20.24M
Категория: ИсторияИстория

Императрица Екатерина II у Михаила Васильевича Ломоносова

1.

параграф 22
«Императрица Екатерина II
у Михаила Васильевича Ломоносова»
(Федоров И.К., 1884 год)

2.

В век Просвещения Екатерина II требовала от
дворян «служить Отечеству», а для этого
дворянам «не пристало быть невеждами».
Санкт-Петербург стал центром дворянского
образования.
Эпоха Просвещения – одна из ключевых эпох в истории европейской
культуры, связанная с развитием научной, философской и
общественной мысли. В основе этого интеллектуального
движения лежали рационализм и свободомыслие.
Вспомните какие образовательные учреждения
появились в Российской империи петровское
время?
Можете проверить себя по материалам § 13.
Портрет Екатерины II
(Рокотов Федор Степанович, 1763 г.)

3.

Морской кадетский корпус
1752 (по указу Анны
Иоанновны, на базе Морской
академии и Навигационной
школы)
Дом Миниха, на
Васильевском острове →
Итальянский дворец
(Кронштадт, 1771-1796) →
наб. Лейтенанта Шмидта,
17 (до сих пор)
В 2001 году в связи с 300-летием
военного образования в России
институту было присвоено название
«Морской корпус Петра Великого —
Санкт-Петербургский военно-морской
институт»
Сухопутный кадетский корпус
1731 (по указу Анны
Иоанновны)
Меншиковский дворец
Упразднён в январе 1918
1762 (по указу Екатерины II,
на базе Артиллерийской и
инженерная шляхетской
школы – история заведения
восходит к 1701 году
(основание Пушечной школы
Петром I))
Первоначально кадетский
корпус размещался в
зданиях Инженерного двора
на Большой Спасской
улицы (ныне улица
Красного курсанта), в
дальнейшем на нынешний
Ждановской набережной ,
11-13
Упразднён в марте 1918. В настоящее
время в зданиях Второго кадетского
корпуса (улица Красного Курсанта, д. 16,
18) располагается Военно-космическая
академия имени А. Ф. Можайского.
Артиллерийский и
Инженерный шляхетный
кадетский корпус

4.

Впервые в России открылось закрытое учебное заведение для девушекдворянок – Институт благородных девиц. Первоначально он назывался
«Императорское воспитательное общество благородных девиц»
Поначалу его воспитанницы жили в здании несостоявшегося
Воскресенского (Смольного) женского монастыря. Поэтому его
воспитанниц называли смолянками.
Вспомните
архитектора
монастырского
комплекса и
почему за ним
закрепилось
название
«Смольный»?

5.

6.

По уставу дети должны были поступать в
заведение не старше шестилетнего возраста и
оставаться там двенадцать лет, причём с
родителей бралась расписка, что они не будут
требовать их назад ни под каким предлогом до
истечения этого срока.
Императрица надеялась, удалив детей на
долгий срок от невежественной среды и
вернув туда уже развитую и облагороженную
девушку, способствовать смягчению нравов и
создать «новую породу людей».
В 1806 году для института по проекту
архитектора Джакомо Кваренги было
построено специальное здание.
Смольный институт
(Галактионов С.Ф., литография, 1823 г.)
Попробуйте найти это здание на
фотографии на предыдущем слайде.
Проверьте себя по карте города.

7.

С 1772 по 1776 год Левицкий по заказу
императрицы Екатерины II написал серию
портретов воспитанниц Смольного института
для благородных девиц
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) — художникживописец, крупнейший мастер парадного и камерного
портрета, академик, руководитель портретного класса
в Академии художеств.
Автор изображений известнейших людей российского
государства, включая императрицу Екатерину II
и двор цесаревича Павла.

8.

Феодосия Ржевская
и Настасья Давыдова
Екатерина Нелидова

9.

Екатерина Хрущева
и Екатерина
Хованская
Александра
Левшина

10.

Екатерина
Молчанова
Наталья
Борщова

11.

Глафира Алымова

12.

