34.45M
Категория: ИсторияИстория

Развитие литературы славян в Средние века

1.

СЛАВЯНСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В
ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Особенности европейской культуры
Средневековья (IX-XIV вв.)
2. Развитие литературы восточных славян в
Средние века.
3. Развитие литературы западных славян в
Средние века.
4. Развитие литературы южных славян в Средние
века

2.

1. Особенности европейской
культуры Средневековья
(IX‒XIV вв.)

3.

Для людей раннесредневековой Европы
было характерно религиозное сознание
• После распада системы образования Римской империи
вся интеллектуальная деятельность в Европе была
сосредоточена главным образом в монастырях.
• Труд писателя был разновидностью иноческого подвига,
особой формой молитвы; произведения писались не на
злобу дня, а посвящались вечным темам.

4.

• В период раннего Средневековья все славянские
народы попали под влияние центров христианской
религии ‒ Византии и Рима.
• И это оказало решающее воздействие на развитие
их письменных языков и литератур.

5.

В качестве языков богослужения, а следовательно, языков
письменности, в средневековой Европе использовались
латынь, древнегреческий и древнееврейский языки.
• После приобщения к
христианству славян
Кириллом и Мефодием
преимущественно в зоне
влияния византийской
культуры появляется ещё
один канонический язык –
старославянский, который
используется в качестве
письменного языка у
славянских народов.

6.

В каждом культурном регионе Европы были свои
«ключевые фигуры», оказавшие влияние на развитие в том
числе и литературных традиций.
• Крупнейший христианский бо- • Он ввёл в литературу жанр
гослов и философ, отец Церкисповеди.
ви, представитель латинской
патристики Аврелий Августин, • Этот жанр получил развитие не
прозванный Блаженным
только в религиозной, но и в
(354‒430).
светской литературе.
• Августин открыл сам принцип
исповедальности, который
свидетельствовал об усилении
авторского начала в искусстве.
• Августин был признан в качестве
одного из главных авторитетов в
христианстве, поэтому его идеи и
стиль оказали огромное влияние
на последующее развитие
литературы.

7.

Каролингское Возрождение
VIII‒IX вв.
• Главными представителями
были учёные-поэты во
главе с англосаксом
Алкуином, собранные при
дворе Карла Великого в
«Академию».
• Будучи прежде всего
придворными поэтами, они
стремились к созданию
универсальной латинской
светской литературы.
• В своих произведениях,
облечённых в классические
формы античной поэзии,
академики касались самых
разных светских тем.

8.

Поэзия вагантов ‒ странствующих поэтов-певцов из
клириков
• Поэзия вагантов была
распространена в Германии,
Франции, Англии и Северной
Италии в XI‒XIV вв.
• Это была озорная, вольнодумная
поэзия, часто содержавшая сатиру
на пороки католической церкви.
• Продолжая традиции «учёной
поэзии» Каролингского
Возрождения, ваганты гораздо
смелее шли по пути чисто светской
литературы.
• О содержании их поэзии
красноречиво говорят заглавия
стихотворений: «Нищий студент»,
«Беззаботная песня», «Обличение
Рима», «Праздничная песня»,
«Евангелие от Марки серебра»,
«Всепьянейшая литургия».

9.

Жанр «видений» ‒ рассказ о привидевшихся
зрительных образах
• По своей
целенаправленности этот
жанр был близок к
церковной проповеди.
• «Видения» использовались
для создания пародий,
аллегорий в куртуазной
рыцарской поэзии,
сатирических поучений и
др.
• По принципу видения
построена «Божественная
комедия» Данте.
Гарофало.
Видение св. Августина
(ок. 1520 г.)

10.

Поучительные повести, притчи и басни,
написанные латинской прозой
• Одни из них могли быть
всецело пронизаны
религиозными взглядами, а
другие ‒ иметь
преимущественно светский
характер.
• Притчи нередко
представляли собой живые
зарисовки средневековых
обычаев и нравов.
• Многие назидательные
рассказы объединялись в
сборники (напр.: «Поучения
для духовных лиц» Пьетро
Альфонси (нач. XII в.) и др.).

11.

Исторические хроники
• Труды историков занимали
видное место среди
памятников средневековой
письменности.
• Сначала такие тексты
создавались на латинском
языке, а затем на языках
европейских народов.
• Хроники содержат массу
фактов, что делает их ценным
источником познания.
• При этом они тесно связаны с
литературой, поэтической
фантазией.
• Авторы охотно обращаются к
старинным народным
сказаниям, не стремясь
отделить в них достоверные
факты от вымысла,
вкладывают в уста
исторических деятелей
пространные «речи» и т.д.

12.

2. Литература восточных славян в
Средние века

13.

Древнерусское государство
(Киевская Русь)
• Первым этапом развития восточно-славянских литературных
языков и литературы считается период IX–XIV вв., связанный с
эпохой Древнерусского государства (Киевской Руси).
• Это был общий этап в развитии культуры предков современных
восточнославянских народов ‒ русских, украинцев и белорусов.

14.

Древнейшим датированным памятником русской
письменности является Остромирово евангелие (XI в.)

15.

С конца X ‒ начала XI в. на Руси появляются переводные
книги самых разнообразных жанров, стилей и назначений:
• Мастерство перевода было очень высоким.
• библейские
• Космические образы поражали
исторические
воображение.
книги
• Неизвестные прежде художественные
приёмы вызывали подражание.
• византийские
хроники
• лирические
песнопения
• собрания
ораторских
произведений
• сборники афоризмов
• природоведческие
книги

16.

Оригинальные произведения древнерусской
литературы
• летописи
Из самых ранних
• жизнеописания
(«жития»)
• произведения
ораторского
искусства
• описания
путешествий
(«хождений») на
Восток или в
Западную Европу
• публицистические
сочинения
• «воинские
повести»
произведений наиболее
известными являются:
М. Антокольский.
Нестор летописец, автор
«Повести временных лет»
– «Повесть
временных лет»,
– «Моление Даниила
Заточника»,
– «Поучение»
Владимира
Мономаха,
– «Изборник
Святославов» (1073
и 1076 гг.),
– «Слово о законе и
благодати»,
– «Слово о полку
Игореве»,
– «Слово о погибели
Рускыя земли»,
– «Слово о полку
великого князя
Дмитрия
Ивановича»
(«Задонщина»).

17.

Особенности древнерусской литературы
(Д.С.Лихачёв)
• Произведения ‒ коллективное творчество.
• Не было вымышленных героев или сюжетов.
• Фабула проста, повествование ведётся спокойно,
неторопливо.
• Действующие лица всегда ‒ герои, совершающие
военные или нравственные подвиги.
• Не было стихов, но была поэзия.
• У литературы была особая образность, она
создавалась:
– перифразами;
– гиперболами;
– сравнениями.
• Часто создавалась ритмизированная проза.
• Истоки поэтичности ‒ устное народное творчество.

18.

Древнерусскую литературу отличают:
высокая гражданственность, искренняя любовь к
Родине
целомудренная чистота
призыв к возвышенному, хорошему, показ благородных
идеалов, жизнеутверждение, светлость и ясность
глубокое уважение к другим народам, к их обычаям и
верованиям
высокое художественное мастерство
В.Васнецов. Богатыри (1898)
Д.С. Лихачёв:
– Древнерусская
литература, вера
её авторов в
добро и победу
справедливости,
их горячий
патриотизм
укрепляют и
воодушевляют
нас и сегодня.
– Вслед за М.В. Ломоносовым,
называвшим
русские летописи
“книгами славных
дел”, то же самое
можно сказать о
большей части
древнерусских
повестей.

19.

Обособление украинских и белорусских земель
• С конца XII в. началось
обособление так
называемой Белой Руси
(Витебского, Полоцкого,
Турово-Пинского и
Минского княжеств).
• К XIII в. сложились в
основных чертах
современные белорусские
говоры.
• Тогда же характерные
белорусские языковые
черты начинают
проявляться и в
памятниках
древнерусской
письменности (например,
в Смоленской грамоте
1229г.).
• В XII в. на территории так
называемой Червонной Руси (в
Галицко-Волынском княжестве)
начинает складываться украинская
народность.

