2.31M
Категория: ИсторияИстория

История отечественной культуры

1.

Презентация по дисциплине
«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
на тему
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБЛИК
РУССКОЙ УСАДЬБЫ
конца XVIII – начала XIX в.»
Выполнила:
Кокот Т.В.
Тула, 2021

2.

Русская усадьба... Достаточно сказать эти два слова, и в памяти
всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка,
темные липовые аллеи, уединенная беседка, сонный пруд... Поэтичный и
умиротворяющий, близкий русскому сердцу образ красоты ушедшей, и
потому печальный. Россия была украшена сотнями дворянских усадеб, как
луг цветами. И мир усадьбы был удивительно богат и интересен.
В период расцвета в состав усадьбы входили архитектурный ансамбль и
парковое окружение – усадебно-парковый комплекс.

3.

Всякая
дворянская
усадьба

это
в
определённой степени музей, поскольку в её стенах
столетиями накапливались огромные исторические
и художественные ценности – картины, книги,
гравюра, мебель, фарфор, семейные архивы. Всё это
собиралось и веками бережно хранилось.

4.

Русская усадьба — отдельное поселение, архитектурный
комплекс жилых, хозяйственных, садово-парковых и
иных
построек,
а
также,
усадебный
парк.
Расцвет дворянских помещичьих усадеб приходится на
конец XVIII – I пол. XIX века, когда сеть усадеб покрыла
почти всю европейскую часть России

5.

Начиная с 40-х гг. XVIII в. усадьба превращается в
парадную
репрезентативную
резиденцию
с
постройками
дворцового
типа,
окруженную
регулярными садами и каналами. Многочисленные
приемы высоких особ, гостей сопровождались
устройством великолепных праздников с музыкой,
гуляниями
в садах, катаниями на водах
Усадьба Останкино

6.

В 70-е гг. XVIII в. в культуре дворянской усадьбы происходят
существенные изменения, связанные со становлением нового
эстетического
направления

русского
классицизма.
Классицизм развивал идеи о главенстве разума, гармоничности
человеческой личности, ориентировался на культуру античного
мира. Он полностью отвечал умонастроениям «просвещенных»
помещиков своей универсальной художественной системой и
языком, оказался понятен всем. В этом стиле строились и
великолепные царские резиденции под Санкт-Петербургом, и
скромные имения мелкопоместных дворян
Кузьминки

7.

Бурное усадебное строительство потребовало вовлечения в
этот процесс отечественных и приезжих специалистов:
архитекторов, художников, оформителей. Среди них были такие
известные мастера, как В.И.Баженов, К.И.Бланк, Н.А.Львов, И.Е.
Старов, М.Ф.Казаков, В.Бренна, П.Гонзаго и др. В строительстве
дворянских усадеб в провинции участвовало множество
безымянных мастеров, крепостных архитекторов и художников
В.Баженов
В. Бренна
И. Старов
М. Казаков

8.

Усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу
реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса,
деревни. Ансамбль подчинялся планировочной оси,
ориентированной перпендикулярно реке.
Усадьба Марьино

9.

Центром любой усадьбы служил барский дом. Он
стоял на возвышенности и был виден издали
.
Усадебный дом Беров, г. Алексин

10.

Вход в дом отмечался портиком — крытой передней частью здания —
и колоннадой. А на фронтоне обычно помещали герб или вензель —
замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу
венчал бельведер — специальная надстройка над зданием, с которой
открывался живописный вид на окрестности. Его либо стеклили, либо
оставляли открытым. Крыша усадебного дома часто имела форму
купола, что придавало дому еще большую торжественность и величие.
Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами.
Художественный образ интерьеров усадебного дома соответствовал
общему функциональному делению территории на парадную часть и
будничную

11.

К главному зданию вела аллея, обычно липовая, которая
завершалась парадным двором с роскошными цветниками и
стрижеными газонами. Сады пейзажного типа включали обычно
каскадные разделенные дамбами пруды с живописными
островками,
множество
прогулочных
дорожек,
гротов,
оригинальных
оранжерей
и
павильонов.
Усадьба Середниково

12.

Одновременно со строительством новых хором в
усадьбах разбиваются регулярные парки, каналы,
каскады, фонтаны, копаные пруды, амфитеатры –
всё это превращало плоскую территорию в
произведения садовой архитектуры

13.

Дом состоятельного помещика походил на
дворец, украшенный снаружи колоннами,
скульптурами,
декоративной
лепниной.
Барский дом усадьбы Брянчаниновых

14.

Как правило, в отдалении от жилья располагались
многочисленные хозяйственные строения: конюшни,
скотные дворы, мастерские, погреба, псарни, бани, псарни,
сараи, амбары, оранжереи, а иногда и дворянские
мануфактуры.
Хозпостройки имения «Ясная Поляна» ,Тула

15.

Часто на территории усадьбы находилась и
церковь, причем храм отступал на второе место
после главного дома, подчиняясь ему
в
композиционном и художественном отношении.
Храм Троицы Живоначальной в усадьбе Свиблово

16.

Парадное лицо дворянского дома – это гостиная.
Центральное место в доме занимал парадный зал для
званых обедов, балов и торжественных церемоний. В
интерьере зала преобладали два цвета — белый и золотой,
что придавало помещению благородный вид.

17.

Комнаты особняка обставляли дорогой мебелью,
увешивали
зеркалами,
украшали
вазами,
картинами, скульптурой. Некоторые образцы
мебели
того
времени
представляют
собой
настоящие
шедевры
прикладного
искусства.

18.

Особое место в украшении залов усадебного дома
занимали произведения живописи и скульптуры.
Предметы искусства развешивали и расставляли в
жилых
комнатах
и
гостиных.

19.

В дворянских домах появились специальные помещения:
кабинеты, парадные столовые, карточные комнаты, бильярдные,
парадные спальни.

20.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усадьба, как зеркало, отражала внутренний мир помещика.
Усадьба – это малая родина источник душевных сил и
размышлений о будущем.
Усадьба строилась в расчёте на столетия, в принципе
предполагалось, что она будет переходить по наследству, оставаясь
собственностью одной семьи, члены которой принадлежали к
одной социальной сфере. Едва ли не самой важной в социальном
плане чертой усадьбы была её замкнутость, отгороженность
искусственно созданного идиллического «Рая» от невзгод
внешнего мира
Русская усадьба – это уникальный по своими общественным
функциям центр экономической, политической и культурной
жизни нескольких поколений наших
соотечественников
После революции 1917 года многие
усадьбы были уничтожены,
а другие превратились в пансионаты
и санатории

21.

Список используемой литературы:
1. В.А. Топорина, Е.И. Голубева. Русская провинциальная дворянская
усадьба как природное и культурное наследие. М., 2015
2. Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 1
(17). Москва-Рыбинск, 1994
3. https://studwood.ru/575344/kulturologiya/russkaya_usadebnaya_kultura
4. https://vladimir71.mirtesen.ru/blog/43874846995/Russkaya-usadba-XVIIIveka
.
English     Русский Правила