ГНОСЕЛОГИЯ (от греч. gnosis – знание, logos – учение) - раздел философии, изучающий возможности, формы, методы, границы
1. Познавательная деятельность
2 Проблема познаваемости мира в философии:
Скептицизм
Агностицизм
3. Формы познания:
интуитивное познание
Виды познания:
Способы постижения мира:
Методы познания мира:
4. Проблема истины: что есть истина? Каковы условия достоверного знания?
Концепции истины:
Трактовки истины:
5 Герменевтика
Шлейермахер Фридрих (1768-1834)
Дильтей (Dilthey) Вильгельм(1833-1911)
решения:
Риккерт Генрих (1863-1936)
Гадамер (Gadamer) Ханс-Георг (1900-2002)
Суть позиции Х.- Г. Гадамера
Рикёр (Ricoeur) Поль (1913-2005)
М. Полани:
732.00K
Категория: ФилософияФилософия

Познание, его возможности и границы (гноселогия)

1.

Тема
ПОЗНАНИЕ,
ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И
ГРАНИЦЫ (ГНОСЕЛОГИЯ)
(учебный материал)
Составитель: Иванова Наталья Александровна,
д-р философских наук, доцент

2. ГНОСЕЛОГИЯ (от греч. gnosis – знание, logos – учение) - раздел философии, изучающий возможности, формы, методы, границы

познания,
условия истинности
Вопросы:
1. Познавательная деятельность человека
2. Проблема познаваемости мира в философии
3. Формы, виды, способы и методы познания
мира
4. Проблема истины в философии
5. Герменевтика

3. 1. Познавательная деятельность

• Субъект – человек, обладающий
познавательными способностями
(биологическими, психическими, социальными,
культурными);
• Объект – то, на что направлена
познавательная деятельность (весь
мир/отдельный фрагмент реальности);
• Предмет – конкретный аспект объект
познания;
• Цель – получение новых знаний о мире;
• Средства – способы и инструменты познания.

4. 2 Проблема познаваемости мира в философии:

Познаваем ли мир?
Как возможно познание?
Гносеологические позиции:

5. Скептицизм

• – (от греч. skeptikos - рассматривающий,
исследующий) – направление, выдвигающее
сомнение в качестве основного принципа
познания (в частности, сомнение в
возможности достоверного/истинного знания)
Релятивизм
• - отрицается возможность объективного
познания действительности в силу
относительности процесса познания

6. Агностицизм

• - (от греч. agnostos – неизвестный) – учение о
непознаваемости мира/бытия, о непознаваемости
истины, сущности и закономерностях мира;
предполагает различение внутренней («вещь в
себе») и внешней («мир явлений») стороны мира
(И. Кант).
Гносеологический оптимизм
• - допускается возможность познания мира как
исторический и социально обусловленный процесс
и результат.
Вопрос:
каковы способы познания мира?

7. 3. Формы познания:

чувственное, эмпирическое
(от греч. empieria - опыт) познание
• представлено формами: ощущения,
восприятия, представления;
• основатель эмпиризма как методологического
принципа - Ф. Бэкон (автор учения об идолах
познания*)
рациональное
(от лат. ratio –разум) познание:
• представлено формами мышления (понятия,
суждения, умозаключения**);
• основатель рационализма как
методологического принца – Р. Декарт

8. интуитивное познание

• - (от лат. intuitus – взгляд, видение) –
допускается возможность непосредственного
познания сущности вещей;
• сторонники – А. Шопенгауэр, А. Бергсон
Вывод: любой объект познания представлен
тремя формами:
• предметом чувственно воспринимаемым;
• предметом мыслимым;
• предметом интуитивно постигаемым.
Вопрос: как предметы соотносятся с
существующим объектом?

9. Виды познания:

• научное познание;
• Самопознание (дневники, исповеди,
рассказы о себе);
• художественное познание реализуется в
сфере искусства;
• жизненно-практическое познание и
народная мудрость;
• паранаука (от греч. para –
около)/квазинаука (от лат. quasi – «якобы,
как будто»): алхимия, уфология, астрология,
хиромантия, френология, физиогномика.

10. Способы постижения мира:

• описание – упорядоченное изложение
обстоятельств какого-либо события с целью
вызвать ясное и отчетливое представление о
сообщаемом (дескрипция)
• объяснение – раскрытие изучаемого
объекта посредством подведение его под
общий закон
• понимание – процесс, в котором на основе
внешних, чувственных данных, постигается
внутреннее

11. Методы познания мира:

• Метод (от греч. ) – путь
Структура методов познания:
• Общелогические: анализ, синтез,
дедукция, индукция, аналогия
• Эмпирические: наблюдение, измерение,
эксперимент
• Теоретические: абстрагирование,
идеализация, аксиоматизация,
моделирование, абдукция (поиск гипотез)

12. 4. Проблема истины: что есть истина? Каковы условия достоверного знания?

• Классическая/корреспондентная (от англ.
correspondence): истина есть соответствие
мыслей действительности.
• Когерентная концепция (лат. cohaerentio сцепление, связь): условием истинности
является непротиворечивость и
согласованность.
• Прагматическая концепция (гр. pragma –
дело, действие): критерием истины является
полезность/эффективность.

13. Концепции истины:

• Конвенциональная концепция (лат.
conventio – соглашение): истина – это
соглашение экспертного сообщества.
• Марксистская концепция (концепция
диалектического материализма):
критерием истины является практика
(чувственно-практическая деятельность).

14. Трактовки истины:

• Традиция
• Традиция
софистов,
Платона, Гегеля
постпозитивизма,
• Познание это
прагматизма
движение к
• Отказ от поиска
достоверному
объективной
представлению о
(независимой от
мире, возможность
субъекта) истины,
абсолютной истины
признание социальноисторической
• Догматизм –
обусловленности
абсолютизация
познания
истины

15. 5 Герменевтика

• от греч. – (hermeneua) – разъяснять,
возвещать, толковать;
• в античной и средневековой культурах:
интерпретация теологических и
юридических текстов, доступная для
посвященных

16. Шлейермахер Фридрих (1768-1834)

• немецкий богослов, философ,
переводчик;
• Герменевтику это искусство
понимания чужой
«индивидуальности» (например,
текста, чужой культуры)
• в любом «тексте» предложил
различать два аспекта:
- предметно-содержательный (что
говориться);
- индивидуально-личностный,
выразительный (как говориться).
• Ввел понятие «герменевтический
круг»

17. Дильтей (Dilthey) Вильгельм(1833-1911)

• немецкий историк культуры и
философ;
• Работа:
- «Описательная психология»;
• герменевтика – метод познания
исторических наук;
• основной тезис:
• «Природу мы объясняем, а
душевную жизнь понимаем»
• Основная проблема: как возможно
проникновение в сущность жизни
другого?

18. решения:

1) путем обращения к внутреннему созерцанию
(интроспекции /самонаблюдение), т.к. в
«другом» не ничего, чего не было бы в
познающем субъекте
2) путь естественнонаучного познания, где
делается акцент на всеобщем (путь
объяснения)
3) путь реконструкции (воссоздания)
«прошлого» или контекста
Вывод: понимание – это акт, который
требует применения всех душевных
способностей индивида, это не только
интеллектуальная деятельность

19. Риккерт Генрих (1863-1936)

• нем. философ,
• указал на связь понятий
«понимание» и «смысл»;
• полагал, что невозможно
понять «говорящего», но
можно понять «сказанное» им;
• Вывод: понимание это
интеллектуальная
деятельность, возможная
благодаря приобщению
посредством мышления к
«общему миру смыслов»

20. Гадамер (Gadamer) Ханс-Георг (1900-2002)

• Немецкий философ,
ученик
М. Хайдеггера
• крупнейший
представитель
современной
философской
герменевтики
• Работы:
- «Истина и метод»

21. Суть позиции Х.- Г. Гадамера

• условием понимания является – язык;
• способ познания, связанный с наукой, не
является ни единственным, ни
универсальным;
• необходимо признать ценность
«предрассудков» (традиционных форм
познания – религии, обыденного опыта,
искусства и др.) как условий понимания;
• понимание – это способ существования
познающего, действующего и оценивающего
человека

22. Рикёр (Ricoeur) Поль (1913-2005)

• франц. философ, профессор ун-тов
Парижа, Страсбурга, Чикаго;
• работы:
- «Герменевтика. Этика. Политика»,
- «Герменевтика и психоанализ»;
- понимание не столько способ
познания, сколько способ бытия;
• задача герменевтики – разработка
обобщающей концепции человека,
в которой фундаментальной
категорией является понятие
«личность».

23. М. Полани:

•We can know more,
than we can tell
English     Русский Правила