Похожие презентации:
Античная философия. Временные рамки (условные): с VI в до н.э. по VI в н.э
1. Античная философия
2. Временные рамки (условные): с VI в до н.э. по VI в н.э.
3.
Культурные источники,повлиявшие
на
становление и развитие
древнегреческой
философии:
Мифология
Предфилософия
Протонаука
Религиозно-
мистические учения
Лирическая поэзия
Высказывания
античных мудрецов:
«Мера – лучше всего»
(Клеобул)
«Знай меру» (Питтак)
«Ничего – слишком»
(Солон)
«О тайном догадывайся
по явному» (Солон)
«Познай самого себя»
(фраза над входом в
храм Аполлона в
Дельфах)
4. Основные периоды античной философии:
1 – досократический (VI-V вв до н.э.):ионийская и италийская школы.
2 – классический (V-IV вв до н.э.): Сократ,
Платон, Аристотель.
3 – эллинистический греко-римский период (IV
в до н.э. – V в н.э.): скептицизм, стоицизм,
эпикуреизм, кинизм, аристотелизм,
неоплатонизм.
5. Милетская школа натурфилософии (одна из ионийских школ)
6. 1.Фалес (640 – 562 (550) гг. до н.э.)
Первоначало мира – водаЗемля плавает по воде
«всё полно богов»
(одушевлённость мира)
«магнит имеет душу»
7. 2. Анаксимандр (ок. 610 – после 546 до н.э.)
8. 3. Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 до н.э.)
9. Гераклит Эфесский (ок. 540 – 480 до н.э.)
10. Логос – это некий абстрактный всемирный закон, который управляет миром и людьми, царствует во Вселенной.
Принципы Логоса:1. Принцип единства и борьбы
противоположностей
2. Принцип постоянной изменчивости
3. Принцип относительности
Логос = мировая гармония
11. Классическая греческая философия
12. Софисты
– древнегреческие учителя мудрости, навыков(право, риторика)
Протагор (480-410 гг. до н.э.). Повлияли Демокрит и Гераклит
- материализм
- изменчивость бытия
Абсолютной истины не существует, значит, истинно всё
Человек – есть
мера всех вещей
©
Протагор
13. Сократ (469 – 399 до н.э.)
«Познай самого себя»«Большинство людей живут,
чтобы есть, а я ем, чтобы жить».
«Удивительно,
что
ваятели
каменных статуй бьются над тем,
чтобы камню придать подобие
человека, и не думают о том, чтобы
самим не быть подобием камня».
Основная
проблема,
интересовавшая Сократа –
проблема человека
Существуют объективная Истина и
объективная нравственность
14. Метод Сократа - диалектика
Диалектика в Древней Греции – искусство спорить, искусствовести беседу. Нацелена на поиск истины.
Диалектика Сократа состояла из Майевтики и Иронии.
Майевтика:
В Древней Греции – искусство принимать роды
Сократ называл майевтикой метод извлекать скрытое в
каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. Путь
человека к истине путём самопознания.
15. О Нравственности
Люди творят зло по неведению, потому что они не знаютистины. Если бы люди знали истину, то они стали бы творить
только добро.
Простое знание отличается от мудрости.
Мудрость – это не просто знание о каких-либо вещах, это вся
полнота знания, и прежде всего знания о добре и зле.
Если наше знание ограничено, то мы можем, даже стремясь к
благу, сделать зло.
«Те, кто не знает, что такое зло, стремятся не к нему, а к
тому, что кажется им благом, оно же оказывается злом. Так
что те, кто не знает, что такое зло, и принимает его за благо,
стремятся, очевидно, к благу».
Платон, диалог «Менон»
16. Платон (427 – 347 гг до н.э.)
Академия Платона в Афинах17. Идея (образ, вид) / эйдос
- умопостигаемая сущность предмета, котораяпознаётся нами непосредственно, без помощи органов
чувств (т.е. нашим разумом).
Идея человека – его душа.
Идеи существуют вечно.
Попав в тело, душа забывает знания, которые имела до
рождения.
Идея (до воплощения в материальном мире)
существует в мире идей (идеальном мире).
Идея – это полное совершенство предмета.
18.
Самая высшая идея – идея Блага. Она даёт бытие и истинность всемостальным идеям. Сама она превосходит и бытие и истину.
Благо: душевное (справедливость, мужество, …), телесное (красота,
здоровье, …), сторонее (друзья, богатство, …).
19.
Миф о пещере – аллегория на существование человека в миреНаши знания, которые мы получаем через органы чувств, не
истинны, т.к. направлены на изучение только «теней» идей
(объектов материального мира).
Платон, диалог «Государство»
20.
21.
22.
Аристократия – власть лучших содобрением народа;
Монархия – подвид А.; власть
одного правителя (мудрого);
Тимократия – власть
привилегированного
меньшинства (чаще – военных);
Олигархия – власть богатых, а
не способных;
Демократия – власть народа,
большинства; вырождается во
власть толпы;
Тирания – власть одного
правителя, достигается
хитростью или силой.
23. Аристотель (384 – 322 гг до н.э.)
24. Знания по Аристотелю:
Практическое – умение действовать и жить в этоммире (этика, экономика, политика);
Творческое – знание ремесленника, умение что-либо
создать;
Теоретическое
–
знание свободного человека.
Теоретическое
знание
самодостаточно,
оно
существует для самого знания, поэтому оно
наиболее высшее, ценное, свободное.
Практическое и творческое знания не являются
науками, которой является знание теоретическое.
Они существуют для какой-либо цели.
Логика – это не наука, а инструмент познания.
25.
26.
Иерархия материи и форм:вещь становится формой
для более низких материй
и сама является материей
для более высоких форм.
27.
Душа есть только уживого тела.
Душа имеет причину
движения в самой себе.
28. Добродетели:
Добродетель этическая состоит в умении усмирятьстрасти и влечения, связанные с животной частью
души. Человек обязан контролировать свои эмоции.
Этические добродетели достигаются посредством
воспитания. Они состоят в нахождении середины
между избытком и недостатком, которые являются
двумя пороками («Золотая середина» между двумя
крайностями).
Дианоэтическая
добродетель
(добродетель
разумной части души) – в собственно мыслительной
деятельности,
в
познании
и
созерцании
Божественной мудрости.
29.
Поступая согласно этическим добродетелям, человек обретаетсчастье.
Счастье
есть
совместная
значительности):
полнота
трёх
благ
1.
душевных;
2.
телесных (здоровье, сила, красота и прочее);
3.
внешних (богатство, знатность, слава и им подобное).
(по
«Добродетели не достаточно для счастья – потребны также
блага и телесные и внешние, ибо и мудрец будет несчастен в
бедности, в муке и прочем. Порока же достаточно для несчастья,
даже если при нём и будут в изобилии внешние и телесные
блага».
«Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях».
«Жизнь
бывает троякая: созерцательная, деятельная
усладительная; созерцательная предпочтительнее всего».
Наивысшая добродетель – Мудрость.
и
30.
Человек – «человек по природе существо общественное», «существополитическое». Только в государстве человек может быть счастливым.
Правильные формы: монархия, аристократия, полития (правит
большинство в интересах общей пользы; в нравах – умеренность, в
имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой).
Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия (охлократия)
31. Афоризмы Аристотеля
Навопрос, что быстро стареет, он
ответил: "Благодарность". На вопрос, что
такое надежда, он ответил: "Сон наяву".
Когда Аристотелю сказали, что кто-то
ругает его заочно, он ответил: "Заочно
пусть он хоть бьёт меня! ".
"Среди
людей одни копят, словно
должны жить вечно, а другие тратят,
словно тотчас умрут".
На вопрос, какую он получил пользу от
философии, Аристотель ответил: "Стал
делать добровольно то, что другие
делают в страхе перед законом".