435.58K
Категория: ОбразованиеОбразование

План и структура итогового сочинения

1.

2.

Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею
будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько
подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
•Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
•Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
•Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
•Дoкaзaтeльствa, пpимepы
•Микpoвывoд
•Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)

3.

I. Вступление раскрывает основную
мысль, вводит в круг рассматриваемых
проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2.общие рассуждения о значимости
предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
3.ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно
располагаются друг за другом.

4.

Темы, предложенные для итогового сочинения,
можно разделить на 3 типа:
1.тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на
который будем отвечать в основной части. Будьте
осторожны в формулировке вопроса: не уходите от
темы. В этом случае можно использовать клише:
«можно ли утверждать, что... », «почему можно
говорить, что это высказывание справедливо»,
«действительно ли... » и т. д.,
2.тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется
обосновать уже имеющееся утверждение,
3.тема — назывное предложение (ключевые
слова). Нужно сформулировать свое суждение о
каждом из них, дать ответы на поставленные
вопросы.

5.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения
и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую
нужно аргументировано доказывать. Формулировка
тезиса зависит от темы сочинения.

6.

Помни!
•По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe,
чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
•Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть
всeгo oдин.
•Оптимaльнoe кoличeствo литературных
аргументов – 2.
•Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
•Связка - это переход от одной мысли к другой.
Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.

7.

Аргумент нужно:
•привести из литературных источников.
•выделить в отдельный абзац.
•в конце каждого аргумента написать микровывод.
•к одному тезису привести один литературный
аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
•если тезисов несколько, то к каждому из них
приводится свой аргумент!

8.

Аргумент состоит из 3 элементов:
1.Обращение к литературному произведению - называем
автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем,
то так и пишем — произведение»).
2.Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету
произведения или конкретному эпизоду, характеризуем
героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора,
используя речевые клише типа «автор повествует», «автор
описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает»,
«автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать:
«герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет
уже не анализ, а простой пересказ.
3.Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не
всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности
текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную
мысль всего упомянутого произведения или авторскую
позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа
«писатель приходит к выводу... » и т. п.

9.

III. Заключение подводит итоги,
содержит конечные выводы и оценки.

10.

4 способа закончить сочинение:
1.Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего
вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы,
которые уже делались в сочинении после аргументов.
2.Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги
«Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь
формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
3.Заключение — выражение надежды, позволяет
избежать дублирования мысли, этических и логических
ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4.Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно.
Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем
тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной
мысли сочинения.

11.

Структуру сочинения условно можно
разделить на два вида:
1.Композиционная.
2.Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.

12.

Композиционная структура
1.Вступление
2.Основная часть
3.Заключение

13.

Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей
работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме

14.

СКОЛЬКО НУЖНО ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТОВ ПРИ
НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?
По словам методистов ФИПИ, нужно привести
минимум один аргумент из какого-либо литературного
произведения. Желательно, чтобы аргументов все же
было два. Если не будет аргумента из
художественного источника, то выпускник получит
«незачет».
Аргументы приводят из любого произведения, как
отечественного, так и зарубежного автора: прозы,
стихов, дневника, мемуаров, эпосов, былин и прочего.
Исключение — пословицы и поговорки.

15.

Конкретные темы будут опубликованы в день
испытания, их вышлют во все образовательные
учреждения, учителя должны будут распечатать их
либо написать на доске.
На каждое из представленных направлений будет
дана одна тема, то есть можно будет выбрать
любую из пяти предложенных.

16.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ТЕМЫ
Комментарии специалистов ФИПИ и опыт
прошлых лет позволяют предположить примерные
вариации тем. Большинство из них звучит как
вопрос, некоторые – как тезисы или цитаты,
другие основываются на противопоставлении
понятий. Причем не обязательно соглашаться с
предложенным тезисом – ученик может построить
свою работу «от обратного», то есть доказывать
противоположную точку зрения. В построении тем
педагоги будут опираться на понятность и
доступность тезиса для школьников.

