Похожие презентации:
Повседневная жизнь и русское зарубежье в 1930-е гг
1. Тема урока:
История России , 10 классТема урока:
«Повседневная жизнь и русское
зарубежье
в 1930-е гг.»
2.
Повседневность 1930-х ггНа коммунальной кухне.
1930-е гг.
В крупных городах многие
проживали в основном в
многосемейных коммунальных
квартирах — по комнате на семью. В
общей кухне каждой семье выделялся
маленький уголок, где размещался
небольшой столик с кухонной
утварью. Туалеты и умывальники
находились в общественном
пользовании и по утрам, когда
жильцы собирались на работу, к ним
выстраивались целые очереди.
Ванных комнат, как правило, не было,
и люди раз в неделю ходили в
общественные бани.
3.
Повседневность 1930-х ггС января 1929 г. государство
было вынуждено вновь ввести в
стране карточную систему.
Вначале карточки на хлеб
появились в Ленинграде, затем,
с марта 1929 г., в Москве и
других городах. В течение 1929
г. карточная система была
распространена на сахар, муку,
макароны, растительное и
животное масло, яйца, чай, мясо
и многие другие продукты
питания.
4.
Повседневность 1930-х ггОднако остановить рост цен и
товарный дефицит только
распределительными мерами было
невозможно. К тому же паёк
полагался не всем, его
ассортимент был скудным, а
продуктов, выдаваемых на месяц
по нормированным ценам, многим
семьям едва хватало на несколько
дней. Поэтому практически
одновременно с введением
карточек стали открывать
государственные коммерческие
магазины.
5.
Повседневность 1930-х ггВ 1931 г. часть советских граждан
получила ещё одну возможность
приобрести товары в дополнение к
карточному снабжению. В стране
были открыты магазины
Всесоюзного объединения по
торговле с иностранцами —
Торгсины. В них по приемлемым
ценам можно было купить
необходимые товары, но
предварительно сдав золото,
ювелирные изделия и другие
ценности или в обмен на валюту.
6.
Повседневность 1930-х ггВ 1933 г. жители крупных городов
были ошеломлены открытием
«образцовых универмагов» и
показательных продуктовых
магазинов сети «Гастроном» и
«Бакалея». Люди любовались
красивыми витринами, чистыми
просторными торговыми залами.
С удивлением рассматривали
прилавки, заполненные
добротными красивыми вещами и
всевозможной снедью. Цены на
всё это были часто недоступными
для большинство горожан.
7.
Повседневность 1930-х гг1935 год стал годом «поворота к
человеку». С 1 января 1935 г. были
отменены карточки на
продовольствие, введены единые
цены на все товары. В ноябре 1935 г.,
выступая на I Всесоюзном совещании
стахановцев, Сталин сказал, что
«...жить стало лучше... Жить
стало веселее». Этим лозунгом
санкционировалось право на весёлую
зажиточную жизнь. Людям
возвращали маленькие человеческие
радости, именовавшиеся ранее
мелкобуржуазными: цветы, танцы,
джаз. Менялось отношение к быту.
8.
Повседневность 1930-х ггГазеты середины 1930-х гг. публиковали изображения девушек в
элегантных костюмах, платьях и шляпках, рекламировали ателье
мод. Горожанки стали следить за своим внешним видом,
пользоваться косметикой, делать красивые причёски. Счастливые
обладатели патефонов выставляли своё сокровище на подоконник
открытого окна, и вместо бравурных маршей, звучащих по радио,
весь двор наслаждался мелодиями «Утомлённого солнца», «В
парке Чаир», «Воспоминаниями», «Недотрогой», «Рио-Риты».
9.
Повседневность 1930-х гг12 августа 1928 г. в Москве
был открыт Парк культуры
и отдыха. В 1932 г. ему было
присвоено имя А. М.
Горького. По замыслу его
создателей парк должен был
стать главным центром
досуга москвичей, местом
проведения массовых
мероприятий и выставок.
10.