Дети купцов, ремесленников,
архитекторов, художников
могли учиться в:
Дети «простолюдинов» (но не
крепостных) могли учиться в:
Академии художеств
«Народных училищах» (школы)
Академической гимназии
Театральном училище
Балетной школе
Коммерческом училище
Профессиональных школах
Академия художеств
(арх. А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот,
1764-1788 гг.)

13.

Воспитательный дом – учреждение для призрения* незаконнорождённых детей, сирот и детей
бедняков, учреждённое в 1770 году по инициативе просветителя И. И. Бецкого.
В Воспитательный дом принимались дети в возрасте до 2 лет и 4 месяцев и оставались там до
21 года. Воспитанники получали начальное (реже – среднее) образование.
В 1798 г. Воспитательному дому передают
дворец К.Г. Разумовского на Мойке. Сейчас в
здании располагается администрация
Российского государственного педагогического
университета им. А. И. Герцена
* Разберите слово по составу,
попробуйте понять смысл, подобрав
корень с синонимичным значением.

14.

На Васильевском острове растёт
академический городок. Рядом с
Кунсткамерой и лабораториями строится
здание для библиотеки Академии наук.
Ряды ученых Академии наук пополняются
выпускниками академической гимназии.
Число отечественных учёных растёт.
Растёт число экспедиций по
территории России, благодаря
которым развиваются география,
ботаника, зоология, минералогия
расширяется представление людей
о мире и природе.
В 1783-89 архитектором Джакомо Кваренги для
академии было построено новое здание на
Университетской набережной, дом 5. В нём
размещались академические магазины (склады),
книжная лавка и квартиры служащих.

15.

Императорская Российская Академия основана Екатериной II
в 1783 году по Именному, данному директору СанктПетербургской Академии Наук, княгине Дашковой указу «Об
учреждении Российской Академии» для изучения
филологических и других гуманитарных наук.
Всего через полтора месяца после учреждения академии на её
заседании была предложена новая буква русского языка – Ё.
Одновременно началась работа над «Словарём Академии Российской». В
1786-1797 годах с целью собрать в одно целое все как печатные, так и
остававшиеся ещё в рукописях театральные пьесы, академия издала сборник
«Российский театр, или Полное собрание всех российских театральных
сочинений» в 43 частях.

16.

Издание литературных журналов.
Рост спроса на книги.
Популярность иностранных произведений
(французские любовные романы – у
девушек, приключения Гулливера и
Робинзона Крузо – у юношей).
Популярность сочинений российских
авторов: Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина.

17.

«Всякая всячина» — русский литературнохудожественный сатирический журнал, издавался с 1769
года.
Издателем был Г. В. Козицкий, секретарь императрицы
Екатерины II. Номера состояли из нескольких листков
форматом в половину страницы школьной тетради. Тираж
первого выпуска составил 1692 экземпляра.
Журнал выступал за сатиру в «улыбательном духе», за
обличение пороков, но не отдельных лиц и конкретных
недостатков государственного и социального строя России.
Среди других авторов в журнале издавались
материалы Екатерины II под псевдонимом.

18.

Строительство императорского
Эрмитажного придворного театра*.
Строительство второго
императорского театра – Каменный
театр.
Появление частных театров.
Репертуар: оперы, балеты,
трагедии, комедии – становятся
более похожи на современные.
* Вспомните архитектора.
Эрмитажный театр

19.

Гастроли известных зарубежных
музыкантов, оркестров, певцов.
В моде Гайдн, Моцарт, Гендель.
Популярны выступления русской
придворной капеллы и придворного
оркестра.
Распространение домашнего
музицирования.
Вольфганг Амадей Моцарт
посмертный портрет (Барбара Крафт, 1819 г.)

20.

