Мастаба состояла из 2-х основных
частей: наземной и подземной.
Подземная погребальная камера
находилась на глубине от 2 до 20
метров. Там находился саркофаг с
мумией.
В наземной части размещалось
помещение для заупокойного ритуала.
Она имела «ложные» двери для духа
умершего и сердаб – помещение для
статуи
МАСТАБА
1 – молельня
2 – сердаб
3 – шахта
4 – камера с
саркофагом
11.
12.
13.
14.
15.
Древнее царство III-VIII династииОк. 2686-2125 гг. до н.э
Лучше всего Древнее царство характеризуется архитектурными достижениями,
главным образом величественной цепью пирамид.
Греческий историк Диодор Сицилийский говорил: «Жилища живых людей они
называют постоялыми дворами, потому что в них пребывние непродолжительное.
Гробницы, напротив называют вечными жилищами, потому что там поселяются
навеки. Вот поэтому они так мало заботятся об украшении домов, тогда как на
великолепие своих гробниц они не жалеют ничего.
В эпоху Древнего царства в Саккаре около 2650 г.д.н.э. была воздвигнута первая
ступенчатая пирамида в Египте пирамида Джосера. Ее архитектором был визирь
Имхотеп, который упоминается как «главный среди смотрителей». Зодчий поставил
одну на другую шесть мастаб. Ее вершина поднималась на 62 метра, размеры
основания 109х125 м.
Пирамида Джосера символизирует «лестницу в небо» – первый памятник
высокомерного торжества.Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп
остановлся на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести
ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены
подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера.
16.
Пирамида Джосера(погребальный комплекс в Саккара)
17.
Вход в пирамиду ДжосераВ заупокойный комплекс Джосера
входили также южная гробница-кенотаф с
примыкающей к ней молельней и двор
для
обряда
хеб-сед
(ритуального
возрождения жизненной силы фараона в
беге).
18.
Первымгигантским
(60
м.)
архитектурным памятником является
ступенчатая пирамида фараона
Джосера онователя 3 династии.
Считается, что первые пирамиды
возникли в результате ступенчатой
подстройке мастабы.
Шестиступенчатая пирамида имела в
основании прямоугольник со сторонами
107 и 116 м и высоту около 60 м.
Погребальная камера под землёй на
глубине 27,5 м.
Воздвигнута зодчим Имхотепом.
Именно с творения Имхотепа началась
эпоха в строительстве гробниц –
эпоха пирамид.
Находится в Саккаре, на
южной окраине Мемфиса
19.
Комплекс окружен стеной из отличного белого известняка, которая на момент постройки составляла 10,5метров в высоту и простиралась на 1645 м. Большие стороны стены была направлены на запад и восток.
Стена содержит в себе крупный внутренний остов грубо сложенной каменной кладки, полностью
обложенной с внешней стороны, и частично с внутренней, известняком. Внешнее пространство стены
декорировано нишами и пятнадцатью дверными проходами, распределенными вокруг комплекса
неравномерно. Однако, четырнадцать из них – ложные, и только один, в восточном фасаде, около юговосточного угла, является настоящим входом в комплекс. Через каждые четыре метра на стене установлены
выступающие вперед укрепления, наиболее широкие из них содержат дверные проемы.
20.
21.
Имхотеп, строитель пирамиды Джосера22.
Создание мощного централизованного государства подвластью фараона, который считается сыном бога Ра,
продиктовало и основной тип архитектурного сооружения
— пирамиду, внешними средствами передающую идею
его божественности.
Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III
и IV династий. Создаются самые большие по размерам
царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых
десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне.
Этот исторический период нередко называют "временем
пирамид", и его легендарные памятники не были бы
созданы без блестящего развития в Египте точных наук и
ремесел.
Пирамида от египетского «перема» – «священная
высота», священная гора Бенбен.
Гробница в форме священной горы Бенбен должна
была помочь фараону воскреснуть в вечности –
родиться, подобно богу – младенцу Нефертуму, в
цветке мистического лотоса, который согласно
учениям распустился на вершине первичной горы.
23.
Три пирамиды, расположенные к западу от Нила, построены по личному указаниюСнофру: Мейдумская гробница, южная пирамида в Дашуре и северная, его
собственная "розовая" пирамида. Предположительно, Снофру был строителем трёх
пирамид.
Первая пирамида Снофру (в Медуме) была начата подобно пирамиде Джосера, но
промежутки между отдельными горизонтальными линиями были заполнены сверху
до низу так, чтобы каждая сторона представляла собой одну плоскость.
Мейдумская гробница
24.
Затем фараоном Снофрубыла
построена
"Ромбоидальная
Пирамида" близ Дахшура,
рельефы
и
надписи
которой
представляют
Снофру как её строителя.
Эта пирамида считается
первой
"гладкой"
пирамидой Египта.
Там же была обнаружена
стела
Снофру,
пока
единственное
точно
идентифицированное
изображение фараона.
Пирамида Снофра (ломаная) нач.26 в. до н.э.
25.
26.