17.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения положительного балла за
единое сочинение в 10-х классах
необходимо получить не менее одного балла
по критериям № 1 и № 2, а также
дополнительно 1 балл хотя бы по одному из
других критериев (№ 3-№ 5).

18.

Выставление 0 баллов по одному из критериев № 1 или № 2
автоматически
ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом.
При выставлении оценки учитывается объем сочинения.
количество слов – 350 Если в сочинении менее 250 слов (в
подсчет включаются все
слова, в том числе и служебные), то такая работа считается
не соответствующей
требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой.
Максимальное количество слов в сочинении не
устанавливается: в определении
объема своего сочинения выпускник должен исходить из
того, что на всю работу

19.

Если сочинение списано из какого-либо
источника, включая интернет, то за
такую
работу ставится неудовлетворительная
оценка.

20.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения. Участник должен рассуждать на
предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например,
отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет
над предложенной проблемой, или строит высказывание
на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только
в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем
не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е.
отсутствует коммуникативный замысел.

21.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного
материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения
использовать литературный материал (произведение,
названное в теме; стихи, на основе которых раскрывается
тема сочинения; публицистические или критические статьи;
материал культурологического характера, мемуары) для
построения рассуждения на предложенную тему и для
аргументации своей позиции через осмысление
литературного материала или его анализ.
0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано
без привлечения литературного (или культурологического)
материала, или в нем существенно искажено
содержание произведения, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе,не становясь опорой для
рассуждения.

22.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично
выстраивать рассуждение на предложенную тему,
структурировать композицию (вступление, основная
часть, заключение) сочинения в соответствии с
функциональным значением каждой части работы
(постановка проблемы или проблем, рассуждение,
итоговые выводы). Участник должен аргументировать
высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение
между тезисом и доказательствами.
0 баллов ставится при условии, если грубые логические
нарушения мешают пониманию смысла написанного или
отсутствует доказательная часть тезисов,
сформулированных в сочинении.

23.

Качество письменной речи №4
Данный критерий нацеливает на проверку
речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли,
используя разнообразную лексику и различные
синтаксические и грамматические конструкции,
при необходимости уместно употреблять
термины, избегать речевых штампов.
0 баллов ставится при условии, если низкое
качество речи, в том числе речевые
ошибки, существенно затрудняет понимание
смысла сочинения.

24.

Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность
обучающегося.
0 баллов ставится, если грамматические,
орфографические и пунктуационные
ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют
чтение и понимание текста (в сумме более
5 ошибок на 100 слов).

25.

Темы сочинений 04 мая будут соответствовать
пяти тематическим направлениям
итоговых сочинений, проводившихся в разные
годы. Тематические направления следующего
учебного года будут известны только в его начале,
они будут отличаться от тем, предложенных в
2021-2022 учебном году, поэтому для сочинения в
10-х классах и выбраны направления из разных
лет; их выбор был обусловлен содержательным
аспектом: темы сочинений действительно должны
быть подтверждены содержанием и проблематикой
произведений, изучаемых в рамках школьной
программы в 5-х – 10-х кл.

26.

Пять формулировок направлений, в рамках которых
будут предложены темы:
1 «Забвению не подлежит» (выдающиеся события
русской истории, научной и культурной жизни).
2 «Он и она» (любовь в жизни мужчины и
женщины);
3 «Преступление и наказание – вечная тема»
(острые нравственные проблемы, с которыми
сталкивается человек в жизни);
4 «Доброта и жестокость» (отношение человека к
человеку, человека к окружающему миру);
5 «Искусство и ремесло» (роль искусства,
литературы как искусства слова в жизни человека,
роль созидательного труда).

27.

Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если
в сочинении менее 250 слов (в
подсчёт включаются все слова, в том числе
служебные), то ставится оценка
«неудовлетворительно». Максимальное количество
слов не устанавливается. Время
написания сочинения – 4 часа. Десятиклассникам
разрешается на экзамене пользоваться
орфографическим словарём и текстами
литературных произведений, который выдадут в
аудитории.

28.

Темы сочинений объявят выпускникам в день
написания сочинения в 9.45 (за 15
минут до начала работы). В это же время темы
будут опубликованы на сайте СПб
ЦОКОиИТ (www.monitoring.rcokoit.ru).
Работа выполняется чёрной гелевой,
капиллярной или перьевой ручкой.
Сочинение должно быть проверено в течение
семи календарных дней . Сочинение
оценивается по пяти критериям:

29.

• соответствие теме;
• аргументация,
привлечение
литературного
материала;
• композиция;
• качество речи;
• грамотность.

30.

Материалы для повторения курса литературы 5-10
классов с ориентацией на 5 предложенных
тематических направлений сочинений в 10-х классах.
Направление «Забвению не подлежит» (выдающиеся
события русской истории, научной и культурной
жизни).
Следует обратить внимание, что направление
предполагает размышления учащихся не только о
событиях русской истории, которые, по их мнению,
должны на века остаться в народной памяти, но и о
событиях научной и культурной жизни. В каких
произведениях школьной программы (обращение к
школьной программе носит только рекомендательный
характер).

31.

Отечест
венная
война
1812
года
М.Ю.
Лермонтов
«Бородино»
Л.Н. Толстой
«Война и мир»
Почему
это
событие
должно
остаться
в
народной памяти?
«Впервые
на
противника была
наложена
рука
сильнейшего
духом
противника» (Л.Н.
Толстой)
Война
носила
народный
характер, победа в
этой
войне
показала уровень
внутренней
свободы
народа,
понимание личной
ответственности
за
судьбу
Анализ эпизодов «Крестный ход
перед Бородинским сражением
(«Всем народом навалиться
хотят»)
«На
батарее
Раевского»
(слаженная
работа
солдат,
сосредоточенность)
М.И. Кутузов на Бородинском
поле слушает донесения о
состоянии войск (отказались
пить водку, надели чистые
рубахи)
и его реакция:
«Чудесный,
бесподобный
народ»)
Победа в войне 1812 года – воля
народа (Мы долго молча
отступали. Досадно было: боя
ждали. Ворчали старики: «Что
мы? – На зимние квартиры? Не
смеют что ли командиры чужие
изорвать мундиры о русские

32.

Пугачев
ский
бунт,
граждан
ская
война
Ценност
ь самого
произвед
ения
А.С.
Пушкин
а,
которое
не может
быть
предано
забвени
ю
А.С.
Пуш
кин
«Кап
итан
ская
дочк
а»
Почему
это
событие
должно
остаться
в
народной памяти?
Ответственность
вышестоящих за
мир спокойствие в
государстве,
ответственность за
судьбу Отечества,
следование
народным
традициям
в
отношении
к
воинской службе,
созданию
семьи,
воспитанию детей.
Ответственность дворянства
как образованного класса, в
руках которого власть и
средства за судьбу народа и
Отечества;
Напоминание о народном
братстве
без
сословных
преград, братстве на основе
общей культуры, веры и
гуманизма
«Молодой человек! Помни,
что лучшие и прочнейшие
изменения суть те, которые
происходят от улучшения
нравов
без
всяких
насильственных изменений»

33.

Ценность любого У
учащихся
великого научного есть
право
открытия
выбрать
произведение из
«собственного
списка».
Это
могут
быть
книги
по
истории
научных
открытий,
географии,
медицине и пр.
Необходимо
объяснение,
почему событие
не должно быть
забыто
потомками, что в
нем
выдающегося,
важного
для
Отечества
или
мира, гуманного,
облагораживающ
его человека
Выбор
автора
сочинен
ия

34.