Повседневность 1930-х ггБольшое значение придавалось
развитию массового спортивного
движения. В Москве, на Красной
площади, ежегодно проходили
грандиозные парады
физкультурников. В 1935 г. парад
открывали 5 тыс. пионеров. Они несли
составленный из живых цветов
лозунг: «Привет лучшему другу
пионеров товарищу Сталину».
Самым масштабным стал парад
физкультурников в 1936 г. По Красной
площади прошли несколько десятков
тысяч одетых в единую форму
атлетически сложенных девушек и
юношей.
11.
Общественные настроенияСоветский народ в 1930-е
гг. жил как бы в нескольких
измерениях.
Немногочисленные гости
из-за рубежа единодушно
отмечали атмосферу
удивительной
приподнятости, веры людей
в то, что они вершат
великие дела.
Первомайская демонстрация.
Художник К. Ф. Юон. 1930 г.
12.
Общественные настроенияВся страна жила в едином ритме:
пела жизнеутверждающие марши,
смотрела оптимистические
фильмы; восторженно
приветствовала легендарных
лётчиков, совершивших в 1937 г.
беспосадочный перелёт в
Америку: В. П. Чкалова, Г. Ф.
Байдукова, А. В. Белякова;
тревожилась за судьбу полярников
во главе с О. Ю. Шмидтом и
«челюскинцев»; принимала детей
испанских коммунистов.
13.
Общественные настроенияПодростки мечтали сражаться с
фашистами в Испании, очень высок
был престиж Красной Армии,
народными кумирами стали
пограничники, сражавшиеся у озера
Хасан. И со всех сторон — с
плакатов, фотографий, картин, с
газетных страниц и с киноэкрана —
смотрел великий вождь, мудрый
учитель и «отец всех народов»,
«лучший друг советских детей» — И.
В. Сталин. И отовсюду звучали
«бурные и продолжительные
аплодисменты», раздававшиеся после
любого слова, сказанного вождём.
14.
Культура русского зарубежьяК середине 1920-х гг. за
границей оказались многие
виднейшие русские писатели и
поэты как старшего поколения,
успевшие прославиться ещё в
дореволюционные годы, — И.
Бунин, А. Куприн, К.
Бальмонт, З. Гиппиус, Д.
Мережковский, Вяч. Иванов и
др., так и более молодые,
создавшие свои лучшие
произведения уже за границей,
— В. Ходасевич, Г. Иванов.
15.
Культура русского зарубежьяЭтот блестящий список
продолжили русские
композиторы, певцы и
музыканты: А. Глазунов, А.
Гречанинов, С. Прокофьев, С.
Рахманинов, И. Стравинский,
Ф. Шаляпин, А. Вертинский.
Не менее впечатляющ и список
русских художников-эмигрантов.
Достаточно назвать имена И.
Репина, В. Кандинского, Л.
Бакста, К. Коровина, М.
Шагала.
16.
Культура русского зарубежьяС деятельностью русских учёных за
рубежом связаны многие научные
открытия и технические изобретения.
Инженер и изобретатель В. К.
Зворыкин, создал в США первый
иконоскоп — передающую трубку,
основу будущего телевидения. И. И.
Сикорский разработал первый в мире
серийный вертолёт. Средства на
поддержку открытой в США фирмы
Сикорского, находившейся одно время
на грани разорения, дал композитор С.
В. Рахманинов. Достоянием мировой
науки стали труды крупнейшего
социолога П. А. Сорокина
И.Сикорский
17.
Культура русского зарубежьяГлавным мотивом творчества
писателей-эмигрантов стала
тема ностальгической
памяти об утраченной
родине. Она пронизывает все
сюжетные линии
эмигрантских романов,
повестей, рассказов, будь то
события революции и
Гражданской войны, русской
истории или воспоминания о
детстве и юности.
Марина Цветаева
18.
Культура русского зарубежьяНаряду с Анной Ахматовой, Марина
Цветаева занимает в данное время
первенствующее место среди русских
поэтесс. Ее своеобразный стих, полная
внутренняя свобода, лирическая сила,
неподдельная искренность и настоящая
женственность настроений — качества,
никогда ей не изменяющие.