«Розовая», или Северная пирамида — самая крупная из трёх больших пирамид,расположенных на территории Дахшурского некрополя. Является третьей по высоте
пирамидой в Египте, после Хуфу и Хафра в Гизе. Название связано с цветом каменных блоков,
приобретающих в лучах заходящего солнца розовый цвет. «Розовая» пирамида не всегда
имела свой нынешний цвет — раньше её стены были покрыты белым известняком. В
настоящее время белый известняк почти полностью отсутствует, так как ещё в Средние века
значительная его часть была снята для строительства домов в Каире, в результате чего
обнажился розоватый известняк.
27.
КОМПЛЕКС ПИРАМИД В ГИЗЕ28.
Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах,выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена
(Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались
одним из чудес света.
Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона
Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился
на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг
пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась
незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из
кирпича.
29.
30.
Пирамида Хеопса2560-2540 гг. до н.э.
31.
Пирами́да Хео́пса (Хуфу)— крупнейшая из
египетских пирамид , единственное из «Семи чудес
света»,
сохранившееся
до
наших
дней.
Предполагается,
что
строительство,
продолжавшееся двадцать лет, закончилось около
2560 года до н. э.
Фараон
Хуфу
(Хеопс)
32.
Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Горизонт Хуфу» (или более точно "Относящийся кнебосклону - (это) Хуфу" ). Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была
построена на естественном холме. Первоначально пирамида была облицована более твердым,
чем основные блоки,белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень —
пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно сияющее
чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи. В 1168 г. н. э. арабы
разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы
построить новые дома.
33.
Фараону Хуфу (Хеопсу) было 20 лет,когда он вступил на престол и сразу
начал строить свою «лестницу в
небо».
Хеопс
был
первым
правителем,
который
построил
пирамиду в Гизе. Выполнение всего
проекта заняло около 23 лет.
- Высота (сегодня): ≈ 138,75 м
- Площадь основания (изначально):
≈ 53 000 м² (5,3 га)
- Средняя масса каменных блоков:
2,5 т
- Самый тяжелый каменный блок:
15 т
- Количество блоков: около 2,5 млн.
- По подсчетам общий вес
пирамиды: около 6,25 млн тонн
- Основание пирамиды покоится на
природном скальном возвышении
высотой в центре около 9 м.
34.
АрхитекторомВеликой
пирамиды
считается
Хемиун,
визирь
и
племянник Хеопса.
Он также носил титул
«Управляющий
всеми
стройками фараона»
. Первоначально была облицована более твердым, чем основные блоки, белым
известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион (др.егип. "Бенбен"). Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо,
которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи».
Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Вход
образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Он был закрыт гранитной пробкой.
Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна
над другой.
35.
36.
37.
Визуально пирамидаХефрена
выглядит
крупнее остальных.
Этот эффект вызван
тем, что пирамида
Хефрена стоит на
возвышении.
На самом деле она
меньше по величине.
Высота: 143,9 м
Пирамида Хефрена (Хафры) — вторая по величине древнеегипетская пирамида.
Расположена рядом с Великим Сфинксом.
Построенное предположительно в середине XXVI века до н. э. сооружение высотой
в 143,5 м получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»).
38.
Пирамида Менкаура (известна также как «ПирамидаМикерина») — самая южная, поздняя и низкая из трёх
египетских пирамид в Гизе.
Примерно на треть своей высоты пирамида была
облицована красным асуанским гранитом, дальше его
сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина,
по всей вероятности, тоже была красная гранитная. Такой
пирамида
оставалась
на
протяжении
четырёх
тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли
облицовку.
Пирамида
Микерина
— самая
южная, поздняя и низкая
из
трёх
египетских
пирамид в Гизе.
Вопреки
прозвищу
«Херу» (высокая), она
едва достигает 66 м в
высоту, а длина стороны
её основания составляет
108,4 м.
Её объём в 260 тыс. м³
составляет
только
десятую часть объема
пирамиды Хеопса
39.
ьшой Сфинкс— древнейшая
анившаяся на Земле монументальная
ьптура. Высечена из монолитной
естковой скалы в форме лежащего на
е льва, лицу которого, как издавна
нято считать, придано портретное
ство с фараоном Хефреном.
на статуи — 73 метра, высота — 20
ров; между передними лапами
огда
располагалось
небольшое
илище.
Сфинкс
40.
Большой Сфинкс, хоть он и сохранился до наших времен, сейчас сильно поврежден – нилюди не пощадили его. Особенно пострадало лицо – оно практически полностью стерто,
различить не представляется возможным. Урей – символ царской власти, представляю
кобру, которая обвивает голову – безвозвратно утерян. Плат – торжественный голо
спускающийся с головы на плечи статуи – также частично разрушен. Пострадала и
борода, которая сейчас представлена не в полном объеме.
41.
42.
Статуя Сфинкса повёрнута лицомк Нилу и восходящему солнцу.
Почти
все
древневосточные
цивилизации видели во льве
символ солнечного божества.
