608.45K
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Франц Петер Шуберт

1.

2.

Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31
января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский
композитор, один из основоположников романтизма в
музыке, автор приблизительно 600 вокальных
композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и
других), девяти симфоний, а также большого
количества камерных и сольных фортепианных
произведений.
Произведения Шуберта до сих пор не утратили
популярность и входят в число самых известных
образцов классической музыки.

3.

История создания и проблема
незавершённости:
«Неоконченная симфония» си
минор (при издании был
присвоен № 8) — одно из самых
знаменитых симфонических
произведений австрийского
композитора Франца Шуберта.
Написана осенью 1822 года.

4.

Шуберт создавал симфонию сначала в виде наброска
(«дирекциона») на двух строчках и лишь затем — в партитуре.
Сохранились наброски-дирекционы трёх частей, в партитуре
Шуберт записал лишь две первые части симфонии, сохранилось
также начало партитуры третьей части.
Симфония посвящена любительскому музыкальному обществу в
Граце, которому в 1824 году были представлены 2 первые части.
Рукопись была сохранена другом Шуберта Ансельмом
Хюттенбреннером, у которого её обнаружил венский дирижёр
Иоганн Хербек, впервые исполнивший симфонию в концерте
венского Общества любителей музыки 17 декабря 1865 года.
(Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо
отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть
из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.)

5.

В 1866 году симфония была опубликована (в виде
первых двух частей).
После 1822 года Шуберт к симфонии не
возвращался, причины прекращения работы над
ней неизвестны.
Не исключено, что 3-я и 4-я часть симфонии были
попросту утрачены, так как рукописи её хранились
у других людей.

6.

Долгое время была распространена точка зрения (которую
отстаивали некоторые музыковеды), что двухчастность этой
симфонии в действительности не означает её незавершённость,
так как две известные части оставляют впечатление
цельности и исчерпанности. С их точки зрения,
«Неоконченная» Шуберта считается первым симфоническим
произведением, в котором воплотились основные черты
раннего романтизма, отказ от четырёхчастного цикла
классической симфонии, как в сторону увеличения, так и в
сторону сокращения количества частей, в дальнейшем стал
обычным для творчества композиторов-романтиков. Однако
против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом
первые две части написаны в разных, далёких друг от друга
тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после
него.) Кроме того, помимо Симфонии си минор у Шуберта
немало других поистине гениальных, смелых по замыслу
сочинений, оставшихся неоконченными (среди них Струнный квартет до минор, фортепианные сонаты До-мажор)

7.

Имеется и другое предположение, которые
было выдвинуто Борисом Тищенко: оно
состоит в том, что тональный план
шубертовского симфонического цикла по всем
канонам того времени должен был бы
оканчиваться си-мажором, однако медных
духовых инструментов, которые могли бы
играть в этой тональности, на тот момент в
оркестре не существовало.

8.

Ещё в XIX веке предпринимались попытки завершения
«Неоконченной» симфонии другими композиторами. В
настоящее
время
существует
несколько
вариантов
завершения «Неоконченной» симфонии — в частности,
варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда и
российского
композитора
Антона
Сафронова.
Как
продолжение симфонии Шуберта была задумана Восьмая
симфония Бориса Тищенко (2008), которая впервые
прозвучала 20 декабря 2008 года в одном концерте с
произведением австрийского композитора. «Борис Тищенко
далек от простой стилизации — он развивает гармонические
и ритмические идеи, заложенные в «Неоконченной»
симфонии,
с
использованием
современных
средств
музыкальной
выразительности»,

утверждает
музыкальный критик.
English     Русский Правила