Направление «Он и она» (любовь в жизни мужчины и
женщины)
Следует обратить внимание учащихся, напомнить, что в
литературе любовь осмысляется как серьезнейшее
испытание человека, проверяющее его благородство,
человечность, ответственность за судьбу героя.
Любовные отношения более всего показывают величие
души человека или ее подлость, в любовных
отношениях герои часто совершают непоправимые
ошибки – их ошибки являются поводом для
размышлений читателя о любви. Недаром существует
выражение «Испытание любовью». Все герои романов
проходят через это испытание, немало произведений,
посвященных именной этой проблеме.

35.

•«Гранатовый
браслет» А.И. Куприна.
•«Два капитана» В. Каверина.
•«Мертвые души» Н.В. Гоголя.
•«Дон Кихот» М. Сервантеса.
•«Американская трагедия», «Сестра Керри» Т.
Драйзера.
•«Обломов» И.А. Гончарова.
•«На дне» М. Горького.
•«Алые паруса» А. Грина.

36.

Любовь
как А.С.
Пушкин В
любви
ответственность за «Капитанская
проявляется
судьбу другого
дочка»
благородство,
отвага,
ответственность за
честь любимого
(Гринёв
в
отношении к Маше)

37.

Любовь
как
проявлени
е эгоизма,
подлость в
любовных
отношения
х,
любовные
отношения
как
средство
получить
желаемое
А.С. Пушкин
«Капитанская
дочка»
А.С. Грибоедов
«Горе от ума»
Пушкин
в
образе
Швабрина,
в
отношениях героя к
Маше и к Гриневу как
сопернику показывает
подлость
эгоистической
человеческой натуры,
человека, считающего,
что он на все имеет
право.
Письмо Швабрина родителям
Гринёва, клевета в адрес
Маши,
насильственное
удержание Маши в плену.
Грибоедов показывает
Молчалина
«как
самого
страшного
человека
нашего
времени»
(М.Е.
Салтыков-Щедрин)
именно
через
его
отношение к Софье и,
в какой-то степени, к
Лизе
«И
вот
любовника
я
принимаю вид в угоду дочери
такого человека», «Пойдём
делить любовь плачевной
нашей крали»

38.

Отношен
ия между
мужчино
й
и
женщино
й
как
проявлен
ие
пошлости
Н.В. Гого
ль
«Ревизор
»
Гоголь показывает нравы
провинциального
общества: мать семейства
готова на интрижку, дочь
кокетничает в надежде
заполучить
выгодного
жениха.
Сам
предполагаемый
«герой романа» готов на
любовное развлечение с
любой. Через любовные
отношения
показана
пошлость в обществе и в
человеческой натуре
Сцена
объяснения «в
любви»
Хлестакова с
Марьей
Антоновной и
Анной
Андреевной

39.

Драма
страст
и
и
гармон
ия
любви
Роман
И.С. Ту
ргенева
«Отцы
и дети»
И.С.
Тургенев
показывает
разрушительность и
мучительность
страсти,
превращающей
любовь в «поединок
роковой»
(Ф.И.
Тютчев)
и
гармонию
любви,
которая строится на
взаимопонимании и
восприимчивости
любящих
друг
к
другу («союз души с
душой родной»).
Параллелизм
любовных
драм
страстных натур Павла
Петровича Кирсанова и
Евгения
Базарова.
Убеждения
героев
противоположны,
а
любовь
высвечивает
родство
страстных
натур.
Параллелизм
счастливых любовных
историй
Николая
Петровича и его сына
Аркадия,
отказывающихся
от
идеи самоутверждения
в любви

40.

Направление «Преступление и наказание – вечная тема»
(острые нравственные проблемы, с которыми сталкивается человек
в жизни).
Направление было предложено в текущем учебном году, связано с
200-летим Ф.М. Достоевского, неудивительно, что многие
учащиеся, участвовавшие в итоговом сочинении, обращались к
роману «Преступление и наказание». Несомненно, этот роман
является ведущим для раскрытия тем, сформулированных в рамках
данного направления. Но обратим внимание на вторую часть
формулировки: «вечная тема», и это предполагает, что о таких
важнейших проблемах, как нарушение закона, юридического и
нравственного, и следующего за ним возмездия, писали многие
другие авторы.