С древнейших времён фараона
было принято изображать в виде
льва,
истребляющего
своих
врагов.
Сфинкс - стражник вечного покоя
погребённых
вокруг
него
фараонов. Окрестные храмы были
первоначально
посвящены
солнечному богу Ра, и только в
период Нового царства скульптуру
стали отождествлять с Хором.
«Отец ужаса», «страж пирамид» - так
называли его египтяне.
43.
Типы колонн в архитектуре Древнего ЕгиптаЛотосовидная колонна
Капитель в виде цветка
лотоса, распустившегося
или — возможный
вариант — закрытого в
бутон.
44.
45.
46.
Папирусообразная колонна (папирус — высокий гладкий тростник), с открытыми закрытым бутоном — основной тип колонны Нового царства.
Бывает двух видов:
1 — со стволом, напоминающим
связку тростника, и капителью в
форме бутона папируса;
2 — с гладким стволом и чашевидной
капителью в форме раскрытого цветка
папируса.
Оба вида папирусообразной колонны
встречаются в архитектуре храма
Амона-Ра в Луксоре.
47.
Цветокпапируса
Папирусообразная
колонна
Папирус
48.
Пальмообразная колонна — с капителью в виде листьев пальмы.49.
50.
Хаторическая (Гаторическая) колоннана капители высекали изображение
головы богини плодородия Хатор.
Хаторическая колонна
51.
A — лотосовидная (раскрытый цветок)B - папирусовидная
C — лотосовидная (закрытый бутон)
D - пальмовидная
E - гаторическая
52.
Канон древнеегипетского искусства - сумма правил, законов созданияхудожественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению
искусства - стать посредником между миром богов и миром людей.
Скульптура Древнего Египта имела ритуальное назначение и была связана с
культом мертвых.
Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное
существование начиналось после смерти. Верили в вечность жизни и
существование бессмертной души и нетленного тела, что привело к появлению
обряда мумификации (бальзамирования) и созданию погребальных статуй,
которые фараон заказывал еще при жизни.
Каждая статуя будто бы смотрит в неведомую даль, в Вечность, т.к. главная
задача скульптора - достижение точного портретного сходства и воплощение
отрешенности от всего земного, безразличие к земным радостям и несчастьям.
Материалы для скульптуры: дерево различных пород или камень (гранит,
известняк, песчаник, базальт).
53.
Статуи Царевича Рахотепа и его супруги Царевич и его супруга запечатлены вНофрет из гробницы Рахотепа в Медуме. канонических позах, торжественно и
величественно.
Известняк.
Египетский мастер уникально передал
индивидуальные
черты
царевича:
выступающие скулы, полные щеки,
прямой нос, толстые губы, гордо
приподнятая
голова,
выражение
достоинства и величия, прямая осанка
фигуры, жест руки свидетельствует об
особой причастности к священному
таинству. Из одежды на царевиче белая
короткая повязка, на шее амулет серого
цвета на белой нитке и яркая зеленая
бусина.
Супруга царевича изображена в белом
платье, на шее ожерелье из бус синезеленого цвета, тело покрыто желтой
охрой, пышная прическа перехвачена
белой
лентой
с
разноцветными
розетками. спинки кресел покрыты
черными
иероглифами,
которые
дополняли изображение и делали
содержание более подробным.
54.
Скульптура Древнегоцарства.
Широко открытые глаза- вера
в бессмертие
55.
Канон был установлен путем изучения и измерения всей фигуры и каждой ее частии давал исключительную соразмерность частей человеческого тела. Измерения
частей человеческого тела производили египтяне с математической точностью,
единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра,
фигура делилась на 19 равных частей, а 2,25 части приходились на традиционный
головной убор.
Канон давал возможность при изображении фигуры очень больших размеров
(колосса) по величине целого судить о размерах отдельных частей и, наоборот, по
размерам одной части - о размерах всей фигуры. Египетские скульпторы создавали
колоссов по частям, каждую часть мог выполнять отдельный скульптор, затем
складывали вместе. Пропорции частей фигуры человека не учитывали характерных
особенностей фигуры детей и подростков.
Особенно строгие каноны существовали в изображении фараонов:
- во всем их облике невозмутимость и сила царской власти
- поза традиционна и канонична: /сидя/выпрямленная спина, подбородок поднят,
взгляд устремлен вверх, колени и лодыжки сомкнуты, руки лежат на коленях или
перекрещены и подняты к плечам, сжимая атрибуты власти — жезл и плеть; /стоя/
руки по швам, левая нога как бы делает шаг вперёд
-обязателен головной убор (клафт, немес, хепреш)
- незыблемость, олицетворяемая неподвижностью образа
- полное торжество закона фронтальности, при котором человеческая фигура
строится лицом к зрителю, строго вертикально и симметрично.
56.
Статуя фараонаХефрена.
Первая половина III тысячелетия
до н.э. Каир. Музей
Статуя правителя Древнего Египта, гордо восседавшего на
троне, выполнена из цельного куска темно-зеленого, почти
черного, мрамора с белыми прожилками. Огромная статуя – 20
метров в высоту и 57 – в длину, отполирована до зеркального
блеска.
