«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»ы
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
«Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»
642.50K
Категория: ОбразованиеОбразование

Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи

1.

Название статьи:
Социально-экономические условия формирования этнической
толерантности у студенческой молодежи
Автор: Шерер Елизавета Андреевна
Руководитель: Малышенко Геннадий Иванович
профессор Омской гуманитарной академии

2. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

В современных условиях развития общества получило широкое
распространение словосочетание «толерантный мир», то есть мир, в котором
отсутствует
насилие
и
главной
ценностью
которого
является
неприкосновенность человеческой личности. Поэтому в системе высшего
образования Российской Федерации одной из важнейших задач является
воспитание у молодого поколения толерантности.
Толерантность большинства народов имеет собственные национальные
трактовки. Например, в Испании данный термин сводится к способности
признавать чуждые идеи или суждения по сравнению с личными; во Франции
под толерантностью воспринимают возможность других размышлять и
действовать не так, как ты полагаешь; в Англии данное определение
свидетельствует о терпимости и снисходительности относительно чужого
мнения; а в России – о владении терпением и умением мирного сосуществования
«чего-либо или кого-либо», включая стойкость, закаленность личности и ее
способность учитывать суждения представителей мирового сообщества.
Необходимо отметить, что различия в трактовках толерантности во многом
зависят от конкретной исторической эпохи и ее правового закрепления.
В России проблемы плюрализма и культуры толерантности имеют свою

3. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

конкретно-историческую специфику. Отсутствие в советской литературе понятия
«толерантность» объясняется наличием единомыслия и господствовавшей
идеологии. В отечественной науке, как и в общественно-политической лексике
термин «толерантность» закрепился только с конца 1980-х гг., чему
способствовали
академические
исследования
гуманитарных
наук,
необходимость сохранения культурного многообразия России, а также
политические инициативы, стремившиеся адаптировать к российским условиям
западный опыт формирования гражданского общества. Понятие «толерантность»
активно осваивается в нашей стране общественностью, научными,
религиозными деятелями. Само слово «толерантность» как бы заново вошло в
русский язык из международного права после проведения года толерантности и
принятия Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО [1].
Поэтому формирование толерантности осуществляется во взаимосвязи с
благожелательным и терпимым отношением людей друг к другу. Толерантность
допустима в обществе, лишенным различных форм несправедливости,
признанной как ценность в общественном сознании и неотъемлемый компонент
современного мира. Безусловно, она не формируется в один миг и не создается
благодаря президентским указам или постановлениям российского

4. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»ы

правительства. Нельзя не согласиться с утверждением целого ряда
исследователей относительно длительного периода достижения важнейших
сдвигов в этой области. «Но именно здесь, скорее всего, находится то решающее
звено демократической реформации, потянув за которое можно вытянуть всю
цепь основных проблем российского общества» [3].
При решении вопроса об увеличении уровня толерантности приходится
дополнительно считаться и со следующими обстоятельствами. Социальные
отношения в нынешней России во многом определяются затяжным структурным
кризисом, не имеющим прецедентов в истории XX в. К новому тысячелетию
российское общество пришло с разрушенной финансовой системой и отсталым
уровнем производства, неконкурентоспособным на мировых рынках [4]. Но,
несмотря на все это, будущее России может быть определено как
демократическое полиэтническое общество. Этот факт способствует решению
следующих вопросов: во-первых, заслуживает внимания анализ толерантности в
различных социокультурных традициях; во-вторых, необходим анализ
специфики, господствующей в полиэтническом и поликонфессиональном
социуме парадигмы «толерантности» как системообразующего элемента; втретьих, заслуживает специального изучения проблема воспитания молодого

5. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

поколения, способного жить в открытом, нестабильном мире, где происходит
диалог разных культур, этносов, религий и мировоззрений [5].
Изучение сущности толерантности и формы ее проявления на региональном
уровне, включая Омскую область, актуальны сегодня в период реформирования
российского общества, когда социальная ситуация требует переоценки
ценностей. Отсутствие толерантности неизбежно будет приводить к конфликтам,
разрушительность которых в современных условиях никак нельзя
недооценивать.
Последний аспект особенно актуализировался в конце XX в. в связи с
произошедшими в России и мире социально-политическими и культурномировоззренческими изменениями. Очевидно, в нашей стране необходимо
уделять больше внимания «гражданскому воспитанию», политической
социализации индивида. Это, с одной стороны, позволит сформировать
любознательных граждан с аналитическими взглядами, готовых толерантно
относиться к существующим различиям в обществе, признавать, что другая
сторона имеет законную точку зрения и законные права, с другой – создаст
условия для установления диалога в обществе и предупреждение этнических
конфликтов. Так, президентом России В.В. Путиным разработана программа

6. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

«Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена
на формирование толерантного сознания и профилактики национального
экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Наибольший интерес вызывает мнение о толерантности молодежи, которая
общается со многими личностями различных возрастов, социальных статусов и
убеждений. Создание гражданского общества и укрепление толерантного
сознания у большинства населения в России происходит в тяжелых условиях: вопервых, неготовность или нежелание соотечественников и, прежде всего,
молодого поколения, включиться в этот процесс; во-вторых, обучение в учебных
заведениях Российской Федерации, включая Омскую гуманитарную академию
означает не только приобретение необходимых знаний, умений и навыков, но и
формирование гражданской позиции у обучающихся; в-третьих, развивать
гражданскую позицию молодежи очень трудно из-за отсутствия единой
идеологии. Поэтому в отдельных регионах страны зафиксировано расширение
экстремизма и ксенофобии, причиной которых являются низкий уровень дохода
населения, бедность регионов страны, незаконная миграция и высокий уровень
преступности.

7. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

Толерантность (терпимость) является особой ценностью прав гражданина,
утверждающей уважение к чужому мнению и проявлению индивидуальности.
Терпимость взаимосвязано с убеждением, что люди наделены правом иметь
индивидуальное суждение, веру и свободны от предрассудков. Любой человек
вправе критиковать мысли и действия других людей, а также внимательно
прислушиваться к критике органов власти. Необходимо подчеркнуть, что
толерантность несовместима с ксенофобией, особенно со способами ее
активного выражения: национализмом и экстремизмом. Истоки национализма
следует выявлять в резком отличии между «своими» и «чужими». Выражение
«чужой» всегда прав» свидетельствует о развитии ксенофобии. Например,
движение скинхедов представлено в основном из молодежи и многие
преступления основаны на ненависти и при непосредственном участии молодого
поколения. И если когда-то похожие события происходили благодаря подросткам
из неблагополучных семей, то теперь участниками экстремистских мероприятий
являются учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ или
студенты высших учебных заведений.
Благодаря влиянию отдельных средств массовой информации (СМИ) в
общественном сознании складывается представление относительно этнической

8. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

преступности. Так, например, одну нацию стали обвинять в торговле
наркотиками, другую - в организации терактов, третью - в бандитизме. В погоне
за сенсациями СМИ создают психотравмирующие ситуации для населения. У
детей некоторых этнических групп формируется потребность к мести, которая
реализуется ими в повседневной жизни. Согласно утверждению отечественных
ученых, занимающихся данной проблемой: «толерантность ˗ это не пассивное,
неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное
терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к
терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами,
во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной,
религиозной или социальной среды» [6].
В рамках воспитания толерантности как составной части гражданской позиции
обучающихся Омской гуманитарной академии и Омского гуманитарного
колледжа необходимо в учебные планы включить дисциплины, связанные с
формированием ответственности, правового самосознания, духовности и
культуры; толерантности как уважения, проводить различные по форме и
содержанию мероприятия. Например, проведение анкетирования обучающихся
учебных заведений с целью выяснения мнения у них по поводу

9. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

экстремизма и национализма. Изучение толерантности современной молодежи
является одним из важнейших направлений в создании целостной картины
относительно взглядов общества на такое явление как терпимость. Ведь
разногласия могут происходить благодаря различным мнениям, характерам и
различным методам в процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому
назрела необходимость в решении следующих задач:
а) введение в обучение курсов этнопсихологии и народной педагогики;
б) организация круглых столов и конференций по наиболее острым проблемам в
сфере экономики, управления и политики.
в) укрепление сотрудничества с общественными организациями с целью
формирования толерантности у студенческой молодежи; проведения научнометодических семинаров, диспутов по вопросам этнической толерантности,
моделирования позитивного поведения и обеспечения национальной
безопасности.
Таким образом, научный интерес представляют проблемы национальной,
культурной и религиозной толерантности в среде студенческой молодежи. Мы
живем в одной полиэтнической, поликультурной стране, и существование
«другого» рядом и взаимодействие с ним неизбежно. Поэтому научиться

10. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

экстремизма и национализма. Изучение толерантности современной молодежи
является одним из важнейших направлений в создании целостной картины
относительно взглядов общества на такое явление как терпимость. Ведь
разногласия могут происходить благодаря различным мнениям, характерам и
различным методам в процессе воспитания подрастающего поколения. Поэтому
назрела необходимость в решении следующих задач:
а) введение в обучение курсов этнопсихологии и народной педагогики;
б) организация круглых столов и конференций по наиболее острым проблемам в
сфере экономики, управления и политики.
в) укрепление сотрудничества с общественными организациями с целью
формирования толерантности у студенческой молодежи; проведения научнометодических семинаров, диспутов по вопросам этнической толерантности,
моделирования позитивного поведения и обеспечения национальной
безопасности.
Таким образом, научный интерес представляют проблемы национальной,
культурной и религиозной толерантности в среде студенческой молодежи. Мы
живем в одной полиэтнической, поликультурной стране, и существование
«другого» рядом и взаимодействие с ним неизбежно. Поэтому научиться

11. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

способствовать диалогу, а не отчуждению и уничтожению в процессах
взаимодействия на любом уровне является необходимым условием для
выживания в современном мире.
Литература:
1. Декларация принципов терпимости // Организация объединенных наций
[Электронный
ресурс].

Режим
доступа:
www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения
12.03.2024)
2.Волос А.А. Принципы отечественного обязательственного права: история и
современность // Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов:
Грамота, 2014. № 5 (43). Ч. 1. [С. 66–69].
3. Евдошенко О.В. Педагогические условия формирования этнической
толерантности будущего юриста // Юридическое образование и наука. 2010.
№ 3. [С. 17–19].
4. Пилюгина Т.В., Пилюгин Д.С. Национальная безопасность на уровне региона
как фактор снижения напряженности в обществе и формирования толерантности

12. «Социально-экономические условия формирования этнической толерантности у студенческой молодежи»

// Российский следователь. 2012. № 21. [С. 37–39].
5. В.И. Самохвалова – О содержании понятия «толерантность» в современном
культурном контексте // Интелрос [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.intelros.ru/readroom/fg/fg_1/5392-o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-vsovremennomkulturnom-kontekste.html#_ftn1
6. С.Н. Ениколопов – Актуальные проблемы исследования агрессивного
поведения // Прикладная юридическая психология. – 2010. – №2. – С. 37-47.
English     Русский Правила