41.

Трудно назвать такое произведение, где эта тема не
была бы затронута. Выбор может быть широкий, можно
обратиться и к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и
к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», и к
поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В этом случае важно
осмыслить с учениками содержание самих понятий
«преступление» и «наказание».

42.

Совершение
Произведен Возможное
Возможные эпизоды
преступление ие
(предполагаемое)
и
понимание
последующее
позиции
наказание
Преступление Н.В. Гоголь
против
«Ревизор»
общественног
о
блага,
против
законов.
Наказание
как
неспокойная
совесть
для анализа, цитаты
авторской
Преступление
в
пренебрежении
обязанностями.
Использование служебного
положения в личных целях.
Взяточничество
как
преступление.
Казнокрадство. Типичные
преступления чиновников.
Наказание приходит от
смутившейся
совести,
ожидания
грядущего
возмездия и внутреннего
понимания
собственной
«Совесть
наши
лучший
ревизор»
(Н.В. Гоголь).
Неслучайность
названия комедии.
Трагическая ошибка
городничего,
вызванная ожиданием
возмездия
и
понимания
им
собственной
преступности.

43.

Преступление
против
личности.
Покаяние как
единственная
возможность
человека
вернуться
в
мир людей.
Отсутствие
покаяния как
гибель
личности
человека.
Н.С.
Лесков
«Леди
Макбет
Мценског
о уезда»
Ф.М.
Достоевск
ий
«Преступ
ление
и
наказание
»
Исток преступления –
гордыня и своевластие,
своеволие.
Первое преступление как
начало
следующего
и
первый шаг к гибели
человеческой личности.
Преступление как начало
духовной
болезни,
ведущей
к
гибели
(Свидригайлов, Катерина
Измайлова, Сергей)
Поиски
излечения
от
духовной болезни и муки
совести
как
начало
излечения. Покаяние и
страдание как путь к
возвращению к жизни
«- Я не человека
убил, я вошь убил. Это
человек-то
вошь!» Изображение
Ф. М. Достоевским
столкновения двух
жизненных позиций:
человек сам себе
хозяин; человек –
создание Бога, раб
Божий.
«Первую
песенку,
зардевшись, спеть» эпиграф к повести
Н.С. Лескова «Леди
Макбет Мценского
уезда»

44.

Направление «Доброта и жестокость» (отношение человека к
человеку, человека к окружающему миру).
Направление, в котором названы «доброта» и «жестокость»,
понимаемые не только как чувства и руководимые этими
чувствами поступки одного человека по отношению к другому, но
и как чувства и поступки по отношению человека к природе, к
живому
миру
произведениях,
вообще, может быть удачно раскрыто на
обращенных
к
подросткам,
прочитанных
учащимися самостоятельно или по программе 5-х-8-х классов.
Именно в этой литературе понятия доброты и жестокости
рассматриваются часто и плодотворно. Это произведения В.П.
Астафьева, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, А.Г. Алексина и

45.

ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ
Еще одно направление, которое затрагивает
вечные проблемы двух нравственных «полюсов»
– добра и гуманности, с одной стороны, агрессии
и разрушения с другой стороны.

46.

•«Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
А.И. Солженицына.
•«Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,
«Дубровский» А.С. Пушкина.
•«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
•«Гроза» Н.А. Островского.
•«Отверженные» В. Гюго.
•«Преступление и наказание», «Идиот» Ф.М.
Достоевского.
•«Война и мир», «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
•«Олеся», «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.
•«Тихий Дон» М.А. Шолохова.
•«Детство», «На дне» М. Горького.

47.

