Культура древнейших цивилизаций: восточный и западноевропейский тип
План
Отличия культуры Древнего Востока от первобытной культуры
Дихотомии – Восток-Запад
Дихотомии в философии
Культура Древнего Египта
Пирамида Джосера, зодчий Имхотеп XXVIII век до н.э. Саккара
Пирамиды Хефрена, Хеопса, Микерина, зодчий Хемиун и др. 2900-2800 до н.э., Египет, Гиза  
Саркофаг жреца Неспанетьеренпере  
Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Первая половина III тысячелетия до н.э.
Малый сфинкс
Храм Хатшепсут, зодчий Сенмут. нач. XVв. до н.э., Дейр-эль-Бахри
Храм Амона, зодчие Аменхотеп, Гори и Сути XV – XIII вв. до н.э. Луксор
Фасад храма Рамзеса II. Абу-Сибел, XIII в. до н.э.
Типы колонн в храмах
«Гуси». Фреска гробницы зодчего Нефермаата в Медуме. XXVII в. до н. э. Каир. Египетский музей. Фрагмент
Символы египетской культуры
Культура Месопотамии
Шумерская цивилизация в додинастический период
Храмовая башня бога Луны Наины в Уре — наиболее хорошо сохранившееся архитектурное сооружение шумеров.
«Гильгамеш со львом». Рельеф. Алебастр. VIII  в. до н. э. Лувр. Париж
Полуколонны Красного здания в Уруке
Входные ворота дворца Навуходоносора II в Вавилоне, образец дворцовой архитектуры VI в. до н.э.
Ворота богини Иштар
Висячие сады Семирамиды. Реконструкция
Статуя сановника Эбих-Иля. Алебастр, инкрустация ляпис-лазурью и перламутром Сер. III тыс. до н. э. Лувр. Париж
Женщина I тыс. до н.э.  Из храма Иштар. Алебастр
Медная скульптурная голова, обычно называемая головой царя Саргона Древнего. Из Ниневии. XXIII в. до н.э. Багдад, Иракский музей.
Аб-У божество из г. Эшнунна. Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз. Роскошная растительность – признак плодородия (способ
Голова быка XXVI в. до н.э.  Из царской гробницы в Уре Золото
Крылатый Ассирийский бык. Гипсовый алебастр. Хорсабад, дворец Саргона II в Ассирии. 721-705 гг. до н. э., правление Саргона II, Ассирия
В честь своих славных богов ассирийские правители возводили величественные храмы.
Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. VII в. до н.э.
Фрагмент. Умирающая львица
Дворец Дария. Колонна 490 г. до н.э.  Из Суз
Культура Древнего Китая
Терракотовое войско в Китае
Терракотовое войско. Воины раскрашены в соответствии с рангом
Величайшее достижение мировой цивилизации – Великая китайская стена
Великая китайская стена
Храм Неба в Китае. Династия Мин
Китайская пагода
Резюме: культура Древнего Китая
Культура Древней Индии
Индийская культура
Мохеджо-Даро. Цитадель
Мохеджо-Даро
Божества Индии
В буддизме есть два направления
Индуизм существует в виде двух главных направлений
Железная колонна в Дели
Индийский храм Акшардхам
Индийский храм Акшардхам
Индийский храм Акшардхам
Индийский храм Акшардхам
Ступа в Санчи
Чайтья
Аджанта - святая святых искусства Древней Индии. Когда-то эти пещеры, выдолбленные в вулканическом утёсе, служили убежищем для более чем дв
Аджанта
Мавзолей Тадж-Махал
У европейцев и жителей Америки при упоминании Индии возникают стойкие ассоциации - йога, строгие традиции, касты, непоколебимые семейные ц
Индийские украшения
Индийские украшения
Резюме: Культура Древней Индии
Античная культура
Периодизация культуры античности
Общие черты культуры античности
Периодизация культуры Греции
Феномен античности
Храм в Сегесте. Иллюстрация
Резюме: культура Древней Греции
Культура Древнего рима
Резюме: античная культура
Вопросы для самопроверки
Благодарю за внимание!
56.99M
Категория: ИсторияИстория

Культура древнейших цивилизаций: восточный и западноевропейский тип

1. Культура древнейших цивилизаций: восточный и западноевропейский тип

Дисциплина: Культурология
Лекция № 3 Специальности ОГБПОУ СмолАПО
Преподаватель: Христич Л.А.
1

2. План

Социальные и
мировоззренческие
основы культуры
Древнего Востока.
2. Художественные и
эстетические особенности
культуры Древнего
Востока.
3. Характерные черты
древнегреческой
культуры.
4. Художественная культура
Древнего Рима
1.
2

3.

Цель:
определить черты самобытности и
неповторимости двух типов культуры: восточной
и европейской
Задачи:
выявить основы формирования культуры стран
Древнего Востока и античной
выяснить особенности искусства Эгейского
периода, гомеровского, классического, эпохи
эллинизма и римской античности
развивать умение студентов сравнивать,
обобщать и делать выводы по изучаемым темам.
3

4.

Учебная и дополнительная литература:
1.
2.
3.
4.
5.
Артамонов С. Д. Литература Древнего мира. – М., 1988.
Античное искусство /Под ред. Ривкина Б. И. - М., 1972.
Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.
Вахтин Б. и др. Страна Хань. Очерки о культуре Древнего Китая. – Л., 1982.
Зелинский Ф. Ф. Сказочная древность Эллады //Первое сентября. История. –
2002. - № 34. – С. 3-8.
6. История зарубежного искусства /Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. –
М., 1984.
7. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.
8. Малая история искусств /Античное искусство. – М., 1991.
9. Словарь античности. – М., 1992.
10. Малюга Ю. Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и испр. – М.,
2012.
11. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И., Сущенко Л. Г. Культурология: Учеб.
пособие. – Изд. 2-е. – М., 2013.
Слайд4 55

5.

5

6. Отличия культуры Древнего Востока от первобытной культуры

Отделение
ремесла от
сельского
хозяйства
Ирригационное
земледелие
Резкое выделение
социальных слоев
Наличие
письменности
Наличие
государственности
Наличие городов
6

7. Дихотомии – Восток-Запад

• Запад – внимание к личности,
уважение ее прав и свобод
Иерархия на основе власти и денег
• Восток – подчинение интересов
личности государству, коллективу
Иерархия на основе сословных,
родовых, клановых, этнических
отношениях, не характерны резкие
стачки в развитии, сакрализация
власти
Социальные
характеристики
• Запад – рациональность, основные
ценности – плюрализм, прогресс,
динамизм, свобода, равенство перед
законом, ценность науки и
материального производства,
комфорта
• Восток – иррационализм,
интуитивизм, основные ценности –
религия, стабильность, единение с
природой, единство семьи и рода,
коллективизм, традиции
Культурные
характеристики
7

8. Дихотомии в философии

Запад
Ориентирована на
научность,
объективность,
познание мира,
частная
собственность
Преобразование,
покорение
природы, создание
искусственной
среды
Восток
Ориентация на
самопознание,
внутренний мир
человека,
государственная
собственность
Постижение
природы через
постижение
человека
8

9. Культура Древнего Египта

КУЛЬТУРА
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
9

10.

• В египетском искусстве ведущее
положение занимала архитектура,
основными сооружениями были
монументальные гробницы царей и знати.
Это объясняется тем особым значением,
которое имели в Египте заупокойные
культы, тесно связанные с культами
умирающих и воскресающих божеств
природы. Царь уделял особое внимание
обеспечению себе посмертной «вечной
жизни», сооружению прочных гробниц из
камня
10

11. Пирамида Джосера, зодчий Имхотеп XXVIII век до н.э. Саккара

11

12. Пирамиды Хефрена, Хеопса, Микерина, зодчий Хемиун и др. 2900-2800 до н.э., Египет, Гиза  

12

13. Саркофаг жреца Неспанетьеренпере  

Саркофаг жреца
Неспанетьеренпере
13

14.

14

15.

15

16. Большой сфинкс фараона Хефрена в Гизе. Первая половина III тысячелетия до н.э.

16

17.

Египет.
Большой
сфинкс в
Гизе.
Первая половина
III тыс. до н.э.
17

18. Малый сфинкс

18

19. Храм Хатшепсут, зодчий Сенмут. нач. XVв. до н.э., Дейр-эль-Бахри

19

20. Храм Амона, зодчие Аменхотеп, Гори и Сути XV – XIII вв. до н.э. Луксор

20

21. Фасад храма Рамзеса II. Абу-Сибел, XIII в. до н.э.

21

22.

22

23. Типы колонн в храмах

ТИПЫ КОЛОНН В ХРАМАХ
23

24.

24

25.

25

26.

26

27.

27

28.

28

29.

Скарабей – один из самых
почитаемых символов Египта
Осирис и Исида
29

30.

30

31.

31

32.

32

33.

33

34.

Сцена охоты
в Нильских
зарослях.
Роспись гробницы
в Фивах.
Конец XV в. до н.э.
34

35. «Гуси». Фреска гробницы зодчего Нефермаата в Медуме. XXVII в. до н. э. Каир. Египетский музей. Фрагмент

35

36.

36

37.

37

38.

38

39.

Статуя царевича
Рахотепа и его
жены Нофрет.
Первая половина
III тыс. до н. э.
39

40.

Погребальная маска
фараона Тутанхамона
XIV в. до н. э.
40

41.

41
Цветной бюст царицы
Нефертити. XIV в. до н. э.
Новое царство

42.

Голова царицы
Нефертити. Фрагмент.
42

43. Символы египетской культуры

ими являются не только фараоны, но и сфинксы (олицетворение тайной
премудрости), и боги Ра, Осирис, и анкх — египетский крест с петлей —
«ключ Нила» — атрибут богов и власти
достижения древнеегипетской культуры велики — это монументальная
каменная архитектура, пирамиды, папирусы, техника ирригационных
работ, зачатки медицинских знаний, математические и астрономические
познания, скульптурный портрет, литературные памятники, идея
социальных законов, чиновничий аппарат
исторические рамки этой культуры — начало V-IV тыс. до н.э., конец XI-IV
вв. до н.э.
ее значение в том, что она послужила прототипом других культур
ближнего Востока. Многие ее достижения через греческую и римскую
античность были включены в последующую общечеловеческую
культурную традицию
43

44. Культура Месопотамии

КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ
44

45. Шумерская цивилизация в додинастический период

«Земля между двух рек» с конца
IV тыс. до н.э. и до середины I
тыс. до н.э. была могущественной
цивилизацией по своей
исторической значимости
сравнимая только с цивилизацией
Древнего Египта
На начальном этапе развития, в VIV тыс. до н.э., в додинастический
период и в первой половине III
тыс. до н.э. в эпоху ранних
династий, шумерская цивилизация
представляла собой культурноисторическое единство
автономных высокоразвитых
городов-государств.

46. Храмовая башня бога Луны Наины в Уре — наиболее хорошо сохранившееся архитектурное сооружение шумеров.

47.

Около 3000 г. до Р. Х. шумеры создали уникальную
форму письма - клинопись (протопись), которую
позже переняли аккадцы, сирийцы и другие
народы.

48. «Гильгамеш со львом». Рельеф. Алебастр. VIII  в. до н. э. Лувр. Париж

«Гильгамеш со
львом». Рельеф.
Алебастр. VIII в. до
н. э. Лувр. Париж

49.

Зиккурат города УР
Характер строительного
искусства Месопотамии
(XXX—IV вв. до н. э.) обширной равнины,
расположенной по среднему
течению рек Тигра и
Евфрата,- был обусловлен
недостатком в стране камня и
дерева. Для строительства
широко использовались
глина, тростник, кирпичсырец, битум и другие
местные обожженный кирпич
и привозной камень.
Строительство городов велось
с учетом их оборонного
значения, что отразилось на
архитектуре: наличие
укрепленных стен с
бойницами, многочисленных
башен и т. д.
Величавый зиккурат в Уре,
возвышаясь над постройками,
выражал идею могущества богов
и обожествленного царя.

50.

Высота Вавилонской башни,
состоявшей из нескольких
ярусов, достигала 90 м. Она
намного превосходила все
прочие зиккураты. Каждый ярус
был выкрашен в особый цвет и
являлся храмом, посвященным
отдельному божеству. Седьмой
ярус считался жилищем бога
Мардука. Он представлял собой
храм длиной 24 м, шириной 21 м
и высотой 15 м. Этот храм был
украшен голубым эмалированным
кирпичом. Внутри располагались
ложе и стол из золота,
предназначенные для Мардука.
Лишь немногим жрецам было
дозволено вступать на верхний
ярус зиккурата.

51. Полуколонны Красного здания в Уруке

52. Входные ворота дворца Навуходоносора II в Вавилоне, образец дворцовой архитектуры VI в. до н.э.

53. Ворота богини Иштар

Монументальные
ворота Иштар
свидетельствуют о
былом великолепии
и богатстве
Вавилона.

54.

Дорога Мардука. Изразцы Дороги Процессий

55.

56. Висячие сады Семирамиды. Реконструкция

57. Статуя сановника Эбих-Иля. Алебастр, инкрустация ляпис-лазурью и перламутром Сер. III тыс. до н. э. Лувр. Париж

Статуя сановника
Эбих-Иля.
Алебастр,
инкрустация
ляпис-лазурью и
перламутром
Сер. III тыс. до
н. э. Лувр. Париж

58. Женщина I тыс. до н.э.  Из храма Иштар. Алебастр

Женщина
I тыс. до н.э. Из храма
Иштар. Алебастр
Весьма распространенным типом
скульптуры был так называемый
адорант — статуя молящегося
человека со сложенными на груди
руками, сидящего или стоящего.
Адорантов обычно дарили храму.
Особенно выразительны огромные
глаза адорантов, зачастую скульпторы
их инкрустировали, а также огромные
уши. Эти большие уши
символизировали мудрость (шумеры
понятия «ухо» и «мудрость»
обозначали одним словом), а также
указывали на то, что молитва будет
услышана богом.

59. Медная скульптурная голова, обычно называемая головой царя Саргона Древнего. Из Ниневии. XXIII в. до н.э. Багдад, Иракский музей.

60. Аб-У божество из г. Эшнунна. Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз. Роскошная растительность – признак плодородия (способ

Аб-У божество
из г. Эшнунна.
Известняк, глаза
из апсидиана.
Бог-отец,
всевидящий
глаз.
Роскошная
растительность
– признак
плодородия
(способность
производить все
живое).

61. Голова быка XXVI в. до н.э.  Из царской гробницы в Уре Золото

Фрагмент
Голова быка
XXVI в. до
н.э. Из
царской
гробницы в
Уре
Золото

62. Крылатый Ассирийский бык. Гипсовый алебастр. Хорсабад, дворец Саргона II в Ассирии. 721-705 гг. до н. э., правление Саргона II, Ассирия

По мнению древних ассирийцев, подобные слуги, которых они
называли «ламассу» или «шеду» защищают царя и весь его
дворец от разного рода враждебных сил

63. В честь своих славных богов ассирийские правители возводили величественные храмы.

64. Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. VII в. до н.э.

65. Фрагмент. Умирающая львица

66. Дворец Дария. Колонна 490 г. до н.э.  Из Суз

Дворец Дария.
Колонна
490 г. до н.э. Из
Суз

67.

68.

69.

70.

Месопотамия стала вторым после Египта очагом древневосточной
культуры, оставившим огромные художественные ценности.
Именно в Шумере человечество вышло из первобытного слоя.
Отсюда начинается подлинная его (человечества)
история. Народы Месопотамии создали политическую теорию и
практику военного дела. Особый вклад Шумер внёс в математику
и астрономию:
1) позиционная система цифр, к примеру 1,2,3,4 и т. д.
2) круг — это 360°
3) 1 час — это 60 минут
4) определили продолжительность года
5) определили четыре стороны света
6) создали каналы проведённые по 33°
7) создали первый «небоскрёб» (Вавилонская башня) по легенде
8) создали первую письменность.
Всё это говорит о том, что цивилизация Месопотамии была
высоко развита для своего времени.
Существует даже предположение, что Месопотамию населяли
люди – представители неземной цивилизации, которая затем
постепенно вымерла

71.

