31.60M
Категория: ПолитикаПолитика

Традиционные политикоидеологические течения

1.

Тема лекции:
Традиционные
политикоидеологические
течения

2.

План лекции:
1. Политическая идеология:
сущность, содержание,
функции.
2. Идеологические течения
Нового времени.

3.

1. Политическая идеология:
сущность, содержание,
функции.

4.

5.

6.

Политическая идеология форма политического сознания,
определенная доктрина, содержащая
теоретическое осмысление
политического бытия с точки зрения
интересов, целей и идеалов
определенных социальных групп и
слоев, национальных образований.

7.

8.

9.

Формы проявления политической идеологии:
- политические теории (теория – система обобщённых взглядов и идей,
дающих достоверные знания, объяснения, истолковывая и прогнозируя
какие – либо явления);
- политические концепции (концепция – это определённый способ
понимания, трактовки какого – либо явления);
- политические идеи (идея – это зрительный, наглядный образ);
- социально–политические идеалы (идеалы – это образец, прообраз
совершенства, составляющий высшую цель стремлений человека);
- политические принципы (принцип – это исходное, основополагающее
начало, которое может быть выражено в теоретическом знании, мышлении,
поведении),
- ценности (ценность – это материальные и духовные объекты, способные
удовлетворять какие – либо потребности людей и служить их интересам и
целям),
- нормы ( норма – это правило, предписание, образец поведения или
действия, мера оценки чего – либо);
- политические лозунги;
- политические программы.

10.

11.

12.

1. Идеологические течения
Нового времени.

13.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) политическая идеология, сформировавшаяся XVII –XVIII
вв. н.э. на основе протестантизма, политических учений
английского и французского Просвещения.
У истоков классического либерализма стояли:
Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С. Милль, В. Гумбольдт, А.
Смит, Вольтер, И. Бентам, А. де Токвиль, Дж. С. Милль и
др.

14.

ЛИБЕРАЛИЗМ
идейно-политическое движение, объединяющее сторонников
буржуазно-парламентского строя, выступающих против
любых форм контроля за его экономической и духовной
деятельностью со стороны светской и церковной власти.
Ведущие идеологи классического либерализма:
Д. Локк (1632-1704 гг.);
А. Смитт (1723-1790 гг.);
Ш.Л. Монтескье (1689-1755 гг.);
И. Кант (1724-1804 гг.);
А. Де Токвиль (1805-1859 гг.);
Г. Джефферсон (1743-1826 гг.).

15.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Предпосылки зарождения либерализма:
1. Развитие экспериментальной науки;
2. Внедрение новых производственных технологий;
3. Первоначальное накопление капитала;
4. Распространение товарно-денежных отношений;
5. Изменение социальной структуры общества;
6. Падение авторитета римско-католической церкви.

16.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Либерализм возник как контрмодель феодализма
Либерализм стал идейной основой буржуазных
революций 17-18 вв., нацеленных на упразднение
феодализма и абсолютизма
Социально-классовая основа раннего либерализма –
зарождающаяся буржуазия, заинтересованная в
развитии капиталистических (рыночных) отношений в
обществе, свободное городское население.

17.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Теоретические основы либеральной идеологии:
1. Учение о “естественном праве”;
2. Теория “общественного договора”;
3. Теория “суверенитета ”;
Характерные признаки либерализма:
1. Критическое отношение к государству и его институтам;
2. Вера в эффективность и универсальность рыночных механизмов;
3. Верховенство закона и права – как основополагающий принцип
регулирования общественных отношений;
4. Космополитизм;
5. Гуманизм;
6. Индивидуализм.
7. Волюнтаризм

18.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Политические идеи классического либерализма:
1. Ограничение экономических и социальных функций государства
(«Государство - ночной сторож» - Фердинанд Лассаль);
2. Принцип разделения властей;
3. Конституция – основа государственности;
4. Свободная политическая конкуренция;
5. Принцип плебисцитарной демократии;
6. Парламент как центр принятия политических решений;
7. Развитие местного самоуправления.
:

19.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Основные убеждения либерализма:
1. Приоритет индивидуальных начал перед коллективными.
(частные интересы и потребности важнее общественных);
2. Каждый индивид от природы свободен и ответственен перед своей
свободой;
3. Частная собственность – основа свободного общества;
4. Законы, нормы, ценности создаются самим человеком. :

20.

21.

Основные компоненты либерализма
Абсолютная ценность
человеческой личности и
изначальное (от рождения)
равенство всех людей.
Признание определенных
неотчуждаемых прав человека
(право на жизнь, свободу,
собственность).
Теория и практика правового государства.
Главные условия процветания государства:
государство частной собственности;
невмешательство государства в экономику;
простор для личной инициативы.
Идея гражданского общества, как
общества экономического
основанного на частной
собственности и рынке, и
независимо от государства и
политических институтов.
Концепция социального прогресса
Идея "естественного неравенства
людей". Неравенство естественный биологический,
социальный и исторический факт,
обусловленный неравенством
способностей, талантов,
трудолюбия.

22.

Идеологии 17-19 вв.
1.1. Либерализм
Середина 19 – начоло 20 века – либеральное движение
переживает глубокий кризис.
Упадок либерализма имел следующие предпосылки:
1. Бурное развитие промышленного капитализма привело к массовой
люмпенизации населения.
2. Ключевые идеи либерально-буржуазных революций так и небыли
воплощены в жизнь.

23.

Идеологии 17-19 вв.
1.2. Консерватизм
Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) – политическая
идеология, ориентированная на сохранение традиционных норм,
ценностей и устоев общественной жизни.
Понятие “консерватизм” имеет два основных значения:
1) Традиционализм – приверженность к устоявшимся, укоренившимся
нормам, ценностям, стереотипам, стремление к их сохранению;
2) Реваншистская апологетика прошлого, направленная на возврат
утраченного в прошлом господствующего либо привилегированного
положения в обществе.
Основатели классического либерализма:
Эдмунд Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд

24.

Идеологии 17-19 вв.
1.2. Консерватизм
Консерватизм возник как контрмодель либерализма.
Классический консерватизм возник в XVIII в. в Англии как
реакция на либерально-буржуазные революции и их
последствия.
Социально-классовая основа классического консерватизма –
разорившиеся феодалы, представители аристократии, духовенства
потерявшие власть в результате либерально-буржуазных революций,
интеллектуалы, разочаровавшиеся в либеральных идеях.
незыблемость ценностей, приверженность
стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

25.

КОНСЕРВАТИЗМ
политическая идеология, выступающая за сохранение
традиций и устоев государственного и общественного
устройства.
Основоположники консерватизма:
Э. Берк (1729-1797 гг.);
Ж. Де Местр (1754-1821 гг.);
Л. Де Бональд (1754-1840 гг.).

26.

Идеологии 17-19 вв.
1.2. Консерватизм
Политические идеи консерватизма:
1. Политика – сфера деятельности политических элит;
(демократический элитаризм)
2. Свобода и равенство несовместимы;
3. Социальное неравенство – естественное состояние
общества;
4. Государство не может эффективно функционировать без
опоры на традиционные институты (семья, церковь);
5. Революции разрушают естественный общественный
порядок;

27.

Идеологии 17-19 вв.
.
1.2. Консерватизм
Характерные признаки консерватизма:
1. Авторитет «вечно вчерашнего»;
2. Ностальгическое воспевание минувших эпох;
3. Недоверие к технологическим и социальным
инновациям;
4. Фатализм;
5. Исторический пессимизм;
6. Отрицание прогресса;
7. Религиозность.

28.

Идеологии 17-19 вв.
1.2. Консерватизм
В 21-веке консерватизм остается одним из наиболее
влиятельных идеологических течений.
Идеи классического консерватизма были интегрированы в
различные национальные политические культуры, что
привело к появлению новых направлений политического
консерватизма.

29.

30.

Принципы и установки консерватизма
Преклонение перед традициями и
историческим прошлым.
Оправдание решительных мер в
защиту консервативных
ценностей.
Критическое отношение к
потенциальным возможностям
совершенствования человека и
общества с помощью
политических средств и методов:
только религиозная вера может
сделать человека лучше,
политические законы лишь не
позволяют ему поступать плохо.
Государство и правящая элита
должны не только управлять
обществом, но и воплощать
мудрость нации.
Сдержанное отношение к
социальным изменениям,
позитивное отношение только к
тем изменениям, которые
согласуются с существующим
порядком и развиваются
подконтрольно, а не синхронно.

31.

Идеологии 17-19 вв.
1.3. Коммунистическая идеология
Коммунистическая идеология сформировалась в Западной
Европе в середине XIX века.
на основе учения К. Маркса
Коммунистическая идеология — система идей убеждений и
ценностей, выражающих интересы пролетариата.
Коммунистическая идеология возникла как реакция на
кризис либерально-буржуазного общества и
капиталистических отношений.

32.

Идеологии 17-19 вв.
1.3. Коммунистическая идеология
Основные идеи коммунизма:
общественная собственность на средства производства материальных благ;
классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита
интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной
собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения
этой цели);
воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на
моральные стимулы к труду;
забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не
работает, тог не ест»);
идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства
возможностей» в либерализме;
коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной
структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством,
которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного
самоуправления).

33.

Идеологии 17-19 вв.
1.3. Коммунистическая идеология
Политические идеи коммунизма:
Идея неизбежности социалистической революции;
Диктатуре пролетариата как наиболее справедливая и эффективная
форма управления;
Исторический прогресс есть смена общественно-экономических
формаций, различающихся способом производства, формами
собственности;
Государство по мере развития общества должно уступить место
общественному самоуправлению;

34.

35.

36.

Идеологии 17-19 вв.
1.4. Анархизм
Анархизм - (от греч. anarchia — безвластие, безначалие) —
учение, обосновывающее необходимость упразднения
государства и его институтов, а также любых форм властных
отношений.
Анархизм возник в середине 19 века, как альтернатива
либерализму и консерватизму.
Основатели анархизма
П.Ж. Прудон, М. Штирнер, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.
Характерная черта анархихма - отсутствие устойчивой
социально-классовой основы.

37.

Идеологии 17-19 вв.
1.4. Анархизм
Основные идеи:
1. Первичность человеческой личности и
индивидуальных интересов;
2. Отрицание социальной иерархии;
3. Идея справедливого общества, основанного на
социальной гармонии и добровольной солидарности;
4. Необходимость революционной, стихийной
ликвидации государства, как источника эксплуатации
и принуждения;

38.

39.

Выводы к учебному вопросу №1
1. Классические идеологии носили бескомпромиссный и крайне
догматичный характер. При этом каждая идеология
претендовала на роль научной теории;
2. Основные противоречия между классическими идеологиями
проявляются в следующем:
- роль государства и традиционных социальных институтов;
- представления об идеальном обществе;
- интерпретация категорий «справедливость» и «свобода»;
- представления о средствах достижения политических целей;
- отношение к истории и социальному прогрессу.
3. Классические идеологии впитали в себя отдельные элементы
религиозного сознания.

40.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
политическое течение, в основе которого лежат идеи
консерватизма, приспособление к новым условиям
общественного развития.
Видные идеологи неоконсерватизма:
Дж. Белл (США);
Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ);
Р. Арон, А. Де Бенуа (Франция) и др.

41.

В мировом плане:
•приоритетность принципа свободы
над принципом равенства. Равенство
возможно только как равенство
возможностей, но не как равенство
условий и результатов;
•защищая идею свободы и прав
человека, акцентирует внимание и на
обязанностях человека перед самим
собой и перед обществом.
В экономической области:
•ограничение вмешательства
государства в рыночную экономику;
•содействие частной инициативе с
помощью представления налоговых
льгот, стимулирования частных
инвестиций и предложения на
рынке.
В политической сфере:
•функционирование политических
институтов представительной
демократии;
•демократия должна быть
вертикальной, элитарной;
•политическая деятельность профессия, доступная каждому, но
лишь при наличии у него
соответствующих способностей,
признания и специального
образования.
Суть социальной политики
создание условий, позволяющих
рабочим делать сбережения,
приобретать собственность,
обретать финансовую
самостоятельность и
независимость от государственного
"социального попечительства".

42.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Целью общества провозглашается
прогресс человечества на основе
конституционного закона и
порядка.
Признание допустимости и
необходимости вмешательства
государства в экономическую
сферу.
Расширение деятельности
государства в социальной сфере.
Особое внимание уделяется
правам и свободам человека, а в
государственном устройстве принципу разделения властей.
Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений,
реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие
рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая
при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается
компетентности.

43.

44.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ
доктрина постепенного реформирования буржуазного
общества путем утверждения демократии во всех сферах
жизни - политической, экономической, социальной и
международной.
Основные принципы социал-демократии
(Стокгольмская Декларация Социнтерна, 1989)
Свобода.
Каждый человек имеет право быть
свободным от политического
принуждения, действовать в силу
своих личных целей и
индивидуальных возможностей.
Равенство.
Оно предпологает равную ценность
всех людей и служит условием
свободного развития личности и
социального прогресса.
Солидарность.
Она носит всеобъемлющий глобальный характер. Это выражение общности
человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и
материальная поддержка.

45.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Основные положения
Политическая демократия.
наличие свободных выборов;
представление гражданам действительного выбора
между различными политическими альтернативами;
возможность смены правительства мирными средствами;
гарантия прав личности и меньшинства;
существование независимой судебной системы,
основанной на верховенстве закона.
Социальная демократия.
Борьба за социальную демократию - это борьба за более
высокое качество жизни, которое характеризует степень
социальной свободы человека, условия и содержание его
труда, доступность системы образования и духовных
ценностей, состояние окружающей среды.
Международная демократия.
Мир и сотрудничество государств.
Экономическая
демократия.
"плюралистическая"
экономика, основанная на
началах самоуправления,
предполагающая
элементы планирования и
сохранение рынка, как
регулятора производства";
государство регулирует
рынок в интересах людей;
развитие "соучастия"
представителей
трудящихся в управлении
капиталистическими
фирмами, а также
развитие
"самоуправления".

46.

47.

48.

Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.
Истории XX в. известны разные фашизмы:
итальянский фашизм, немецкий национал-социализм,
португальский фашизм диктатора Салазара (до 1974 г.),
испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др.
Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в
известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в
силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того
политического лидера, который становится его символическим выбором.
Фашизм – идейно-политическое течение правоэкстремистского толка. Для
фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума),
крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и
личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества,
максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной
жизни людей.
English     Русский Правила