Похожие презентации:
Позднеромантические и предэкспрессионистские тенденции
1.
Позднеромантическиеи предэкспрессионистские
тенденции
Густав Малер
古斯塔夫·马勒
2.
Поздний романтизмНа рубеже веков в произведениях Густава Малера, Рихарда Штрауса,
раннего Арнольда Шёнберга, Кароля Шимановского сохраняется типично
романтическая образность:
патетическая героика, жажда жизни, самоутверждения:
• Малер – 1-я, 5-я, 7-я симфонии;
• Штраус – симфонические поэмы «Жизнь героя», «Дон Жуан»,
«Так сказал Заратустра»;
экспрессивная лирика как проявление романтической
сверхэмоциональности:
• Малер – 3-я, 8-я симфонии;
• Штраус – симфонические поэмы «Смерть и просветление»,
«Дон Жуан», оперы «Гунтрам», «Погасшие огни»;
• Шёнберг – секстет «Просветленная ночь»;
• Шимановский – симфония «Песнь ночи»;
3.
Поздний романтизмгипертрофированный психологизм, рефлексия, характерно
романтическая раздвоенность сознания:
• Малер – 6-я, 9-я симфонии;
• Шёнберг – симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда»,
вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро»;
ирония, гротеск:
• Малер – гротесковые части 1-й, 2-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 9-й
симфоний;
• Штраус – симфонические поэмы «Весёлые проделки Тиля
Уленшпигеля», «Дон Кихот», юмористические эпизоды
«Домашней симфонии», поэм «Жизнь героя», «Так сказал
Заратустра».
4.
Поздний романтизмСохраняются стилевые штрихи, унаследованные от музыки
Ф. Листа, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, А. Брукнера.
НО! все характерные приметы музыкального языка
романтиков усложняются и существенно обогащаются:
• продолжается процесс хроматизации мелодики,
внедрения в нее экспрессий патетических
декламационных интонаций;
• гармонический язык тяготеет к вагнеро-листовской
«тристановой» аккордике с её изысканными
альтерациями и энгармоническими модуляциями, к
«расширенной тональности»;
• Возрастает роль полифонии и фактуры в целом.
5.
Поздний романтизмОсобенно радикально обогащаются, становятся декоративноколористическими оркестровые стили:
вводятся редко применяемые инструменты:
• саксофоны, орган, челеста, гобой д’амур, баритоновый
гобой, ветряная машина, трещотка, кастаньеты, вибрафон,
ксилофоны в произведениях Штрауса;
• альпийские колокольчики, деревянные бруски, прут,
молот, малый (военный) барабан, мандолина, почтовый
рожок, теноргорн, фисгармония, орган в симфониях
Малера;
6.
Поздний романтизмтяготение к приему тембровых парадоксов:
• «визгливый» тембр контрабаса в высоком регистре,
низкая, «хрипящая» флейта в 1-й симфонии Малера;
• изобилие темброво-изобразительных находок в
сочинениях Штрауса, имитирующих шелест саней,
мчащихся по снегу, в «Альпийской симфонии», стекание
капель с упавшего в воду Дон Кихота, шелест газетных
страниц в «Арабелле» и т.п.;
7.
Поздний романтизмприменение гигантских сверхсоставов оркестра:
• Малер – 2-я, 5-я, 6-я, 7-я симфонии;
• Штраус – «Домашняя симфония», «Жизнь героя»;
использование в партитуре изысканно-импрессионистских
приемов – глиссандо, дивизи, флажолеты, «хрустальные»
пассажи челесты и арфы и пр.:
• Малер – разработка первой части 6-й симфонии,
Nachtmusik 7-й симфонии;
• Штраус – лирические эпизоды симфонических поэм и
опер;
• Шимановский – «Песнь ночи».
8.
Поздний романтизмПрослеживается также формирование новейших
тенденций:
• расширение тональности (своеобразная
двенадцатитоновость в одном из эпизодов
симфонической поэмы «Так сказал Заратустра»
Штрауса);
• приметы атональности в ряде эпизодов 9-й симфонии
Малера;
• использование кластера в «Дон Кихоте», операх
«Саломея» и «Электра» Штрауса
9.
Поздний романтизмВ нач. XX в. поздний романтизм испытывает воздействие:
−экспрессионизма (поздний Малер, оперы Штрауса
«Саломея», «Электра», ранние сочинения Шёнберга);
−натурализма (Штраус, Шрекер);
−символизма (Шёнберг, Штраус);
−неоклассицизма (4-я симфония Малера, финалы его 5-й
и 7-й симфонии, оперы Штрауса «Кавалер розы»,
«Ариадна на Наксосе», «Дафна», «Арабелла», «Любовь
Данаи»).
10.
Поздний романтизмВ тематике сочинений и их литературных программах –
воздействие влиятельных для искусства XX в. философских и
литературных концепций:
− Ф. Ницше («Так сказал Заратустра», «Жизнь героя»
Штрауса);
− А. Шопенгауэра («Смерть и просветление» Штрауса);
− С. Георге (вокальный цикл Шёнберга на стихи из «Книги
висячих садов»);
− М. Метерлинка (симфоническая поэма «Пеллеас и
Мелизанда» Шёнберга);
− О. Уальда (опера «Саломея» Штрауса).
11.
Густав Малер (1860-1911)Австрийский композитор,
оперный и симфонический дирижер
Симфония должна
походить на Вселенную.
В ней должно быть всё.
12.
13.
Густав Малер (1860-1911)Творчество Малера:
• своего рода мост между поздним австро-германским
романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века;
• завершает традицию философского классико-романтического
симфонизма (Л. Бетховен — Ф. Шуберт — И. Брамс —
П. Чайковский — А. Брукнер), стремящегося дать ответ на
вечные вопросы бытия, определить место человека в мире.
• оказало влияние на многих композиторов, в том числе и таких
разных, как представители Новой венской школы, с одной
стороны, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен – с
другой;
• последний блистательный взлет венского симфонизма.
14.
Густав Малер (1860-1911)• Горячо переживал судьбы мира трагедии современного
общества. «Писать симфонию — значит всеми средствами
имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я
сочинял музыку, отвечая на вопрос Достоевского «Как могу я
быть счастливым, если где-то страдает другое существо?»»
• Все его творчество — поиск выхода из кризиса, проявляющего
себя как в духовном мире личности, ее мучительных
внутренних конфликтах, так и в плане социальном и
общечеловеческом.
• Для Малера сила выражения, полярность жизненных
контрастов (от неистового трагизма до жестокой иронии)
были много важнее звуковых изысков .
15.
Густав Малер (1860-1911)• Cформировал подлинно современные образцы симфонииромана, симфонии-проповеди, пронизанной духом высокого
гуманизма и обращенной по-бетховенски к широчайшему
кругу людей.
• Любая его симфония — это титаническая попытка
обретения гармонии, напряженный и каждый раз
неповторимый процесс поиска истины.
• Высшие круги музыкальной интеллигенции отталкивал
постоянный интерес Малера к претворению бытующих
жанров – народной лирической песни (австрийской и
чешской), военного марша, венского вальса.
16.
Творческие этапыВокальный цикл «Песни странствующего подмастерья»
(1883-1884)
Симфония №1 (1884-1888), D-dur
общность тематизма:
• «Шел я нынче утром через поле» (2-я песня) – легла в основу
всего тематического материала экспозиции 1-й части
симфонии;
• музыка заключительного раздела 4-й песни «Голубые глаза
моего сокровища» – воспроизведена в пасторальнобезмятежном среднем разделе «Траурного марша в манере
Калло» (3-я часть).
17.
близость образного строя:• конкретная образность вокального цикла (повесть о
страданиях юноши-скитальца, ищущего утешения в общении с
природой)
подвергается
переосмыслению
в
условиях
непрограммного симфонического цикла;
• простодушная лирика — в духе романтических песен Шуберта
перерастает в обобщенную трагедию духовно сильной
личности;
• начальные образы природы и сельского быта, мотивы
эмоционального протеста и обличения пошлости, финальное
прославление непобедимости человеческого духа — все эти
резко контрастные грани симфонического целого обретают
черты монументальности, недостижимой в скромных рамках
вокального цикла.
18.
«Песенный симфонизм»Принцип - симфония рождается из песен путем их
творческого переосмысления .
Песня как философское, лирическое, эмоциональное
обоснование симфонии.
Способы
1. оригинальная симфонизация песенных тем (в Первой,
отчасти во Второй симфониях),
2. прямое включение песни в симфонический цикл в
качестве одной из частей (во Второй, Третьей,
Четвертой симфониях),
3. свободное переинтонирование «ключевых» песенных
мотивов (в Пятой, Шестой симфониях).
19.
Творческие этапыВокальный цикл«Волшебный рог мальчика»
(1887-1891; 1892-1901)
Симфония № 2 «Воскресение» (1888-1894),
c-moll, 1-3 чч. инструм., 4-5 вок.-инструм.
Симфония № 3 (1895-1896), d-moll, шесть частей
Симфония № 4 (1899-1901), G-dur, четыре части
20.
Песни из цикла в симфонияхвходят целиком:
– соло альта в 4-й части 2-й симфонии – «Предвечный
свет» (Urlicht),
– 5-я часть (детский хор) в Третьей – «Три ангела пели»
(Es sungen drei Engel),
– заключительная 4-я часть (соло колоратурного сопрано)
в Четвертой – «Жизнь небесная» ( Das himmlische Leben);
чисто оркестровое претворение:
– сатирическое скерцо во 2-й симфонии,
– скерцозная 3-я часть в Третьей.
21.
Текст 5-й части Второй симфонииВерь, моё сердце, о верь:
Ничто для тебя не потеряно!
Твоё, — да, твоё — то, к чему ты
стремилось!
Твоё — то, что ты любило,
то, за что ты боролось!
О боль! Ты, поражающая всё!
У тебя я был вырван!
О смерть, властительница всего!
Нынче ты низвержена!
О верь!
Ты не напрасно родилось!
Не напрасно жило и страдало!
На обретенных мною крыльях,
В бешеном устремлении любви,
Я воспарю
К свету, в который не проникло еще ни
единое око!
То, что создано Должно погибнуть.
То, что погибло — возродиться!
Оставь же трепет,
Приготовься жить!
Я умру, чтобы жить.
Воскресни, да! Снова воскресни
В момент!
В тот, за который ты страдало Он уведёт тебя к Богу!
22.
Творческие этапыВокально-симфонические циклы «Песни об умерших детях»
и «Песни на стихи Рюккерта» (1901-1902)
Симфония № 5 cis-moll (1901-1902), три раздела, пять частей
Симфония № 6 a-moll (1903-1904), четыре части
Симфония № 7 e-moll (1904-1905), пять частей
– Не обращается к слову.
– Тема трагической зависимости человека от судьбы. Словно
уже не в силах найти разрешения противоречий в самой
жизни, в природе или религии, он видит его в гармонии
классического искусства (финалы Пятой и Седьмой написаны в
стиле классиков XVIII в.)
23.
Творческие этапыСимфония № 8 Es-dur (1906) «Симфония тысячи участников»
Одно из самых масштабных симфонических произведений в
мировом репертуаре. Апогей творчества Малера.
Первая часть написана на текст католического гимна Veni
Creator Spiritus (латинский)
Вторая часть — построена на тексте заключительной
сцены трагедии «Фауст» Гёте (немецком) .
Две части объединены общей идеей — искупление вины силой
любви, показанной через общие музыкальные темы.
24.
Леопольд Стоковский и 1068 музыкантов,участвовавших в американской премьере симфонии (1916)
25.
Творческие этапы«Прощальные» симфонии
Симфония в песнях «Песнь о земле» (1908-1909) на
стихи китайских поэтов эпохи Тан в переводе
Ханса Бетге («Китайская флейта», 1907). Для
тенора, альта/баритона и оркестра
Шесть частей
Симфония № 9 D-dur (1909), четыре части
Симфония № 10 (не окончена)