К послеосевым культурам относятся цивилизации
Индии и Китая – самые древние из существующих
ныне. Им удалось сохранить свои черты вплоть до
начала XX в. Эти послеосевые культуры имеют очень
много общего с доосевыми культурами, например,
традиционализм, ритуальность, каноничность,
тесную связь с религиозно-философскими взглядами.
Живя в изоляции от других ранних очагов мировой
культуры, древние жители этих цивилизаций создали
оригинальную и устойчивую культуру со своим
особым типом взаимоотношений человека и природы,
цельным, прежде всего, земледельческим укладом
жизни. По официальным данным, в Китае существует
5 тыс. ценнейших исторических и культурных
памятников.
71

72. Культура Древнего Китая

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
72

73.

Расписной керамический сосуд Яншао. Около 2000 г. до н.э.
73

74.

Баньпо — археологический памятник на территории Китая. Открыт в 1953 году, находится в
долине к востоку от города Сиань. В Баньпо обнаружены остатки нескольких хорошо
организованных поселений эпохи неолита, датируемых около 4500 г. до н. э. Зона раскопок
Баньпо занимает около 5 гектаров; вокруг неё в древности был сооружён ров (возможно,
оборонительный) шириной 5-6 метров. Дома были круглыми, построенными из глины и
древесины с нависающими крутыми тростниковыми крышами. Фундаменты были низкими.
Имелись общинные кладбища, расположенные за границей рва. Многие дома были
полуподземными, пол был на метр ниже уровня земли. Опору домов составляли деревянные
сваи.
Баньпо — типообразующий слой археологической культуры Яншао. Археологические
памятники, подобные Баньпо, археологи относят к «фазе Баньпо» данной культуры (5000 —
4000 гг. до н. э.). Раскопки Баньпо проводились в 1954—1957 гг.
74

75. Терракотовое войско в Китае

Массовое захоронение
терракотовых фигур воинов и
коней - 10 тыс. в натуральную
величину. Цинь Шихуанди
75

76. Терракотовое войско. Воины раскрашены в соответствии с рангом

76

77.

Курильница
бронзовая с позолотой
в виде священной
горы бессмертия
Бошань.
I в. до н.э.
77

78. Величайшее достижение мировой цивилизации – Великая китайская стена

78

79. Великая китайская стена

Проходит по Северному Китаю.
Строительство первой стены началось в
III в. до н. э. во время правления
императора Цинь Ши-Хуанди (династия
Цинь), в период Воюющих царств (475—
221 гг. до н. э.) для защиты государства от
набегов кочевого народа хунну. В
строительстве участвовала пятая часть
тогдашнего населения страны, то есть
около миллиона человек. Длина 2400 км – много ответвлений, если их
сложить - получится длина 6400 км.
Высота сторожевых башен 13 м. Высота
крепостной стены – 6 м. Ширина – до 4 м
и более.
Те участки Великой Стены, которые
сохранились до нашего времени, были
построены, в основном, при династии Мин
(1368—1644). В эту эпоху основными
строительными материалами были кирпич
и каменные блоки
79

80.

Близ Пекина
80

81.

Буддийский храм в Пекине
81

82.

Буддийский храм в Пекине
Составная часть ансамбля – причудливый зверь.
82

83. Храм Неба в Китае. Династия Мин

83

84.

Храм Неба.
Часть ансамбля
84

85.

Фрагмент ансамбля
85

86. Китайская пагода

Даосский храм в Китае
86

87. Резюме: культура Древнего Китая

Активно развивалась в Китае и литература на основе народно-
песенной традиции – лирическая поэзия, философские
трактаты, новеллы, сказки, судебные повести
Высокого уровня развития в Китае достигли скульптура,
графика, живопись
Для живописи более позднего периода характерной является
роспись тушью по шелку и бумаге. Живописью украшают веера,
ширмы. Особенно распространен пейзаж
Важнейшими составляющими китайской культуры с древнейших
времен были архитектура и зодчество. Древнекитайские
сооружения очень разнообразны, но у всех у них общая
конструкция – она называется каркасно-столбовой.
87

88. Культура Древней Индии

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ
ИНДИИ
88

89.


