1.33M
Категория: ПсихологияПсихология

Сосуд и зеркало Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапии

1.

Евгения Трошихина - Сосуд и зеркало
Развитие эмоционального ресурса личности в психотерапи
В книге раскрываются возможности юнгианской песочной терапии в индивидуаль
Книга будет интересна психологам, психотерапевтам, консультантам, социальным

2.

«Увидеть мир в одной песчинке»
Эти слова поэта Вильяма Блэйка дают самое точное
понятие о песочной терапии, хотя они были сказаны
двести лет назад.
Песочная терапия, как мы ее понимаем, началась с
«техники мира», разработанной в 20-х годах XX века
Маргарет Ловенфельд, специалистом Лондонского
института детской психологии.
В 1950-х годах Дора Калфф, швейцарский аналитик
юнгианской школы, развила эту технику, назвав ее
«Sandplay». В наши дни все больше консультантов,
терапевтов и аналитиков используют в своей работе
получившую широкую известность «песочную терапию».

3.

Теоретическим основанием песочной
терапии является аналитическая
психология, разработанная К. Г. Юнгом.
Юнгианский анализ вовлекает личность в процесс
исследования психики в целом, в процесс, связанный с
прошлым, настоящим и будущим, и ставит своей целью
индивидуацию, или достижение человеком целостности,
завершенности.
Sandplay-юнгианская песочная
психотерапия
Основала метод Дора Калфф в 1960 году
"Если вам повезет, то это будет путь постоянного обновления
и совершенствования сердца, души и разума и прежде всего

4.

Юнгианская терапия создает «священное
пространство», в котором трудные чувства и
болезненные события могут быть обдуманы,
изменены, если это возможно, или приняты.
Юнг полагал, что ключ к излечению психики
клиента – в исцелении его души.
«Потеря души» приводит к жизни, которую
невозможно прожить.
Почти все несчастья происходят оттого, что мы
повторяем одни и те же надоевшие деструктивные
паттерны
Мы зарекаемся делать это, но до тех пор, пока не
исследуем, откуда берут начало эти деструктивные
паттерны, мы будем, подобно потерянным душам, брести,
стараясь причинить поменьше вреда себе и другим и
ожидая, что «изменения» снизойдут на нас подобно чуду,
когда мы сменим работу, обретем нового друга или новую

5.

Песочная терапия – это обманчиво простая техника.
В работе используются поднос или два подноса с
песком (один – для сухого и другой – для мокрого
песка) и множество символического и
архетипического материала. На полках размещены
сотни предметов, представляющих все то, с чем
человек может встречаться в жизни: фигурки людей,
животных, разных персонажей, предметы и символы
цивилизации и природы и многое другое.
Песочная терапия незаменима в лечении тех, кто
пережил сексуальное, физическое и эмоциональное
насилие. Это те, кто слишком часто чувствует, что их
«не слышат». Те, кто и отчаялся, и потерял связь с
глубинными страданиями и потребностями. Она
применяется в работе как со взрослыми, так и с
детьми.

6.

Песочная терапия является одним из методов,
основанных на практической, творческой работе.
Примечательно, что в отличие от рисования и лепки,
создание композиций смягчает сомнения и раскрепощает
самовыражение, поскольку миниатюрные фигурки и
различные предметы коллекции предоставляют
уникальную возможность создавать композиции без
опасений за художественное качество законченного
произведения.
Этот творческий процесс, расширяет внутреннее
пространство души, заселенное символами, ту «третью
область», где образы хранятся, отражаются и приходят во
взаимодействие, рождая новые мотивы, которые
воплощаются в последующих композициях.

7.

Манифестация Самости
Самость - внутренний центр всей психики
амость ребенка в начале жизненного пути слита с Самостью матери
Ребенок черпает из такого заботливого отношения чувство
безопасности и надежности своего существования в мире.
Ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет
чувствовать себя непобедимым
В случае слабого или невротического развития Эго такая
манифестация Самости потерпела неудачу.
то могло случиться из-за того, что не было необходимой материнской
щиты, или потому, что проявление Самости было серьезно нарушено
внешними влияниями, такими как война, болезнь, или потому, что
ребенку на самой ранней стадии развития не хватало понимания от
окружающей среды

8.

Коллекция и композиция
оллекция изменяется вместе с
азвитием и изменением
ичности самого терапевта.
о, что привлекает и ставится на
олку, отражает процесс
ндивидуации терапевта, его
знательное и бессознательное.
разные периоды жизни разные
щи вызывают интерес. В
ком-то смысле коллекция –
езультат игры терапевта, и в
ей присутствует кусочек его
уши.
Часть коллекции фигурок

9.

Позиция терапевта
Основная задача терапевта – создавать и
удерживать свободное и защищенное
пространство
В благоприятных условиях психика клиента может
исцелиться и развиться
Внимание и забота терапевта позволяют психике
исправить
то, что было нарушено в ранних
взаимоотношениях.
Это возможно благодаря тому, что в терапевтической
ситуации появляется безопасное и свободное
пространство.

10.

Психологически позиция
терапевта аналогична позиции
матери к маленькому ребенку
Важными качествами хорошей
матери являются принятие и
уважение своего ребенка.
Такое отношение матери
позволяет ребенку чувствовать
себя в безопасности и
свободно
Проживание опыта такого
отношения матери ребенок
впитывает в себя и уносит с
собой во взрослую жизнь.
Это безопасное и свободное
пространство становится
пространством внутреннего
мира человека, его личностным
эмоциональным ресурсом

11.

Сосуд
Сосуд – универсальный символ женского
начала
Он принимает и отдает, это место для превращения, он символизирует
единство противоположностей и зарождение жизни
Песочная терапия позволяет восстанавливаться женскому началу в
человеке
Женское больше связывают с эмоциональностью, пассивностью,
охранением, тогда как мужское начало – с изменением, действием,
активностью
Функции женского начала – питание, понимание, удерживание
На достижения и логическое решение проблем направлено мужское начало.
И песочная терапия нацелена на создание условий для развития и
трансформации личности, а не на логическое, пошаговое решение какой-то
проблемы.

12.

Сама песочница служит контейнером,
сосудом
Внутри она выкрашена в голубой цвет,
означающий воду, а этот цвет
символически связан с
бессознательным. Внешние края
песочницы желтого цвета или цвета
естественного дерева, что создает
надежные границы, удерживающие
бессознательное в контейнере
Создаваемая клиентом композиция
должна находиться в подносе или на
бортике подноса. Материал
бессознательного ограничен этим
полем, а значит, защищен

13.

Зеркало
Первым и самым значимым
«зеркалом», подтверждающим
существование любого
человека, становится мать
Отзеркаливание матерью
обеспечивает удовлетворение
жизненно важной человеческой
потребности в «эмпатическом
резонансе
Те люди, у которых не было в
раннем возрасте достаточного
опыта отзеркаливания
значимым взрослым,
сохраняют эту потребность в
ее примитивной форме, они
чувствуют свою
неполноценность,
прерывающуюся волнами
нереальной грандиозности.

14.

Структура психики
Сознательное – это личное
сознание, или «повседневное»
обыденное осознавание
Личное бессознательное
содержит в себе подавленные
конфликты. В нем хранятся
также забытые воспоминания и
чувственные впечатления,
которые недостаточно ярки,
чтобы достигнуть осознания
Коллективное бессознательное
представляет собой хранилище
для опыта всего человечества,
накопленного в процессе
эволюции.
Юнг выделил наряду с
комплексами, такие
структуры, которые
характерны для
всехлюдей: Персона,
Тень, Анима/Анимус

15.

Эго
Эго – центральный комплекс, и большая его
частьнаходится в сознательной части
Эго является основой самосознания и
включает в себя все те мысли,чувства,
воспоминания и ощущения, благодаря которым
мы чувствуем свою целостность, идентичность
ивоспринимаем себя людьми
Это представление человека о самом себе,
его ответы на вопросы «кто Я? какой Я?»
Эго организует интеллектуальные функции. Оно
воспринимает и определяет то, что находится вовнешней
реальности, отделяет внешнее от внутреннего содержания.

16.

Персона
В обществе человек играет
определенные роли
Роль – проводник в социум,
оторый позволяет более естественно Человек с
входить в среду, обеспечивает
хорошей Эгоспешнуюактивность и
идентичностью
развивает гибкую
взаимодействие.
Персону - он
остается самим
собой
Общество связывает с ролью некоторые
жидания, и у каждого челове-ка есть
редставления о том, что общество ждет отнего
конкретной роли, актуализацию каких
ачествпредполагает
Персона – это маска для той роли,

17.

Тень
Те склонности и побуждения, которые не
смогли попасть в Эго, не исчезают, а
группируются в комплекс Тени в
бессознательном
Эго-идентичность воспринимает Тень, как
врага
Чем больше Эго привержено какому-то
качеству, тем больше противоположного
качества находится вТени
"Тень можно заметить в проекции на
человека тогоже пола, который почему-то
(обычно чисто иррационально) вызывает

18.

Анима и Анимус
Анима – бессознательное женское начало
мужчины, его внутренний образ женщины
Анимус – внутренний образ мужчины у
женщины, её бессознательная мужская
сторона
В образе анимы хранится весь опыт который
был получен при взаимодействии с женщинами
Анимус содержит опыт взаимодествия с
мужчинами

19.

Самость
Самость – это центральный архетип
целостности
Она охватывает психику в целом, включая сознательное и
бессознательное
Самость – центр, упорядочивающий и регулирующий
психику
Если Эго может вступить в контакт с Самостью – этот
контакт будет для него и исцелением и поражением
Эго – центр лишь сознания
Самость – это направление, то к чему
человек идет и что он призван создавать
Когда у Эго появляется доступ к Самости –
жизнь наполняется смыслом

20.

Амплификация
Метод К.Г. Юнга для анализа содержания
бессознательного в сноведениях
Сноведения пытаются восстановить
психический баланс, компенсируя
сознательные жесткие установки, личностную
однобокость
Послания бессознательного через сны
правдивы и икренни

21.

Направления интерпретаций песочных композиций
. история и внешняя ситуация клиента
. содержание сессии
. чувства терапевта
. пространство
. использование и выбор песка
. основные формы песка и конфигурация
асположенных объектов
. цвета
. использование синего подноса
. использование фигур

22.

Направления интерпретаций песочных композиций
1. уровень дифференцирования
2. взаимоотношения между фигурами и частями композиции
3. выражение очень личного в композиции
4. качество динамики
5. создание двумерной композиции
6. близость к сознанию или бессознательному
7. символическое значение
8. интерпритация в контексте всего процесса
9. интерпритация, исходящая из понимания внутренних
аттернов развития
0. интерпритация с учетом отношений между клиентом и
ерапевтом
English     Русский Правила