Хафра сидит на троне с подлокотниками в форме львиных
голов, на боковых стенках трона – сплетенные растения
папируса и лотоса, символизирующие северный и южный
Египет.
Безупречное тело фараона с
идеальными
пропорциями
–
свидетельство
божественной
природы правителя.
Короткая набедренная повязка
оттеняет красоту сильного тела.
На конце точеного подбородка
повелителя – накладная бородка.
Над головой фараона распростер
крылья Бог Гор – Священный
Сокол,
охранитель
царской
власти,
обнимающий
и
защищающий наместника Бога на
земле
Статуя фараона Хефрена – реалистичное изображение правителя. По египетским канонам, статуя
должна точно передавать облик умершего для того, чтобы душа «опознала» его и вошла в
изваяние. Тогда дух правителя исполнит просьбы и примет жертвоприношения, ведь сила
фараона сохраняется даже в загробной жизни.
57.
Статуя сидящего писца КаиСередина III тысячелетия до н.э. Париж.
Лувр
Совсем иначе изображались
простые
люди,
подчиненные
власти
фараона, статуи таких
людей по размеру намного
меньше
изображений
фараона, материалы более
простые.
Уже
совсем
человечна
знаменитая
статуя сидящего писца,
чуть
задумавшегося, с
глубоким, выразительным
взглядом.
Он готов записывать каждое слово хозяина; на коленях лежит лист папируса, в руке
кисть для письма. Хитрый взгляд писца зорок и угодлив. Широко открытые глаза
искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем,
от чего кажутся живыми. Оттопыренные большие уши указывают на то, что он
привык слушать и повиноваться.
58.
Каноны устанавливали особые правила изображениястоящего
человека,
идущего,
сидящего,
коленопреклоненного, присевшего на корточки и т.д
В понятие канона входили не
только определенность позы
(стоящие фигуры с выставленной
вперед левой ногой, сидящие на
троне или коленопреклоненные),
но и
четкая симметрия,
пропорциональность
и
тщательная
проработка
всех
деталей.
Устанавливалась традиционная
окраска статуй: мужские фигуры
- в темно-коричневый цвет,
женские - в желтый; одежда
всегда была белой, а волосы
черными.
Статуя вельможи Коапера
(Сельский староста).
Середина III тысячелетия до н.э.
(Каирский музей Ушебти)
Статуя выполнена из нескольких кусков фигового
дерева, раскрашена; голова Каапера гордо поднята,
лицо
переполнено
чувством
собственного
достоинства,
взгляд
устремлен
вдаль
(глаза
инкрустированы кварцем, веки выполнены из меди).
59.
Женщина, готовящая пиво.Раскрашенная статуэтка из Саккара.
Флоренция. Археологический музей
Сделанные из камня, а иногда из
дерева и ярко раскрашенные, эти
статуэтки изображают людей,
занятых различными работами:
мы найдем здесь и земледельца с
мотыгой,
и
ткачей,
и
носильщиков, и гребцов, и
поваров.
60.
Плита фараона Нармера. Каир. МузейЭто знаменитая
заупокойная плита
фараона Нармера
(рельеф), памятник
огромного значения в
истории искусства,
признанный ключевым
для понимания всего
последующего
художественного
творчества Древнего
Египта.
61.
В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные чертыконкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные
неизменно во цвете лет.
Формы тела выглядят намеренно упрощенными, схематизированными.
62.
Трактовка пространстваДревнеегипетский
художник
не
изображал пространство таким, каким
он его видел в реальной жизни.
Он
не
стремился
посредством
перспективы создать иллюзию глубины
пространства или трехмерных объемов;
напротив, все фигуры и предметы
располагались
в
одном
пространственном слое параллельно
плоскости изображения, при этом
учитывались все детали, которые в
трехмерном построении оказались бы
скрытыми.
Композиция
изображения
строится
горизонтальными
полосами – один
эпизод под другим.
Вертикальное расположение предметов
и людей, менее значимое или то, что
дальше, изображается на плоскости
выше.
63.
Изображениечеловека
на
плоскости непривычно с точки
зрения современного человека.
Фигура дана одновременно и
спереди и сбоку.
Художник
старался
показать
человеческое
тело
наиболее
всесторонне. При этом он, переводя
трехмерную фигуру на плоскость,
не
прибегает
к
условному
сокращению, а показывает ее с
наиболее
характерных
для
человеческой фигуры точек зрения:
плечи и глаза - в фас, тело и лицо
- в профиль.
По
версии
выдвинутой
профессором Ф.Шварцем, человек
представлен здесь в реальности в 4х измерениях, т.е. как объем,
который развивается во времени.
64.
Значительность фараона подчеркивалась его размерами.65.
Египетские художники готовили краски из натуральных красителей, которыесмешивали с водой и смолой акации или яичным желтком.
Краски наносились плоскими мазками с помощью кистей, которые делались из
растительных материалов.
Использовалась техника темперы.
