9.06M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Советское искусство 1930-х годов

1.

Советское искусство 1930-х годов.
Работу выполнили ученики 10 «А» класса:
Фельдшеров Ярослав,
Шлыков Кирилл,
Лактионов Александр,
Городный Николай.

2.

1. Власть и Культура.
Тема строительства нового общества становилась главной в художественном творчестве. Она нашла
своё выражение в методе социалистического реализма, который предполагал показ преимуществ
социализма и исторической обречённости старого буржуазного мира. Соцреализм включал
советский патриотизм, установку творческого деятеля на исторический оптимизм и безусловную
убеждённость в правоте партии большевиков.
Положительному герою, как правило, противопоставлялся отрицательный, обречённый на
поражение.
Современные исследователи говорят о социалистическом реализме как о направлении,
продолжившем русский критический реализм, взявшем всё лучшее из традиций отечественной
классической литературы и искусства XIX в. Более того, получили развитие образы и приёмы,
восходящие к народному искусству союзных республик СССР. Власть и деятели культуры стали всё
чаще обращаться к темам из истории России.
В 1931-1934 гг. были образованы союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов СССР.
Возглавили их наиболее яркие представители творческой интеллигенции. На мероприятии
присутствовали делегаты с решающим (376 человек) и совещательным (215 человек) правом голоса,
а также более 40 иностранных гостей. С докладами выступали Максим Горький, Самуил Маршак,
Корней Чуковский, Николай Бухарин, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Алексей Толстой и другие.

3.

Первый всесоюзный съезд советских
писателей.

4.

2. Советская литература.
После возвращения из эмиграции ряда выдающихся русских писателей мощный
импульс к дальнейшему развитию получила советская литература. Власть, со своей
стороны, создала писателям все необходимые условия для творчества.
Вернулся обладавший мировой славой М. Горький и вскоре возглавил Союз писателей
СССР. Уже на Родине он завершил роман «Жизнь Клима Самгина», написал ряд пьес.
В СССР завершал работу над трилогией «Хождение по мукам» А. Н. Толстой.
Наряду с известными писателями и поэтами дореволюционного времени (В.
Маяковский, А. Серафимович) получили известность молодые литераторы - М.
Шолохов, А. Фадеев, Д. Фурманов, А. Твардовский, Н. Островский, М. Булгаков.
Популярностью стали пользоваться произведения национальных писателей - Янки
Купалы и Якуба Коласа (Белоруссия), Павло Тычины (Украина), писателей Грузии,
Таджикистана, Казахстана и других республик Союза.
А. Фадеев опубликовал роман «Последний из Удэге». В 1932-1934 гг. вышел в свет
роман «Как закалялась сталь» Н. Островского, ставший одним из любимейших
произведений советской молодёжи.

5.

.
Непросто складывались отношения с властью у
М. Булгакова.
Тем не менее его пьеса «Дни Турбиных»,
посвящённая трагедии офицеров Белой
гвардии, с огромным успехом шла на главной
спе-не МХАТа. До конца жизни Булгаков
работал над романом «Мастер и Маргарита»,
который был опубликован в СССР уже много
лет спустя после его смерти. Во всемирно
известном теперь произведении Булгаков
поставил вечные проблемы добра и зла,
правды и лжи, любви и ненависти.
Публиковалось много исторической
литературы. Кроме популярных работ А. Н.
Толстого, вышли произведения «Разин Степан» А. Чапыгина, «Цусима» А. НовиковаПрибоя. Серию романов «Нашествие
монголов» начал писать В. Ян

6.

В поэме «Ледовое побоище» К. Симонов
постарался провести параллели между
событиями далёкого XIII в. и угрозой для
СССР со стороны фашизма. Слова поэта
прозвучали грозным предупре-ждением:
Сейчас, когда за школьной партой
«Майн Кампф» зубрят ученики
И наци пальцами по картам
Россию делят на куски,
Мы им напомним по порядку Сначала грозный день, когда
Семь вёрст ливонцы без оглядки
Бежали прочь с Чудского льда

7.

3. Советский кинематограф.
Самым массовым и самым популярным видом
искусства стал кинематограф. Содержанию и
художественному уровню лент, выходивших в
прокат, уделялось самое пристальное внимание. Как
и в литературе, содержание значительной части
фильмов основывалось на историко-революционной
тематике. Кроме легендарного фильма «Чапаев»,
вышли в широкий прокат трилогия о Максиме (Г.
Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (Е.
Дзиган), «Депутат Балтики» (И. Хейфиц и А. Зархи),
«Великий гражданин» (Ф. Эрмлер) и др. Об участии
в революционной борьбе молодёжи рассказывал
фильм В. Легошина «Белеет парус одинокий» по
повести В. Катаева. Теме воспитания «нового
советского человека» был посвящён вышедший в
1931 г. первый советский звуковой фильм «Путёвка в
жизнь» (Н. Экк), ленты С. Герасимова «Семеро
смелых», «Комсомольск», «Учитель».

8.

В полной мере
использовался потенциал
исторического кино,
которое воспитывало
чувство патриотизма и
гордости за Родину.
Незадолго до начала
Великой Отечественной
войны вышли фильмы
«Петр I» (В. Петров),
«Александр Невский» (С.
Эйзенштейн), «Минин и
Пожарский» и «Суворов»
(В. Пудовкин).
Сформировалась галерея советских
киноартистов-«звезд»,
пользовавшихся огромной любовью
всего народа. Яркие образы в
фильмах 1930-х гг. создали П.
Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Жаров, И. Ильинский, Н.
Крючков, А. Кторов, М. Ладынина,
Т. Макарова, Л. Орлова, Б. Чирков,
Н. Черкасов и др.
Экранизировалась как советская,
так и зарубежная классика.
Одним из самых популярных в
довоенном СССР стал фильм В.
Вайнштока «Дети капитана Гранта»
по роману Ж. Верна. Песни на
музыку И. Дунаевского стали
всесоюзными хитами .

9.

4.Музыка.
Советская музыка в 1930-е гг. связана с именами
выдающихся композиторов С. Прокофьева, Д.
Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д.
Кабалевского, И. Дунаевского.
Ряд музыкальных произведений был посвящён
историческому прошлому: кантата С. Прокофьева
«Вставайте, люди русские», симфония-кантата Ю.
Шапорина «На поле Куликовом», оратория М.
Коваля «Емельян Пугачёв».
В эти годы были созданы коллективы, прославившие
советскую музыкальную культуру на весь мир. Это
квартет имени Бетховена, Большой государственный
симфонический оркестр, Оркестр Государственной
филармонии, Краснознамённый ансамбль Красной
Армии, Хор имени М. Е. Пятницкого и др.

10.

Коллективы:

11.

1930-е гг. стали периодом настоящего расцвета песенного
творчества. Песня М. Блантера «Катюша» на десятилетия
стала визитной карточкой отечественной музыкальной
культуры.Тревогу предвоенного времени передавали песни
братьев Покрасс «Если завтра война», «На границе тучи
ходят хмуро...» («Три танкиста»), а их композиция «Москва
майская» стала одной из любимых для москвичей.
Выдающимся композитором-песенником был И.
Дунаевский, написавший песни к самым популярным
кинофильмам десятилетия. «Марш весёлых ребят»,
«Спортивный марш», «Песню о весёлом ветре», «Песню об
отважном капитане», «Эх, хорошо в стране советской
жить !» советской жить!», «Песню о Родине», «Марш
женских бригад», «Песню о Волге», «Марш энтузиастов»
пела вся страна. Всемирную известность приобрели скрипач
Д. Ойстрах, пианист Э. Гилельс, дирижёр Е. Мравинский.

12.

5. Изобразительное искусство.
В центре творчества художников был образ
советского человека — борца и созидателя
нового общества. Яркие портреты
современников создали Г. Ряжский («Делегатка»), Н. Струнников («Партизан»), С.
Герасимов (серия портретов русских крестьян).
Героическим страницам Гражданской войны
посвятил свои картины М. Греков. Такие
жанры, как натюрморт, пейзаж, отходили в
целом на второй план, хотя и в этой области
талантливые произведения создали И. Грабарь,
К. Юон, П. Кончаловский, А. Лентулов, М.
Сарьян.

13.

Признанным классиком соцреализма стал Б.
Иогансон («Рабфак идёт (Вузовцы)», «Допрос
ком-мунистов» и др.). Много работали А.
Дейнека, создавший знаменитое поэтическое
полотно «Будушие лётчики», Ю. Пименов
(«Новая Москва»), М. Нестеров (серия
портретов советской интел-лигенции) и др.
Отличительной чертой эпохи стало широкое
распространение политической графики,
плаката, политической карикатуры. Наряду с
признанными мастерами этого жанра Д.
Моором и В. Дени, яркие работы создали Б.
Ефимов и творческий коллектив Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н.
Соколов).

14.

Советские скульпторы создали яркие образцы
монументального творчества: памятник В. Ленину
в Грузии (И. Шадр), памятник С. Шаумяну в
Ереване (С. Меркуров), «Жертвам 9 января 1905 г.»
(М. Манизер). Самой известной и узнаваемой стала
работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В
Париже монумент В. Мухинойразмещался как раз
напротив скульптурной композиции у павильона
нацистской Германии, которую венчал герб
Третьего рейха — орёл. Но именно «Рабочий и
колхозница» была признана лучшей скульптурой
выставки. Французская пресса назвала её
«величайшим произведением ХХ века».

15.

Скульптура В.Мухиной «Рабочий и
Колхозница». 1937 год.

16.

6. Театр.
В СССР создавалось множество новых театров
и театральных студий. Появились первые в
мире детские театры. Лучшим советским
театром считался МХАТ, а возглавлявшие его
К. Станиславский и В. Немирович-Данченко
стали всемирно признанными корифеями
теории и практики театрального искусства.
В труппе театра замечательная плеяда актёров
старшего поколения
(О. Книппер-Чехова, В. Качалов, И. Москвин)
соседствовала с молодёжью: К. Еланская, Б.
Ливанов, А. Тарасова, М. Яншин и др.

17.

В подходе к театральному
искусству советское руководство
исходило из приоритета
классической традиции. И
наоборот, твор-ческие
эксперименты В. Мейерхольда,
стремившегося в 1920-е гг. к ломке
прежних театральных форм и
наступлению «театрального
Октября», находили в новых
условиях всё меньше сторонников.

18.

На театральных сценах шли
спектакли, отражавшие события
эпохи революции и Гражданской
войны, начавшейся индустриализации: «Любовь Яровая» К.
Тренёва, «Бронепоезд 14-69» Вс.
Ива-нова, «Разлом» Б. Лавренева,
«Гибель эскадры» А. Корнейчука,
«Дни Турбиных» М. Булгакова.

19.

В пьесе Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия» рассказывается история женщины-комиссара. Во время Гражданской
войны она попадает на военный корабль, где главенствуют
анархи-сты. Благодаря силе воли ей удаётся объединить
матросов для борьбы за дело революции. Сама же она погибает.
В 1930-е гг. начался творческий путь театральных режиссёров:
А. Попова, Р. Симонова, Ю. Завадского, М. Кедрова, Г.
Товстоно-гова, В. Плучека.
Наряду с профессиональными театрами активно развивалось
самодеятельное художественное творчество. При дворцах
культуры и клубах по всей стране работали тысячи
драматических, песен-ных, хоровых самодеятельных
коллективов, объединявших более 3 млн человек.

20.

Итог:
1930-е годы стали временем бурного развития советской
культуры. Несмотря на идеологические рамки и партийногосударственный контроль, во всех жанрах и направлениях
литературы и искусства были созданы яркие произведения,
которые получили признание современников и потомков.
English     Русский Правила