Проявление
доброты
Произвед Возможное
и ение
жестокости
Жестокость
по
отношению к
человеку,
отличающему
ся от толпы,
«другого».
Проявление
доброты.
Доброта как
напряжение
души, уход от
себялюбия
(предполагаемое)
понимание
А.П.
Платонов
«Юшка»
В.В.
Железник
ов
«Чучело»
В.П.
Астафьев
«Белый
конь
с
розовой
гривой»
Возможные
эпизоды
для анализа, цитаты
авторской
позиции
Жестокость происходит из
чувств
собственного
превосходства
Жестокость рождается под
влиянием толпы
Жестокость возникает от
страха
оказать
вне
компании, одному.
Доброта
может
проявляться
по-разному.
Настоящая
доброта
воспитывает человека
«Дети опять толкали
Юшку и кидали в него
комья земли, — пусть
он лучше злится, раз он
вправду живет на
свете», - дети получают
удовольствие от
проявление жестокости.
Доброта побеждает
жестокость, потому что
обращена к лучшему,
что есть в человеке

48.

Жестокос Б.
ть
по Василье
отношен в
ию
природе
«Не
к стреляйт
е
в
белых
лебедей»
Совершая жестокость
по
отношению
к
природе,
человек
совершает жестокость
не
только
по
отношению к самой
жизни, ее чуде, он
совершает жестокость
и по отношению к
следующим
поколениям,
увеличивая
в
них
равнодушие к чужой
боли.
Жестокое отношение к
природе
ведет
к
жестокости
по
отношению к жизни
вообще
Загораживаясь от жара руками,
глядели, как корчились, сгорая,
муравьи, как упорно не
разбегались они, а, наоборот,
презирая смерть, упрямо лезли и
лезли в самое пекло в тщетной
надежде спасти хоть одну
личинку. Смотрели, как тает на
глазах гигантское сооружение,
терпеливый труд миллионов
крохотных существ, как
завивается от жара хвоя на
старой ели и как со всех сторон
бегут к костру тысячи муравьев,
отважно бросаясь в огонь.
— Фейерверк! — восхитилась
пегая. — Салют победы!
— Вот и все дела,-усмехнулся
сивый. — Человек — царь
природы. Верно, малец?

49.

Доброта
и Платон Каратаев как народный
великодушие
в философ, носитель глубинной
ение
Л.Н. Тол отношении к врагу народной нравственности и человек,
есть
проявление пробуждающий в других лучшие
добра
стого
национального
качества. Великодушное отношение
как
«Война и
характера
русских солдат и офицеров во время
нормы мир»
отдельного
бивака под Красным, когда Мореля и
человека и народа- его денщика кормят кашей и
отношен
победителя.
усаживают на лучшие места, как
ия
к
Война
утверждение нравственной победы
раскрепощает
русских над врагом.
человек
самые
жестокие Тихон Щербатый как олицетворение
у
и
инстинкты
и «дубины народной войны», в которой
жестоко
желания, хотя и исторически оправданная жестокость
обусловленные
все-таки не имеет нравственного
сти как
исторической
оправдания.
неизбеж
необходимостью
Денисов и бойцы его партизанского
отряда в отношении к французскому
ного
барабанщику, которого они прозвали
проявле
«Весенним» вместо непонятного имени
ния
Винсент, и жестокое отношение к
Утвержд Роман

50.

Направление «Искусство и ремесло» (роль искусства,
литературы как искусства слова в жизни человека, роль
созидательного труда).
Во многих произведениях человек показан не только в его
отношении к природе, другим людям, Богу, но и в его
отношениях к искусству. Чуткие люди, по мнению,
многих авторов, чутки к искусству (Обломов, Наташа и
Николай Ростовы, Лаврецкий, Николай Петрович
Кирсанов). Можно сказать, что отношение к искусству в
литературном произведении служит изображению
внутреннего мира человека, как и его отношение к
созидательному труду.

51.

