Похожие презентации:
Образ человека в литературе и аспекты его анализа
1.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ И АСПЕКТЫЕГО АНАЛИЗА
2.
В одном из своих поздних стихотворений Е. А. Баратынский восклицает:Все мысль да мысль! Художник бедный слова!
О жрец ее! Тебе забвенья нет;
Все тут, да тут и человек и свет,
И смерть, и жизнь, и правда без покрова.
В. Г. Белинский по поводу поэзии Е. А. Баратынского заметил:
«Мыслящий человек всегда прочтет с удовольствием стихотворения
Баратынского, потому что всегда найдет в них человека — предмет
вечно интересный для человека».
Впрочем, это высказывание можно отнести к любому служителю
искусства слова, ибо в его задачу входит художественное освоение
человеческого сознания и подсознания, постижение «внутреннего
человека», воспроизведение переживаний героя, словом, исследование
жизни души человеческой.
3.
Таким образом, главным объектом сосредоточенного размышлениялюбого писателя является человек, который предстает в образе персонажа
произведения или лирического героя, автора или рассказчика.
Понятие литературный герой имеет целый ряд синонимов,
обладающих разными смысловыми оттенками. В нейтральной ситуации
мы пользуемся словами персонаж (лат. persona — особа, лицо, маска),
герой (греч. heros — полубог, обожествленный человек), действующее
лицо. Однако при обращении к резко отрицательному образу
возможности использования понятия «герой» сужаются, а о действующем
лице чаще говорится в связи с драмой. Для лирики особой актуальностью
обладают понятия «лирический герой» и «лирический субъект», о чем
речь еще впереди.
В произведение могут вводится не только индивидуальные, но и
собирательные образы, а также массовый герой (образ народа, войска,
толпы, целой социальной группы).
4.
Использование понятия характер (греч. character — признак,отличительная черта) уместно в том случае, если образ человека очерчен с
известной полнотой и индивидуальной определенностью через его
портрет, поступки, мысли, речь и проч., т. е. далеко не каждый персонаж
обладает характером.
Постижение того или иного характера предполагает анализ и
интерпретацию образа. Через характер дается авторская нравственноэстетическая концепция человеческого существования, раскрываются
исторически обусловленные типы поведения. Обращаясь к обобщенному
образу человеческой индивидуальности, характерной для определенной
общественной среды и эпохи, мы говорим о типе (греч. typos —
отпечаток, оттиск), или о типическом герое. Различают одноплановые
характеры (однолинейные, упрощенные, односторонние, подобные
Скотинину из «Недоросля» Д. И. Фонвизина) и многоплановые (сложные,
многосторонние, подобно Софье из «Горя от ума» А. С. Грибоедова).
5.
Характеры можно разделить на цельные (вспомним Софью из комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль») и противоречивые (таков Эраст из «Бедной Лизы» Н. М.
Карамзина). Выделяются также характеры устойчивые (статичные) и динамичные
(развивающиеся). Ограничимся несколькими примерами. Не проявляют способностей к
сущностным переменам грибоедовские Фамусов и Скалозуб: их душевный мир
окаменел, они оказываются в плену раз найденных истин и «житейских» ценностей.
Русская литература дает немало обратных примеров, когда герой на протяжении сюжета
эволюционирует или, напротив, деградирует. На наших глазах в пушкинской
«Капитанской дочке» яркая, сильная личность формируется из заурядного недоросля
Петруши Гринева: он готов мужественно выполнять свой долг дворянина, рискуя
жизнью, отстаивать честь невинного человека. О противоположной динамике развития
характера можно говорить, размышляя над эволюцией лермонтовского Печорина,
сердце которого «очерствело», душа «закрылась». Ему, в конечном счете, становится
безразлично все: природа, люди, да и он сам. Не этим ли объясняется тот факт, что он
равнодушен к судьбе собственного дневника: на вопрос Максима Макси- мыча, что
делать с бумагами, он безучастно отвечает: «Что хотите!»
6.
Характер героя может раскрываться в разных ситуациях. Помещики изгоголевских «Мертвых душ» благодаря предложению Чичикова продать
«мертвый товар» оказываются в весьма необычных обстоятельствах.
Получив подобное предложение, Манилов разевает от удивления рот,
проявляя вслед за этим полное бескорыстие, Коробочка боится, «чтобы какнибудь не понести убытку», пробуждается беспокойная мысль Ноздрева,
придумывающего комбинации возможной сделки («Я тебе дам шарманку
и все, сколько ни есть у меня, мертвые души, а ты мне дай свою бричку и
триста рублей придачи»). Собакевич деловито торгуется, не смущаясь
«странностью» товара («Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь,
а не души; а у меня что ядреный орех...»). Наконец, радуется Плюшкин,
видя в Чичикове простофилю, глупостью которого можно с выгодой для
себя воспользоваться.
7.
«Рельеф» душевного дна того или иного героя особенно отчетливо виден, когда оноказывается в неожиданной, сложной ситуации. Он, подобно пушкинскому Гриневу,
может быть включен в круговорот исторических событий или, подобно Мцыри,
почувствовать неизбежность смерти как платы за волю, или, подобно Онегину и
Ленскому, оказаться в дуэльной ситуации... Вспомним, как много дает нам для
понимания внутреннего мира Онегина сцена перед его дуэлью с Ленским, когда
«Евгений / Наедине с своей душой / Был недоволен сам собой», оказавшись
способным призвать себя на «тайный суд», но не сумев пренебречь «шепотом,
хохотней глупцов...».
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также во многом строится на
острых ситуациях выбора, в которых оказываются Печорин и Грушницкий, Вера и
Мери, Бэла и ундина. Задумаемся о сути характера Грушницкого, сказавшейся в его
последних словах, обращенных к Печорину: «Стреляйте!., я себя презираю, а вас
ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле
вдвоем нет места...» В этой реплике Грушницкий предстает человеком, впавшим в
отчаяние, зашедшим в своей низости слишком далеко, при этом готовым, осудив
самого себя, все-таки подло зарезать противника «ночью из-за угла». Перед нами
личность, способная испытывать сильные чувства, не прячущаяся от горькой правды,
но трагически скованная когда-то придуманной ролью.
8.
Не только судьбоносные моменты острого выбора, но и вполнеобыденные ситуации могут содействовать постижению глубины натуры
героя. Ярчайший пример — Обломов, жизнь которого, по его
собственному признанию, «началась с погасания», ибо в ней не было «ни
бурь, ни потрясений», «никогда не загоралось никакого, ни спасительного,
ни разрушительного огня». Ослабленный, «неэнергичный» сюжет,
сотканный по преимуществу из цепи заурядных обстоятельств, полностью
раскрывает характер главного героя. Незадолго до смерти Илья Ильич
находит определение смысла своего существования: «Жизнь его не только
сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто,
немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны
человеческого бытия».
9.
Глубина постижения образа человека в художественном произведениизависит от способности читателя увидеть героя в контексте самых
разнообразных проблем. В чем логика выбора имени героя и какой
избран способ введения героя в текст произведения? Какое место он
занимает в системе персонажей? О чем говорит портретная и речевая
характеристика героя? Что можно понять о нем из описания интерьера
или вещи, ему принадлежащей? Какова предыстория героя, какой
социальной среде он принадлежит и что известно о его воспитании,
образовании, окружении? Какова оценка героя другими персонажами,
меняется ли она в ходе повествования? Каково авторское отношение к
герою и что собой представляет самооценка персонажа? Каковы поступки
героя и их мотивы? Как прогнозируется дальнейшая судьба героя за
пределами финала?
10.
Для начала скажем несколько слов о значении имени героя. Во-первых, у персонажаимя может вовсе отсутствовать (вспомним рассказ И. А. Бунина «Красавица»). Важно
попытаться понять, какая мысль скрывается за этим писательским решением: автор
может или указывать на заурядность определенного типа личности, или выводить
повествование на высокий уровень обобщения, или создавать романтический колорит.
Иногда писатель замещает имя собственное именем нарицательным, как это
происходит в лермонтовской поэме «Мцыри».
Обратимся к другому аспекту характеристики героя: его речи. Немаловажным
является то, как стилистически окрашена речь персонажа, насколько она близка,
например фольклорной традиции. Существенны и другие направления анализа: речь
героя хаотична или логически выстроена; рациональное или эмоциональное начало в
ней преобладает; какие интонации ей присущи: ораторские или камерные,
вкрадчивые или задушевные; что собой представляют ее синтаксические особенности.
Речь Чацкого, например, обладает убедительностью, она насыщена сравнениями,
восклицаниями, риторическими вопросами, обращениями, его монологам присущ
высокий стиль, тогда как реплики Фамусова и Скалозуба пестрят сниженной лексикой,
слово Молчалина вкрадчиво, а монолог Репетилова сбивчив и алогичен.
11.
Мыслящему читателю имя и речь персонажа могут дать немало материала длянаблюдений. Остановимся на еще одном возможном ракурсе анализа образа героя:
поразмышляем о том месте, которое герой может занимать в образной системе
произведения. Речь пойдет не столько о центральной или периферийной роли героя,
сколько о характере его связей с другими персонажами. По воле автора герой может
быть сближен с другими персонажами. Уяснение степени внутренней близости между
персонажами позволяет лучше понять то, что не лежит на поверхности. Задумаемся: с
какой целью М. Ю. Лермонтов вводит в свой роман похожих на Печорина героев —
доктора Вернера и офицера Вулича? Не для того ли, чтобы читатель уловил тончайшие
нюансы натуры главного героя? Сам Печорин предлагает формулу, ставящую знак
равенства между ним и Вули- чем: «Печальное нам смешно, смешное грустно, а
вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Но «скептик и материалист» Вернер не стремится подчинить жизнь своей воле
(возможно, поэтому и проигрывает клеветникам, отпугнувшим от него состоятельных
больных), он не утратил, в отличие от своего друга, способности жить не только
головою, но и сердцем (готов искренне «плакать над умирающим солдатом»), его душа
ранима, она не скована эгоизмом печоринского типа, ему чужда печоринская роль
«топора в руках судьбы». После трагически завершившейся дуэли дружба Печорина и
Вернера обречена: психологическая дистанция между ними увеличивается настолько,
что Вернеру оказывается тяжело подать Печорину руку.
12.
Отношения находят свое завершение в записке Вернера,заканчивающейся сухими словами: «Доказательств против вас нет никаких,
и вы можете спать спокойно... если можете... Прощайте...» Немало скажет о
главном герое романа и сравнение Печорина с Вуличем, обладающим
холодным рассудком, удивительным бесстрашием, готовностью к игре с
жизнью.
Введение в произведение похожих друг на друга героев не всегда
связано с намерением автора выделить те черты характера героя, которые
могут ускользнуть от поверхностного взгляда. Вспомним Бобчинского и
Добчинского из гоголевского «Ревизора» или Г. N. и Г. D. из грибоедовского
«Горя от ума». Художественная задача, связанная с этими героямидвойниками, иная: здесь слышится авторское указание на страшную силу
безликости, грозное предупреждение о распространении порока, горькая
мысль об утрате человеком оригинального, личностного начала.
13.
Возможен и принципиально иной способ взаимодействия персонажей:всякого рода контрастные противопоставления. Вновь вспомним «Горе от
ума» с Чацким и Молчали - ным, «Евгения Онегина» со столь непохожими
друг на друга сестрами, Татьяной и Ольгой, или «Капитанскую дочку» с
героями-антагонистами Гриневым и Швабриным. Резкая антитеза в
расстановке персонажей — это тоже путь к постижению сути того или иного
героя. Швабрин последовательно подл, он готов оклеветать понравившуюся
ему Машу, шантажировать ее, поставить ее жизнь под угрозу, попрать все
законы дворянской чести: предавать, изменять присяге, лгать и малодушно
трусить. Этот антипод Гринева оттеняет лучшие стороны человеческой
натуры главного героя, верного чести и долгу, умеющего любить и прощать,
готового на жертву ради спасения жизни возлюбленной. Не часто герои
литературы бывают столь открыто противопоставлены. Возможно, в этой
антитезе проявилось желание позднего Пушкина контрастно
сформулировать свое представление о добре и зле, коренящихся в
человеческой природе.
14.
Вопросы и задания1. Обратитесь к уже изученным произведениям и выполните следующие задания, связанные с
умением почувствовать психологию литературного героя.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
1) Какие мотивы определяют решение Софьи дать ход сплетне о сумасшествии Чацкого?
Докажите, что это решение принимается ею спонтанно и не без внутренних колебаний.
2) Докажите, что Софья способна к нравственному суду над собой.
3) В чем вам видится неправота Чацкого перед Софьей?
Н. В. Гоголь. «Ревизор»
1) Что выдает крайнюю степень душевного волнения городничего в первом действии комедии?
2) С какой целью Земляника наушничает Хлестакову о других чиновниках? Выделите несколько
мотивов поведения попечителя богоугодных заведений.
15.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»1) Какие искушения претерпевает Гринев в диалоге с Пугачевым (гл. VIII) и как он их
преодолевает?
2) Как проявляет себя Швабрин в ситуации нравственного выбора? В каком эпизоде единственный
раз Швабрин нарушает стереотип своего поведения и почему?
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»
1) С какой целью автор дважды разворачивает сюжет поэмы: во 2-й главке и в исповеди Мцыри?
2) В предсмертном бреду Мцыри слышит пение рыбки. Как эта песня связана с вопросами,
которые мучительно решает Мцыри?
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
1) Максим Максимыч после гибели Бэлы утешает Печорина и слышит странный печоринский
смех. Объясните реакцию Печорина.
2) Придя в последний раз к Мери, Печорин произносит жестокие слова: «Вы знаете, что я над
вами смеялся?..» Почему герой выбирает именно такую форму признания? 2
16.
2. Проанализируйте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Щи», выполняя предложенные нижезадания.
ЩИ
У бабы-вдовы умер ее единственный, двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день
похорон. Она застала ее дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным
движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого
горшка и глотала ложку за ложкой. Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и
опухли... но она держалась истово и прямо, как в церкви. «Господи! — подумала барыня. —
Она может есть в такую минуту... Какие, однако, у них у всех грубые чувства!» И вспомнила
тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя
отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом — и прожила целое лето в городе ! А
баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец. — Татьяна!—промолвила
она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал
аппетит? Как можешь ты есть эти щи!— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и
наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с
живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные. Барыня только
плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дёшево.
17.
1) Докажите, что первая предельно лаконичная фраза стихотворения в прозе рисует картинустрашного горя. Что усиливает трагизм изображаемого? Почему вдова при появлении
барыни продолжает хлебать ши?
2) Проанализируйте портретную характеристику вдовы. Почему описание глаз Татьяны
обрывается многоточием? Какую роль в понимании образа вдовы играет сравнение: «Она
держалась истово и прямо, как в церкви»?
3) С какой целью автор задерживает внимание читателя на описании того, как Татьяна ест
щи? Какие еше детали оказываются важными для понимания психологического состояния
вдовы и постижения идеи стихотворения в прозе? Как в реплике вдовы сказался характер
героини?
4) Почему для понимания смысла стихотворения в прозе важна оговорка, что барыня была
«помещица того самого села»? Определите несколько мотивов прихода барыни к вдове.
Какой из них является главным?
18.
5) Почему автор не дает барыне ни имени, ни портретной характеристики? Какой ключ кпониманию характера дает внутренняя реплика барыни? Как она связана с репликой
произнесенной? Почему диалог прервался и что скрывается за жестом: «Барыня только
плечами пожала»?
6) Сводится ли идея стихотворения в прозе к последней фразе?
7) Объясните логику разбивки текста на абзацы. Какой смысл имеет такое членение текста?
8) Напишите мини-сочинение на одну из тем:
♦ Образы Татьяны и барыни в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Щи».
♦ Тема страдания в стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Щи».
19.
Материал для работы дома1. Проанализируйте рассказ И. С. Тургенева «Живые мощи», выполняя предложенные ниже
задания.
1) Как начало рассказа связано с его основным сюжетом? Является ли важным для
понимания идеи рассказа рассуждение повествователя о том, что «для охотника дождь —
сущее бедствие»?
2) Почему сцена встречи с Лукерьей предваряется описанием радостного утра?
3) Какие противоречивые чувства испытывает повествователь при первом взгляде на
Лукерью? Как сравнения, использованные при описании облика героини, помогают глубже
понять образ?
4) Почему при вопросе о Василии Лукерья «отводит глаза в сторону»? Какими бедами и
радостями наполнена жизнь Лукерьи? Почему разговор Лукерьи с барином завершается ее
воспоминанием о косе?
20.
5) Что помогло Лукерье не озлобиться и не отчаяться? На какую черту ее характера указывают двепоследние фразы рассказа?
6) В чем смысл снов Лукерьи? Как автор убеждает читателя в особой реальности этих видений?
7) С какой целью в повествование введен пересказ разговора о Лукерье с хуторским десятским?
8) Можно ли сказать, что повествователь полностью понимает Лукерью?
9) Как рассказ отвечает на извечный вопрос: «Чего в жизни больше: добра или зла?»?
10) Напишите сочинение на одну из тем:
♦ Мастерство И. С. Тургенева в создании народного характера. (По рассказу «Живые мощи».)
♦Образ повествователя в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи».
♦Особенности системы персонажей в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи».
♦ Роль второстепенных персонажей в раскрытии идеи рассказа И. С. Тургенева «Живые мощи».
21.
2. Проанализируйте образ любого героя выбранного вами произведения, опираясь на следующие аспектыанализа образа человека в художественном произведении:
1) Место героя в системе персонажей.
2) Способ введения персонажа в текст произведения.
3) Принадлежность героя определенной социальной группе, его воспитание, образование, окружение.
4) Именование героя.
5) Портрет героя.
6) Интерьер и вещь, характеризующая героя.
7) Речевая характеристика.
8) Пейзажная зарисовка, связанная с героем.
9) Предыстория.
10) Герой за рамками произведения (до начала описываемых событий и после финальной точки
произведения).
11) Ситуация, раскрывающая характер героя. Поступок и его мотивы.
12) Самооценка героя и ее динамика.
22.
13) Описание впечатлений героя от окружающего мира.14) Психологизм образа. Сны, грезы, видения героя.
15) Оценка героя другими персонажами.
16) Авторское отношение к герою.
17) Герой в контексте творчества писателя и в литературной традиции. Типическое и
индивидуальное в герое.
18) Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.