20.

Разделение восточных славян
• Однако вскоре территории юго-запада и запада Руси попадают
под власть Великого княжества Литовского и Польши, что еще
сильнее отторгает их от северной и северо-восточной
территории, где складывалось Российское государство и язык
великорусской народности.

21.

3. Развитие литературы западных
славян в Средние века

22.

В землях западных славян перекрещивались
культурные влияния из латинского мира и из
Византии
• Ещё в IX в. в Великой
Моравии были созданы
первые оригинальные
памятники литературы на
славянском языке.
• Так же, как и переводная
христианская литература,
они должны были
служить духовному
воспитанию «язычников»
в духе христианского
учения.

23.

Проповеди
• анонимное обращение к
пастве перед службой (в
составе так наз.
Фрейзингенских
отрывков) ‒
приписывается Кириллу.
• анонимная проповедь,
обращённая к
правителям (в составе
так наз. Клоцова
сборника XI в.) ‒
приписывается
Мефодию.

24.


«Проглас» (110 стихов) ‒ стихотворное введение к
славянскому переводу евангелия
Вероятнее всего, написано самим
Кириллом-Константином.
Многочисленные связи с
аналогичными памятниками
византийской поэзии.
Отражает эмоциональное
восприятие и осмысление
грандиозного события ‒ получения
славянами собственной
письменности.
Страстный призыв к «народам
Словенским» услышать посланный
им от Бога дар ‒ «слово»,
чувственное воплощение
божественной мудрости, пришедшее
к ним и виде понятных для них
«букв» и запечатлённое в «книгах».

25.

Житие Константина-Кирилла
Заметно отличаются от византийских
образцов: святость героя должна была
служить доказательством святости его
дела.
На первый план выходит религиозная
полемика.
Главная отличительная черта
Константина ‒ его чудесное соединение
с Мудростью-Софией, носителем и
выразителем которой он становится на
своём жизненном пути.
Совершаемые им чудеса ‒ это
небывалые успехи в изучении «наук»,
мгновенное усвоение незнакомых
языков и систем письма.
Сложное целое, сочетавшее в себе черты
литературных произведений разных
жанров и разных стилей изложения.

26.

Житие Мефодия
• Житие Мефодия было
задумано как дополнение и
продолжение жития
Константина-Кирилла.
• Включает в себя ряд
эпизодов:
– о пророческом даре
Мефодия,
– о почтении, каким он
пользовался со стороны
византийского императора и
короля франков, несмотря на
наветы клеветников.
• Жизнеописание героя как
раз и должно было показать
несостоятельность
обвинений в его адрес.

27.

• Деятельность в Великой
Моравии книжников
кирилло-мефодиевского
круга была
разносторонней.
• История славянской
письменной традиции
началась сразу с
создания не только
подражаний иноземным
образцам, но и крупных
произведений,
оригинальных по своему
содержанию и форме.

28.

На части бывшей Моравии было образовано
Пражское княжество
• Во второй половине XII в. возникло Чешское королевство,
которое вошло в состав «Священной Римской империи» –
объединённого государства германских племён.
• К концу XIII в. относятся первые памятники письменности
древнечешского языка.
• Они представляют собой подражания произведениям
европейской средневековой литературы.

29.

В XII–XIII вв. на славянских землях северной Венгрии
начинает выделяться и формироваться словацкая
этническая общность
• Наряду с латинским и немецким языками у словаков употреблялся
чешский язык, находившийся под влиянием народных словацких
говоров (старочешский язык).
• В XIII–XIV вв. на таком «чехословацком» языке появляется литература:
– духовная поэзия (молитвы, песни и др.),
– хроники, включавшие легенды и др.

30.

В Польше принятие католичества привело к
утверждению латыни в качестве литературного языка
• Но зарождался и польский народный литературный язык.
• Наиболее ранним памятником письменности на польском литературном
языке, возможно, является религиозный гимн «Богородица» (Х в.).
• Есть предположение, что уже в XIII в. на польский язык переводились
некоторые религиозные книги и на нём создавались оригинальные
тексты.
• В XIV в. делались списки с более ранних оригиналов, создавалась и
новая литература на польском языке ‒ церковного характера.

