1.49M
Категория: МузыкаМузыка

История создания симфонии №8 Франца Шуберта

1.

Хилькевич Е.Ю.
ГБОУ СОШ 549

2.

Детство и юность.
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его
музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки
музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно –
старший брат. В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую
школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый
голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего
мальчика” в столичную придворную капеллу. До 1816 г. Шуберт бесплатно
учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.
Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте.
Зрелые годы.
Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем.
Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро
обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору
принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь
1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта. В
июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему
устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине
ноября музыкант возвратился в Вену.

3.

Болезнь и смерть.
Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32
года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное –
реализовать свой удивительный дар.

4.

Шуберт создавал симфонию сначала в виде наброска («дирекциона») на
двух строчках и лишь затем — в партитуре. Сохранились наброскидирекционы трёх частей, в партитуре Шуберт записал лишь две первые
части симфонии, сохранилось также начало партитуры третьей части.
Симфония посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце,
которому в 1824 году были представлены 2 первые части.
Рукопись была сохранена другом Шуберта
Ансельмом Хюттенбреннером, у которого её
обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек.
В 1866 году симфония была опубликована.
(в виде первых двух частей). После 1822 года
Шуберт к симфонии не возвращался по неизвестным причинам. Но не исключено, что
3 и 4 части симфонии утрачены, т.к. хранились у других людей.

5.

Долгое время была распространена точка зрения, что двухчастность
этой симфонии в действительности не означает её незавершённость, так
как две известные части оставляют впечатление цельности и
исчерпанности.
С точки зрения музыковедов, «Неоконченная» Шуберта считается
первым симфоническим произведением, в котором воплотились
основные черты раннего романтизма; отказ от четырёхчастного
цикла классической симфонии, как в сторону увеличения, так и в сторону
сокращения количества частей, в дальнейшем стал обычным для
творчества композиторов-романтиков.
Кроме того, помимо Симфонии си минор у Шуберта немало других
поистине гениальных, смелых по замыслу сочинений, оставшихся
неоконченными (среди них - Струнный квартет до минор DV 703,
фортепианные сонаты До-мажор DV 840, Фа-диез минор DV 571 и др.).
Ещё в XIX веке предпринимались попытки завершения
«Неоконченной» симфонии другими композиторами. В настоящее время
существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии
— в частности, варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда и
российского композитора Антона Сафронова.

6.

I часть.
Начинается сосредоточенной темой басов, создающей образ
тягостного
размышления,
печальной
непреложности.
Это
своеобразный эпиграф. В развитии частей он играет важную роль.
Затем на фоне трепетного, словно чем-то скованного движения
скрипок, гобой и кларнет распевают задумчиво печальную мелодию.
На смену ей идёт другая — вальсовая, юношески порывистая, светлая
и ласковая. Обе темы песенны. Но уже в первой возникают
тревожные акценты, а развитие второй прерывают резкие вторжения
трагических аккордов, предвестников драмы. В разработке бурное
волнение усиливает, обостряет контрасты, наконец получает выход в
беспокойном «беге» скрипичных пассажей, в грозном, как веление
судьбы, звучании темы — эпиграфа. Возвращающаяся в репризе тема
не приносит успокоения, и потому, в конце вновь, подобно
неразрешенному вопросу, появляется тема-эпиграф.

7.

II часть.
Музыка погружает в атмосферу глубокого поэтичного лирического
высказывания. Певучие темы сменяют друг друга, варьируя оттенки
мечтательного состояния — то светлого, то чуть грустного. Лишь изредка
оно нарушается кратковременными, но напряженными взлетами —
отголосками недавней драмы.
Часть 1.
Часть 2.

8.

Дирижер Иоганн Гербек, первый исполнивший симфонию, обнаружил ее
абсолютно случайно.
Шуберт постоянно забывал о собственных произведениях. Так он мог
часами импровизировать, создавая истинные шедевры.
Когда Францу приносили ноты его сочинений, он всегда говорил одно и
тоже: «Какая чудесная вещь! А кто автор?»
Это абсолютно законченное произведение, так как после создания прошло
два года, когда он все же решил показать симфонию своему ближайшему
приятелю.
Презентация состоялась лишь спустя сорок лет после смерти первого
романтика.
Считается, что автор не успел завершить композицию из-за смерти, что
конечно же миф.
Так же симфония использовалась в фильмах. Вот их примеры:
- Моцарт в джунглях (2015)
- Любовь – это идеальное преступление (2013)
- Сицилийский аккорд (2012)
- Американский папаша (2010)
- Побережья Аньес (2008)

9.

- Выкуп в полдень (2005)
- Призрачные приключения Каспера и Венди (2002)
- Война Фойла (2002)
- Особое мнение (2002)
- Озорные анимашки (1993)
- Симпсоны (1990)
- Слишком красивая для тебя (1989)
- Пингу (1986)
- Детектив (1985)
- Доктор Кто (1981)
- Будучи там (1979)

10.

Не секрет, что композиция довольно известна в
музыкальных кругах. Ее исполняют на большой
сцене лучшие симфонические оркестры. Но не у
всех получается приблизить слушателя к
истинному интонационному звучанию,
характерному для той эпохи.
Образцовыми исполнениями принято считать:
Николаус Арнонкур подчеркнул прозрачность
и легкость. Аккуратность в динамическом плане
сделали музыку более утонченной и изящной.
Леонард Бернстайн имеет взгляды,
отличающиеся от предыдущего музыканта.
Драматизм и накал – вот основополагающее
значение в его трактовке.
Герберт фон Караян выделяет тему
вступления, определяя для нее главное место.

11.

Произведение стало новаторским в данном жанре, и стало
образцом эпохи Романтизма. К характерным чертам нового
времени можно отнести следующие качества:
Усовершенствование драматургии;
Появление другого по строению конфликта;
Различие персонажей;
Тяготение к программе;
Иное представление;
Новая стилистика;
Внутреннее и внешнее изменение масштабов;
Увеличение формы высказывания;
Отказ от циклической структуры;
Обновленная композиция.

12.

Источники:
http://obrazovaka.ru/alpha/s/shubert-franc-schubert-franz
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskieproizvedeniya/frants-shubert-neokonchennaya-simfoniya
English     Русский Правила