4.79M
Категория: ФилософияФилософия

Анализ мнений ученых о социальной сущности государства в разные исторические периоды

1.

Анализ мнений ученых о социальной
сущности государства в разные исторические
периоды.
Выполнила: Гумметова М.М.
Группа: 7Б40 Ю-31

2.

В наиболее общем виде социальная сущность
государства может быть определена как его социальное
предназначение.

3.

Платон видел социальное предназначение
государства в достижении единой цели блага всего полиса. Философ выстраивал
теоретическую
модель
идеального
государства, вся деятельность которого
направлена на достижение счастливого
существования, причем «не в отдельно
взятой его части, не так, чтобы лишь коекто в нем был счастлив, но так, чтобы оно
было счастливо все в целом». Сходные
идеи о социальной сущности государства
высказывал и Аристотель.

4.

В своем труде "Политика" мыслитель, так же как и
Платон, усматривает основное предназначение
государства в достижении общего блага.
"Поскольку, как мы видим, - пишет философ, всякое государство представляет своего рода
общение, всякое же общение организуется ради
какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в
виду предполагаемое благо), то, очевидно, все
общения стремятся... к тому или иному благу,
причем больше других и к высшему из всех благ
стремится то общение, которое является наиболее
важным из всех и обнимает собой все остальные
общения. Это общение и называется государством
или общением политическим"

5.

В средневековых учениях сущность государства связывается,
прежде всего, с божественным волеустановлением. Наиболее
ярким выражением политико-правовой мысли данного периода
является теологическое учение Августина Блаженного.

6.

Мыслитель фактически выдвинул идею
прогрессивного развития общества, целью
которого является счастье, воплощенное в
Боге. Некоторым сходством с учением
Августина обладает теологическая концепция
Фомы Аквинского.

7.

По
его
мнению,
важнейшая
задача
государства в лице монарха - вести граждан к
добродетельной
жизни.
Для
этого
необходимо сохранение мира и обеспечение
благосостояния граждан. Но конечной целью
и смыслом существования социального
бытия является достижение небесного
блаженства, и к этой цели ведет человека уже
не государство, а церковь.

8.

Политико-правовая мысль эпохи Возрождения характеризуется
диаметрально противоположным подходом к феномену
"государство". Вместо одностороннего и однозначного
теологического воззрения, концепции государства и права этого
периода в целом исходили из земных интересов и потребностей
человека.
Данная тенденция не могла не отразиться и на понимании
социальной сущности государства. Как и в эпоху Античности,
политико-правовая мысль Возрождения, а затем и Просвещения
усматривает основное предназначение государства в служении
земным интересам, земному благу.

9.

Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного
суверенитета Ж.-Ж. Руссо.
Рассматривая суверенитет как "общую волю"
народа, Руссо выделяет три составляющие
народного суверенитета:
1) неотчуждаемость;
2) неделимость;
3) верховенство. Из концепции народного
суверенитета французский философ выводил и
сущность государства, предназначение которого
он усматривал именно в выражении общей
воли народа.

10.

Новым этапом в исследовании проблемы сущности
государства стал марксизм. В данном учении особый
акцент делался на классовой сущности государства,
которое, сообразно классовой теории, «есть машина для
поддержания господства одного класса над другим».

11.

В рамках современного государствоведения широкое
распространение получил подход, в соответствии с
которым сущность государства усматривается в
обеспечении безопасности социума, интересы которого
оно выражает.

12.

В этой связи весьма показательна, например, концепция датского исследователя Т.
Хойрупа, который видит основное социальное предназначение государства в
защите соответствующей социальной системы. По его мнению, первым условием,
которое позволяет вообще говорить о государстве, является то, что мы имеем дело
с субъектом, который обладает способностью защитить себя, чтобы оставаться
признанным членом мировой государственной системы.

13.

Вывод:
• На всех этапах политогенеза государство стремится к установлению
определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию
интересов представителей различных социальных групп или общества в
целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять
тенденциям деструктивного, разрушительного характера.
• В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает
государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую
сущность государственной деятельности.

14.

ИСТОЧНИКИ
1. Платон. Собрание сочинений (Годы издания собрания: 1863-1879.) Т. 3. М.: Мысль,
1994. С. 189.
2. Аристотель. Сочинения. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376.
3. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С. 214.
4. Хойруп Т. Модели жизни. Проблемы гносеологии, истории культур и теории
государства. СПб.: Всемирное слово, 1998. С. 17.
5. Ленин В.И. О государстве // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 39. С. 73.
6. Ленин В.И. О конституционных иллюзиях // Ленин В.И. Полное собрание сочинений.
Т. 34. С. 39
7. Туркина Т. Г. К вопросу о социальной сущности современного государства: механизмы
обеспечения социальных прав граждан. МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА 14 ДЕКАБРЯ 2017 г. Ст. 58.
8. Туркина Т.Г. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и
песпективы развития : МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО
КРУГЛОГО СТОЛА 14 ДЕКАБРЯ 2017 г. / Таврическая академия (СтП) «КФУ им. В.И.
Вернадского». – Симферополь 2017. – С. 55
9. Пашуков, А. Л. Социальная сущность, социальная функция, социальная политика
государства. Москва, 2005. – 232 с.
10. Гессен В.М . Теория правового государства // Политический строй современных
государств : сб. статей. СПб. : «Слово», 1905. С. 117-187.

15.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила