2.20M
Категория: ФилософияФилософия

Заповедь Шакарима - зеркало честности

1.

Рудненский индустриальный университет
18.03.24.Тема: Заповедь Шакарима – зеркало честности
Занятие № 9 Школы Добропорядочности
Тажибаев Радик Хамитович – старший преподаватель ВШ
МиГД

2.

План лекции
1. Шакарим – поэт и философ
2. Шакарим Кудайбердиев: биография писателя
3. Шакарим – ученик Абая
4. Путешествия Шакарима
5. Знакомство Шакарима с творчеством классиков
6. Трагедия Шакарима
7. Возрождение Шакарима
8. Шакарим Кудайбердиев: философия и лирика
9. Три истины Шакарима
10. Свободная личность Шакарима
11. Шакарим – великий сын Казахстана

3.

1. Шакарим – поэт и философ
Шакарим Кудайбердиев –
талантливый казахский поэт,
гуманист и философ. Он пережил
две революции, гражданскую
войну и становление советского
Казахстана. Поэт и философ
подвергался гонениям, был
вероломно убит, после смерти
забыт, а его труды уничтожены.

4.

2. Шакарим Кудайбердиев:
биография писателя
Род Тобыкты был благословлен рождением мальчика в
семье Кудайберды – старшего брата Абая Кунанбаева. 11
июля 1858 года Толебике родила сына. Мальчика назвали
Шакарим. Радостное событие произошло в Кен-булаке. В
царские времена эта территория относилась к Чингизской
волости.
Так в мир пришел Шәкәрім Құдайбердіұлы – мудрец, поэт и
историк, путешественник, преемник Абая.
В пятилетнем возрасте Шәкәрім стал учеником муллы. От
него мальчик узнал основы арабского и персидского языков.
Семилетний рубеж ребенка ознаменовался трагедией: он
остался сиротой. Его забрал на воспитание дядя Абай.
Величайший казахский поэт Абай стал духовным
наставником и учителем Шакарима. Мудрый и талантливый
человек, он рассмотрел в племяннике задатки творческой
личности и направил его развитие в нужное русло.

5.

3. Шакарим – ученик Абая
Шакарим рос и формировался в атмосфере любви к слову,
науке, музыке и риторике. Развитие Кудайбердиева было
всесторонним. Круг его интересов составляли не только
духовные и философские трактаты, но и античные и
современные художественные тексты, география,
естественные науки, история, физика.
Юноша освоил азы изобразительного искусства и резьбы
по камню. Он научился моделировать и шить одежду,
создавал музыкальные инструменты (домбры, скрипки),
умело управлялся с лошадьми, охотился с беркутом.
Уже в юном возрасте он начинает писать стихи, сочинять
трактаты. В 20 лет Шакарим становится волостным
управителем. Сталкиваясь по роду службы с тяжбами и
спорами, молодой человек приходит к мысли о
необходимости упорядочить отношения между родами и
разными слоями общества. Демократизм Абая стал
источником вдохновения, основой творчества и
деятельности Шакарима Кудайбердиева.

6.

4. Путешествия Шакарима
Административная деятельность открыла для него
болевые точки казахского народа, которые мешают
ему развиваться и самоопределяться, - чванство
богачей и невежество степных жителей. Поиски
своего пути, сомнения и душевные терзания этого
периода жизни Кудайбердиев описал в поэме «Жизнь
Забытого».
Шакарим очень быстро понял, что становится рабом
должности, поэтому в 1898 году оставил
административные обязанности и посвятил себя
творчеству и путешествиям.
При материальной поддержке Абая и по его
настоятельным рекомендациям Шакарим посетил
Турцию, где изучал древние тексты в Стамбульской
библиотеке, Аравию, совершил паломничество в
Мекку.

7.

5. Знакомство Шакарима с
творчеством классиков
Во Франции Кудайбердиев особое
внимание уделил богатому собранию
древних книг, что хранятся в
Парижской библиотеке. По совету
дяди изучал творчество Льва Толстого
и Александра Пушкина.
Его увлекли произведения арабских
писателей Хафиза, Физули, Навои.
Знакомится он с творчеством
английских и американских писателей
и поэтов эпохи романтизма.

8.

6. Трагедия Шакарима
Драматический поворот в судьбе Шакарима случился в 1904 году. Тогда умер
Абай и два его сына – талантливые поэты Акылбай и Магауия. Это стало
большим потрясением для Кудайбердиева. На некоторое время он удаляется от
мира. Более десяти лет поэт и мыслитель живет отшельником в горах Чингистау.
Он посвящает себя науке и творчеству.
В начале 1920-х гг. поэт возвращается и поселяется в городке Шакпан.
Кудайбердиеву импонирует процесс национального возрождения, охватившего
казахскую интеллигенцию. Поэтому он становится участником национальноосвободительного движения «Алаш».
Поэт погиб в возрасте 73 лет. Он стал одной из многих жертв советского режима.
Трагедия случилась осенью 1931 года. Расстреливали Кудайбердиева чекисты из
группы Карасартова. Философ путешествовал с небольшим отрядом конных
путников, которых чекисты приняли за повстанцев и расстреляли. Шакарим был
смертельно ранен, его раздели, связали и бросили в колодец.
Власть быстро сфабриковала дело, в котором великого мыслителя и поэта
осуждали за антисоветскую деятельность, хотя, по свидетельствам очевидцев, на
склоне лет Шакарим Кудайбердиев искал уединения. Мудрый человек с
поэтичной душой, он стремился помочь окружающим, предпочитал писать стихи
и заниматься охотой.

