13.76M
Категория: КультурологияКультурология

Значительная жизнь незначительных вещей (История книжной закладки)

1.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №531
Значительная жизнь
незначительных вещей
(История книжной
закладки)
Автор: Молчанова Елизавета,
ученица 8 «Б» класса
Научный руководитель:
Поливаха Ольга Витальевна,
учитель литературы

2.

Цель исследовательской работы: на основе изученного
материала по истории книжных закладок, создание авторских
закладок к литературным произведениям.

3.

Задачи:
- Изучить историю возникновения книжных
закладок, видовую типологию и художественное
разнообразие.
(Исторический и художественный аспект)
-- Провести поисковую работу в литературных
музеях города на предмет сохранности
закладок в личных вещах и библиотеках
писателей и поэтов, которые жили в
Санкт-Петербурге.(Литературный аспект)
- Разработать и нарисовать авторские закладки
к любимым литературным произведениям.

4.

Актуальность:
В нашем современном мире уходит в прошлое культура чтения
печатных книг и все, что связано с печатными книгами, в том
числе и закладками, как их неотъемлемой частью. В своей
исследовательской работе мне хочется, отчасти, соприкоснуться,
отчасти сохранить этот волшебный мир книжных атрибутов.
В поисковой работе мне было бы интересно найти вещи,
предметы, которые сопровождали писателей при чтении книг.
Закладка помогает ориентироваться по строчкам, и в то же
время она способствует воспитанию культуры обращения с
книгами. Для меня важно создать закладки, которые бы
подходили к книге и стилистически и художественно.

5.

История возникновения книжных закладок.
Первые книжные закладки появились еще в 13 веке, их изготавливали из
кожи и велюра, а позже из ткани и плотной бумаги. С течением времени
появились закладки шелковые, вышитые, с различной символикой и
видами, портретами королей и королев.

6.

Книжные закладки создавались первыми читателями, которые столкнулись с
проблемой ориентации в книге. Египетские писцы приклеивали на свитки
кусочки папируса; средневековые книжники отмечали страницы фолиантов
петельками из кожи, пергамента или плотной ткани. А в XIX веке читающие
дамы отдавали предпочтение цветам и кружевным платочкам.

7.

Виды закладок.
В XV-XVI веках получили распространение закладки-регистры – своеобразный вид
закладок в виде небольшого язычка (из кожи, пергамента, ткани), прикрепленного к
краю выбранных листов книги и выступающего, как правило, за пределы бокового
обреза, что дает возможность без труда многократно открывать книгу в нужном месте.

8.

Паровозы-закладки, представляющие собой конструкцию из нескольких лент,
шнуров, тесьмы, прикрепленных к держателям самой разнообразной формы.
Такой закладкой можно закладывать несколько страниц сразу, что было удобно
при чтении.

9.

В XVII веке переплётчики начали конструктивно включать закладку в книгу,
прикрепляя одну или несколько лент к корешку книжного блока или нижней
переплётной крышке. Позже такие закладки получат название – «ляссе»
(искаженное на французский манер немецкое слово «Lisezeichen», обозначающее
«закладка»). Массовое производство закладок начинается после 1860 года. Рынок
заполнлся шелковыми закладками машинного производства. Предлагались
закладки на все случаи жизни, со всевозможными поздравлениями, пожеланиями
друзьям и близким, выражением благодарности, словами любви и сочуствия,
текстами молитв.

10.

Конец XIX века, время научных открытий, стало особенным для развития
закладки. В 1890 году немец М. Кинле запатентовал первую известную, так
называемую, техническую закладку. Она представляла собой металлическую
пластинку с косой прорезью, в которую просовывался уголок необходимой
страницы. По форме они напоминали ножи для разрезания бумаги. В области
рукоятки делалась выемка или накладная деталь для зажима страницы. Рукоятки
украшались гравировкой, литьем, часто в сочетании со слоновой костью, эбеновым
деревом, перламутром.

11.

Конец 1980-х годов оказался отмечен новым всплеском интереса к книжной
закладке, что имеет весьма простое объяснение. В последней трети XX столетия
большую часть закладок изготавливали из бумаги – превосходного материала для
размещения рекламы , и, вообще, любой информации. На закладках печатались
календари и адреса книжных магазинов, умные мысли и горячие призывы.

12.

Закладки 21 века.
Китайская дизайн-студия Toout придумала концепт «умная библиотечная
закладка». Она «запоминает» за пользователя страницы, помогает решать
проблему своевременного возврата книг и их быстрый поиск на стеллажах.
Для поиска «умная закладка» оснащена простенькой навигационной
системой, которая указывает путь к нужным книгам.

13.

Закладка - фонарик. Закладка –светильник.
Эти закладки не только не дадут потерять нужную страницу, но и освещают ее.
Они не нуждается в источнике питания, так как заряжаются от солнечных лучей.
Можно использовать просто как фонарик, она складывается и легко помешается
в карман.

14.

Скрепки давно многими используются в качестве закладок. Но эта скрепказакладка имеет к тому, же необычный дизайн. Она выполнена в виде
человека, застрявшего между страницами.

15.

Закладка - лупа. Эта
закладка делает чтение
более комфортным. Ручка,
расположена под углом,
чтобы читателю было
удобнее держать закладку.
Маркер - закладка. Легко помещается
между страниц, а благодаря длинному
ремешку, его легко можно найти. Эта
закладка представляет собою красочную
резинку, которую легко можно обернуть
вокруг страницы, направив указатель на
нужную строчку.

16.

Закладка “Абракадабра”, закладка - воздушная подушка, состоящая из двух
отделений. Когда страницы зажимают одно из них, оставшееся снаружи
раздувается. Если же вы сожмете оставшееся снаружи пальцами, раздуется
отделение, зажатое в книге и перед вами, раскроется заложенная страница.

17.

Наряду с современными, "технологичными" закладками можно выделить
закладки, сделанные своими руками. Дизайнерские, авторские, редкие по
материалам и исполнению. Они создаются мастерами, которые вкладывают
не только свое умение, но и любовь к книге, душевную теплоту и энергию.

18.

Поисковая работа в литературных музеях
Санкт-Петербурга.
В процессе работы были проведены поисковые изыскания в следующих
музеях города:
1. Государственный литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко. Ул.
Малая Конюшенная дом 4/2.
2.Музей-квартира Владимира Набокова. Большая Морская улица дом 47.
3. Музей-квартира А.А. Блока. Ул. Декабристов дом 57.
4.Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Литейный проспект дом 53.
5. Институт русской литературы Российской Академии Наук.
Литературный музей Пушкинского Дома. Набережная Макарова дом 4.
6. Музей-усадьба Г.Р. Державина. Набережная реки Фонтанки 118.
7. Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина. Набережная реки
Мойки 12.
8. Музей Ф.М. Достоевского. Кузнечный пер. дом 5/2.
9. Музей Музыки. Шереметьевский дворец. Набережная реки Фонтанки
дом 34.

19.

В Литературном музее Пушкинского Дома наиболее полно представлены личные
вещи многих писателей, таких как М.Ю Лермонтов, Л.Н. Толстой, Федор Сологуб,
Афанасий Фет, А.А. Ахматова, М.Волошин и мн. других.
Там же, при посещении уникальной выставки "Протопоп Аввакум в
Древнехранилище Пушкинского Дома. К 400-летию со дня рождения. 1620-2020"
были обнаружены представленные редкие закладки, которые были изготовлены
старообрядцами-поморами. Они использовались в рукописных религиозных книгах.
Были обнаружены в родовых деревенских библиотеках. Эти лестовки, изначально четки для совершения молитв были неотьемлемой частью рукописных книг.
Передавались вместе с книгами жителям деревни и переходили из "рук в руки".
Можно сказать, что собранные книги и закладки, принадлежавшие севернорусским
крестьянам свидетельствует о трепетном отношении и почитании книг.

20.