Краски накладывались на стены гробницы, предварительно покрытые слоем
гипса или глины, или же служили для подкрашивания барельефов.
Черная краска (пигмент угля), белая (на основе гипса и извести), серая (из смеси
белой и чёрной), синяя ( фритта кальция и силикат меди), зелёная
(измельчённый малахит и фритта, аналогичная синей), коричневая (охра),
красная (охра), розовая (смесь белой и красной), жёлтая (охра жёлтая и
аурипигмент).
66.
В гробницеИнхеркизаместтеля
Господина Двойной
страны на месте
Истины времен
Рамсеса III и
Рамсесас IV.
В росписях
представлены
рисунки животных:
большой жукскарабей с
ожерельем
Хатор;четыре
идущих
Анубиса;изображен
ие Аписа в
орнаменте.
Изображение солнечной ладьи с усопшим,на носу
ладьи Исида,Тот,Хефри.
67.
ОрнаментыЕгипта
Считается, что растительный орнамент появился в искусстве Древнего Египта, хотя
самые древние растительные элементы были геометризированны. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условнореалистическим растительным и анималистическим орнаментом.
В орнаменте Египта
отразился трансформированный окружающий мир,
наделенный религиозными представлениями и символическими значениями.
Художники Древнего Египта соединили
изображения с иероглифической системой
письма в форму линейного орнамента.
Линейное расположение орнаментальных
элементов представляло египетскую идею
бесконечности
жизни.
Декорирование
предметов имело и знаковый смысл.
Орнамент читался как буквенный текст,
потому что
он был основан на
использовании общепринятых символов.
Например:
египетский
крест
анх
прочитывался
жизнь,
изображение
коленопреклоненной фигурки хех —
вечность и др.
68.
В древнеегипетский орнамент входили изображения:алое - растения,
символизирующего жизнь в загробном мире, стилизованные водные растенияпапирус, тростник, лилия, лотос- атрибут богини Исиды, символ божественной
производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой
нравственной
чистоты, здоровья, в мире мертвых- магическое средство оживления усопших.Этот
цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора,
акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они
воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе
жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников,
чешуйки
древесной
коры
и
др.
Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли
рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля
(священная птица Бену — олицетворение души Осириса, символ возрождения), жукскарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту
свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка), кошки
(богиня Баст/Бастед) и др.
Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и
многообразную символику.
Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы
солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.
69.
Древнеегипетские рельефыРельефные изображения присутствуют на бытовых и культовых предметах,
погребальных стелах, но особенно часто— на стенах храмов и гробниц.
Каноны египетского рельефа:
1) рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи
чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного
миллиметра
2) перспектива и пространственные планы отсутствуют,
3) каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с
разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги— в
профиль.
4) групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза: таких
поясов-фризов обычно бывает несколько; это придает египетским рельефам
повествователный характер, схожесть с рассказом
5) плоский силуэт рисунка подчеркнут контуром
6) используются чистые контрастные цвета, использовались минеральные краски:
охра красная, охра желтая, зеленая— тертый малахит, синяя — лазурит, и черная—
сажа.
70.
71.
72.
Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства можноразделить на два типа:
1) прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в
земной жизни, его подданных
2) а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни,
«жизни вечной и вечному блаженству».
Техника рельефов:
В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа
а) барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся
б) рельеф анкрё (en creux), с углубленным контуром, но сохраненным фоном.
На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего
мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы.
Работа над рельефом включала в себя три этапа:
- рисунок краской на подготовленной плоскости,- выборка рельефа
- окончательная раскраска.
73.
74.
Объединение Египта фараоном Меном считается началом египетской истории,однако до окончания эпохи Древнего царства существовало деление царства на две
территории, а фараон именовался правителем Верхнего и Нижнего Египта (Учёные
предлагают этот период называть Ранним царством).
Корона Верхнего Египта –
белая Хеджет — белая
корона, которую носили
фараоны Верхнего Египта, в
виде кегли
Корона Нижнего Египта –
цилиндрическая
красная
Дешрет — красная корона
которую носили фараоны
Нижнего
Египта,
с
высоким
закруглённым
выступом сзади.
Хеджет
Дешрет
75.
76.
ПшентВ
случае
исполнения
жреческих
обязанностей
фараон
надевал
металлический шлем небесно-голубого
цвета (хепреш)
После объединения, с начала эпохи Древнего царства, венец фараонов являл собой
соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую, цвета сохранены.
Сдвоенную корона символизируовала важный этап в истории страны. Называлась
она – пшент ( па-схемти ).
77.
Атрибуты фараона были также клафт — полосатый платок с концами,спускающимися на плечи; немес — головная повязка; короны — белая, в форме
кегли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким
закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона
возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреплялся урей —
изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. К
подбородку прикреплялась накладная борода.
Усех (егип. wsḫ «широкий») —
широкое
ожерелье-воротник с несколькими рядами бусин.
Схенти - набедренная повязка, похожая на юбку
78.
