16.59M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

История искусств

1.

История искусств
ВЫПОЛНИЛ ЩУКИН В.В,

2.

Содержание
3. Развитие русской гражданской архитектуры.
Петербург - город Нового времени. План Леблона и
Д. Трезини. Роль общественных зданий в
городском ансамбле.
9. Начало русского барокко. Д. Трезини – создатель
нового архитектурного стиля. Петропавловская
крепость. Здание 12 коллегий.
16. Классицизм - ведущий стиль эпохи. Общая
характеристика. Расцвет дворцового строительства.
23. Особняки. Культура русской усадьбы.
Парковое искусство.
31. Придворный театр царя Алексея
Михайловича
34. Список использованной литературы

3.

Развитие русской гражданской
архитектуры. Петербург - город
Нового времени. План Леблона и
Д. Трезини. Роль общественных
зданий в городском ансамбле.
В XVII в. существенные изменения коснулись
зодчества. После Смутного времени каменное
зодчество начинает возрождаться. В Москве
восстанавливаются стены и башни Кремля; над
главными его воротами, Спасскими, возводят красивую
шатровую надстройку, это придает башне праздничный
и торжественный вид. В облике башни появляется еще
одна новая деталь – куранты.

4.

Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной
деревянного зодчества XVII в. является роскошный царский дворец в Коломенском (1667–
1668 гг.), разобранный «за ветхостью» столетие спустя, при Екатерине II. Царский дворец в
Коломенском состоял из многосрубных хором, поставленных на подклетях (нижних этажах,
имеющих хозяйственное значение). Фасады жилых парадных помещений были богато
украшены резными наличниками и разнообразными завершениями в виде шатров, бочек,
кубоватых и уступчатых крыш.
Подъем гражданской архитектуры, ярко проявившийся в конце XV – начале XVI в. в
строительстве Кремлевского дворца, имел достойное продолжение в XVII столетии. В
невиданных прежде масштабах возводились:
1) дворцы;
2) административные сооружения;
3) жилые дома;
4) гостиные дворы.

5.

Санкт-Петербург – жемчужина
современной цивилизации, шедевр
архитектурной мысли и яркий образец
человеческого вдохновения. Его облик
очаровывает своей красотой и
восхищает эстетическим
совершенством.
Своим величием он олицетворяет
безграничные возможности русского
народа и непоколебимую мощь
Российской державы. Торжество
человеческого духа и воли — вот, что
означает этот великий город, возникший
по замыслу великого человека…

6.

В основу своего замысла Леблон положил отвлеченную
идею города-крепости, вписав план Петербурга в
геометрически правильную фигуру — эллипс. Схема эта
была основана на градостроительных принципах
итальянских и французских теоретиков архитектуры,
примененных совершенно формально.
Заключая территорию города в произвольно избранную им
форму эллипса, Леблон отвлекался от реально
существовавших частей города. За пределы схемы вышли
Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже
Летний сад...
Согласно ранее принятой идее Петра центр города Леблон
наметил на Васильевском острове. Однако он совершенно не
учитывал приморского положения Петербурга и, вместо того
чтобы обратить его фасад к морю, отделил Васильевский
остров от залива крепостными сооружениями. Он не понял
идеи создания города-порта, открытого к морю. Не понял
Леблон роли Невы в жизни и облике Петербурга. Полностью
отвлекся он и от остальных топографических и
климатических условий.

7.

К плану Петербурга, составленному Леблоном,
была приложена записка. Архитектор был
крупным теоретиком, и в ней мы находим ряд
разумных предложений. Но принцип планировки
Петербурга, предложенный им, был совершенно
абстрактным и поэтому несостоятельным.
Леблон и Трезини работали над проектом в
отсутствие Петра: царь находился в
продолжительной заграничной поездке.
Отчитаться в своей работе они должны были
осенью 1717 года.
Вернувшись в Петербург, Петр рассмотрел планы
города и в частности Васильевского острова.
Проект Леблона его разочаровал, он назвал его
«противным естеству» и отверг. Проект Трезини
был принят. И не случайно. Трезини был не только
первым архитектором Петербурга. Трезиниградостроитель сам сформировался в процессе
роста и развития этого города. Он глубоко
понимал значение его для страны, видел
неразрывную связь его жизни с морем и Невой и
вел все строительство сообразно этому. На берегах
Невы строил он дома и дворцы, возводил
колокольню и суровые стены Петропавловской
крепости, почитая величественную северную реку
за главный «проспект» будущего города. Понимал
он и значение Васильевского острова как части
территории города, обращенной к морю. Всего
этого не учитывал Леблон.

8.

Общественные здания размещают на замкнутых или открытых площадях в качестве единственной
доминанты или располагают целым ансамблем по периметру площади. В ряду улицы
общественные здания, как правило, заглубляют по отношению к ее застройке, образуя парадные
курдонеры и создавая таким образом композиционные акценты улиц. Во многих случаях
общественные здания располагают таким образом, Чтобы они замыкали перспективы улиц
и проспектов. Даже в самой урбанизированной среде эти здания стараются связывать с природой,
располагая их на возвышенностях, на берегах водоемов, вписывая в парковые массивы, и т. д.
Именно общественные здания определяют силуэт города. Если в прошлом его создавали в основном
культовые сооружения, то в настоящее время силуэт образуют высотные дома разного назначения,
телевизионные башни и др. В высотной жилой застройке крупных городов общественные здания
начали терять свое значение в создании силуэта города и здесь необходимо искать новые средства
выразительности, выделяющие эти здания в застройке.
Будучи предназначенными для удовлетворения общественных потребностей людей, общественные
здания отражают уровень социального, культурного и технического развития той эпохи, в которую
были созданы, и это определяет их образную выразительность и особую историческую значимость.

9.

Начало русского барокко. Д. Трезини –
создатель нового архитектурного стиля.
Петропавловская крепость. Здание 12
коллегий.
К русскому барокко относится собор Успения Богоматери
в Смоленске. Его строительство было начато в 1677 г. под
руководством московского мастера Алексея Королькова,
собор строился в несколько этапов, последние работы
велись уже в наши дни. После перестройки в 1772 г.
архитектором П.И. Обуховым собор приобрел черты
европейской барочной постройки. Возведенный на высокой
части города и имеющий впечатляющие размеры, он стал
своеобразным символом западного русского города, где
вполне естественным был процесс соприкосновения
московской и западноевропейской культур. В интерьере
собора множество икон и вышивок, из которых самая
примечательная - плащаница из мастерской Ефросиньи
Старицкой.

10.

Но главные достижения русского барокко связаны с более
поздним периодом истории. Россия - одна из стран, где
барокко будет существовать долго.
Самые блистательные архитектурные достижения этого
стиля связаны с отцом и сыном Растрелли. Отец,
Бартоломео Карло Растрелли, не снискав славы в родной
Флоренции, долго работал во Франции, получил там от
Людовика XIV графский титул. После смерти короля был
приглашен в Россию царем Петром в 1716 г. и приехал уже
с семьей, учениками, помощниками. Лучшие скульптурные
работы Бартоломео Карло Растрелли создал именно в
России. Это портреты царя Петра - бюст и конная статуя,
которая сегодня стоит перед Михайловским замком в
Санкт-Петербурге. Растрелли-отцу принадлежат многие
портреты соратников Петра. Но, вероятно, самая удачная
его работа - бронзовая скульптурная группа "Императрица
Анна Иоанновна с арапчонком".

11.

В августе 1731 года Доменико Трезини было
поручено перенести Почтовый двор на новое
место - участок близ Исаакиевской церкви.
Освободившийся участок Миних приказал
застроить кордегардией и конюшнями лейбгвардии Конного полка. После передачи
Меншиковского дворца Кадетскому корпусу
Трезини составлял смету на переустройство
дворцовых помещений для новых нужд. Исполнял
он и заказы дочери Петра I Елизаветы,
переделывая для неё галерею и печи в доме
Нарышкина на Большом луге (ныне Марсово
поле).
Архитектурный стиль, в котором работал Трезини,
называют "петровским барокко". Его отличает
сдержанность при архитектурном оформлении
зданий, что так по душе было Петру I. Трезини
ввёл в Петербург петровской поры
североевропейскую архитектуру, свойственную
протестантской культуре. При этом она
применялась лишь для казённых строений, тогда
как русские богачи требовали вычурной
пышности. Исключением был лишь сам царь,
который только к концу своего правления
поселился в по настоящему богатом дворце. Но то
здание было спроектировано уже не швейцарцем
Трезини, а итальянцем Маттарнови.

12.

Петропавловская крепость — уникальный
военный, исторический и архитектурный
памятник, судьба которого тесно переплелась с
судьбой всей России. Она была заложена 16 (27)
мая 1703 г. и предназначалась для защиты земель,
отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией.
После взятия шведской крепости Ниеншанц Петр I
с приближенными, объезжая острова невской
дельты в поисках места для нового русского
укрепления, обратил внимание на этот удобно
расположенный остров.

13.

Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась
царственная птица - орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на
берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует
сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града
Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил
говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных
апостолов Петра и Павла...» Таким образом началось строительство крепости
Санкт-Петербург (так она называлась вначале, и лишь позже, когда вокруг нее
вырос новый город, название Санкт-Петербург стало обозначать город, а
крепость стала именоваться Петропавловской).
Петропавловская крепость - символ российского влияния на Балтийских берегах
Петропавловскую крепость строили с большой поспешностью, опасаясь
нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами
руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное
сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его
Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой
вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени
сподвижников Петра, а один - Государевым.

14.

Здание Двенадцати коллегий — одна из самый старых
построек на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.
Первый проект по указу Петра I создал итальянский
архитектор Доминико Трезини. Изначально основная
функция здания была административной, в нем должны
были разместиться двенадцать коллегий — новые
центральные органы управления, сформированные
Петром I взамен устаревших приказов.
Строительство началось в 1722 году, став первым этапом
реализации плана по созданию административного
квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини
умирает, и за постройкой начинает следить архитектор
Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини,
зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были
достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное
заседание состоялось уже в 1732-м.

15.

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398,
99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов
с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента
своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия
занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший
в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи,
построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди
характерных для петровского барокко черт можно выделить
двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа,
пилястры и высокие крыши.
Административный квартал на Васильевском острове
не сформировался, коллегии постепенно были
перемещены в другие помещения. В начале XIX века
в здании Двенадцати коллегий находился Государственный
архив, который сильно пострадал от ноябрьского
наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа
тайных дел были полностью уничтожены.

16.

Классицизм - ведущий стиль эпохи.
Общая характеристика. Расцвет
дворцового строительства.
Классицизм — это широкое эстетическое
направление в искусстве, оказавшее влияние
на живопись, архитектуру, скульптуру,
литературу и театр XVII-XIX веков. Эстетика
классицизма легла в основу одноименного
художественного стиля. Значение его для
развития европейской культуры столь высоко,
что говорят о целой эпохе классицизма.
Название пришло из французского языка
(classicisme). Термин образован от латинского
слова classicus, что означает «образцовый».

17.

Художники-классицисты, как и живописцы Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество во
многом стало реакцией на сменившие ренессансные традиции маньеризм и барокко. Мастера-классицисты
вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональное начало.
Особенности этого стиля:
ориентация на каноны античного искусства;
строгие пропорции, стройность композиции;
тяга к симметрии, упорядоченности;
геометрическая простота и чёткость линий, форм;
опора на логику;
гармония, недопустимость диссонансов и хаотичности;
следование строгим правилам и канонам, положенным в основу живописной и эстетической системы;
стремление к изображению людей гармонично развитыми, близкими к анатомическому идеалу;
выбор высоких, вечных тем.

18.

Для классицистической традиции характерно
разделение жанров на высокие и низкие. Этот
принцип наблюдался и в живописи, и в
литературе, и в драматургии. Считалось
недопустимым смешивать жанровые элементы.
К высоким жанрам относили исторический,
мифологический и религиозный. В подобных
сюжетах часто звучат героические мотивы, а
сопоставить их можно с одой у литераторов и
трагедией у драматургов. К низким были
отнесены натюрморт, пейзаж и портрет. Такие
сюжеты считались менее значимыми,
бытовыми.

19.

Традиции классицизма пришли в Россию во второй половине XVIII
века, в эпоху новой волны европеизации, связанной с деятельностью
императрицы Екатерины Великой. Наиболее известные фигуры среди
русских художников-классицистов:
Дмитрий Левицкий (1735 — 1822);
Карл Брюллов (1799 — 1852);
Фёдор Рокотов (1736 — 1808);
Владимир Боровиковский (1757 — 1825);
Орест Кипренский (1782 — 1836).
Прекрасное представление о творчестве в этом стиле даёт парадный
портрет «Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини
Правосудия» Дмитрия Левицкого.

20.

Расцвет дворцового строительства пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование
Елизаветы I Растрелли построил для нее 12 дворцов, множество соборов и роскошных домов для
придворных. Он также возглавлял строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского
собора в Киеве, Екатерининского дворца в Царском Селе. Грандиозными проектами Растрелли
стали Смольный монастырь и Зимний дворец.
В 1735 году Растрелли начинает строить поместье в Рундале для Бирона. Архитектор готовит
подробный план здания и лично следит за ходом строительства, договаривается с подрядчиками и
мастерами. Именно на этой стройке впервые в Курляндии покрывают крышу луженой жестью —
на солнце она блестит как драгоценный металл. Отделочные материалы готовятся в Петербургской
императорской строительной канцелярии. Но Бирон приостановил стройку — он стал герцогом
Курляндии и распорядился частично отправить отделку в Митаву, на другую стройку — для
возведения своей главной резиденции. В 1738 году там началось строительство зимнего дворца.

21.

Митавский, а сегодня — Елгавский дворец (город
переименован в Елгаву) стоит на берегу реки
Лиелупе, которая дополняет общий ансамбль. Во
дворце более 300 залов, над их оформлением
работал Николай Васильев, коллега и помощник
Растрелли.
В 1740 году Бирон был арестован и сослан,
строительство остановилось. Многие уже готовые
детали интерьеров Рундальского дворца
демонтировали и вместе со всеми оставшимися
строительными материалами переправили в
Россию. Когда Бирон, после помилования в 1764
году, распорядился возобновить строительство,
главным архитектором проекта стал уже Иоганн
Готфрид Зейдель, а Растрелли занял пост главного
интенданта герцогских построек.

22.

Небольшой дворец в Петергофе построен во время
правления Петра I. В нем проходили праздники и приемы
царских особ. Со временем дворец перестал вписываться
в общую концепцию архитектурной барочной роскоши,
которую предпочитала Елизавета Петровна. Растрелли было
поручено перестроить дворец, учитывая пожелания
императрицы. Перед ним стояла задача сохранить стены и
осовременить внешний вид здания.
Дворец стал трехэтажным, значительно расширилось его
центральное пространство, появились одноэтажные
галереи и боковые корпуса — Церковный и Корпус под
гербом. Нетронутым остался Дубовый кабинет Петра I.
Самым пышным интерьером отличается танцевальный зал,
занимающий все Западное крыло.

23.

Особняки. Культура русской усадьбы. Парковое искусство.
Усадьбы — это удивительные по атмосфере места, где
сохранился дух старины. Именитые владельцы,
архитектурные шедевры, старинные парки, аллеи
с многовековыми деревьями, тайны прошлого — все
это неизменно влечет туристов. И даже руины могут
быть интересными, ведь в этих каменных останках
прежних дней сохранилась энергетика и история.
Сегодня мы расскажем о 10 усадьбах. Возможно,
в детстве вы проводили рядом с этими местами свои
школьные каникулы, но даже и не подозревали, какие
люди оставили здесь свой след. Перемещаемся
в Поленово, Вороново, Середниково, Виноградово,
Ясную Поляну, Абрамцево, Остафьево, Марфино,
Горки и Ольгово.

24.

Поленово.
Усадьба создана в 1890-х годах
художником Василием
Поленовым по собственному проекту
и чертежам и до 1939 года принадлежала
его семье, затем была принесена в дар
государству и переименована
в Поленово.
Здесь можно увидеть деревянный
трехэтажный дом 1890–1892 годов
в стиле модерн, мастерскую художника,
многочисленные жилые и хозяйственные
деревянные здания, каменную ограду
с воротами, парк из смешанных пород
деревьев.
В двух километрах от музея находится
Троицкая церковь 1906 года в неорусском
стиле, построенная по проекту Поленова
вместо прежней деревянной. Рядом
с церковью — могилы художника и его
жены Натальи. В соседнем селе Страхово
расположено здание сельской школы
1911 года, выстроенной на средства
Поленовых.

25.

Вороново.
В 1775 году в усадьбе гостила Екатерина II.
До наших дней сохранились двухэтажный
с пониженными боковыми крыльями главный дом,
построенный в конце XVIII века по проекту
архитектора Николая Львова
в стиле классицизм и отреставрированный
во второй половине XIX века в стилистике
неоренессанса. Здесь высится Спасская церковь
с отдельно стоящей колокольней и парковый
павильон «Голландский домик», созданные
в середине XVIII века архитектором Карлом
Бланком; раскинулись липовый парк середины
XVIII века и пейзажный парк рубежа XVIII–XIX
веков из смешанных пород деревьев с прудом.
Парки обустроены в конце XIX века
паркостроителем Арнольдом Регелем.

26.

Середниково.
В усадьбе неоднократно бывал Михаил
Лермонтов, здесь провел первые годы жизни Петр
Столыпин, гостил Федор Шаляпин. Усадебный
ансамбль создан в конце XVIII века в стиле
французского раннего классицизма, возможно,
по проекту архитектора Ивана Старова.
Сохранились двухэтажные с бельведером главный
дом и четыре флигеля, соединенные колонными
галереями; ограда парадного двора
с металлическими решеткой и воротами;
пейзажный парк из смешанных пород деревьев
с лиственничной аллеей, прудами, мостами
и белокаменной лестницей. О пребывании
в усадьбе Лермонтова напоминают монументы
и плафон овального зала на втором этаже,
расписанный по мотивам лермонтовской
поэмы «Демон». В километре от центральной
части усадьбы в деревне Середниково, на месте
прежней усадьбы, расположена церковь Алексея
Митрополита 1693 года. На кладбище около
церкви есть старые надгробия.

27.

Виноградово.
В усадьбе бывали Гавриил Державин, Иван
Крылов, Николай Карамзин.
Здесь сохранились деревянный оштукатуренный
двухэтажный дом, сооруженный в 1911–
1912 годах архитектором Карстом по проекту
Ивана Рыльского и соединенный остекленным
переходом с кухонным флигелем; переделанный
и надстроенный конный двор, скотный двор
из трех двухэтажных корпусов. По другую
сторону Дмитровского шоссе находится
церковный комплекс. В него входят Владимирская
церковь 1772–1777 годов (предполагаемые
архитекторы храма — Василий
Баженов или Матвей Казаков), современные
колокольня и часовая башня — все в стиле
классицизм; остатки кладбища с надгробиями
XVIII–XIX веков.

28.

О значении культурного наследия в жизни любого общества написано очень много. Являясь овеществленной традицией
нескольких поколений, оно создает ту питательную среду, в которой развивается наша современная культура. Среди
широкого ряда объектов, составляющих культурный фонд страны, особое место занимает усадьба как явление самобытное и
многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России.
Понятие "русская усадебная культура" претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба
имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в
этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в
Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл
усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк).
Дворянство, освобожденное в 1762 году от обязательной военной службы, обустраивало свои городские и сельские усадьбы.
В этот период происходит резкое изменение бытовой культуры - от замкнутости и закрытости позднего средневековья - к
демонстративности и представительности XVIII века. Это выражалось во всем - пространственной композиции и
интерьерах усадебного дома, в регулярном французском и пейзажном английском парках. И если регулярный парк был
рассчитан на зрелищные эффекты, то английский парк ориентировался на уединенное размышление и философствование.
Об этом свидетельствуют названия парковых строений - "Бочка Диогена", "Гробница Конфуция", "Каприз", "Монплезир". В
этот период расцвета приоритетное место в культуре занял театр. Он стал своеобразным символом эпохи. Театр и
театрализованность проникли во все сферы усадебной культуры, начиная от бытовой культуры и повседневного поведения и
заканчивал крупнейшими оперными и балетными постановками. 110 словам одного из исследователей, театр в то время
воспитывал, обличал, исповедовал, воодушевлял, поднимал дух.

29.

Центром туристического притяжения во всем мире являются сады. Одной из самых ярких
страниц из истории России является период необычайного подъема садовопаркового искусства в XVIII веке. Первые сведения о русских садах относятся к XII веку.
Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады
и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах. В XVII веке
в Москве был построен Верховой сад Кремлёвского дворца, располагавшийся
в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством. Для
русских садов всегда было характерно сочетание декоративных садов сутилитарными.
В садах устраивались рыбные пруды, для посадок выбирались плодовые деревья
(яблони, груши, вишни). Первые в России сады по европейским образцам появились
в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В
середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б.
Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. До нашего времени продолжают
эксплуатироваться Висячий сад Малого Эрмитажа и царскосельский сад.

30.

Первая в истории концепция регулярного
сада была разработана лишь в эпоху
Возрождения итальянским архитектором
Джакомо Виньолой. Настоящая эпоха
расцвета паркового строительства связана
с господством стилей барокко и особенно
классицизма. В это же время сложились
и основные принципы паркового
строительства. В садах XVI века
и регулярных парках XVII—XVIII веков
строения и деревья выделялись на фоне
насаждений, подстриженных в виде ровных
стенок — шпалер.
Одной из самых ярких страниц из истории
России является период необычайного
подъема садово-паркового искусства в XVIII
веке. В это время проявились и «засверкали»
своим великолепием знаменитые дворцовопарковые ансамбли новой столицы на берегу
Невы и Финского залива, а художественное
русское садоводство поднялось на новую,
весьма высокую ступень. Именно тогда
создавались такие шедевры, как Петергоф
и Ораниенбаум, летний сад и Царское Село.
Многократно выросли размеры садовых
композиций и стали шире средства
эстетической выразительности.

31.

Придворный театр царя Алексея Михайловича
В 1660 году царь поручил купцу-иноземцу Ивану Гебдону
«призвать в Московское гос-во из немецкой земли мастеров
комедию делать». Результат данного поручения неизвестен.
Позже в 1672 году Алексей Михайлович царь указал иноземцу на
русской службе полковнику Н. фон Стадену «приговаривать» в
Курляндии в русскую службу среди прочих мастеров «двух
человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии
всякие строить». А пока фон Стаден был в отъезде, 30 мая того
же года молодая царица Наталья Кирилловна родила царевича
Петра, и в череде праздничных торжеств государь решил
устроить «комедию» (комедией тогда называли любое
театральное представление). Уже в июне царь указал Иоганну
Готфриду «учинить комедию, а на комедии действовать из
Библии книгу Есфирь; и для того действа устроить хоромину
вновь». В это время приближенным Алексея Михайловича был
боярин Артамон Матвеевич, который ведал о том, что происходит
в Европе.

32.

Предполагается, что именно Матвеев предложил Грегори в качестве исполнителя царской воли. Иоганн Готфрид
Грегори создал сценический текст «Артаксерксово действо», и подготовил исполнителей из 60 юношейиноземцев, жителей московской Немецкой слободы, исполнявших и женские роли. В селе Преображенском
возвели «Комедийную хоромину» - первое театральное здание в России. Внутри оно представляло довольно
просторную «палату», стены которой обили красным сукном, а пол – зелёным; в центре её поставили государево
место на возвышении, по бокам – лавки для зрителей; для царицы и царевен устроили обрешеченную ложу, так
как из некоторых побуждений женщины на представление не допускались. Сцена отделялась от палаты завесой и
оформлялась «рамами перспективного письма» - декорациями.
17 октября того же года состоялся первый спектакль, длительность которого составляла десять часов. Алексей
Михайлович досмотрел действо до конца и, как свидетельствуют источники, остался доволен, возможно, потому
что «Артаксерксово действо» дало зрителям некоторые аналогии с с событиями современной им придворной
жизни.
Грегори продолжал обучать молодых людей актерскому мастерству. В 1673 году набрал около 70 человек из
подьячих. Были подготовлены: «Олофернова комедия» или «Иудифь», «Темир-Аксаково действо», «Малая
прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», балет об Орфее («французские пляски»),
постановкой которого занимался швед Николай Лим. Большинство сюжетов, которые перед постановкой одобрял
Алексей Михайлович лично, взяты из античности, следовательно были непривычны русскому человеку,
живущему в конце 17 века. Именно этот период можно обозначить, как начало взаимодействия еще
зарождающегося русского театра с европейской культурой.
Пролог к пьесе с античным сюжетом хоть и нес в себе мысль о величии русского царя, но уподоблял его не с
единым христианским Богом, а с богами олимпийскими. Во время зимы представления давались в Кремле, где
для этого оборудовали специальное помещение.

33.

Иоганн Готфрид Грегори скончался в 1675 году, его дело стали продолжать
его помощники: Юрий Гибнер стал руководителем театра, но, в силу
нехватки таланта «постановщика комедий”», на посту его сменил Степан
Чижинский, который поставил «Комедию О Давиде с Голиафом» и «Комедию
о Бахусе с Венусом» в 1676 году.
Вскоре после этих премьер Алексей Михайлович скончался. Созданный при
нем театр ознаменовал во многом конец Средневековья и переход к Новому
времени. Являясь театром придворным, устраивающимся прежде всего как
«государева потеха», он целиком подчинялся дворцовому распорядку и
прекратил своё существование со смертью государя (26 января 1676).
С началом царствования Федора Алексеевича «комедии минулись»,
театральные палаты очистили, а комедийные платья припрятали впредь до
дальнейших о них указах.

34.

Список
использованной
литературы:
История русского театра. М.:Эксмо, 2011.
Классицизм и романтизм. Архитектура.
Скульптура. Живопись. Рисунок / Под
редакцией Рольфа Томана. - М.: Konemann,
ОГИЗ, 2015.
Бедретдинова, Л. М. Екатерининский
классицизм / Л.М. Бедретдинова. - М.: Белый
город, 2015.
https://studopedia.ru/1_19166_teatr-pri-dvoretsarya-alekseya-mihaylovicha.html
http://biblio.imli.ru/images/abook/russliteratura/
Moskvicheva_G.V._Russkij_klassitcizm._1986.
pdf
English     Русский Правила