Посещение литературных музеев, общение с сотрудниками, экскурсоводами,
музейными хранителями, представило большое поле для исследовательской
работы в области литературы и искусства. Несмотря на то, что результат поиска
закладок, принадлежащих писателям не увенчался успехом, можно с
уверенностью сказать, что проделанная работа дала толчок в изучении жизни
писателей, их творчества и автобиографий, а так же повлияло на развитие
интереса к музейному делу.

21.

Описание продукта.
При реализации цели работы было важно создать закладки, которые будут
наиболее удобны в использовании для книг любого формата, не будут теряться и
будут привлекать внимание своим уникальным дизайном. Создавая закладки к
любимым книгам, хотелось заинтересовать и впечатлить людей, которые еще не
знакомы с данными произведениями. Авторские закладки сделаны для того,
чтобы привлечь читателя к книге, пригласить его к чтению, полистать
страницы, полюбоваться иллюстрациями, совершить путешествие в
мир литературных героев.

22.

"Поэтические" закладки"
Серия закладок создавалась по мотивам картины нидерландского художника
постимпрессиониста Ван Гога "Звездная ночь". Эти закладки подходят к
книгам стихов поэтов-символистов Серебряного века. Они подчеркивают
красоту стихотворных строчек и созвучны поэтическому настроению
любителей поэзии. Серия состоит из 4 закладок, нарисованных акварелью.

23.

24.

25.

Закладки к сказке "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэррола.
Книга Льюиса Кэррола вдохновляла многих писателей на перевод этого
произведения, а художников на иллюстрирование этой книги. Закладки к сказке
перекликаются с непредсказуемостью и загадочностью образов героев
произведения. Это закладки-подсказки, закладки-загадки, они также будут
сопровождать читателя в погружение в мир абсурда и гротеска сказки.

26.

27.

28.

29.

Закладки к поэме "Евгений Онегин" А.С. Пушкина.
Эта серия закладок выполнена в графическом, силуэтном дизайне. Изначально
эта серия планировалась как приложение к книге, изданной в 1829 году, с
сохранением старого стиля написания и графическими иллюстрациями. Но, в
процессе работы, применяя закладки к любым произведениям и изданиям книг
Александра Сергеевича Пушкина, стало понятно, что эти закладки универсальны и просто созданы для того, чтобы жить в книгах А.С. Пушкина.

30.

31.

32.

При создании авторских закладок, ясно обозначилась основная идея проекта художественная закладка, так же, как и книжные иллюстрации, являются
частью книжной культуры. Эта область наиболее ценна для людей, которые
любят чтение, предпочитая хорошо оформленную, печатную книгу.

33.

Тема книжной атрибутики, оформления и дизайна печатной книги
очень многогранна. В перспективе своей работы хочется
углубиться в тему иллюстрирования и оформления книг.
Поскольку свое будущее образование и профессию я связываю с
литературно-художественным направлением, соответственно, тема
будет разрабатываться и изучаться глубоко и основательно.

34.

Список информационных источников.
Грязева К. Во вкусе умной старины. Журнал "Юный художник". №11.1989.
Малов В.И. Хочу всё знать: Детская энциклопедия: Привычные вещи. – М.:
ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999 :ил.
. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт
русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.:
Азбуковник, 1999. .
. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Культура . – М.: ООО
«Издательство АСТ ЛТД», 1997.
. www.wikipedia.org Электронная энциклопедия
. www. pro-books.ru Книжная закладка – как рекламный носитель.
. www.ruszakladka.ru Каталог «Русская закладка». Подарки для любимых
книг.
. www. images.yandex.ru Закладка – 1 млн. картинок.
Сайт "Ярмарка мастеров" История книжной закладки.
https://www.livemaster.ru/topic/129585-istoriya-knizhnoj-zakladki
Библиотека им.Х.Степанова. https://vk.com/wall-177928088_607
https://darito.ru/blog/istoriya-knizhnoy-zakladki/
https://olden.rsl.ru/ru/s7/s381/2010/s38158365841/

35.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила