2.39M
Категория: ЛитератураЛитература

Век мой, зверь мой: творческая личность и власть в контексте XX столетия

1.

«Век мой, зверь мой…»:
творческая личность и власть
в контексте XX столетия
Дорогие друзья,
уважаемые преподаватели и студенты!
Спасибо за ваши положительные отзывы о
материале, подготовленном к 100-летию со
дня рождения А.И. Солженицына, и ваш
живой интерес к теме, обозначенной в
названии данного слайда.
Мы продолжаем серию презентаций
на данную тему.

2.

Ариадна Эфрон:
«Я прожила не свою жизнь…»
Переводчица
прозы
и
поэзии,
мемуарист, художница, искусствовед,
поэтесса...
Дочь Марины Цветаевой и Сергея
Эфрона первой из семьи вернулась в
СССР – в зловещем 1937 году…
После возвращения на родину работала
в редакции советского журнала "Revue
de Moscou" (на французском языке);
писала статьи,
очерки,
репортажи,
делала иллюстрации, переводила.
27 августа 1939 г. была арестована органами НКВД и
осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на 8 лет исправительнотрудовых лагерей; под пытками вынуждена была дать
показания против отца.
Была вновь арестована 22 февраля
1949 года и приговорена, как ранее
осужденная, к пожизненной ссылке в
Туруханск Красноярского края –
именно там во времена царизма
находился в ссылке будущий «отец
народов»…

3.

«…ЗАЧЕМ МОЕМУ
РЕБЕНКУ —
ТАКАЯ
СУДЬБИНА?»
Марина Цветаева в
своих стихах
предугадала горькую
судьбу дочери…
И как под землею трава
Дружится с рудою железной, —
Всё видят пресветлые два
Провала в небесную бездну.
— Сивилла! — Зачем моему
Ребенку — такая судьбина?
Ведь русская доля — ему…
И век ей: Россия, рябина…
24 августа 1918
Кто-то резонно заметил, что на детях гениальных людей
природа отдыхает, как бы исчерпав себя. К счастью, это
не всегда так.
Начиная с 1990-х гг. различные издания публикуют статьи и
монографии о Марине Цветаевой. Слава Богу: ведь при
жизни её не слишком баловали ни вниманием, ни добрыми
словами.
Однако в её большой тени почти исчезает образ её дочери,
Ариадны Сергеевны Эфрон.
Вспомнить Ариадну Сергеевну следовало хотя бы потому,
что без её самоотверженности и целеустремлённости в 60-е
и 70-е не было бы никаких публикаций Цветаевой.
Сборник 1961 года,
Дочь посвятила памяти матери значительную часть своей
вернувший в Россию Цветаеву.
нелёгкой жизни.
Издан благодаря ее дочери А. Эфрон

4.

Не знаю, - где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобой друзья!
Такие с тобой сироты!
И так хорошо нам вдвоём Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встанем поём,
Две странницы: кормимся
миром…
«…лицо прямо ангельское. Сначала
Марина Цветаева
(«Стихи к дочери»)
видишь только глаза. Блеск — не
блеск, а сияние! Два кусочка
(огромных!) сияющей синевы. Веки
крупные, нежные, с сетью жилок…
Породила доченьку —
Синие оченьки,
Горлинку голосом,
Солнышко волосом».
Марина Ивановна включила в свой сборник «Психея», вышедший в Берлине в 1923 году, — двадцать
стихотворений Али, озаглавив их «Стихи моей дочери» и отметив, что ей семь лет.
Марина Ивановна хотела опубликовать и прозу Али. В 1923 году она собиралась подготовить к
печати книгу «Земные приметы» (весна 1917-го, осень 1919 г.) — это первый том, а второй —
«Детские записи» — Алины записи.
«Такой книги еще нет в мире. Это ее письма ко мне, описание советского быта
(улицы, рынка, детского сада, очередей, деревни и т. д. и т. д.), сны, отзывы о книгах,
о людях — точная и полная жизнь души шестилетнего ребенка. Можно было бы
воспроизвести и факсимиле почерка (все ее тетради — налицо)».

5.

Детские стихи Али Эфрон
Спите, Марина,
Спите, Морская Богиня.
Ваше лицо будет скрыто
в небесных морях.
Юноши будут давать
Вам обеты в церквах.
Звери со всех сторон
мира
Будут реветь под
цыганской звездою любви.
Не в гробе, а в гроте
Уснете, Морская Богиня.
Море глубоко пророет
чертоги для Вас…
ВАША КОМНАТА
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.
Тонкий перст его опущен
На старинный переплет.
А над изголовьем грозным
Серебром сверкает —
Ястреб,
Царь ночей.
Это сердце скрывает всю грусть.
Трехугольные брови тоскливы.
Тонкий палец прижатый к губам
Сторожит, — не придет ли она
С героической розой в губах.
Эта роза растет в страсти моря,
Глубина этой розы любовь.
Я устала быть госпожой.
Мне приятно быть рабой.

6.

«Вся Гончарова
в двух словах:
дар и труд. Дар
труда. Труд
дара».
(Марина
Цветаева)
Ариадна Эфрон
ДОМ В ФАВЬЕРЕ.
Бумага, акварель.
Ариадна Эфрон
ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ
В ФАВЬЕРЕ.
Бумага, акварель.
Ариадна Эфрон.
ДЕВУШКИ.
Бумага, тушь,
кисть.
Ариадна
Эфрон.
Иллюстрация
к поэме
М.Цветаевой
«КРЫСОЛОВ».
Бумага, тушь,
палочка,
сухая кисть.
Ариадна Эфрон
"БРЕТОНКИ С КОЛОКОЛЬНЯМИ
И ЦЕРКОВЬ В ЧЕПЧИКЕ"
(Название, данное работе Ариадной Эфрон)
Бумага, тушь, перо, кисть.
Ариадна Эфрон.
Иллюстрация к ЛЕГЕНДЕ ОБ
УЛЕНШПИГЕЛЕ.
Линогравюра, раскрашенная акварелью.

7.

«Тоска по родине…»:
разоблаченная морока
…Когда Ариадна Эфрон, дочь
Марины Цветаевой, уезжала из
эмиграции, из Парижа, в Москву,
Иван Бунин на прощание сказал:
- Дура, куда ты едешь, тебя сгноят в
Сибири!
Ариадна Эфрон. Париж,
1930 гг.

8.

молитва
«Енисей сливается с Тунгуской…»:Из домуНочная
выйдешь — тьма по
стихи Ариадны Эфрон,
написанные в ссылке
(Тураханск,
Красноярский край,
1949-1955гг).
глазам
Будто ножом.
Сразу ослепнешь — как из дому
выйдешь.
Из дому выйдешь — вся тишина
В уши тебе —
Сразу оглохнешь, как из дому
выйдешь.
Солдатским письмом треугольным
Нету тебя.
В небе стая.
Нет ни тебя, ни огня, ни земли, ни
Это гуси на сторону вольную
воды,
Улетают.
Енисей сливается с Тунгуской,
Из дому выйдешь.
Старший брат встречается с
Нету ни неба, ни звука, ни вздоха в
Шелком воздух рвется под крыльями. сестрою.
груди —
Спасибо, что хоть погостили вы.
Та течет полоской синей, узкой,
Из дому выйдешь.
Летите, летите, милые!
Тот — широкой полосой седою.
О, поскорей разберись в темноте,
Господи Боже!
На письме — сургучевой печатью
Вновь, засучив рукава, твердь от
Солнце красное.
По груди широкой, богатырской
земли оторви,
Унесете его на счастье вы —
Стороны чужой, земли сибирской
Господи Боже —
Дело ясное.
Пролегают лентой орденскою.
И первозданным кремнем первый
высеки свет.
Нам останется ночь полярная,
Глину покруче меси,
Изба черная, жизнь угарная,
Две реки идут одной рекою,
Крепче нащупай ребро,
Как клеймо на плече позорная,
Две реки идут одной судьбою,
Господи Боже!
Поселенская, поднадзорная.
Так, как нам не велено с тобою.
В глиняный лоб мне вставь
золотые глаза,
На такую жизнь не позарюсь я,
И железные проходят зимы,
Чуткие уши из розовых раковин
Лучше трижды оземь ударюсь я,
И чудесные проходят весны
сделай.
Птицей серою обернуся,
Над моею жизнью нелюбимой,
Только души мне не надо. Возьми
Полечу — назад не вернуся —
Над чужой землей орденоносной.
мою душу себе.
Погодите, я с вами, гуси.
Над чужбиною.
Будет твоя. Сам поживи с ней,
1949 г.
1950 г.
попробуй!
1951г.

9.

Иллюстрацией к собственным
стихам стали рисунки и
акварельные работы, созданные
А.С. Эфрон в Туруханске.
Ариадна Эфрон.
СЛИЯНИЕ ТУНГУСКИ И
ЕНИСЕЯ. Акварель
Умение
рисовать
спасло
Ариадну
Сергеевну от голода во время ссылки:
она работала художником-оформителем в
местном Доме культуры.
Поздравление с
Новым годом.
Работа А. Эфрон.
Ариадна Эфрон.
ВЕСНА. Акварель
А.Эфрон и ее подруга по
тюрьме, ссылке и на всю
последующую жизнь Ада
Шкодина-Федерольф у
своего домика в Туруханске.
1953 год.
КОМНАТА А. ЭФРОН и А. ШКОДИНОЙ в
ТУРУХАНСКЕ.
Рисунок А. Эфрон. Бумага, акварель.
Стихи А.
Эфрон,
написанные в
Красноярском
крае, и
воспоминания
об Ариадне
Ады
ШкодинойФедерольф
Ариадна Эфрон.
НАШ ДОМИК.
Туруханск, июль 1950
года.
Бумага, акварель.

10.

Ариадна Эфрон. «А душа не тонет...»
Письма из лагерей и ссылки, 1942-1955гг.
Переписка с Борисом Пастернаком.
Из писем Ариадны Эфрон:
«Я вот думаю о чем:
детство – это открытие мира.
Юность – открытие себя в мире.
Зрелые годы – открытие того, что ты — не
для мира, а мир — не для тебя.
И — установив это – успокаиваешься».
«Каждой человеческой потерей немного умираю сама, и,
кажется, единственное,
что у меня осталось живого, — это способность страдать еще и
еще. Совсем я состарилась душой».
"Человек, который так видит, так думает
и так говорит, может совершенно
положиться на себя во всех
обстоятельствах жизни.
Как бы она ни складывалась, как бы ни
томила и даже ни пугала временами, он
вправе с легким сердцем вести свою, с
детства начатую, понятную и
полюбившуюся линию, прислушиваясь
только к себе и себе доверяя.
Радуйся, Аля, что ты такая" .
Б.Л.Пастернак
English     Русский Правила