2.68M
Категория: КультурологияКультурология

Чувашские музыкальные инструменты

1.

ЧУВАШСКИЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ

2.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ:
Ударные
Духовые
Струнные

3.

УДАРНЫЕ:
БАРАБАН
Барабан (параппан) – ударный мембранный народный
музыкальный инструмент.
В глубокой древности он использовался во время ритуальных
праздников и как сигнальный инструмент. Барабан нередко
включался в ансамбль в сочетании с волынками и другими
инструментами. Ни одно свадебное действо не обходилось без
использования нескольких барабанов. Для игры на нем
использовались колотушки. Перед игрой, для настраивания,
кожу барабана обрызгивали пивом.
При его изготовлении на открытые края выдолбленные
деревянные корпуса в форме цилиндра (высотой 20–25 см,
диаметром 40–50 см) с обеих сторон натягивается собачья,
баранья или лошадиная кожа. При игре вешается на верёвке
через плечо, используются колотушки кеглевидной формы,
левой, более короткой, колотушкой отбиваются мелкие
ритмические доли. Звучание барабана глухое, сильное, в то же
время мягкое, нерезкое.

4.

УДАРНЫЕ:
ЗУБЧАТАЯ
ТРЕЩОТКА
Зубчатая трещотка (çатăрка) – один из
народных чувашских самозвучащих
инструментов. Звук (щёлканье закреплённой в
корпусе деревянной пластинки) производился
вращением корпуса вокруг рукоятки с зубцами.
Трещотка употреблялась в очистительном
обряде сĕрен, изготовлялась накануне и после
его проведения сжигалась. Различные типы
трещоток могли использоваться для
сопровождения танцев, игры на других
инструментах и как детская игрушка.

5.

УДАРНЫЕ:
КОЛОКОЛЬЧИК
Колокольчик (шӑнкӑрав)– чувашский ударный
самозвучащий музыкальный инструмент. Названия
получены от звукоподражаний. Использовался в конской
упряжи, подвешивался на шею свободно пасущихся
домашних животных.

6.

УДАРНЫЕ: БУБЕН
Бубен (тункăр) – ударный
самозвучащий музыкальный народный
инструмент, бубенчик, а также ударный
мембранный бубен. Последний
представляет собой кожаную мембрану,
натянутую на круглую деревян. обечайку
(с открытой второй стороной), к к-рой
прикреплены металлич. бубенчики или
колокольчики.

7.

ДУХОВЫЕ:
СВИРЕЛЬ
Свирель (шăхлич) – один их духовых
чувашских народных музыкальных
инструментов. Это продольная флейта из
твердой древесины, один из самых
распространенных чувашских народных
музыкальных инструментов. Об этом
инструменте упоминает К. Иванов в поэме
«Нарспи». Материал, из которого
изготавливается свирель – липовая кора,
клен, камышевый тростник, жесть. Играла
на нем преимущественно молодежь
(мужчины) в весеннюю и летнюю пору.
Чаще всего можно было услышать игру на
нем по окончании весеннего сева и в период
сенокоса.
Мелодии, исполняемые на инструменте,
преимущественно лирического или
танцевального происхождения, песенные
мелодии исполняются редко. Каждый
исполнитель обычно сочиняет мелодии сам.

8.

ДУХОВЫЕ:
ВОЛЫНКА
Волынка (сӑрнай) (от персидского сур – пир,
свадьба, най – флейта) – старинный чувашский
духовой язычковый музыкальный инструмент, одна
из двух разновидностей (наряду с шăпăр) волынки.
В середине 19 в., по данным С. М. Михайлова,
волынка сохранилась только у низовых чувашей. В
печати отмечено также первое появление
исполнителя на волынке в Чебоксарах (1929).
Воздушный резервуар волынки изготавливали из
цельной шкурки козленка, теленка, поросенка,
жеребенка, в длину он мог достигать 180 см. В
отверстия шкуры вставлялись трубки из дерева,
выполнявшие разные функции: боковая – для
вдувания воздуха, две другие звучали в интервал
квинты и одна для исполнения мелодий, с семью
отверстиями. На этом инструменте можно было
исполнить трехголосные наигрыши.

9.

ДУХОВЫЕ:
ВОЛЫНКАПУЗЫРЬ
Шăпăр (волынка-пузырь) – чувашский духовой
язычковый музыкальный инструмент. Одна из двух
разновидностей волынки, бытующих у чувашей.
Инструмент состоит из бычьего пузыря и нескольких
металлических трубок. На нижний конец этих трубок
одет коровий рог и при игре пузырь сжимается локтями
рук. На этом инструменте играли только мужчины.
Значение инструмента, судя по описаниям из литературы
XIX века, было очень велико. Он употреблялся в
различных обрядах – в обряде изгнания бесов, обряде
«вирми», на поминках и других. Большую роль играл
«пузырь» на свадьбах, где его звуки иногда сопровождали
выход невесты, встречу свадебного поезда и, в
особенности, пляски. Иногда происходили соревнования
двух пузырников, победившим считался тот, кто играл без
перерыва в течение более долгого срока.

10.

ДУХОВЫЕ:
МНОГОСТВОЛЬНАЯ ФЛЕЙТА
Многоствольная флейта (палнай) –
старинный чувашский музыкальный
инструмент. Состоит из набора закрытых
с одной стороны трубок разной длины в
количестве 5-7 штук. Трубки делали из
тростника или древесины и соединяли
нитками или клеем. Палнаем называют и
губную гармошку.

11.

СТРУННЫЕ: ГУСЛИ
Гусли (кĕсле) – старинный чувашский струнный щипковый
музыкальный инструмент. Гусли шлемовидные или трапециевидные,
разновидность цитры или так называемого псалтериума. Существенно
отличается от крыловидных гуслей с веерным расположением струн
(так называемых звончатых, распространённых на русском Севере и у
финских народов) как по устройству, так и по приёмам игры.
Аналогичные гуслям инструменты известны в быту народов Поволжья
(татарский госле, марийский кясле, удмуртский крезь). Вопрос о
происхождении этого весьма совершенного инструмента у народов
Поволжья спорный. В 14 в. псалтериум употреблялся в музыкальном
быту русским духовенством и скоморохами, но вышел из
употребления в 17 в. в связи с гонениями на последних. Из летописи
16 в. известно, что своеобразные гусли бытовали и в Казанском
ханстве. Выдвигаются гипотезы о путях проникновения
горизонтальных щипковых инструментов в Европу через посредство
протоболгарских племён. Предшественник нынешних гуслей мог быть
заимствован хуннами у китайцев (имеющих два вида подобного
инструмента – шэ (тче), а также цинь). Непосредственно у чувашей
гусли известны по источникам с 18 в., активно бытовал до 20 в.,
звучал в обрядах погребения и поминок, застольях, на посиделках,
свадьбах и т.д.

12.

СТРУННЫЕ:
СКРИПКА
Струнный смычковый музыкальный инструмент (Сĕрме купăс (купăс, хăма
купăс)) – старинный чувашский струнный смычковый музыкальный инструмент.
Архаический прототип – трёхструнный с долблёным корпусом – не сохранился
(реконструирован В.С. Черновым, им же выявлены традиционные названия частей
сĕрме купăс), в современ. языке – четырёхструнная скрипка.
Части сĕрме купăс: смычок (сĕркĕч), обечайка (кăшкар), пуговица для прикрепления
струнодержателя (хутав), струнодержатель (тăха), резонаторные прорези (янăрав
шăтăкĕ), подставка (лаши), струна (хĕлĕх), верх. дека (купăс пичĕ), гриф (мăйĕ),
колок (пăта), головка грифа (купăс пуçĕ). Строй открытых струн сĕрме купăс
квинтовый, у низовых чувашей встречалась настройка двух нижних струн в кварту.
Имелось два способа держать сĕрме купăс при игре: вертикально, опирая на левое
колено, или горизонтально, прижимая к левому плечу.
Инструмент традиционно звучал на праздниках, свадьбах, похоронах, поминках,
сольно и в ансамблях. В мифологии создание сĕрме купăс связывается с главным
Божеством Турă; использование серы (канифоли) для натирания смычка –
с Шуйттаном, он представлялся духом, носящимся в вихре, играя на сĕрме купăс.
В этом скрыто двойственное отношение к звукам сĕрме купăс, которым
приписывалась магическая сила. В пантеоне духов существовал также
специализированный йĕрĕх, покровительствующий скрипке.

13.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
English     Русский Правила