Эпоха Среднего царстваВозникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей
Более свободная трактовка сюжетов
и композиции
в рельефах и живописи
Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете
Попытка соединить
храм с пирамидой
79.
Территория Древнего Египта в эпоху Среднегоцарства
В 21 в. до н. э. вновь началась
борьба за объединение Египта.
Оно было нужно основной массе
рабовладельцев, поскольку вся
оросительная система страны
питалась от одной реки, только
единое
государственное
управление этой системы могло
обеспечить
ее
успешную
эксплуатацию
и
дальнейшее
расширение. Велась напряженная
борьба.
Победителями вышли южные
номы, во главе которых стояли
правители Фив.
Эти номархи, получив власть над
всей страной, образовали XI
династию фараонов.
80.
В заупокойный культ вводится моральныймомент: вступающий в загробный мир
должен предстать перед судом Осириса –
покровителя мертвых.
Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии»
умершего начинает распространяться и на средние
классы.
81.
Суд Осириса – взвешивание сердца (души)покойного.
82.
83.
84.
…. - специальные фигурки, изображающие…. - символизировал жизнь, бессмертие,
вечность, мудрость, являлся защитным
знаком. Наносился на стены храмов, на
всевозможные предметы, использовался в
амулетах,
многие
египетские
боги
изображались с анхом в руке.
человека, как правило со скрещенными на
груди руками, либо с какими-нибудь орудиями
труда. Необходимы они были для того, чтобы
выполнять различную работу в загробном
мире вместо хозяина.
85.
86.
ВСЕВИДЯЩЕЕ ОКО - УАДЖЕТ, символвсевидящего ока и единства космоса,
целостности мироздания. Спираль под
глазом
(напоминающая
формой
галактику) символизирует энергию и
вечное движение.
87.
В изобразительном искусстве периода Среднего царства усиливаютсяреалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения
приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки
передачи объёма, цветовая гамма обогащается.
Роспись в гробнице Антефокера: сцена на
кухне
88.
Сцена охоты на берегах Нила.Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX в. до н. э.)
В живописи снижается
пафос монументальности,
особенно в искусстве
местных школ,
проявляется оттенок
обиходности.
А отсюда усиление
жанровых «вольностей» в
трактовке сюжетов, в
композиции.
Фреска «Охота на водяных птиц»
89.
Охота на водяных птиц внильских
зарослях:
юный
вельможа Небамун, стоя на
окруженной цветами лодке и
держа приманку - трех голубых
цапель, - готовится метнуть
бумеранг в стаю взлетевших из
кустов фазанов.
Писца сопровождают его жена и
дочь. Красивая и нарядно одетая
женщина, изображенная чуть
позади мужа, держит в руках
большой букет белых лотосов, а
маленькая обнаженная девочка,
сидя в лодке и придерживаясь за
ногу отца, тянет из воды
огромный цветок.
90.
Чтобы подчеркнуть высокое положениеНебамуна,
художник
значительно
увеличил
размеры
его
фигуры.
Изображения людей строго подчинены
канону: лица и ноги показаны сбоку,
глаза и плечи - в фас, а тела имеют
условный символический цвет.
Но сама картина охоты, изобилующая
яркими красками и множеством
занимательных
подробностей,
почерпнутых
из
жизненных
наблюдений,
полна
радости
и
движения. В воздухе порхают бабочки,
среди потревоженных птиц можно
различить гусей, уток, трясогузок и
сидящую на гнезде цаплю. Жадный
дикий кот изловчился и в прыжке
схватил сразу трех птиц. Художник
показывает даже то, что человек не
может увидеть, например плавающих
под водой огромных карасей.
91.
Населенныевсякой
живностью,
нильские заросли превращаются в
плодоносный, утопающий в цветах
рай, где повсюду трепещет жизнь и
господствует красота.
Звонкие голубые, золотые и белые
цвета росписи также напоминают о
небесной реке в «стране блаженных»,
где люди смогут вечно наслаждаться,
созерцая прекрасное.
Жанровая
сцена
оказывается
исполненной глубокого символизма.
Удачная охота Небамуна - это знак его
победы над природной стихией и
смертью,
залог
возрождения
в
вечности.
Рыжий кот, умело расправляющийся с
добычей, - воплощение солнечного
божества, прогоняющего мрак.
92.
Удод. Фрагмент росписи гробницыХнумхотепа II
Больших успехов достигли художники в изображении животных. Животные даны в
разнообразных живых позах, новшеством является и богатство их окраски: не только
новые оттенки, но и переходы от одного цвета к другому. Росписи отличаются
смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акаций
выделяется яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц.
93.
Кошка, охотящаяся в зарослях папируса.Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II
Изображения животных отмечены живой наблюдательностью: в напряженном
ожидании застыла дикая кошка, охотящаяся в зарослях папируса. Удивителен
живописный колорит росписи: зеленовато-голубые цветы папирусов сочетаются с
золотистой шерстью кошки, местами густонасыщенной до коричневого цвета и
высветленной на груди и животе. Мягкими штрихами передана ее пушистая фактура.