Важную роль в создании закрытых учебных заведений и
Воспитательного дома сыграл Иван Иванович Бецкой (1704-1795).
Внебрачный сын фельдмаршала Трубецкого и шведской
баронессы, получил образование в кадетском корпусе Копенгагена.
При Елизавете Петровне служил в коллегии иностранных дел. Рано
ушёл в отставку. При Екатерине II стал президентом Академии
художеств, хранителем Эрмитажа, занимался проблемами
образования. По его инициативе были открыты воспитательные
дома в Петербурге и Москве, училище для мальчиков из разных
сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Смольный
институт Бецкой хотел создать «новую породу людей» просвещённых и гуманных дворян, купцов, промышленников,
ремесленников. Для этого, как он полагал, необходимо было
изолировать детей от дурного влияния окружающих. Все свое
состояние завещал воспитательным домам.
На свои деньги содержал 60 учеников Академии
художеств. Жил в доме около Летнего сада (Дворцовая
набережная, д. 2). Имел богатую коллекцию
произведений искусства.
Иван Иванович Бецкой
(Александр Рослин, 1777)

21.

Екатерина Романовна Дашкова (1744-1810) — из старинной
дворянской семьи, воспитывалась в доме канцлера М. И.
Воронцова. Умная, образованная женщина, она стала
ближайшей подругой великой княгини Екатерины Алексеевны.
Дашкова была рядом с Екатериной во время дворцового
переворота 1762 г., но в дальнейшем императрица то отдаляла,
то приближала её. С 1769 г. Дашкова провела десять лет за
границей, где общалась с известными писателями, учёными,
государственными деятелями. В 1783 г. вернулась в Россию.
По её предложению была создана Российская академия,
которую она и возглавила. И это удивительно! В те времена
уделом женщины были дом и семья. А в России две Екатерины
занимались государственными делами.
Дашкова обладала и литературным талантом. На
проспекте Стачек сохранилась дача-усадьба
Дашковой.
Екатерина Романовна Дашкова
(Д. Г. Левицкий, 1784)

22.

Денис Иванович Фонвизин
(Шарь Карафф, 1784)
Денис Иванович Фонвизин (1745 -1792) — из российских
дворян иностранных корней (Фон Визен). Учился в Московском
университете. Служил в Петербурге в коллегии иностранных
дел, секретарём И. П. Елагина (директора Придворного театра,
главного цензора). Выполнял серьёзные дипломатические
поручения. Встречался с Б. Франклином. Владел обширным
имением с более чем 1000 крепостных (подарок за службу),
городской усадьбой на Английской набережной (приданое жены).
Имел прекрасную библиотеку, коллекцию гравюр и картин (среди
которых работы Рембрандта). Самым сильным увлечением
Фонвизина был театр. Был знаком с актёрами, драматургом
Сумароковым, Державиным. Критически относился к крепостным
порядкам.
Умер в Петербурге, похоронен на Лазаревском
кладбище Александро-Невской лавры.

23.

Вспомните, какой объект
в Петербурге хранит память
о деятелях Екатерининской
эпохи?
В качестве подсказки можете
использовать эту контурную
карту города. Проверьте себя
по § 20.

24.

II

25.

II

26.

27.

На следующих слайдах предлагаем вам познакомиться с
отрывками из книги «Легенды и мифы Санкт-Петербурга»
Н. А. Синдаловского

28.

«Однажды, во время загородной прогулки Екатерины II по
Петергофской дороге, одна из лошадей потеряла подкову.
Суеверная императрица переглянулась с находившейся в ее экипаже
Екатериной Дашковой и тут же приказала построить для своей
подруги особняк в форме подковы – символа счастья».
Екатерина Романовна Дашкова – одна из образованнейших женщин XVIII
века, президент Российской Академии и директор Академии наук.
Активнейшая участница дворцового переворота 1762 года, близкая
подруга Екатерины Великой, Екатерина Малая, как называли ее
современники, сыграв при русском дворе короткую, но блестящую роль,
неожиданно сошла со сцены, и имя ее, недостаточно оцененное
потомками, почти затерялось среди имен более удачливых
современников.
В наше время это имя привлекает все больший интерес как историков,
так и любителей русской старины. Появились книги и статьи о Дашковой,
в которых дана достойная оценка ее роли в истории русского
просвещения. Впрочем, в Петербурге это имя никогда не предавалось
забвению. Скульптурное изображение Екатерины Романовны Дашковой
сохранилось в композиции памятника Екатерине II в сквере на площади
Островского, а фольклорная традиция создала неофициальное название
«Дача Дашковой» (особняк на проспекте Стачек, 45).