Вспоминая свою мучительную жизнь в
Москве, я вспомнил также целый ряд ее
чарующих стихотворений и
изумительных стихотвореньиц ее
семилетней девочки Али. Эти строки
должны быть напечатаны, и,
несомненно, они найдут отклик во всех,
кто чувствует поэзию.
Константин БАЛЬМОНТ
19.
Культура русского зарубежьяК Бальмонт
Поэт очень болезненно переживал
разлуку с Родиной: «...нет дня, когда
бы я не тосковал о России, нет часа,
когда бы я не порывался вернуться».
Тоска по родине, отрыв от родной
почвы, утрата корней («Мое сердце в
России, а я здесь, у океана. Бытие
неполное»,- писал он одному из
корреспондентов) - вот основные
темы эмигрантского периода
творчества, нашедшие отражение в
стихотворениях «Прощание с
древом», «Узник», «Просветы»,
«Сны», «Россия, «Я русский» и др.
20.
Свои лучшие повести ирассказы написал в
эмиграции И. А. Бунин
(«Митина любовь»,
«Солнечный удар», «Дело
корнета Елагина»,
«Тёмные аллеи» и др.).
Здесь же он создал свой
единственный роман «Жизнь
Арсеньева». В 1933 г. он
получил Нобелевскую
премию.
21.
Культура русского зарубежьяА. И. Куприн выпускает два романа
— «Купол Святого Исаакия
Далматского» и «Юнкера», повесть
«Колесо времени».
Европейскую известность получило
творчество И. С. Шмелёва,
издавшего в эмиграции около
двадцати книг. Ошеломлённый
смертью своего единственного сына,
расстрелянного большевиками, он
создаёт эпопею «Солнце мёртвых»,
в которой с трагической болью рисует
торжество зла, голод, бандитизм,
постепенную утрату людьми
человеческого облика.
22.
Культура русского зарубежьяВ течение первого десятилетия 1900-х
годов талант А.И. Куприна достигает
наивысшего расцвета. В 1909 году
писатель получил за три тома
художественной прозы академическую
Пушкинскую премию, поделив её с И.
А. Буниным. В 1912 году в
издательстве Л. Ф. Маркса выходит
собрание его сочинений в приложении
к популярному журналу «Нина».
Очень скучал по Родине. Писатель
твердо решил вернуться в Россию.
Предотъездные хлопоты держались
семьей Куприна в глубокой тайне.
Александр Иванович очень
волновался. И уже 31 мая 1937 года
Москва встретила писателя. Вся
страна тотчас же узнала о его приезде.
23.
Культура русского зарубежьяФилософ Иван Ильин
Расцвета достигает русская
философская мысль. Мыслители
пытались понять феномен русской
революции и её влияние на
историческую судьбу России.
Большинство из них признавали
историческую неизбежность
революционного взрыва как
следствия своеобразного развития
России в последние перед
революцией десятилетия и особого
умонастроения российской
интеллигенции. Но они были
категорически против оправдания
революции.
24.
Культура русского зарубежьяВизитной карточкой русского
искусства на Западе был балет.
Успешно продолжались Русские
сезоны, так как большая часть
артистов отказалась вернуться в
революционную Россию. В 1929 г.,
после смерти С. П. Дягилева,
руководителем балетной труппы стал
С. М. Лифарь. Многие артисты балета
(А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский,
М. Ф. Кшесинская, Т. П. Корсавина
и др.) открыли в городах Европы и
США балетные школы и студии, в
которых обучали детей основам
русского балетного искусства.
Тамара Корсавина
25.
Культура русского зарубежьяБалерина А. Павлова
«Когда появилась на сцене Анна Павлова,
мне показалось, что я еще никогда в
жизни не видел ничего подобного той не
человеческой, а божественной красоте и
легкости, совершенно невесомой
воздушности и грации, «порхливости»,
какие явила Анна Павлова. С первой
минуты я был потрясен и покорен
простотой, легкостью ее пластики:
никаких фуэте, никаких виртуозных
фокусов — только красота и только
воздушное скольжение — такое легкое,
как будто ей не нужно было делать
никаких усилий, как будто она была
божественно, моцартовски одарена и
ничего не прибавляла к этому самому
легкому и самому прекрасному дару. Я
увидел в Анне Павловой не танцовщицу,
а ее гения.» Сергей Лифарь
26.