Богатство и разнообразие
религиозно-философских
учений
Обращенность как к
Вселенной (в тайны
мироздания), так и внутрь
человеческого мира (в
глубины человеческой
души) – примером служит
философия и практика
йоги
Уникальная
музыкальность и
танцевальность
Особое почитание любви
– чувственной и
физической
Храмы Любви в Индии
89

90. Индийская культура

Время хараппской цивилизации,
сложившейся в долине реки Инд
(2500-1800 гг. до н.э.)
Время арийской цивилизации –
охватывает всю последующую
индийскую историю и связано с приходом
и расселением арийских племен в
долинах реки Инд и Ганг
90

91. Мохеджо-Даро. Цитадель

92. Мохеджо-Даро

Терракотовые
статуэтки.
Мохенджо-Даро

93. Божества Индии

93

94. В буддизме есть два направления

Хинаяна - (малая
повозка)
предполагает
полное
вхождение в
нирвану
Махаяна -
(большая
повозка) означает
максимальное
приближение к
нирване, но отказ
от вхождения в
нее ради помощи
и спасения других
94

95. Индуизм существует в виде двух главных направлений

Вишнуизм
Шиваизм
95

96. Железная колонна в Дели

Вот что пишет Д. Неру в
книге «Открытие Индии»:
«Древняя Индия добилась,
очевидно, больших успехов в
обработке железа. Близ Дели
высится огромная железная
колонна, ставящая в тупик
современных ученых,
которые не могут определить
способ ее изготовления,
предохранивший железо от
окисления и других
атмосферных явлений».

97. Индийский храм Акшардхам

98. Индийский храм Акшардхам

99. Индийский храм Акшардхам

100. Индийский храм Акшардхам

101. Ступа в Санчи

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине
большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи,
был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы
для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи
является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н. э. С четырех сторон света ее
окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских легенд.
Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи
вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее
крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

102. Чайтья

Другой архитектурной формой является
чайтья — здание продолговатой формы, с
закругляющейся противоположной от
входа стороной (меньшей), перекрытое
килевидной двускатной крышей. Внутри
абсидального закругления чайтья
помещается ступа, впоследствии — статуя
Будды. Очень известны чайтья в Карли (I
в. до н. э.), в Бхадже II в. до н. э.), в Бедсе
(II в. до н. э.). Но все эти памятники дают
образцы скальной архитектуры, являясь
как бы повторениями в массиве скалы
свободно стоящих строений, тогда как
последние не сохранились.
Вход в чайтью № 19 в Аджанте. VI в. н. э.

103. Аджанта - святая святых искусства Древней Индии. Когда-то эти пещеры, выдолбленные в вулканическом утёсе, служили убежищем для более чем дв

104. Аджанта

Росписи Аджанты
можно считать
своеобразной
энциклопедией
жизни Индии V-VII
вв. Эти росписи
создавались на
протяжении
нескольких столетий
поколениями многих
мастеров.

105. Мавзолей Тадж-Махал

106. У европейцев и жителей Америки при упоминании Индии возникают стойкие ассоциации - йога, строгие традиции, касты, непоколебимые семейные ц

У европейцев и жителей Америки при упоминании Индии
возникают стойкие ассоциации - йога, строгие традиции,
касты, непоколебимые семейные ценности и потрясающей
красоты украшения…
Индийские украшения с
обилием
драгоценностей, золотом
и серебром высочайшей
пробы, замысловатым
дизайном и
«говорящими»
народными мотивами,
пользуются огромным
успехом во всем мире.

107. Индийские украшения

изготавливаются из золота,
серебра, фаянса, слоновой
кости, керамики, меди, бронзы,
драгоценных и
полудрагоценных камней. Их
находили в разных городах при
раскопках, и с тех пор в
каждом городе есть свои
ювелирные особенности.