31.

4. Развитие литературы южных
славян в Средние века

32.

До XIV в. литературным языком южнославянских
народов служил старославянский язык
• Однако в раннефеодальных государствах
южнославянских народов зарождались и
этнические литературные языки.

33.

• В XII в. сербская
королевская династия
Неманя (Неманичи)
создаёт первое самостоятельное сербское
государство Рашка с
центром в г. Раса.
• В рамках этого
государства происходит
формирование
сербского,
черногорского и
боснийского этносов.
• В Рашке начинает
развиваться
письменность на
сербском языке.

34.

• Босния превратилась в наиболее
сильное государство на Балканах.
• К ней была присоединена и часть
Герцеговины.
• На адриатическом побережье
Черногории славянское племя
дуклян создало княжество Дукля,
которое со временем стало
называться Зетой, а затем
Черногорией.
• В Зете (Черногории) делались
списки произведений
религиозной литературы –
поучения, жития святых,
требники, монастырские уставы и
др.
• На территории этих государств
обнаружены наиболее ранние
памятники сербской
письменности (XII в.) ‒
церковные тексты и грамоты.
• От XIII–XV вв. также сохранились
произведения религиозной
литературы и множество грамот.

35.

На рубеже XII—XIII вв. писал свои сочинения основатель
независимой сербской православной церкви архиепископ
Савва (в миру Растко Неманич).
• Все литературные труды св. Саввы
посвящены монашеству.
• Св. Савве принадлежат:
– Уставы Карейского,
Халандарского, Студеничского
монастырей;
– редакция Кормчей книги,
которая стала наиболее
распространённой в Русской
Церкви;
– Житие св. Симеона Немани;
– Правила чтения Псалтыри
– и нек. др. сочинения.

36.

В Болгарии первые письменные тексты на болгарском
языке появляются уже в конце IX – начале Х в.
• Сохранился трактат монаха-черноризца
Храбра «О писменах», повествующий о
возникновении письменности у славян.
• В своём трактате Черноризец Храбр
защищал и возвеличивал
старославянскую письменность.
• Прозвище (псевдоним) Черноризец Храбр
(«монах-поборник», «монах храбрый»)
могло возникнуть в связи с участием
писателя в спорах о правомерности
переводов священных книг на
старославянский язык, которые вели с
Кириллом римские теологи.
• Считается, что это был писатель,
работавший в Преславской книжной
школе в конце IX – начале Х вв.
• Известно множество списков трактата и
подражаний ему, сделанных как в
Болгарии, так и в других славянских
странах.

37.

В эпоху второго Болгарского царства (столица − г. Тырново) было создано
большое количество церковной и светской литературы.

38.

• Писатель-богослов второй половины
XIV в. Евфимий Тырновский оставил
целый ряд трудов собственного
сочинения, в т.ч.:
– жития болгарских святых,
– повести,
– похвальные слова,
– послания.
• От XII–XV вв. сохранились и другие
записи молитв, рукописные сборники
религиозно-нравоучительных
сочинений, а также грамоты
светского содержания.

39.

Хорваты в Средние века попали под влияние
римо-католической церкви
В нач. XII в. у хорватов возникло первое крупное государство.
В это время здесь глаголическим письмом писали церковные книги, вели
хозяйственные дневники, составляли завещания и другие правовые акты.
Однако литературным языком в Хорватии оставалась латынь.
В Далмации в
XII–XIII вв.
происходил
расцвет
литературы на
основе
чакавского
диалекта.
Эта литература
включала,
наряду с
церковными, и
светские
жанры.

40.

• В XI–XIII вв. на территории Словении образовался
ряд княжеств – Каринтия, Штирия, Крайна и др.,
попавшие под влияние римо-католической церкви.
• От этого периода сохранились созданные в разных
местах на словенском языке рукописи религиозного
содержания; все они написаны латиницей.

41.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила