Леонардо да Винчи (15 апреля 1453 – 2 мая 1519) — великий итальянский художник, скульптор, учёный, инженер и архитектор, яркий
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да
Трактат о живописи
В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккио (1435/36–1488). Здесь
«Благовещение» (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). Размер картины 98 x 217 см, дерево, темпера. Первое живописное
«Мадонна с цветком», т.н. «Мадонна Бенуа» (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт - Петербург) Размер картины 50 x 32 см,
«Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) 1490 - 1491 Эрмитаж, Санкт-Петербург Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера.
«Мадонна в гроте» (1483–1484, Лувр, Париж)
«Дама с горностаем» (1484, Музей Чарторыйского, Краков. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло) – одна из первых работ
«Тайная вечеря» (1495-1497)‏
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его
Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого
«Мона Лиза» (1503–1506, Лувр, Париж). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была
Замок Кло –Люсе, Франция
Кухня Леонардо
9.37M

Леонардо да Винчи (1452-1519)

1. Леонардо да Винчи (15 апреля 1453 – 2 мая 1519) — великий итальянский художник, скульптор, учёный, инженер и архитектор, яркий

"Блистательный своей
наружностью, явивший
высшую красоту, он
возвращал ясность каждой
опечаленной душе,
а словами своими он мог
любое упрямство
заставить сказать "да"
или
"нет". итальянский
— великий
Своей
силойскульптор,
он смирял
художник,
любую неистовую ярость
и учёный, инженер и
архитектор,
яркий
правой
рукой гнул
представитель
типа
стенное
железное кольцо
или подкову, какчеловека»
будто
«универсального
они были
сделаны
(homo
universale)
— из
идеала
свинца"
итальянского
Ренессанса.
Леонардо да
Винчи
(15 апреля 1453 –
2 мая 1519)
ВАЗАРИ

2. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да

Винчи,
нотариус из известной семьи города Винчи.
Матерью была либо крестьянка, либо хозяйка
таверны Катерина. Примерно в 4,5 г. Леонардо
взяли в дом отца, и в документах он назван
незаконным сыном Пьеро.

3.

«Кто спорит,
ссылаясь на
авторитет, тот
применяет не свой
ум, а скорее
память»
Кодексы Леонардо:
•Атлантический кодекс
• Кодекс о полёте птиц
• Кодекс Тривульцио
• Витрувианский
человек

4.

5.

6. Трактат о живописи

В справедливых жалобах
сетует живопись, что она
изгнана из числа свободных
искусств, ибо она —
подлинная дочь природы и
осуществляется наиболее
достойным чувством.
Поэтому, о писатели, вы не
правы, что оставили ее вне
числа этих свободных
искусств, ибо она занимается
не только творениями
природы, но и бесконечно
многим, чего природа никогда
не создавала.

7. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккио (1435/36–1488). Здесь

Леонардо прошел весь
путь ученичества: от
растирания красок до работы
подмастерья. Согласно
рассказам современников, он
написал левую фигуру ангела в
картине Верроккио
«Крещение» (ок. 1476,
Галерея Уффици,
Флоренция), чем сразу
обратил на себя внимание.
Естественность движения,
плавность линий, мягкость
светотени – отличает фигуру
ангела от более жесткого
письма Верроккио.

8. «Благовещение» (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). Размер картины 98 x 217 см, дерево, темпера. Первое живописное

произведение, приписывающееся Леонардо,
хотя его авторство оспаривается многими специалистами.
К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что
значительно ухудшило качество работы.

9. «Мадонна с цветком», т.н. «Мадонна Бенуа» (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт - Петербург) Размер картины 50 x 32 см,

дерево, масло.
Контуры фигуры смягчены с
помощью эффекта сфумато,
созданного еще до Леонардо, но
именно он стал гением этой техники.
Сфумато (ит. sfumato –
затуманенный, дымчатый) –
разработанный в эпоху Возрождения
прием в живописи и графики,
позволяющий передавать мягкость
моделировки, неуловимость
предметных очертаний, ощущение
воздушной среды.

10. «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) 1490 - 1491 Эрмитаж, Санкт-Петербург Размер картины 42 x 33 см, дерево, темпера.

Композиция картины лаконична
и уравновешенна. Фигуры
Марии и младенца Христа
моделированы тончайшей
светотенью. В проемах
симметричных окон открывается
бескрайний горный пейзаж,
напоминая о гармонии и
грандиозности мироздания.
Картина поступила в 1865 г. из
миланского собрания герцога
Антонио Литта, с именем
которого связано ее название.

11. «Мадонна в гроте» (1483–1484, Лувр, Париж)

«Мадонна в скалах»
(1506–1508, Британская
Национальная галерея, Лондон).

12.

«Мадонна в гроте»
1483-1494 годы. Музей Лувр, Париж.
Размер картины 198 x 123 см, холст,
дерево, масло.
К картине «Мадонна в
гроте» Леонардо да Винчи
приступил в 1483 году,
получив заказ на
алтарную картину от
одного из религиозных
братств. Расхождения с
заказчиками из-за оплаты
привели к тому, что
Леонардо да Винчи
оставил картину у себя,
окончательно завершив
ее между 1490 и 1494
годами.

13.

«Мадонна в скалах»
Не получив от Леонардо да
Винчи обещанной картины
«Мадонна в гроте», заказчики
возбудили против него тяжбу,
тянувшуюся около двадцати
лет. Только между 1505 и 1508
годами ученик Леонардо
Амброджо де Предис под
непосредственным
руководством самого мастера
закончил (с некоторыми
изменениями в деталях)
повторение картины «Мадонна
в гроте», которое было
передано заказчикам.
Ныне эта картина, сильно
уступающая в художественном
отношении луврскому
варианту, находится в
Лондонской Национальной
галерее.

14. «Дама с горностаем» (1484, Музей Чарторыйского, Краков. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло) – одна из первых работ

Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена
фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца,
горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы,
изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо.
Фон переписан другим художником.

15. «Тайная вечеря» (1495-1497)‏

«Тайная вечеря»
(1495-1497)
Фреска (площадь 4,5 × 8,6 м)
расположена на стене трапезной
доминиканского монастыря Санта
Мария делле Грацие в Милане, на
высоте 3 м от пола и занимает всю
торцовую стену помещения.
Леонардо ориентировал
перспективу фрески на зрителя,
тем самым она органично вошла в
интерьер трапезной:
перспективное сокращение
боковых стен, изображенных на
фреске, продолжает реальное
пространство трапезной.

16.

Судьба этого произведения оказалась поистине трагической. Предпринятые
Леонардо по его обыкновению экспериментальные работы над красками и
грунтом не были удачными — красочный слой оказался недостаточно прочным, и
уже в 16 веке началось разрушение фрески, которое со временем усилилось и
было довершено грубыми и неумелыми реставрациями. В 1954 году фреска
была очищена от более поздних наслоений, а остатки подлинной живописи
выявлены и закреплены, благодаря чему можно получить общее представление
о композиции и красочном решении шедевра Леонардо да Винчи.

17. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его

ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения
предательства, момент, когда Христос только что произнес слова:
«Один из вас предаст Меня».

18. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого

большого проема задней стены,
точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов
разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая
характеристика экспрессивными жестами, движениями.

19.

Юный мечтательный Иоанн, помещенный по правую руку от
Христа, как бы бессильно поник от полученного удара.

20.

Находящийся по левую руку от Христа Иаков Старший красноречивым
жестом недоумения развел руки в стороны, а приподнявшийся со своего
места рядом с ним юный Филипп — образ высокой душевной красоты —
склоняется перед Христом в порыве самопожертвования.

21. «Мона Лиза» (1503–1506, Лувр, Париж). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была

третьей женой
флорентийского купца Франческо ди
Бартоломео деле Джокондо.
Мона — в переводе единственная
Джоконда — в переводе радующаяся
«Эта красота, к которой
стремится изболевшаяся душа,
весь опыт мира собраны
здесь и воплощены в форму
женщины...»

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28. Замок Кло –Люсе, Франция

29. Кухня Леонардо

Спальня Леонардо
Комната Леонардо
English     Русский Правила