108. Индийские украшения

Ювелирное
искусство тесно
связано с другими
видами искусства,
мифологией и
религией Индии

109. Резюме: Культура Древней Индии

В Древней Индии успешно развивалась наука,
например, индийским математикам было известно
значение числа «пи», они создали десятичную
систему исчисления с использованием нуля. Есть
точка зрения, что арабские цифры, скорее всего,
изобрели индийцы. Математические термины
«синус», «цифра», «корень» также имеют индийское
происхождение. Индийские хирурги умели делать 300
видов операций, используя при этом около 120
хирургических инструментов. Лингвистика обязана
своим рождением индийским ученым. «Махабхарата»
и «Рамаяна» - великие литературные памятники
древней Индии.
109

110. Античная культура

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
110

111. Периодизация культуры античности

Греческая
античность
(IV в. до н.э.)
Эллинская
античность
(IV-II в. до
н.э.)
Римская
античность
(II в. до н.э.
– V в. н.э.)
111

112. Общие черты культуры античности

Доминантой культуры является государственно-политическое устройство в
данный период развития общества (монархия, аристократия, империя,
республика)
Впервые философские учения приобретают большую значимость и начинают
играть роль второй доминанты
Очень важными для культуры античности являются зрелища (театр, спортивные
соревнования, праздники, гладиаторские бои). Впервые массы народа не участвуют
активно в культурном действии, а являются только наблюдателями
Культура античности – культура мужская. Женщина может в ней занять выдающееся место,
только перестав быть порядочной. Это первая культура, основанная на частной
собственности. Она положила начало Западной цивилизации
112

113. Периодизация культуры Греции

Гомеровская
Греция
Архаика
• (XII-VIII в. до н.э.)
• Время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих
отношений. Период нашел отражение в поэмах «Илиада» и «Одиссея»
Гомера. Приблизительно в VII в. до н.э. страну стали называть
Элладой, а греков – эллинами
• Период образования
рабовладельческих городов-государств
(VII-VI вв. до н.э.)
Классика
• Период расцвета греческих городовгосударств (V-IV вв. до н.э.)
Эллинизм
• Период образования больших империй
(IV-I вв. до н.э.)
113

114.

Критская культура.
Остров Крит
114

115.

Дворец в
Кноссе
115

116.

Вход во дворец критского царя Миноса.
Его флот господствовал во всем восточном Средиземноморье
116

117.

Религия и мифы Крита
117

118.

Религия и мифы. Крито-микенская культура
118

119.

Серебряный ритон
(священный сосуд) в виде
бычьей головы из Микен.
Розетка и рога выполнены из
золота.
119

120.

120

121. Феномен античности

Рационализм
Космоцентризм
Полисная государственность
Аполлоно-дионисийская
культура
Изменение роли слова –
становится Логосом
Греки учатся владеть
словом
Индивидуализм
Состязательность агонистичность
Динамизм
Предприимчивость
Принятие нестандартных
решений
121

122.

Амфоры и сосуды Греции. Гомеровский период.
122

123.

Статуя богини Афины
Паллады. VII в. до н.э.
Богиня мудрости,
покровительница наук,
искусств, ремесел,
женского труда,
ткачества, защитница
воинов.
123

124.

Ордерная система – единый архитектурный язык
в Греции.
124

125. Храм в Сегесте. Иллюстрация

125

126.

Типы колонн в Греции: дорические, ионические,
коринфские
126

127.

Рельефы Парфенона
Наверху – олимпийские
боги Посейдон,
Аполлон и Артемида
Внизу – сцена из
праздничного шествия в честь
Афины
127

128.

Кориатиды.
Храм на
Акрополе –
Эрехтейон
128

129.

Голова философа.
Греция.
Классический период
129

130.

Амфитеатр в Эпидавре. Маска, передающая характер и
настроение персонажа. Классический период
130

131.

Колосс Родосский. Период эллинизма. Харес – архитектор и
скульптор. Простоял (56 или 66 лет), разрушен землетрясением
131

132.

