Похожие презентации:
Познание как объект философского анализа
1. ОГСЭ. 01 Основы философии
ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»Лекция №5
ОГСЭ. 01 Основы философии
Тема:Лекция № 15. Познание как объект философского
анализа
План:
1.
Познание как предмет философского анализа.
2.
Человек как субъект познания.
3.
Многообразие форм познания.
4.
Сенсуализм и рационализм .
5.
Субъект и объект познания. Практика - критерий
истины.
2. Литература
Основные источники:1. Кохановский В.П., Метяш Т.П., Яковлев В.П.
Основы философии: учебник /под ред.
В.П. Кохановского, 14-изд. – М.: КНОРУС, 2015. –
232 с.
2. Гуревич П.С. Основы философии: учебное
пособие – 2-е изд. – М.: КНОРУС, 2015. – 480 с.
3. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. - М.:
Экзамен,2016. - 396 с.
4. Дополнительная литература:
5. Кисиль, В.Я. Галерея античных философов: В 2
т.:Т.1.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2015.-576с.
6. Кисиль, В.Я. Галерея античных философов: В 2
т.: Т.2.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2015.-576с.
Справочная литература:
Новейший философский словарь. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - Мн.: Интерпруссервис.- 2016.1280с.
3. Прогнозируемый результат:
ОК1.Понимать сущность и социальную значимостьсвоей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и
качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные
технологии для
совершенствования профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
4. Прогнозируемый результат:
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных,организовывать и контролировать их работу с принятием на
себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального
и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям народа, уважать социальные,
культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные
обязательства по отношению к природе, обществу и
человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением
требований охраны труда, производственной санитарии,
инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической
культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей.
5. Цель:
раскрыть основные положения гносеологии;раскрыть сущность различных видов
познания и роль практики.
6. Студент должен знать:
содержание понятия познания; уровни и видыпознания; сущность критериев научности.
7. «Знание – сила» Френсис Бэкон, английский философ (1581 – 1626)
Познание – это отражение и воспроизведениедействительности в мышлении субъекта,
результатом которого является новое знание о
мире.
Познание – это процесс получения знания.
8.
Гносеология (процесс познания) – разделфилософии изучающий процесс познания,
основные элементы которого: объект, субъект и
взаимодействие между ними в отражения.
Объект познания – часть реального бытия,
подвергающаяся исследованию.
Субъект познания – социально
сформированный человек, который реализует
познание, формирует новое знание , научное
сообщество, отдельные народы, человечество.
9. Элементы познавательной деятельности
Так как познание – это один из видовдеятельности человека, следовательно в нем
также выделяются основные элементы:
• Субъект познания – тот, кто получает знания
(человек, общество)
• Объект – то, что познается (отдельный
предмет, окружающий мир, внутренний мир
человека)
• Методы познания – способы, позволяющие
получить истину (зависят от вида познания).
• Цель познания – приобретение истинных
знаний об объективном мире.
• Результат познания – знание.
10.
• Гносеологический оптимизм – направлениев гносеологии, настаивающее на
безграничных возможностях познавательных
способностей человека.
• Агностицизм – позиция, существующая в
философии, теории познания и теологии,
полагающая принципиально возможным
познание объективной действительности
только через субъективный опыт, и
невозможным познание любых предельных и
абсолютных основ реальности.
11.
Истина – это правильное знание, которое былоподтверждено практически (Краткий
энциклопедический словарь философских
терминов)
Концепции истины в философии:
1. Классическая: истина – это соответствие
теории и действительности.
2. Когерентная: истина – это согласованность,
последовательность знаний.
3. Прагматическая: истина – это практически
полезное знание.
4. Конвенциональная: истина – это высшая
точка соглашения.
12.
• ПРАКТИКА – специфически человеческая,сознательная, целополагающая,
целесообразная, материальная, чувственнопредметная деятельность, имеющая своим
содержанием освоение и преобразование
природных и социальных объектов и
составляющая всеобщую основу, движущую
силу развития человеческого общества и
познания.
13. Творчество
• Платон считал творчество божественнойспособностью, родственной особому виду
безумия.
• Христианская традиция считала творчество
высшим проявлением божественного в
человеке.
• Кант считал творчество отличительной
чертой гения и противопоставлял творческую
деятельность рациональной
• Представители психоанализа, особенно
З.Фрейд, Д. Юм и Э. Кречмер, относили
творчество целиком к сфере бессознательного,
14. Ступени познания
Рациональное (логическое)• Высшая ступень познания.
• Выявление общего, существенного в
познаваемом объекте.
• Основной инструмент – разум и мышление.
• Результаты закрепляются в знаковых
формах, системах
Чувственное
• Низшая ступень познания.
• Осуществляется с помощью органов чувств
(зрение, слух, обаняние, осязание, вкус).
• Познание через чувственные образы
(представления).
15. Формы познания
Рациональное (логическое)• Формулируется с
помощью суждений,
умозаключений,
понятий.
Чувственное
• В форме ощущений,
восприятий и
представлений.
16. Основные формы рационального познания:
• Понятие – форма мышления, в которойотражаются общие свойства, признаки
реальных вещей.
• Суждение – это форма мышления,
отражающая связи и отношения
предметов объективного мира.
• Умозаключение – это форма мышления, в
которой на основе истинных суждений
выводится новое знание. Так, на основе
суждений (1 и 2) делаем умозаключение
(3).
17. Умозаключение
Все жидкости – упруги.
Ртуть – жидкость.
Ртуть – упруга.
18.
• Мышление — форма практического итеоретического освоение (познания)
действительности.
• Логика — наука об общезначимых формах и
средствах мышления, необходимых для
рационального познания действительности.
• Язык (вербальный) — система словесных
знаков, служащая средством мышления,
выражения вовне его мышления, а также
средством общения. Понятие «язык» не
сводится только к вербальному, но в данном
разделе речь пойдет только о вербальном
языке.
19.
ЗАКОНЫ БЫВАЮТ ДВУХ ТИПОВ: ДИНАМИЧЕСКИЕИ СТАТИСТИЧЕСКИЕ
1. Динамические законы – те, выводы которых
носят однозначный характер.
2. Статистические закономерности
характеризуются вероятностным характером
20.
формы ненаучного познания:• 1). Исторические:
• а) мифология (миф всегда содержит в себе суждение,
рассматриваемое как истинное, но на самом деле таковым не
являющееся); миф всегда носит антропогенный характер и
принимается как истина, ритуалы связаны с жизненно важными
положениями, люди в них верят, хотя они заведомо ложные;
• б) религиозная форма познания, основным элементом которого
является вера в сверхъестественное;
• в) философская форма познания, заключающаяся в исследовании
наиболее общих принципов бытия, мышления;
• г) художественно-образное (связано с эстетическим);
• д) игровое познание: игра, как необходимая форма познания,
основополагающая в развитии культуры, игры предполагают
правила («деловые игры»);
• е) обыденно-практическое познание (здравый смысл, житейский
опыт): опирается на индивидуальный опыт.
21.
Иррациональное (внерациональное) познание:• а) магия;
• б) мистика;
• в) колдовство;
• г) эзотерическое знание;
• д) переживание, ощущения;
• е) народная наука (экстрасенсы, целители,
знахари).
22. Виды познания
1.2.
3.
4.
5.
6.
Обыденное
Научное
Философское
Художественное
Социальное
Самопознание
23. Научное познание
Отличается от других видов познаниястремлением к получению объективной
истины, не зависящей от личности
исследователя.
• Полученный результат не должен зависеть от
пристрастий, частных мнений, авторитетов.
• Направлено на получение таких знаний,
которые не только связаны с сегодняшним
днем, но и могут найти применение в будущем.
• Используются особые методы и формы
познания.
24. Уровни научного познания
Эмпирический уровень – нахождение новыхфактов, обобщение и поиск тенденций протекания
того или иного процесса.
Означает все, что дано человеку на основе
чувственного опыта, т.е. его способности
ощущать, воспринимать, отражать внешние
воздействия, переживать и понимать что-либо.
Теоретический уровень – формулирование общих
закономерностей, создание целостной научной
теории, а затем формирование общей научной
картины мира.
25. Социальное познание
• Совпадает объект и субъект познания.• Существуют несовпадения выводов и оценок,
возникающих при изучении общества.
• Сложность изучаемого объекта – общества.
• Ограничение возможности проведения
наблюдений и экспериментов над обществом.
• Многие ученые считают, что возможно лишь
описание общественных явлений, а не
объяснение.
26. Самопознание
• Получение человеком знаний о самом себе.• Формы самопознания:
• Самоузнавание
• Самооценка
• Самоисповедь
• Самопознание может осуществляться в
процессе других видов деятельности – игре,
общения, труда и др.
27. Художественное познание
1. Познание мира с помощью художественныхобразов.
2. Образы помогают представить идеальную
мысль через реальное представление и
понять это воплощение через выражение
мысли.
3. Субъективное отражение действительности.
28. Рефлексия:
1.Есть ли абсолютное и относительное вистине?
2.Назовите плюсы и минусы сомнения.
3.В чем причины относительности наших
знаний?