В формулировке направления есть некоторая
оппозиция, противопоставление искусства
ремеслу. Однако ремесло – это способ заработать
на жизнь, поэтому никакого презрения по
отношению к ремеслу быть не может, если оно,
как и всякий созидательный труд направлено на
благо. В то же время можно раскрыть эту тему и
как превращение искусства в ремесло, что чревато
утратой творческого дара

52.

ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Здесь можно как противопоставлять, так и
связывать данные понятия, обращаясь к
опыту литературных героев. Предлагается
поразмышлять над природой таланта и
важностью усердного обучения.

53.

•Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина.
•«Чайка», «Дом с мезонином» А.П. Чехова.
•«Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А.
Булгакова.
•«На дне» М. Горького.
•«Война и мир» Л.Н. Толстого.
•«Слепой музыкант» В. Короленко.

54.

Произведе Возможное
ние
Возможные
эпизоды
для
анализа
(предполагаемое) цитаты
понимание
авторской
позиции
Отноше А.И.
Отношение
к
ние
Гончаров искусству
героев к «Обломов показывает
искусств »
глубину
у
А.П. Чехов внутреннего мира
«Три года» человека.
Делать
вид
заинтересованного
искусством может
быть
модой
и
проявлением
пошлости,
мещанства
Любовь Ольги к Обломову и Обломова к
Ольге начинается с пения героини. Слезы
Обломова показали Ольге чистоту и
глубину души героя:
От слов, от звуков, от этого чистого,
сильного девического голоса билось
сердце, дрожали нервы, глаза искрились
и заплывали слезами. В один и тот же
момент хотелось умереть, не
пробуждаться от звуков, и сейчас же
опять сердце жаждало жизни...Обломов
вспыхивал, изнемогал, с трудом
сдерживал слезы, и еще труднее было
душить ему радостный, готовый

55.

Человек
в труде
К.Г.
Паустовский
«Стекольный
мастер»
И.С.
Тургенев
«Муму»
В
труде
проявляется
достоинстве
человека.
Безделье
рождает
рабскую
зависимость
В
рассказе
«Муму»
противопоставлены
Герасим и дворня. Дворня
изнемогает от безделья.
Герасим и в городе, как и в
деревне,
сумел
стать
незаменимым.
Желание
дворни продолжать жизнь
ленивую и расслабленную
рождает
рабскую
зависимость от барыни,
которая может неугодного и
в деревню послать, и ведет
к
предательству
и
жестокости по отношению к
Герасиму.

56.

Отказ
от Н.В.
Гоголь Отказ
от
служения
«Портрет»
призвания
и
искусству
и
превращения
превращение
искусства
в
искусства
в
ремесло
и
ремесло
и
источник
источник
материальных
материальных
благ равнозначен
благ
сделке с дьяволом
и разрушителен
для
художника,
который платит
за это утратой
таланта
Сопоставление
Чарткова,
живущего
в
бедности
и
Чарткова,
ставшего модным
художником.
Комментирование
превращения
художника-творца
в
завистливого
уничтожителя
чужих творений.
История
отца
художника Б. Как
иллюстрация
идеи
ответственности
творца
за
творение.

57.

•Соответствие теме – обязательно. Здесь
нужно, чтобы работа строилась на
раскрытии заданного тезиса, а не
подменялась другим.
•Используйте формулировку темы во
вступлении и в заключении.

58.

•Наличие аргументов – обязательно.
Необходимо опираться на литературный материал
– рассказывать о судьбе героев, цитировать
авторов, можно дать отсылку к символике
произведений (например, вспомнить горящее
сердце Данко как символ любви к людям из
«Старухи Изергиль» Горького).
В работе должно быть не меньше одного
аргумента.

59.

•Композиция и логика.
Заявленный во вступлении тезис должен
подтверждаться или опровергаться
аргументами.
Чтобы соблюсти композиционные
требования, постарайтесь придерживаться
плана.

60.

•Качество письменной речи.
Здесь важно, чтобы предложения
строились правильно, без речевых
ошибок.

61.

