Похожие презентации:
ДПИ первой половины XIII века (Фарфор, стекло, ювелирные изделия)
1.
ДПИ первой половины XIII века(Фарфор, стекло, ювелирные
изделия)
Подготовила:
студентка группы г-31
Ничаева Н.В.
Преподаватель:Белова
А.Ю:
2.
I-ая половина XVIII века — период подъема русского декоративно-прикладного искусства.Общественно-политическая ситуация и особенности культуры тех лет поощряют декоративное начало
во всех видах творчества, тем более в прикладной сфере. В ней, как почти везде, господствуют
барочно-рокайльные тенденции, придающие произведениям четкую стилевую окраску. Это ясно
ощущается в богатстве декора, его барочно-рокайльных особенностях, типичных для тех же стилей
композициях, формах и деталях, в повышенной нарядности, активности цвета.
Столь же характерно и другое: изделия становятся менее универсальными, зато число их
разновидностей возрастает, а назначение каждого предмета как бы суживается — он отвечает лишь
частной, определенной, ограниченной цели. Это увеличивает комфорт, создает ощущение роскоши.
Обилие вещей все чаще служит поддержанию престижа: их количество зависит не от реальных
потребностей, оно должно подчеркнуть сословное положение. Развитие отдельных видов
прикладного искусства неравномерно.
3.
СтеклоделиеНачало возрождения русского стеклоделия - XVII
век. В 1668 году по инициативе царя Алексея
Михайловича в селе Измайлово был построен
завод, который выпускал «про обиход великого
государя потешное и фигурное стекло»,
«хрустальную» (т.е., очень чистого бесцветного
стекла) посуду с гравировкой и золочением,
простые изделия из бесцветного и зеленого
стекла, а после 1710 г. – аптекарскую посуду.
Стакан. Конец XVII - начало XVIII в.
4.
В 1710 году князь А.Д. Меншиков учреждает Ямбургский завод на котором делали оконные круги, лилизеркальные стекла, выдували зеленую и «хрустальную» посуду.
Начальный период развития стеклоделия в Санкт-Петербурге связан с частным предпринимательством.
Первые стеклянные заводы в городе Ямбурге и селе Жабино принадлежали А. Д. Меншикову. На них
работали иностранные и русские мастера, производившие для императорского двора, самого Меншикова и
петербургской аристократии стеклянные изделия, которые были предметами роскоши. Особую
художественную ценность имеют большие кубки с массивными гранеными ножками с гравированными на
чаше изображениями, гербами, вензелями и девизами.
После опалы Меншикова в 1727 году его заводы были взяты в казну и как казенные в 1730 году переданы в
аренду английскому купцу Виллиму Эльмзелю. Последний в 1735 году перенес производство ближе к
заказчику, в Петербург. В 1738 году завод опять перешел в казну и был переоборудован. Основным способом
декора стеклянных изделий была гравировка, которая составляла большую часть производственных
расходов. Лучшие граверы выполняли на стекле портреты царствующих особ по изображениям на гравюрах
или на скульптурных рельефах.
5.
Кубок с Гравировкой изображение корабля1709 год Ямбургский завод. Принадлежал
Петру 1 Гравировка производилась
приглашенными богемскими мастерами
Кубок с гравировкой 1740г
6.
Выдающуюся роль в развитии научногостеклоделия в России сыграл М, В. Ломоносов.
В 1748 он организовал при Петербургской
академии наук лабораторию, в которой проводил
опыты с окрашиванием стекла, лично варил
смальту, разработав палитру цветной стеклянной
мозаики (витражи)
В середине XVIII века был основан
Петербургский стеклянный завод, на котором
изготавливались изделия, подносимые к
Императорскому двору и продукция для
продажи.
Бокал. Первая четверть XVIII в.
7.
ФарфорПроизводство фарфора — одна из самых ярких страниц в русском декоративно-прикладном
искусстве, включающая и предметы из больших парадных ансамблей, и камерные сервизы, и мелкую
пластику, и всевозможные детали интерьера. В России фарфор всегда был связан с деятельностью
предприятий и художественной промышленностью. Техническое развитие фарфорового производства
шло одновременно с совершенствованием в изобразительной сфере.
Появление широкого интереса к изделиям фарфора напрямую связано с петровскими
преобразованиями и примером царя.
Во время поездок по Европе 1712-1715 годов русский царь наблюдал, как европейские властители
соревновались друг с другом ценностью фарфоровых собраний, увидел фарфоровые кабинеты
прусских королевских резиденций и собрания своего союзника в Северной войне Августа II
Саксонского, одного из самых рьяных коллекционеров и владельца первой в Европе фарфоровой
мануфактуры.
8.
Супница. Прим. 1730 годКвасник. XVIII в.
В России ещё в начале XVIII гжельские
мастера начали делать из местной белой
глины посуду. Издавна деревня Гжель
славилась своими глинами. Широкая добыча
разных сортов глины велась здесь с середины
XVII века.
Популярность фарфора и высокая
потребность в нём в сочетании с высокой
стоимостью импортной продукции
естественным образом привела к мысли об
организации собственного производства
фарфоровых изделий, базирующегося на
местных материалах. Для обучения русских
мастеров и организации местного
производства уже начиная с 1717 года
приглашались иностранные мастера
гончарного дела.
9.
В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы подруководством барона Ивана Антоновича Черкасова
началось строительство «порцелиновой мануфактуры».
Для организации производства был приглашён арканист
(алхимик) Кристоф Конрад Хунгер (в России его называли
Гунгером), имевшим большой опыт работы в
фарфоровом производстве в Европе.
В 1748 году Дмитрий Иванович Виноградов открывает на
основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора.
Можно сказать, что именно с этой даты начинается
история русского фарфора. Гжельский промысел не был
централизованным предприятием под единым
руководством. Это всегда были множественные артели
по производству посуды для широкого употребления.
Фарфор, изобретенный Виноградовым начинает
выпускаться на Императорском фарфоровом заводе и
очень быстро завоевывает популярность.
10.
Первыми художниками мануфактуры в 1749 г.стали мастер Иван Чёрный и его сыновья и
внуки. Для изготовления фигурок Черкасов
пригласил австрийского резчика по дереву Й.
Ф. Дункера Старшего. Также на невской
мануфактуре работали рисовальщик
Вестерини и двое мастеров с мануфактуры
Гребенщикова.
Табакерка с жанровой сценой:
1750
Фарфор, роспись надглазурная полихромная;
оправа — серебро
11.
Табакерка с жанровой сценой: охота на медведя1750-е
Фарфор, роспись надглазурная полихромная;
оправа — серебро
3,8×9,0×6,7
Появляются целые ансамбли из фарфора. Их основу
составляют разнообразная посуда и вазы, в
которые, кроме настоящих фруктов, кладут
«обманки» из фарфора (сделанные в натуральную
величину и иллюзиони-стически расписанные
плоды). В ансамбль включаются фарфоровые ручки
столовых приборов, фарфоровые подсвечники,
настольные украшения в виде маленьких беседок и
трельяжей, в обрамлении которых, как в
игрушечном регулярном саду, располагаются
миниатюрные тоже фарфоровые скульптуры дам и
кавалеров, пастушков и пастушек, негров, китайцев
и т. д. Все это дополняется фарфоровыми
табакерками в руках у гостей, фарфоровыми
пуговицами их одежды, эфесами шпаг и
множеством других вещей из того же материала.
12.
Ювелирные изделияПанагия. Распятие с евангелистами.
Первая треть XVIII в.
В середине века наряду с подъемом золотого и
серебряного дела начинается расцвет
ювелирного искусства в узком смысле слова,
искусства, создающего украшения из
драгоценных камней, причем — важная черта
нового времени —из камней, подвергшихся
огранке, а не только из кабошонов, имеющих
гладкую округлую форму. Крупнейший ювелир
тех лет — уроженец Швейцарии Ие ремня Позье
(1714--1779). Приехав в Россию в 1729 году, он к
1740 году становится главным
«бриллиантщиком» двора и после двадцати
четырех лет работы в Петербурге уезжает на
склоне лет обратно на родину. Собственных его
произведений сохранилось мало, больше
безымянных вещей, сделанных в те же годы.
13.
В совокупности они свидетельствуют о том, чтоювелирное дело развивается в обычных для той
поры стилевых формах. Однако это больше
чувствуется не в конкретных чертах
орнаментики, а в качествах более общего
порядка: приверженности к многоцветности,
«фонтанным» и «каскадным» композициям,
своеобразной натуральности (выложенные из
драгоценных камней изображения пчел на
венчике цветка или цветочные букеты и
гирлянды-бандо).
Панагия. Тайная вечеря.
Первая треть XVIII в