94.
Сбор папируса. Рельеф из гробницы в Меире (~ XX в дон.э.)
Темы рельефов также становятся разнообразнее. Фигуры свободно размещены в
пейзаже. На рельефах в Меире изображаются разные сцены жизни людей того
времени: сбор папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые
сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей
конкретностью.
95.
Декоративно-прикладное искусство Древнего ЕгиптаОсобого мастерства египтяне достигли в обработке камня: базальта, известняка,
алебастра,
мрамора,
серпентина
.
Первые
экземпляры
каменных
сосудов относятся к эпохе неолита. Сосуды были лишены декора, их эстетическая
ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,
найденных в галерее ступенчатой пирамиды Джосера, представителя третьей
династии фараонов, составило около 35 тысяч.
Каменные сосуды из пирамиды Джосера.
96.
Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки изгрубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V
тысячелетия до н. э.).
Изготовление керамической посуды начиналось с размешивания ногами глины,
политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для
уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом
чрезмерной усадки сосуда.
Формовка сосудов в неолитический и
додинастический
периоды
производилось вручную, позднее в
качестве вращающейся подставки
стали применять круглую циновку предшественницу гончарного круга.
Процесс работы на гончарном круге
изображен на росписи в гробнице
Среднего царства в Бени-Хасане. Под
ловкими
пальцами
формовщика
глиняная масса принимала формы
горшков, мисок, чаш, кувшинов
кубков,
больших
сосудов
с
остроконечным или закругленным
дном.
97.
Искусство Среднего Царства(XXI – XVIII вв. до н.э.)
Гиппопотам.~2000-1900 до н.э. Египетский фаянс (силикатная керамика, покрытая
глазурью). Высота 12,7 см; ширина 20,5 см
Во всей своей полноте декоративные принципы искусства Среднего царства
воплотились в произведениях художественного ремесла и ювелирных изделиях.
Сосуды и статуэтки отличались яркостью цвета, иногда воспроизводили
стилизованные формы животных и птиц.
Применение новых форм значительно расширило технические приемы
обработки материалов, среди которых большое распространение получил
расписной фаянс.
98.
Фаянсовые сосудыСовершенны яркие фаянсовые
сосуды и фаянсовые фигурки
животных, в изготовлении
которых применялась
подглазурная роспись.
99.
Распространилась так называемая«малая» скульптура - резные фигурки
выразительны по живости схваченных
в движении поз.
Раскрашенные
по
слою
грунта
деревянные
статуэтки
повествовательны, как и живопись.
Они
изображают
прислугу
за
выполнением
различных
хозяйственных
работ:
пекари,
пивовары, пахари, женщины, несущие
корзины.
100.
Тенденцияк
индивидуализации
изображения
наиболее
ярко
проявляется
в
скульптурном
портрете.
Статуи фараонов при сохранении
традиционных канонов композиции
отчетливо
фиксируют
индивидуальные
возрастные
и
физические особенности модели, а
иногда и особенности характера.
Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э.). Базальт. Выс. 29 см
101.
Статуя фараона Аменемхета III (черныйгранит)
Этот портрет отличается
индивидуальностью черт:
пристальный взгляд глубоко
посаженных глаз, все властное,
энергичное выражение лица с
широкими ноздрями и скулами
выдают крутой нрав царя, так
что, кажется нам, с изваяния
медленно исчезает печать
непостижимости.
102.
Голова фараона Сенусерта IIIУсилилась резкая властность черт лиц
правителей, величавая ясность образов
Древнего
Царства
сменилась
напряженностью, словно за внешне
спокойной оболочкой пробудился более
сложный мир чувств.
Портретная голова Сенусерта III с глубоко
запавшими глазами, резкими дугами
бровей и обострившимися скулами
свидетельствует
об
усложнении
человеческого образа.
Что-то надломилось в незыблемой некогда
невозмутимости царского лика.
Острая игра светотени на черном камне
разительно выявляет индивидуальные
черты этого владыки, в котором
угадываешь проницательный ум, какое то внутреннее сомнение и скрытую
грусть.
103.
Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эльБахри.Реконструкция.
Здание храма было расположено
на скалистой террасе, перед
которой находился портик с
двумя
рядами
колонн,
разделенный на две части
пандусом, ведшим на террасу.
В северной части портика,
несколько более длинной, было
по тринадцати колонн в каждом
ряду, в южной части - по десяти.
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с
пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого
продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало
крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
104.
Пилон в Эдфу. Храм бога ГораНововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом
посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей,
вступающих в храм.
105.
ОбелискВысокие тонкие обелиски с
заостренной
пирамидальной
верхушкой, «каменные
иглы», покрытые
иероглифами, все чаще
воздвигают во славу богов
и царей перед храмами и
дворцами.
106.
Стела вельможи Хунена.Конец III тысячелетия до н.э.