•Грамотность.
Здесь смотрят на объем текста и
количество ошибок. Если на 100 слов
приходится более пяти несоответствий
правилам (грамматика и пунктуация) –
выставляется «незачет».
Лучше посмотреть затруднительные
моменты орфографии в словаре, а
сложные предложения упростить, если
возникли сомнения.

62.

При написании итогового сочинения используйте такую
методику:
•Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете
подобрать аргументы из литературы.
•Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете
отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или
слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел
слабых.Скажите об этом во вступлении, а в основной части
приводите доказательства из произведений.
•Приведите два примера из литературы (например, поступок
Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно
пощадил главного героя).
•Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
•Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все
затруднительные моменты и перепишите на чистовик.

63.

ИТАК, ПОВТОРИМ!

64.

Вступление должно состоять из 60-70
слов, ключевые слова должны
отвечать предложенной теме и
отражать основную мысль в первой
части.
Необходимо наметить цель сочинения.
Переход к следующей мысли должен
быть плавным и логическим.
Можно использовать 3 варианта для
написания сочинения:

65.

•тема-вопрос;
Как связаны между собой понятия «…» и
«…»?
Каждый может дать свой ответ на
поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на
поставленный вопрос. Попытаюсь
объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному,
но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом
нельзя дать точный ответ, …
(аргументировать свою мысль).

66.

•тема-утверждение;
«…» — утверждает русская пословица.
Нельзя не согласиться с данной мыслью.
Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль,
которая достойна внимания. Действительно,

Русский писатель утверждал «…». Я считаю
также, ведь…

67.

•тема-ключевые слова.
«…» и «…». Что значит…? А к чему может
привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни
задумывался над тем, что значит быть … или
…? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек
стоял выбор: быть … или …?

68.

Основная часть состоит из 200-250 слов, в
которой необходимо написать 2
аргумента. Нужно привести несколько
примеров из литературных источников,
которые описывают рассматриваемую
проблему в сочинении (обязательно
указать автора и название произведения).

69.

•формулировка главной мысли;
Я считаю, что…
На мой взгляд, …
•аргумент.

70.

Многие авторы писали об этой теме. Так, в
произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные
писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора,
название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно
ярко об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора,
название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…

71.

Заключение состоит из 60-70 слов, в нем нужно
подвести итог размышлений по теме.
Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить
надежду на то, что…
Хочется верить, что…

72.

Первый способ начать сочинение
Темы сочинений чаще бывают в виде моральных и
философских понятий. Это дает возможность
учащемуся начать вступление с размышлений о
значении этого слова. Допустим, тема вашего
сочинения — «Дружба в жизни человека». Начать
сочинение можно с вопросов о дружбе: «Что такое
дружба? Бывает ли ложная дружба ? Можно ли
считать другом человека, которому ты не
доверяешь?» Такой ряд вопросов даст вам
возможность выразить свое отношение к этому
понятию. То есть у вас получится вполне
полноценное вступление.

73.

1. Алгоритм работы над сочинением
Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе
темы сочинения главное – иметь ввиду, что
СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА
ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не
стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете
сформулировать литературный аргумент,
подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если
вы можете привести аргументы в рамках нескольких
тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.
Писать сочинение вы можете по следующему
алгоритму:

74.

Структура сочинения должна
выглядеть следующим образом
(количество тезисов значения не
имеет):
При переходе от части к части не
забывать про связку (в схеме не
отражено)

75.

76.

77.

После написания на черновике ответьте на эти
вопросы!
При написании сочинения сумели ли вы:
Сформулирован тезис ли тезис, требующий
доказательства?
Какие аргументы приведены? Соответствуют ли
они содержанию тезиса и теме
Какой комментарий приведенного произведения
способствует обоснованию
Какова основная мысль созданного мною текста?
Каковы основные особенности стиля? Есть ли
анализ текста или в сочинении
представлен только его пересказ?
English     Русский Правила