Культура русского зарубежьяК.Коровин. Натюрморт с
рыбами, 1930
Весьма востребованными в
эмиграции оказались деятели
«Мира искусства». А. Н.
Бенуа, Л. С. Бакст, М. В.
Добужинский, Н. С.
Гончарова активно
участвовали в постановках
оперных и балетных
спектаклей в рамках Русских
сезонов. За рубежом много и
плодотворно работали
художники К. А. Коровин, И.
Я. Билибин, Ф. А. Малявин.
27.
Культура русского зарубежьяКонстантин Коровин хорошо знал
западную живопись, высоко ценил
достижения импрессионистов. Это
сказалось на творчестве художника: его
парижские работы наиболее
импрессионистичны. К. А. Коровин
мастерски фиксирует впечатления от
многокрасочной, яркой, переменчивой
жизни большого города. В вечерних
сумерках или в утренней дымке цвет
теряет свою конкретность, переходит в
систему вибрирующих пятен, предметы
утрачивают четкость контуров. Однако
в лучших произведениях Коровина,
наряду с передачей эмоционального
состояния, велико значение и
материальности, ощутимой
вещественности предметов.
28. Картины К.Коровина
Культура русского зарубежьяКартины К.Коровина
29.
Культура русского зарубежьяТворчество Рериха - явление
исключительное в истории
русского и мирового искусства.
Его полотна притягательны
своеобразием тем и сюжетов, их
поэтичностью, глубоким
символизмом. Яркая жизнь
Рериха подобна удивительной
легенде. Начав свой путь в
России, пройдя Европу и
Америку, он закончил его в Азии.
30. Картины Н.Рериха
Культура русского зарубежьяКартины Н.Рериха
31.
Культура русского зарубежьяНепререкаемым авторитетом в
музыкальном мире являлся И.
Ф. Стравинский, С. В.
Рахманинов, остро
переживавший своё
расставание с Родиной, почти
на 10 лет устранился от
композиторской деятельности,
прославившись как
выдающийся пианист-виртуоз.
Его концерты проходили с
оглушительным успехом.
32.
Культура русского зарубежьяРахманинов принадлежал к той
породе музыкантов, которые
убежденно считали мелодию
важнейшим элементом музыки,
наиболее гибко проникающим в
глубь явления и наиболее точно
воссоздающим самые существенные
его черты. Но воссоздающим так,
что слушателей захватывает и
правдивость отражения,
отображения действительности, и
специфическая манера
одноголосного изложения,
доставляющая особую эстетическую
радость. Манеру эту в просторечии
называют мелодичностью.
33.
Культура русского зарубежьяпортрет работы
Б. М. Кустодиева
Время, когда жил и творил Федор
Иванович Шаляпин смело можно
назвать Золотым веком русского
искусства.
Его современниками и партнерами по
сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л.
Собинов, А. Нежданова. Начинал
Шаляпин свою деятельность на
Императорской сцене под
руководством Э.Направника, а стал
знаменитым певцом в Частной опере
С.И. Мамонтова, где познакомился и
подружился с такими художниками
как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан,
братья В. и А. Васнецовы. Картины
этих художников, как и прежде, можно
увидеть в шаляпинском доме.
34.
ЗаданиеВ чем заключались противоречия советской культуры 1930-х гг.
ее достижения и потери?
Борис
Кустодиев.
Большевик.
1920 г.
35.
ВыводРазвитие советской культуры в 1930-е гг. имело
противоречивый характер. С одной стороны, образование,
наука, литература, художественная культура были взяты под
строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С
другой стороны, в развитии культуры были достигнуты
значительные успехи. Частью отечественной культуры
оставалась культура русского зарубежья.