Ника Самофракийская
Скульптор Пифокрит
132

133.

Афродита (Венера) Милосская
133

134.

Агесандр, Полидор и Афинодор
134

135. Резюме: культура Древней Греции

Искусство Древней Греции стало гимном
человеку, его нравственной и физической
красоте. Человек – мера всех вещей для
граждан Эллады. Произведения греческого
искусства поражают своим реализмом,
гармоническим совершенством, утверждением
высокого нравственного начала, красоты,
силы, достоинства человека. Никто ни до, ни
после не смог достигнуть такого совершенства
в изображении человека, как греки.
Эстетические идеалы Древней Греции и по сей
день понятны и близки нам.
135

136. Культура Древнего рима

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
136

137.

Скульптурный портрет
Люция Вера.
Третья четверть II в.
Древний Рим
137

138.

Древний Рим.
Реконструкция
138

139.

Римский
форум
139

140.

Капитолий. Реконструкция
Триумф в Риме
140

141.

Здание,
в котором заседал
Сенат. Рим
141

142.

Пантеон
Внешний и внутренний вид
Пантеон в Риме. Внутренний
и внешний вид
142

143.

Статуя Миневры.
Римская параллель
греческой Афине
143

144.

Дом богатого горожанина. Помпеи
144

145.

Настенная роспись. Помпеи
145

146.

Роскошно
украшенный
фонтан
146

147.

Триумфальная
арка Тита
147

148.

Триумфальная
арка Траяна в
Беневенто
148

149.

Колизей. Амфитеатр Флавиев в Риме
149

150. Резюме: античная культура

Культура Рима во многом продолжила традиции Греции, но
отличалась религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и
внешней целесообразностью. Культура Древнего Рима во много
определила культуру последующих эпох Западной Европы.
Отличительной особенностью культуры Древнего Рима было то, что она
складывалась как синтетическая, куда вошли преимущественно этрусские,
греческие традиции и черты, а также достижения культур других покоренных
Римом народов.
Римляне создали свою систему идеалов и ценностей, главными из которых
были патриотизм, честь, достоинство, верность гражданскому долгу, о Риме,
«вечном городе», как высшей ценности. Римляне возвысили ценность и роль
закона.
Несмотря на то, что культура Рима была рациональной и приземленной, она
многое дала для развития мировой цивилизации.
Слова Цицерона иллюстрируют это значение: «Греки изучают геометрию,
чтобы познать мир, римляне же – чтобы измерять земельные участки».
Практическую направленность получения знаний приветствуют сегодня и в
нашей стране.
150

151.

Итак, греко-римская античность (VI в до н.э. - V в н.э.)
оставила мировой культуре следующие достижения:
богатую и разнообразную мифологию
разработанную систему римского права («Законы 12-ти
таблиц»)
законы добра, истины, красоты («Римский моральный
кодекс»)
непреходящие произведения искусства (скульптура,
поэзия, архитектура, эпос, театр)
многообразие философских идей
мировую религию — христианство, которое стало
духовным стержнем последующей европейской культуры.
151

152. Вопросы для самопроверки

Дайте определение понятиям: ирригационное
земледелие, синкретизм, восточная деспотия,
эллинизм, римское право
Как Вы понимаете выражение «страны Древнего
Востока – это страны речной цивилизации»?
Выясните, какие черты принципиально отличали
восточные культуры от архаической
Сравните черты восточной и западной культур
Вспомните, какие из семи чудес света находились на
территории Древнего Египта
152

153.

Решите проблемные задачи
Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против
смерти, которую египтяне считали «ненормальностью».
Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение
египтян, сформировало древнеегипетскую культуру.
Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой
мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел
столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в
Египте.
Докажите или опровергните это утверждение.
Выясните значение понятия «эллинизм».
С именем какого исторического деятеля связано начало эпохи
эллинизма. Какую попытку предпринял этот великий
завоеватель по отношению к двум цивилизационным началам:
восточному и западному?
153

154. Благодарю за внимание!

154
English     Русский Правила