24.35M
Категория: ИсторияИстория

Государство и право Древнего Китая. Периодизация истории государства Древнего Китая

1.

Государство и право Древнего Китая

2.

Периодизация истории государства Древнего Китая
История Древнего Китая делится на
четыре периода, каждый из которых
связан с правлением определенной
династии.
Первый период - Шан (Инь) продолжался с XVIII в. до н.э. до XII
в. до н.э.
Второй период - Чжоу - с XII в. До
н.э. до 221 г. до н.э.
Третий период - царство Цинь – с
221 г. до н.э. до 207 г. до н.э.
Четвертый период - царство Хань - с
206 г. до н.э. до 220 г. н.э

3.

Государство Шан (Инь)
Стоявший в то время во главе
племени шан Чэн Тан основал династию,
получившую название Шан. Это название
затем было принято в качестве названия
правящей династии государства. В более
позднее время, после падения династии
Шан, ее, а также государство в целом
стали обозначать иероглифом "инь".
Поэтому первый период в истории
Древнего Китая имеет два названия – Шан
и Инь. Чэн Тан стал первым китайским
царем (ваном).
Владения династии Шан (1122 г. до н. э)
Таким образом, особенность образования государства в
Китае заключается в том, что процесс перехода от
первобытно-общинного строя к классовому обществу
был активизирован покорением одного народа другим

4.

Шань-Иньское государство
Господствующий класс инского общества
складывается в основном из потомков родовой
знати,
возглавляемый
семейством
вана
(правителя), из жреческой аристократии, из
чиновников
и
военачальников.
Светской
аристократии
присваивались
титулы
в
зависимости от занимаемой должности, при этом
решающее значение имела близость к царю.
Титулы "бо" (дед) и "цзы" (сын) присваивались
ближайшим родственникам царя, назначенным на
государственные
должности.
Основная масса свободного населения Шанинской
державы
крестьяне-общинники.
Особенности китайской общины было то, что
общинное поле делилось на 9 участков, один из
которых называли "общественным полем" и
обрабатывался сообща. Полученный от него
урожай направлялся царю. Остальной урожай
принадлежал
общинникам.
Отличительной чертой древнекитайского
общества при династии Шан (инь) было то, что
рабы жили семьями. Рабовладение носило
патриархальный характер. Рабами владеет не
только государство, но и частные лица. Рабов
клеймили, безнаказанно убивали, сжигали в
качестве искупительной жертвы. В могильниках
Шан-инской династии царей обнаружены сотни
скелетов заживо погребенных людей (или
умерщвленных)

5.

Общественный строй
Иньское общество и государство были
рабовладельческими. Господствующий класс
складывался из иньской светской аристократии,
жреческой знати и аристократии подчиненных
племен. В зависимости от близости к царю и от
занимаемой должности светской аристократии
присваивались титулы, дававшие определенные
привилегии. Социальное положение определялось
также земельными владениями и наличием рабов.
Рабами могли владеть как частные лица, так и
государство. Источниками рабства являлись:
захват пленных на войне, продажа в рабство за
долги, обращение в рабство за некоторые
преступления, получение рабов от подчиненных
племен в качестве дани. Рабы находились на
положении скота. Они не могли иметь ни семьи,
ни имущества.
Значительную часть населения составляли
свободные общинники. Община играла большую
роль в общественных отношениях иньского
времени. Общинное землепользование было
организовано по системе "колодезных полей". Все
земли делились на две категории: общественное
поле и частные поля
Общественное поле обрабатывалось совместно всей
общиной, весь урожай поступал старосте общины и в
конечном итоге посылался царю. Частные поля находились
в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей
шел на прокормление свободных общинников.
Частные поля, однако, не являлись собственностью их
держателей. Земля рассматривалась как государственная
собственность и находилась в распоряжении царей. В
частной собственности в данный период были рабы, дома,
орудия труда

6.

Государственный строй
Существовали такие неотъемлемые атрибуты
государства, как армия и тюрьмы
Государственный строй на раннем этапе
сохраняет пережитки родоплеменной военной
демократии. В дальнейшем наблюдается
монополизация
царем
всей
полноты
власти. Старейшины шанинь из племенных
вождей
превратились
в
единоличных
правителей. Среди подданных укреплялось
представление о них, как о "сыновьях Неба",
получивших власть по воле божественных
сил. Царь был первым и самым крупным
рабовладельцем, верховным военным вождем,
высшим судьей и первосвященником. Религия
представляла в глазах народных масс его
божественное происхождение. Царь возглавлял
государственный аппарат, на высшие должности
в
котором
назначал
своих
близких
родственников.
Более
мелкие
должности
занимали
профессиональные
чиновники:
писцы,
сборщики налогов, судьи и т.п. Должностные
лица подразделялись на три основные
категории: 1) высшие гражданские чиновники;
2) военные чиновники; 3) всевозможные
советники, прорицатели.

7.

Право государства Шан-инь
В китайских источниках сообщается, что в Шан-инском государстве имелись "Книги со
сводами законов", а также разработанные правила ведения судебных дел. Книги не
сохранились, сведения от них отрывочны. Тем не менее, из них прослеживается,
что государство жестоко подавляло свободных общинников и рабов. Смертная казнь
применялась в целях откровенного устрашения: смерти придавался не только сам
виновник, но и три поколения его ближайших родственников. Смертная казнь была, как
правило, квалифицированной, сожжение, четвертование, закапывание живьем в землю

8.

Возникновение государства Чжоу
В XII в. до н.э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением
внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет
владения племя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством чжоу
объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.
В 1076г. до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало.
На смену ему пришло царство, основанное племенем чжоу, по имени которого
называется новый большой период в истории Древнего Китая.

9.

Государство Чжоу
Время правления династии Чжоу
делится на три периода:
- период Западного Чжоу (1122-742 до
н.э.);
-Восточного Чжоу (770-403 до н.э.),
-период "воюющих царств" (403-221 до
н.э.).
Период Западного Чжоу отмечен более
высокой
ступенью
развития
производительных сил, увеличением
численности рабов, развитием крупного
землевладения.
Укрепляется
рабовладельческое
государство,
усложняется его структура.
период Западного Чжоу (1122-742 до н.э.)

10.

Государство Чжоу
Время правления династии Чжоу делится
на три периода: 1) период Западного
Чжоу(1122-742 до н.э.); 2) Восточного Чжоу
(770-403 до н.э.), 3) период "воюющих
царств" (403-221 до н.э.).
Период Западного Чжоу отмечен более
высокой
ступенью
развития
производительных
сил,
увеличением
численности рабов, развитием крупного
землевладения.
Укрепляется
рабовладельческое
государство,
усложняется его структура.

11.

Общественный строй
Господствующее положение в обществе
занимала
рабовладельческая
аристократия, к которой относилась
чжоуская наследственная и военная
знать, часть иньской рабовладельческой
аристократии,
уцелевшая
после
покорения.
В этот период появляется тенденция к превращению
владений в частную земельную собственность, хотя
формально во владении землей сохраняется
зависимость от воли царя. В дальнейшем, с
ослаблением
власти
чжоуских
царей,
происходит
превращение
права
крупных
рабовладельцев на владение землей в право
собственности на землю. Большую роль в период
Западного Чжоу продолжало играть общинное
землепользование. Сохранилась упомянутая выше
система "колодезных полей"
Собственником земли по-прежнему
был царь (ван). Он распоряжался землей,
жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное
землевладение.Рабовладельческая
аристократия свободно распоряжалась
своими
владениями
судя
по
имеющимся данным, землю можно было
отчуждать, сдавать в аренду, закладывать

12.

Общественный строй
В
целом
земледельцы
(нунфу)
влачили
жалкое
существование. Многие из них
переходили в разряд безземельных
арендаторов.
В самом низу общественной
лестницы находились рабы, число
которых увеличивалось за счет
военнопленных,
завоеванного
мирного
населения,
государственных преступников. При
этом возрастало число частных
рабов. Рабский труд широко
использовался
в
различных
отраслях хозяйства.

13.

Государственный строй
Верховная
власть
находилась
в
руках наследственного царя (вана). В
царстве Чжоу существовала дворцовая
система управления: дворцовые служащие
являлись одновременно и должностными
лицами. Она включала в себя большое
количество чиновников, имеющих самую
разнообразную компетенцию: чиновник,
ведающий
конюшнями
вана,
писец,
начальник царского архива, хранитель
царской
сокровищницы,
чиновник,
следящий за ритуалом, и т.д.
Государственный аппарат складывался из
приближенных личных слуг вана, а иногда
и
доверенных
рабов.
Высший
сановник (сян) возглавлял государственный
аппарат. Сян был главой административного
аппарата и ближайшим помощником вана
по управлению страной.
Высшие чиновники (дафу) делились на три
разряда: старшие, средние, младшие. По
преданию, царь Чэн Ван (1115-1079 до н.э.)
осуществил организацию и укрепление
государственного аппарата.

14.

Государственный строй
Главными советниками царя являлись
"три гуна": 1) "великий наставник",
2) "великий учитель" и 3) "великий
покровитель" (из их числа назначался
сян). Кроме того значительную роль в
государстве играли три управителя:
один ведал культом, другой возглавлял
ведомство общественных работ (в его
ведении находились земельный фонд и
ирригационная
система),
третий
("великий
начальник
лошадей") Армия не была полностью постоянной. Она
управлял военным ведомством.
состояла из двух частей: небольших кадровых
отрядов и ополчения, собираемого во время
Видную роль в Западном Чжоу
войны.
играли
жрецы
и
гадатели.
Существовали должности верховного Централизованного государства в течение
всего периода Чжоу не существовало, и в
жреца и «великого гадателя».
непосредственном управлении вана находилась
лишь столичная область

15.

Государство Цинь
Созданию сильного централизованного
государства
Цинь
способствовали
реформы
Шан
Яна-сановника
Циньского- государства.
Эти
реформы
заключались
в
следующем. Была узаконена свободная
купля-продажа земли, что нанесло удар
общинному землевладению. Распад
общины также ускорял закон о
принудительном дроблении больших
семей.
В
целях
централизации
государства было проведено новое
административное
деление
по
территориальному принципу
Династия Цинь 211-207 до н.э

16.

Государство Цинь
Большую роль в деятельности государственного
аппарата играли императорские советники. После
завоевания древнекитайских царств в империи были
проведены административная, аграрная, финансовая и
военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы
прежних царств были уничтожены. Огромную
территорию разделили на 36 областей, которые в свою
очередь делились на уезды, уезды - на волости, а волости
- на тин (низшая административная единица).
Во главе каждой области стояли два управителя –
представители военной и гражданской власти, которые
назначались из столицы и в любой момент могли быть
смещены императором. Прежняя аристократия была
поставлена под строжайший надзор имперских
чиновников. Старые аристократические титулы были
уничтожены. Критерием знатности стали богатство и
государственные заслуги. Были введены очень суровые
законы, каравшие за малейшие проступки. Чиновники в
своей
деятельности
руководствовались
твердо
установленными едиными законами. Государственный
аппарат этого периода отличался громоздкостью,
сложностью, на службе состояла огромная масса
чиновников. Проведенные реформы ненадолго сплотили
государство. Из-за глубоких социальных противоречий
вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в
209 г. до н.э. привело к гибели диньской монархии. К
власти пришла новая династия - Ханьская.

17.

Государственный строй
Возвышение Циньского государства
было связано с реформами главы
княжества Цинь Шан Яна (358—
342
гг.
до
нашей
эры).
Административная
реформа
заключалась
в
том,
что:
а) страна была разбита на 4 десятка
уездов (41) во главе с начальниками;
б) все население было организовано
по принципу 5—10 дворов, причем
принадлежавшие к этим единицам
крестьяне были связаны круговой
порукой

18.

Период Хань
В начальный период, получивший власть из рук
народа, Лю Бан осуществил некоторые реформы,
облегчающие положение крестьян и рабов. Много
рабов было освобождено, отменено обращение в
государственное рабство целыми семьями, уменьшен
поземельный налог, смягчен уголовный кодекс,
общинам было возвращено право выбирать себе
старшин. Впоследствии усилился союз Ли Бана с
земельной аристократией. Положение населения со
временем ухудшилось. В начале I века нашей эры (15
г.) в Китае началось одно из самых массовых
крестьянских восстаний, известное как восстание
"красных бровей". Была разбита императорская армия
и захвачена столица. Хотя восстание потерпело
поражение,
оно
ускорило
разложение
рабовладельческой системы. В 184 г. нашей эры в
Китае вспыхнуло крупное восстание крестьян и рабов
(восстание "желтых повязок") продолжавшееся около
20 лет. Восстание было с трудом подавлено, несмотря
на это, оно привело к крушению Ханьской империи

19.

Империя Хань

20.

Государственный строй
В государственном строе Ханьского государства не произошло существенных
изменений. Следует отметить, следующее:
а) установилась практика продажи должностей;
б) была введена продержавшаяся в течение многих веков система замещения
должностей после сдачи экзамена.
В центральном аппарате существует строгая иерархия чинов. Высшим
должностным лицом был сановник, занимающий положение "визиря" или
"канцлера". Кроме того, упоминаются начальник канцелярии, начальник
департамента юстиции, начальник полиции, управляющий императорским
дворцом, начальник тайной казны и т. д.
Суд не был отделен от администрации. Правитель области имел всю полноту
судебной власти, имел право выносить смертный приговор. Главным помощником
правителя области был начальник полиции, имевший специальные военные силы.
Была хорошо развита агентурная сеть.
Высшей судебной инстанцией был император

21.

Основные черты права Древнего Китая
В Уложении говорилось о смягчающих и
отягчающих
обстоятельствах,
различались
неосторожные
и
умышленные
деяния.
По
всей
вероятности Уложение представляло
собой запись отдельных судебных
решений и закрепляло прежде всего
нормы обычного права. Период Чжаньго
отмечен
бурным
развитием
законодательной
деятельности.
В
идеологии этого времени господствовали
два течения, оказавшие большое влияние
на
развитие
права: конфуцианство и легизм.
Философское
учение
конфуцианства
признавало
преобладающее значение норм морали
над нормами права, отождествляя право
с уголовным законом.

22.

Конфуцианство
Основатель конфуцианства — Кун Фу Цзы (или
Кун Цзы; в европейской транскрипции Конфуций),
который жил в 551-479 гг. до н.э. Основной
источник, из которого известно учение Конфуция,
— составленная его последователями книга Лунь
Юй («Беседы и суждения»).
Социально-этический идеал конфуцианства —
«благородный муж», сочетающий в себе
гуманность — «жень», сыновнюю почтительность
— «сяо», знание и строгое следование правилам
этикета — «ли», справедливость и чувство долга
— «и», знание Воли Небес — «мин». Благородный
муж требователен к себе, ответствен, достоин
высшего доверия, готов жертвовать собой ради
блага других людей, с окружающими у него
хорошие отношения, его жизнь и смерть — подвиг,
он преклоняется перед Небом, Великими людьми,
Мудростью.

23.

Легизм
Наиболее
яркими
фигурами
среди
основателей легизма считаются Шан Ян (390338 до н.э.) и Хань Фэй (288-233 до н.э.).
Название учения происходит от латинского
legis родительного падежа lex — закон, право.
Легизм — учение законников — Фацзя.
Предмет легизма, как и у конфуцианства, —
управление государством. Но эти школы
активно конкурировали между собой. В
государстве должна обеспечиваться жесткая
иерархичность, поддержание порядка путем
насилия. Необходимо периодически менять
состав чиновников, руководствуясь при этом
едиными для всех критериями их назначения,
награждения, повышения по службе. Следует
обеспечивать
строгий
контроль
над
деятельностью
чиновников,
исключать
возможность «наследовать» должности (что
было привычным для Китая), протекционизм
Легизм нашел немало сторонников в
Древнем Китае; в эпоху императора ЦиньШи Хуанди (III в. до н.э.) он стал
официальной идеологией. Наряду с другими
философскими и правовыми школами
оказал большое влияние на формирование
китайской
культуры
и
китайского
государства

24.

Основные черты права Древнего Китая
Легисты, напротив, придавая большое
значение правовым нормам, пытались
распространить их действие на все случаи
жизни, проповедовали равенство всех
перед законом, неотвратимость наказания
для всех лиц, выдвигали идею сильного
государства.
Одним
из
ведущих
представителей этой школы Лу Куем была
написана
"Книга
законов",
рассматривавшая различные преступления
и наказания.
Конец рабовладельческого периода в
истории Китая отмечен многочисленными
сборниками права.
Право
собственности.
В
периоды
Инь,Западного Чжоу земля считалась
собственностью вана, на полученные в дар
земли приближенные имели лишь право
пользования.

25.

Древнекитайское право регламентировало различные виды
договоров, в том числе:
договор мены;
договор купли-продажи;
договор дарения;
договор займа;
договор аренды земли;
договор личного найма

26.

Брачно-семейные отношения
Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья с
абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина
полностью зависала от власти мужа, личного имущества она не имела,
права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали
родители

27.

Уголовное право и процесс
Перечень преступлений, называемых источниками, огромен. В
эпоху Чжоу насчитывалось 3 000 различных преступлений. Среди
них известны были: государственные (мятеж, заговор),
религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против
личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против
собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские
(неявка к установленному сроку на место сбора, не проявление
мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от
уплаты налога, пьянство, которое наказывалось смертной казнью

28.

Среди видов преступлений, известных в Древнем
Китае, можно выделить:
государственные - мятеж, заговор;
религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;
против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;
воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более
3000 различных преступлений

29.

К видам наказаний относились:
смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание
на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание,
закапывание живым в землю);
членовредительские наказания (отрезание носа, ушей,
отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для
мужчин);
штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
тюремное заключение

30.

Заключение
Во главе государства, как правило, стоял монарх, имеющий
неограниченную власть над подданными. В большинстве
государств личность его обожествлялась. В большинстве
государств функционировало три ведомства:
финансовое
военное
общественных работ.
Эти ведомства находились под контролем соответствующих
сановников и монархов. Право формируется как право-привилегия,
с явно выраженной классовой сущностью. Уголовное правоносит
карательно-террористический характер, направлено на подавление
выступлений против монарха и господствующего класса
English     Русский Правила