9.

7. Возрождение Шакарима
Все его труды, фотографии, кроме одной, были
сожжены. Убийцы посчитали, что имя Шакарима
Кудайбердиева навсегда сотрется из памяти народа и
канет в Лету. Но через 30 лет нашелся тот, кто
поведал о тайном захоронении. Этот человек указал
сыну поэта – Ахату Кудайбердиеву – на последнее
пристанище его отца.
В 1958 году была создана комиссия, которая
рассмотрела дело Шакарима Кудайбердиева и
посмертно реабилитировала его. Летом 1961 года
сын философа перезахоронил останки отца. Местом
упокоения стал аул Жидебай. Могила Кудайбердиева
находится рядом с могилой наставника и учителя –
Абая.
Так вернулось имя великого хаджи Шакарима и
стали возвращаться его рукописи. Его именем назван
университет, установлен памятник в городе Семей. В
2008 году был издан трехтомник произведений.

10.

8. Шакарим Кудайбердиев:
философия и лирика
Основная цель жизни и творчества великого казахского
мыслителя – поиск пути познания истины. Главные темы его
произведений – свобода личности, моральность, духовное
развитие.
Его наследие составляет лирика, философские эссе, переводы.
Шакарим Кудайбердиев – автор философского произведения
«Три истины», в котором изложена квинтэссенция этической
системы, ценностей и эстетических приоритетов.
Кудайбердиев входил в литературный кружок Абая, в котором,
кроме него, состояли сыновья основателя казахской
литературы. Уже в 14 лет юноша проявил поэтические
способности. В этот период он пишет стихи, которые обладают
огромным музыкальным потенциалом. Такими свойствами
наделена практически вся лирика Шакарима.
Обладая музыкальными способностями (Кудайбердиев писал
еще и музыку), он легко рифмовал размышления о добре и зле,
жизни и смерти, духовности, делая их запоминающимися и
легкими для восприятия.

11.

9. Три истины Шакарима
Душа его лирических произведений – это
мировоззрение поэта, его философская
концепция. Ее суть изложена в трактате «Три
истины». Это произведение Кудайбердиев писал
тридцать лет.
В нем представлен триединый подход к
пониманию мира и человека: материализм,
теология и совесть. Их синтез открыл великому
мыслителю тайну истины. Философ пришел к
пониманию того, что суть бытия живет в душе
каждого человека. Это его совесть, которая
объединяет скромность, доброту и
справедливость. Именно это качество –
первейшая потребность человеческой души.

12.

10. Свободная личность Шакарима
В своей философской лирике («Зеркало казахов», «КалкаманМамыр» и «Енлик-Кебек») поэт неоднократно обращается к
темам самопознания человека, к идее его духовного
совершенствования, сохранения внутренней свободы как
обязательного условия для развития личности. Вокруг этих
идей вращаются поэтические размышления Шакарима в духе
суфизма о жизни и смерти, этических идеалах и ценностях
человека и современного общества («Записки Забытого»,
«Нартайлак и Айсулу» и «Смерть Кодара»).
С этими мотивами лирики неразрывно связаны размышления
поэта о личности человека и пути ее формирования. Шакарим
Кудайбердиев отказывается от революционных изменений в
индивидууме.
В поэзии и философских размышлениях он высказывает
мысль о необходимости внутреннего перерождения человека
путем облагораживания души и формирования духовных
потребностей. В «Саде подснежников» мыслитель указывает
на необходимость нравственного воспитания молодежи и
усмирения ее эгоистических порывов. Тогда родится
свободная и высокоморальная личность.

13.

11. Шакарим – великий сын
Казахстана
Его творчество представлено такими направлениями:
• художественной прозой (повесть «Адиль и Мария»,
рассказы, объединенные под названием «Байшешек
бақшасы»);
• переводами.
Шакарим – автор поэтического перевода пушкинских
«Метели» и «Дубровского». Известен он как переводчик
рассказов Льва Толстого, романа Г. Бичер-Стоу «Хижина
дяди Тома». Его вольное изложение поэмы Физули
«Лейли и Меджнун» отличается своеобразием и тонким
лиризмом. Также популярными стали басни, афоризмы и
загадки Шакарима.
Лирика и философия великого казахского мыслителя и
поэта Шакарима Кудайбердиева – целостная система
духовного пути человека. Прислушивайтесь к советам
мудреца, насладитесь глубокими и прекрасными
поэтическими образами выдающегося лирика: возможно,
в них найдете ответ на важные жизненные вопросы.
Помните о великих сынах Казахстана!
English     Русский Правила