Похожие презентации:
Архитектура Древнего Египта
1.
Архитектура Древнего Египта2.
ПериодизацияДодинастический период (IV тысячелетие до
н.э.)
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX века до
н.э.)
Новое царство (XVI–XII века до н.э)
Позднее время (XI век – 332 год до н.э)
3.
Территория Древнего Египта4.
Архитектура Древнего Египта — один из древнейшихдошедших до нас примеров созданной человеком
монументальной архитектуры.
Всё искусство Древнего Египта было подчинено религии и
находилось под властью фараона, который считался
сыном бога Ра. Это особенно ярко выражается в
архитектуре.
А дешевый рабский труд позволял воплотить сложную
систему религиозных представлений в грандиозные
сооружения: гробницы, пирамиды, храмы, обелиски.
Древняя цивилизация Египта создала первую заметную в истории
школу обучения изобразительному искусству, основанную на
обязательном соблюдении ряда канонов.
5.
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенныйстроительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах
африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево
плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что
основными строительными материалами были необожженный кирпичсырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской
долине, а также песчаник и гранит.
Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время
как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях
храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.
Древнеегипетские дома строили из грязи,
добываемой в Ниле. Ее оставляли на
солнце, что бы она высохла и стала
пригодной для строительства.
Дейр эль-Медина
6.
Эпоха Древнего царстваВедущая роль архитектуры
Формирование канонов
в живописи и скульптуре
Рождение египетского стиля
7.
Особенности Египетской архитектурыгеометризм форм
строгая симметрия
ритмическое повторение идентичных образов
огромные размеры
Памятники монументального зодчества практически не сохранились,
поскольку основным строительным материалом в те дни был легко
разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и
дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных
перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести
произведение к сфере искусства Древнего царства. Камень применялся
лишь как отделочный материал.
Для фараонов сооружали пирамиды
Для вельмож – мастаба
Для бедных крестьян – насыпь из песка
8.
Мастаба (по-арабски – скамья)служила гробницей для знати и была
предшественницей пирамид.
По форме она представляла собой
срезанную пирамиду и напоминала
«скамью для великанов» с
наклонными стенами.
Мастаба состояла из 2-х основных
частей: наземной и подземной.
Подземная погребальная камера
находилась на глубине от 2 до 20
метров. Там находился саркофаг с
мумией.
В наземной части размещалось
помещение для заупокойного ритуала.
Она имела «ложные» двери для духа
умершего и сердаб – помещение для
статуи
МАСТАБА
1 – молельня
2 – сердаб
3 – шахта
4 – камера с
саркофагом
9.
ПирамидыОдним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры
является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии
Джосера.
Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и
отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз
претерпевал существенные изменения).
Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановлся на
пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней.
Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены
подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная
камера.
В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф
с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального
возрождения жизненной силы фараона в беге).
10.
Вход в пирамиду Джосера11.
Первымгигантским
(60
м.)
архитектурным памятником является
ступенчатая пирамида фараона
Джосера онователя 3 династии.
Считается, что первые пирамиды
возникли в результате ступенчатой
подстройке мастабы.
Шестиступенчатая пирамида имела в
основании прямоугольник со сторонами
107 и 116 м и высоту около 60 м.
Погребальная камера под землёй на
глубине 27,5 м.
Воздвигнута зодчим Имхотепом.
Именно с творения Имхотепа началась
эпоха в строительстве гробниц –
эпоха пирамид.
Находится в Саккаре, на
южной окраине Мемфиса
12.
Имхотеп, строитель пирамиды Джосера13.
Созданиемощного
централизованного
государства под властью фараона, который
считается сыном бога Ра, продиктовало и
основной тип архитектурного сооружения —
гробницу, внешними средствами передающую
идею его божественности.
Наивысшего подъема Египет достигает при
правителях III и IV династий.
Создаются самые большие по размерам царские
гробницы-пирамиды, над сооружениями которых
десятками лет трудились не только рабы, но и
крестьяне.
Этот исторический период нередко называют
"временем пирамид", и его легендарные
памятники не были бы созданы без блестящего
развития в Египте точных наук и ремесел.
14.
Три пирамиды, расположенные к западу от Нила, построены по личному указаниюСнофру: Мейдумская гробница, южная пирамида в Дашуре и северная, его
собственная "розовая" пирамида. Предположительно, Снофру был строителем трёх
пирамид.
Первая пирамида Снофру (в Медуме) была начата подобно пирамиде Джосера, но
промежутки между отдельными горизонтальными линиями были заполнены сверху
до низу так, чтобы каждая сторона представляла собой одну плоскость.
Мейдумская гробница
15.
Затем фараоном Снофрубыла
построена
"Ромбоидальная
Пирамида" близ Дахшура,
рельефы
и
надписи
которой
представляют
Снофру как её строителя.
Эта пирамида считается
первой
"гладкой"
пирамидой Египта.
Там же была обнаружена
стела
Снофру,
пока
единственное
точно
идентифицированное
изображение фараона.
Пирамида Снофра (ломаная) нач.26 в. до н.э.
16.
17.
«Розовая», или Северная пирамида — самая крупная из трёх больших пирамид,расположенных на территории Дахшурского некрополя. Является третьей по высоте
пирамидой в Египте, после Хуфу и Хафра в Гизе. Название связано с цветом каменных блоков,
приобретающих в лучах заходящего солнца розовый цвет. «Розовая» пирамида не всегда
имела свой нынешний цвет — раньше её стены были покрыты белым известняком. В
настоящее время белый известняк почти полностью отсутствует, так как ещё в Средние века
значительная его часть была снята для строительства домов в Каире, в результате чего
обнажился розоватый известняк.
18.
Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах,выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена
(Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались
одним из чудес света.
Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона
Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился
на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг
пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась
незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из
кирпича.
19.
20.
Пирами́да Хео́пса (Хуфу)— крупнейшая из
египетских пирамид , единственное из «Семи чудес
света»,
сохранившееся
до
наших
дней.
Предполагается,
что
строительство,
продолжавшееся двадцать лет, закончилось около
2560 года до н. э.
Фараон
Хуфу
21.
Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Горизонт Хуфу» (или более точно "Относящийся кнебосклону - (это) Хуфу" ). Состоит из блоков известняка, базальта и гранита. Она была
построена на естественном холме. Первоначально пирамида была облицована более твердым,
чем основные блоки,белым известняком. Верх пирамиды венчал позолоченный камень —
пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно сияющее
чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи. В 1168 г. н. э. арабы
разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы
построить новые дома.
22.
Фараону Хуфу было 20 лет,когда он вступил на престол и
сразу начал строить свою
«лестницу в небо». Хеопс был
первым правителем, который
построил пирамиду в Гизе.
Выполнение
всего
проекта
заняло около 23 лет, при
строительстве использовалось 2
300 000 (2,3 млн.) строительных
блоков весом в среднем 2,5
тонны каждый.
23.
Пирамида Хефрена (точнее — Хафры ) — вторая по величине древнеегипетскаяпирамида. Расположена рядом с Великим Сфинксом.
Построенное предположительно в середине XXVI века до н. э. сооружение высотой в
143,5 м получило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»).
24.
Пирамида Менкаура (известна также как «Пирамида Микерина») — самая южная,поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе.
Примерно на треть своей высоты пирамида была облицована красным асуанским
гранитом, дальше его сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по
всей вероятности, тоже была красная гранитная. Такой пирамида оставалась на
протяжении четырёх тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли
облицовку.
25.
Пирамиду Хефрена охраняет огромный сфинкс. Каменный лев сголовой человека высечен из целой скалы (длина 50 м, высота 20м).
Голова сфинкса имеет портретное сходство фараоном Хефреном.
26.
Это самый большой сфинкс (гигантскоесущество с головой человека и телом
льва): он высечен из цельной скалы.
Голова его в 30 раз больше
человеческой, длина тела – 57 метров.
27.
Типы колонн Древнего царства.Слева - пилястра в виде белого лотоса; справа- колонна в
виде связок папирусов.
В
пирамидных
храмах
впервые
в
Египте
встречаются
свободно
стоящие колонны то с
круглыми
стволами
и
простыми абаками, то в
виде
четырехгранных
столпов.
28.
29.
30.
Статуя фараона Хефрена.Первая половина III тысячелетия до н.э. Каир. Музей
Вот он - канон
монументальной
скульптуры.
египетской
портретной
Незыблемость,
олицетворяемая
неподвижностью образа.
Полное
торжество
закона
фронтальности,
при
котором
человеческая
фигура
строится
лицом
к
зрителю,
строго
вертикально и симметрично.
31.
Статуя Рахотепа и НофретТоржественно
восседают перед нами
знатные супруги:
Рахотеп и Нофрет
(известняк).
Условная поза, условна
обычная раскраска
(тело мужчины красно коричневое, тело
женщины желто розовое, волосы
черные, одежда белая).
32.
Статуя сидящего писца.Середина III тысячелетия до н.э. Париж. Лувр
И уже совсем человечна знаменитая статуя сидящего писца, чуть
задумавшегося, с таким
глубоким, выразительным
взглядом.
(Известняк. Глаза из горного хрусталя).
33.
Статуя вельможиКоапера (Сельский
староста).
Середина III тысячелетия
до н.э.
(Каирский музей Ушебти)
34.
ХефренДревнее царство
35.
Женщина, готовящая пиво.Раскрашенная статуэтка из Саккара.
Флоренция. Археологический музей
Сделанные из камня, а иногда из
дерева и ярко раскрашенные, эти
статуэтки изображают людей,
занятых различными работами:
мы найдем здесь и земледельца с
мотыгой,
и
ткачей,
и
носильщиков, и гребцов, и
поваров.
36.
Скульптура Древнего царства.Широко открытые глаза- вера в бессмертие
37.
Плита фараона Нармера. Каир. МузейЭто знаменитая
заупокойная плита
фараона Нармера
(рельеф), памятник
огромного значения в
истории искусства,
признанный ключевым
для понимания всего
последующего
художественного
творчества Древнего
Египта.
38.
В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные чертыконкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные
неизменно во цвете лет.
Формы тела выглядят намеренно упрощенными, схематизированными.
39.
Трактовка пространстваДревнеегипетский
художник
не
изображал пространство таким, каким
он его видел в реальной жизни.
Он
не
стремился
посредством
перспективы создать иллюзию глубины
пространства или трехмерных объемов;
напротив, все фигуры и предметы
располагались
в
одном
пространственном слое параллельно
плоскости изображения, при этом
учитывались все детали, которые в
трехмерном построении оказались бы
скрытыми.
Композиция
изображения
строится
горизонтальными
полосами – один
эпизод под другим.
Вертикальное расположение предметов
и людей, менее значимое или то, что
дальше, изображается на плоскости
выше.
40.
Изображениечеловека
на
плоскости непривычно с точки
зрения современного человека.
Фигура дана одновременно и
спереди и сбоку.
Художник
старался
показать
человеческое
тело
наиболее
всесторонне. При этом он, переводя
трехмерную фигуру на плоскость,
не
прибегает
к
условному
сокращению, а показывает ее с
наиболее
характерных
для
человеческой фигуры точек зрения:
плечи и глаза - в фас, тело и лицо
- в профиль.
По
версии
выдвинутой
профессором Ф.Шварцем, человек
представлен здесь в реальности в 4х измерениях, т.е. как объем,
который развивается во времени.
41.
Значительность фараона подчеркивалась его размерами.42.
Живопись Древнего ЕгиптаРосписи выполнялись темперой по
сухому грунту.
Золотистый цвет тел сочетался в
них с белой одеждой и яркими
красками окружающей природы.
Фигуры
очерчивались
резким
контуром: мужские – черным,
женские – красным.
Мужские
фигуры
обозначались
красной
женские — желтой.
обычно
охрой,
43.
Тематика росписейГероями изображаемых событий всегда
были боги, фараоны и члены их семей, а
также жрецы.
Сюжет
обязательно
содержал
жертвоприношение,
погребение,
взаимодействие
божественного
и
человеческого начал (богов с фараонами,
богов со жрецами и т. д.).
Но есть немало и изображенией
ремесленников и крестьян, занятых
повседневным трудом или приносящих
дары фараону.
В египетских росписях преобладали яркие
насыщенные оттенки. Основные цвета —
белый, красный, черный, синий, зеленый и
желтый. Краски долго сохраняли яркость,
вдобавок сверху рисунки покрывали слоем
смолы.
44.
Эпоха Среднего царстваВозникновение художественных
школ при дворах
провинциальных правителей
Более свободная трактовка сюжетов
и композиции
в рельефах и живописи
Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете
Попытка соединить
храм с пирамидой
45.
Территория Древнего Египта в эпоху Среднегоцарства
В 21 в. до н. э. вновь началась
борьба за объединение Египта.
Оно было нужно основной массе
рабовладельцев, поскольку вся
оросительная система страны
питалась от одной реки, только
единое
государственное
управление этой системы могло
обеспечить
ее
успешную
эксплуатацию
и
дальнейшее
расширение. Велась напряженная
борьба.
Победителями вышли южные
номы, во главе которых стояли
правители Фив.
Эти номархи, получив власть над
всей страной, образовали XI
династию фараонов.
46.
В заупокойный культ вводится моральныймомент: вступающий в загробный мир
должен предстать перед судом Осириса –
покровителя мертвых.
Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии»
умершего начинает распространяться и на средние
классы.
47.
Суд Осириса – взвешивание сердца (души)покойного.
48.
Амулет с жукомскарабеем
49.
Канопы50.
УшебтиАнх - символизировал жизнь, бессмертие,
вечность, мудрость, являлся защитным
знаком. Наносился на стены храмов, на
всевозможные предметы, использовался в
амулетах,
многие
египетские
боги
изображались с анхом в руке.
специальные
фигурки,
изображающие человека, как правило со
скрещенными на груди руками, либо с какиминибудь орудиями труда. Необходимы они были
для того, чтобы выполнять различную работу в
загробном мире вместо хозяина.
-
51.
Бог ГорОко Уаджет
52.
В изобразительном искусстве периода Среднего царства усиливаютсяреалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения
приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки
передачи объёма, цветовая гамма обогащается.
Роспись в гробнице Антефокера: сцена на
кухне
53.
Сцена охоты на берегах Нила.Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане (XX в. до н. э.)
В живописи снижается
пафос монументальности,
особенно в искусстве
местных школ,
проявляется оттенок
обиходности.
А отсюда усиление
жанровых «вольностей» в
трактовке сюжетов, в
композиции.
Фреска «Охота на водяных птиц»
54.
Удод. Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа IIБольших успехов достигли художники в изображении животных. Животные даны в
разнообразных живых позах, новшеством является и богатство их окраски: не только
новые оттенки, но и переходы от одного цвета к другому. Росписи отличаются смелым
сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы акаций выделяется
яркое оперение сидящих на ее ветвях птиц.
55.
Кошка, охотящаяся в зарослях папируса.Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II
Изображения животных отмечены живой наблюдательностью: в напряженном
ожидании застыла дикая кошка, охотящаяся в зарослях папируса. Удивителен
живописный колорит росписи: зеленовато-голубые цветы папирусов сочетаются с
золотистой шерстью кошки, местами густонасыщенной до коричневого цвета и
высветленной на груди и животе. Мягкими штрихами передана ее пушистая фактура.
56.
Сбор папируса. Рельеф из гробницы в Меире (~ XX в дон.э.)
Темы рельефов также становятся разнообразнее. Фигуры свободно размещены в
пейзаже. На рельефах в Меире изображаются разные сцены жизни людей того
времени: сбор папируса, ремесленники за работой и т. д. Таким образом, новые
сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей
конкретностью.
57.
Искусство Среднего Царства(XXI – XVIII вв. до н.э.)
Гиппопотам.~2000-1900 до н.э. Египетский фаянс (силикатная керамика, покрытая
глазурью). Высота 12,7 см; ширина 20,5 см
Во всей своей полноте декоративные принципы искусства Среднего царства
воплотились в произведениях художественного ремесла и ювелирных изделиях.
Сосуды и статуэтки отличались яркостью цвета, иногда воспроизводили
стилизованные формы животных и птиц. Применение новых форм значительно
расширило технические приемы обработки материалов, среди которых большое
распространение получил расписной фаянс.
58.
Фаянсовые сосудыСовершенны яркие
фаянсовые сосуды и
фаянсовые фигурки
животных, в изготовлении
которых применялась
подглазурная роспись.
59.
Распространилась так называемая«малая» скульптура - резные фигурки
выразительны по живости схваченных
в движении поз.
Раскрашенные
по
слою
грунта
деревянные
статуэтки
повествовательны, как и живопись.
Они
изображают
прислугу
за
выполнением
различных
хозяйственных
работ:
пекари,
пивовары, пахари, женщины, несущие
корзины.
60.
Тенденцияк
индивидуализации
изображения
наиболее
ярко
проявляется в скульптурном портрете.
Статуи фараонов при сохранении
традиционных канонов композиции
отчетливо
фиксируют
индивидуальные
возрастные
и
физические особенности модели, а
иногда и особенности характера.
Статуя Аменемхета III (XIX в. до н. э.). Базальт. Выс. 29 см
61.
Статуя фараона Аменемхета III (черныйгранит)
Этот портрет отличается
индивидуальностью черт:
пристальный взгляд глубоко
посаженных глаз, все властное,
энергичное выражение лица с
широкими ноздрями и скулами
выдают крутой нрав царя, так
что, кажется нам, с изваяния
медленно исчезает печать
непостижимости.
62.
Голова фараона Сенусерта IIIУсилилась резкая властность черт лиц
правителей, величавая ясность образов
Древнего
Царства
сменилась
напряженностью, словно за внешне
спокойной оболочкой пробудился более
сложный мир чувств.
Портретная голова Сенусерта III с глубоко
запавшими глазами, резкими дугами
бровей и обострившимися скулами
свидетельствует
об
усложнении
человеческого образа.
Что-то надломилось в незыблемой некогда
невозмутимости царского лика.
Острая игра светотени на черном камне
разительно выявляет индивидуальные
черты этого владыки, в котором
угадываешь проницательный ум, какое то внутреннее сомнение и скрытую
грусть.
63.
Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эльБахри.Реконструкция.
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить
храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили
прямого
продолжения.
И
все
же
усыпальница
Ментухотепов положила начало крупным храмовым
ансамблям более позднего времени.
64.
Пилон в Эдфу. Храм бога ГораНововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом
посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей,
вступающих в храм.
65.
ОбелискВысокие тонкие обелиски с
заостренной
пирамидальной
верхушкой, «каменные
иглы», покрытые
иероглифами, все чаще
воздвигают во славу богов
и царей перед храмами и
дворцами.
66.
Стела вельможи Хунена.Конец III тысячелетия до н.э.
Москва. ГМИИ им. Пушкина
Сам вельможа и жена его рельефно
изображены слева внизу. А над ними
и напротив, целиком заполняя
площадь, более чем в три раза
превышающую ту, что отведена этой
чете, птицы, змеи, лежащие быки,
сидящие человечки, плоды, растения,
черточки, линии, геометрические
фигуры строка за строкой сообщают
умеющим читать иероглифы
религиозный текст с добавлением
описи всего, что было принесено в
жертву при погребении.
67.
Жан-Франсуа ШампольонСмысловое
значение
иероглифов
совершенно
забытое
после
падения
египетской державы, было
разгадано лишь в XIX веке
французом Шампольоном.
Французский
историк,
лингвист,
основатель
египтологии.
Благодаря проведённой им
расшифровке
текста
Розеттского
камня
14
сентября 1822 года стало
возможным
чтение
египетских иероглифов и
дальнейшее
развитие
египтологии как науки.
68.
Розе́ттский ка́мень — плита ,найденная в 1799 году в Египте возле
небольшого города Розетта, недалеко от
Александрии, с выбитыми на ней тремя
идентичными по смыслу текстами, в том
числе двумя на древнеегипетском
языке.