Москва. ГМИИ им. Пушкина
Сам вельможа и жена его рельефно
изображены слева внизу. А над ними
и напротив, целиком заполняя
площадь, более чем в три раза
превышающую ту, что отведена этой
чете, птицы, змеи, лежащие быки,
сидящие человечки, плоды, растения,
черточки, линии, геометрические
фигуры строка за строкой сообщают
умеющим читать иероглифы
религиозный текст с добавлением
описи всего, что было принесено в
жертву при погребении.
107.
ПисьменностьОсновными
литературными
жанрами были
- заупокойные тексты,
-гимны,
- любовные песни,
- дидактические произведения
- сказки.
В Египте пользовались
иероглифическим письмом.
108.
Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны,Тот является наместником Ра; как бог времени - разделил время на дни и месяцы,
вёл летоисчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и
счёт, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных,
писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой
ибиса.
Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греч.
"хиерос"-"священный" и "глифе"- "вырезанное")- рисунки-значки, каждый из
которых соответствовал слову или понятию.
Иероглифические надписи включали в росписи и рельефы. Однако главный
писчий материал изготавливали из папируса - тропического водного растения,
похожего на тростник.
Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину , расчленяли её на тонкие
длинные полосы, выкладывали их в два слоя -вдоль и поперёк, смачивали
нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и
лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не
мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы
соединяли в свитки длинной до 40 метров. На них писали справа на лево тонкой
тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и
произошло выражение "красная строка"), а весь остальной текст был чёрного
цвета.
109.
бог Тот110.
Розе́ттский ка́мень — базальтоваяплита , найденная в 1799 году в Египте
возле небольшого города Розетта,
недалеко от Александрии, с выбитыми
на ней тремя идентичными по смыслу
текстами, в том числе двумя на
древнеегипетском языке.
111.
Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны,удалось в 1822 году французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону
(французский историк, лингвист, основатель египтологии). Помогла ему в этом
надпись на Розеттском камне (названным так по месту находки близ города Розетта
дельте Нила) сделанная около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем 5 на трех
языках, в том числе и на греческом.
112.
Двойник фараона Тутанхамона113.
МОДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТАОсновной одеждой мужчин с древности был передник
— «схенти». Схенти носили все — от рабов до
вельмож. Различались они только размерами и
качеством ткани. Передники рабов и бедняков
представляли собой узкую полоску кожи или
бумажной ткани, которая придерживалась поясом.
Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого
куска ткани, средняя часть которого драпировалась
впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг
бедер и подпоясывалось на талии. Средней части
схенти придавали разную форму: трапециевидную,
треугольную,
веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего
царства носили узкие плащи, тигровые или
леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.
114.
115.
Женская одежда гораздо большезакрывала
тело.
Египтянки
Древнего царства всех сословий
носили «калазирис» — длинную
полотняную, тесно прилегающую
к телу рубашку на бретелях,
доходившую до самых ступней и
оставляющую грудь открытой.
Были
также
и
закрытые
калазирисы с круглым вырезом
горловины, с короткими и узкими
рукавами или с клиновидным
вырезом и длинными рукавами.
Носили египтянки и пестрые
рубахи-передники с широкими
бретелями белого цвета.
Одежда
знатных
женщин
украшалась
вышивкой
и
плиссировкой. В их гардероб
входил
и
плащ.
Рабыни
ходили
практически
нагими.
116.
Костюмызнатных
египтян.
На мужчине - схенти и
верхняя
прозрачная
одежда
с
колоколообразной
юбкой.
На
женщине
калазирис и прозрачная
накидка,
парик
со
множеством кос.
117.
118.
Египтяне (мужчины, а часто и женщины) тщательно брили волосы, и для защиты от солнечныхлучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Богатые египтяне носили парики из натуральных волос, а простые египтяне – «овощные
парики».
Парик царицы
119.
Обувь древние египтяне не носили. В сандалии обувались только фараоны и высшаязнать. Делали их из коры папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись
двумя ремешками.
Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли
сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли
золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов,
чтобы при ходьбе топтать их ногами.
120.
Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны визготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением
изготовлять
всевозможные
мази,
притирания,
пудры,
краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже
вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали
еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или
золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для
ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица».
Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться
от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли
компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для
окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления
темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и
знали,
как
защитить
кожу
от
лучей
палящего
солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства
хранились
в
красивых
амфорах
и
флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Из-за сильной жары египтяне делали совершали водные процедуры несколько раз в
день. Мыла ещё не существовало, и египтяне использовали соль или смесь золы и
глины. После купания натирали тело смягчающей мазью и пользовались духами из
растительных экстрактов.
121.
122.
Мужчины, женщины, дети пользовались декоративной косметикой. Подводилиглаза черной краской(галенитом-свинцовым блеском) и красили веки зеленой
пудрой( малахит). Щеки и губы красили в красный цвет, получаемый из красной
охры смешанной с растительным маслом. Засушенную хну, размолотою в
порошок, применяли для окраски ногтей, ладоней, ступней. Для приготовления
косметики требовались компоненты, которые привозились издалека и стоили
очень дорого.