29.

Автором проекта дачи считается Джакомо Кваренги, хотя документальных
свидетельств этому не найдено, а сама Дашкова приписывала авторство
себе. Здание в плане действительно имеет форму подковы, и ни
Екатерине Великой, ни хозяйке дачи, ни гипотетическому автору проекта
и в голову не могло прийти, как подковообразная форма особняка будет
соответствовать его новому назначению через двести лет. В 1975 году
после реставрации здания в нем открылся Дворец бракосочетаний и
торжественной регистрации рождений. И романтический ореол древних
символов в сочетании с прекрасной архитектурой и старинными
сказаниями создают столь необходимое для будущего чувство
непрерывности истории и ощущения себя в ней.

30.

«Однажды во время осмотра Васильевского острова Петр I заметил
две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что
определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно.
Воскликнув: «О! Дерево-монстр! Дерево-чудище!»- царь приказал на
этом месте построить новую Кунсткамеру.»
Удаленность Кикиных палат от центра Петербурга снижало то значение,
которое придавал Кунсткамере Петр. Поэтому одновременно с переносом
Коллекций из Летнего дворца в особняк опального Кикина начали
подыскивать место для строительства специального здания. В это же
время у Петра окончательно сложилось решение создать на
Васильевском острове административный и торговый центр столицы. В
1716 году Доменико Трезини разработал проект планировки острова со
зданием правительственных учреждений, гостиным двором, собором,
площадью, портом и рядом построек общественного характера. Первым
монументальным сооружением на территории Стрелки Васильевского
острова, заложенным в 1718 году, и стало здание будущего научного
центра, общественной библиотеки и «анатомического театрума»Кунсткамеры.

31.

Первоначальный проект Кунсткамеры разработал Георг Маттарнови, а в
дальнейшем участие в строительстве принимали архитекторы Н.
Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов. Официальное открытие состоялось в
1728 году, хотя строительство и отделка помещений продолжались до
1734 года.
5 декабря 1747 года произошел большой пожар, в результате которого
пострадало главное украшение Кунсткамеры- башня. Привлеченный к
ремонту С. И. Чевакинский изменил и упростил фасады, а от
восстановления башни и затейливых барочных боковых ризалитов
вообще отказался. В таком искаженном виде здание простояло ровно 200
лет. Только в 1947 году оно было подвергнуто научной реставрации и
восстановлено в первоначальном виде по проекту архитектора Р. И.
Каплан-Ингель.

32.

«Посещение Кунсткамеры еще в то время, когда она находилась в
помещении Кикиных палат, было не просто бесплатным. Каждому
посетителю при входе предлагалось угощение вином».
Размышляя о путях распространения просвещения и знаний в России,
Петр I обратился за советом к Готфриду Лейбницу. Одним из таких путей
немецкий ученый считал собирательство редкостей и создание музеев.
Эта идея настолько захватила Петра, что претворение ее в жизнь стало
не только государственным, но и глубоко личным делом царя. Он
подписывает указ «О принесении родившихся уродов», приведя этим в
ужас невежд и ретроградов. Еще в допетербургский период в Москву
свозятся приобретенные царем и подаренные ему необычные вещи,
предметы искусства, инструменты, книги- все, что, по мнению Лейбница,
«может наставлять и нравиться», а по мнению Петра- «зело старо и
необыкновенно».
В 1714 году это, пока еще более личное, нежели общественное, собрание
редкостей перевезли в Петербург. Для него в Летнем дворце Петра
выделили специальное помещение, названное «Куншткамерой». Однако
коллекция росла так стремительно, что уже через три года грозила
вытеснить из Летнего дворца его обитателей.

33.

И тогда Петр решил на основе этого собрания создать специальный
общедоступный музей. Нашлось для него и помещение. В 1715 году в
казну отошли только что построенные палаты Александра Васильевича
Кикина, сосланного в Москву за казнокрадство. Здесь на Береговой
линии, впоследствии переименованной в Шпалерную улицу, в так
называемой Русской слободе, в Кикиных палатах и разместилась
петровская Кунсткамера. При Кунсткамере нашла место и первая
государственная библиотека, насчитывавшая 15 тысяч томов. Здесь же, в
Русской слободе, сестра Петра I Наталья Алексеевна основала первый в
городе общедоступный театр, вход в который был бесплатным и ходить
куда можно было «без всякого опасения».
Но история просвещения-это трудная история преодоления косности,
невежества, консерватизма. Книг почти не читали. Театр считали
«бесовской потехой». В Кунсткамеру ходить опасались. Тогда, как пишет
Ю. Тынянов, интерпретируя расхожую легенду, «придумано было, чтобы
каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда
заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или
венгерского вина. А на закуску давали цукерброд».

34.

«Завистники Кваренги, пытаясь принизить его в глазах
Екатерины II, доказывали, что арка над Зимней канавкой
непрочна. Императрица приказала провести расследование,
после чего велела устроить в галерее грандиозный пир, дабы
завистники были посрамлены, а все смогли убедиться, что
арке падение не грозит.»
Большой знаток русской старины М. И. Пыляев и его
современники, вслед за более ранними исследователями,
связывают арку с именем Джакомо Кваренги. А современные
историки единодушно считают автором арки, соединяющей
Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, архитектора Юрия
Матвеевича Фельтена. Оба архитектора были современниками.
Оба участвовали в строительстве дворцового комплекса. Но
поскольку изложение легенды в иных, более поздних источниках,
кажется, не встречается, то в пересказе ее оставлено имя
Кваренги.

35.

Грандиозный музейный комплекс, известный всему миру под
собирательным именем Эрмитаж и состоящий из четырехсот
экспозиционных помещений, расположенных в пяти
самостоятельных зданиях, объединенных друг с другом,
складывался и формировался в течение полутора столетий. В
первой половине XVIII века на месте Эрмитажа в разное время
стояли дворцы и особняки великосветской знати, включая четыре
последовательно сменявших друг друга царских Зимних дворца.
В 1754 году Б. Ф. Растрелли приступил к строительству
последнего, существующего ныне. Зимний дворец создавался в
период наивысшего расцвета барокко и представляет собой
четырехугольное в плане, монументальное сооружение с тремя
главными фасадами, выходящими на Неву, в сторону
Адмиралтейства и на Дворцовую площадь, которая с памятником
Петру в центре, по замыслам градостроителей середины XVIII
века, должна была стать главной площадью столицы.

36.

Зимний дворец закончили строить в 1762 году. А через два года
Екатерина решила создать собственную картинную галерею. Для
этого с 1764 по 1769 год по проекту Ж. Б. Валлен-Деламонта в
непосредственной близости к Зимнему дворцу возвели специальное
здание Малого Эрмитажа. Однако коллекции Эрмитажа
разрастались с такой скоростью, что строительство новых зданий
для них начиналось еще до окончания строительства предыдущих. С
1771 по 1787 год Ю. М. Фельтен построил Старый Эрмитаж, а с 1783
года Джакомо Кваренги начал и одновременно с открытием Старого
Эрмитажа закончил возведение Эрмитажного театра. Оба здания
Фельтен объединил аркой. Затем в строительной деятельности
наступило полувековое затишье и, наконец, в 1839-1852 годах по
проекту немецкого архитектора Лео Кленце было построено
специальное музейное здание Нового Эрмитажа, хорошо известное
благодаря десяти великолепным гранитным фигурам атлантов
скульптора А. И. Теребенева.
Все пять эрмитажных зданий объединены друг с другом внутренними
переходами, коридорами, лестницами и галереями. Сегодня это один
из крупнейших музеев мира. А Зимняя канавка и повисшая над ней
арка — один из самых романтичных и любимых уголков старого
Петербурга.
English     Русский Правила