Похожие презентации:
Философский анализ общества
1. Ташкентская медицинская Академия кафедра общественных наук
ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯКАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
ЛЕКЦИЯ №9
Тема: Философский анализ
общества
Лектор: к. ф. н., доцент Атамуратова Ф.С.
2. Актуальность темы:
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:Проблема взаимодействия общества
и природы приняла кризисный и
глобальный характер.
И сегодня эта проблема из чисто
теоретической превратилась в
злободневную практическую задачу
преодоления экологического кризиса.
3. Цель лекции:
ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:сформировать целостное
представление о
философском понимании
природы и общества, их
взаимодействия.
4. Форма учебного занятия:
ФОРМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:Информационная
лекция – визуализация с
использованием
графического
органайзера «Кластер»
5. Задачи лекции:
ЗАДАЧИ ЛЕКЦИИ:определить сущность понятий природы и
общества;
выявить специфические черты
философского анализа проблемы
природы и общества;
перечислить и охарактеризовать сферы
общественной жизни;
установить аспекты взаимодействия
общества и природы.
6.
План:1. Общество и его философский
смысл.
2. Структура общества.
7. общество
ОБЩЕСТВОВ обыденном смысле
В научном смысле
• добровольных
объединений людей
по интересам
• общество «рыболовспортсмен»
• 1) отдельное конкретное
общество
• 2)совокупность
социальных организмов
региона
• 3) все человечество в
целом
• 4) общество
определенного типа
• 5) социальность,
противоположная
природе
8. Социальная философия
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯСоциальная философия
- это система теоретического
знания о наиболее общих
закономерностях и тенденциях
взаимодействия социальных
явлений, функционирования
и развития общества
Социальные философия изучает
законы, согласно которым
в обществе складываются
группы людей, отношения
между этими группами, их
связи и роль в обществе.
9. общество
ОБЩЕСТВОРелигиозная
трактовка
• социальная
проблематика
является учение
о
божественном
предопреде
лении
Идеалистическая
трактовка
Материалистическая
трактовка
• исходит из
• прежде чем
заниматься наукой,
искусством,
философией и т. д.,
люди должны есть,
пить, одеваться,
иметь крышу над
головой и т. п., а для
этого необходимо
трудиться.
утверждения, что
определяющую
роль в обществе
играет духовное
начало.
• Таким началом
считался либо
Бог, Мировой
Разум и т. п., либо
сознание людей.
10. Ислам - учение о божественном предопределении
ИСЛАМ - УЧЕНИЕ О БОЖЕСТВЕННОМПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
Отсюда проповедь
смирения,
терпения,
покорности
основными
регуляторами
общества
нравственные
принципы и нормы.
11. ПЛАТОН общество возникает из потребностей людей
ПЛАТОНОБЩЕСТВО ВОЗНИКАЕТ ИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ЛЮДЕЙ
мудрецы философы
воины стражи
производители
- земледельцы
и
ремесленники
12. ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ПО ПЛАТОНУ
в идеальном государстве будетотсутствовать имущественное
неравенство,
мужчины и женщины будут равны в
правах,
а жены и дети будут общими.
13. АРИСТОТЕЛЬ общество «творение природы»
АРИСТОТЕЛЬОБЩЕСТВО «ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ»
полис
поселение
семья
малоимущие
средний слой
много
имущие
14. АРИСТОТЕЛЬ
социальнаясправедливость
может быть
уравнительной каждому одинаково,
и относительной каждому в
зависимости от его
достоинств и личного
вклада для пользы
общества.
15. Три основных слоя по Цицерону
ТРИ ОСНОВНЫХ СЛОЯ ПО ЦИЦЕРОНУВысший слой аристократия,
которая
занимается
политической
деятельностью
Средний
слойпредставител
и тех
профессий,
которые
признаются
общественно
полезными
Низший слой представители
профессий,
недостойных
звания
свободного
гражданина
(ростовщики,
мелкие
торговцы и
ремесленники
16. Средневековая философия общество – «божье создание»
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯОБЩЕСТВО – «БОЖЬЕ СОЗДАНИЕ»
оно необходимо
для достижения
людьми
совершенства
Фараби
17. Абу Райхона Беруни
АБУ РАЙХОНА БЕРУНИНеобходимым условием
построения справедливого
общества, являются опора
и развитие нравственных
ценностей. Вместе с тем, в
таком государстве
важное место должно
отводиться формированию
атмосферы
общественного согласия.
18. Абу Али ибн Сина
АБУ АЛИ ИБН СИНАВозвышение духовно-
нравственных
ценностей обеспечивает
всестороннее благополучие и
устойчивость
общества. Благополучие
общества напрямую связано
с установлением в
государстве равноправия,
наличием
справедливой власти,
осуществлением каждой
личностью общественнополезной деятельности.
19. Амир Темур
АМИР ТЕМУЫ делах султаната нужно
следовать четырем правилам:
совет и обсуждение, твердое
решение, предприимчивость,
бдительность и
осмотрительность» и советует
руководителям всех рангов
неуклонно следовать этим
мудрым наставлениям,
считать их основной
программой в своей
деятельности.
20. Алишер Навои
АЛИШЕР НАВОИОсновными факторами
формирования
справедливого
общества такие
человеческие
достоинства, как
справедливость,
милосердие, трудолюбие,
честность, патриотизм,
добросовестность,
гуманность, героизм.
21. Новое время
НОВОЕ ВРЕМЯЛюди заключили
общественный
договор и стали
подчиняться
законам в целях
самосохранения.
Т. Гоббс,
Дж. Локк,
Б. Спиноза,
Ж.-Ж. Руссо
22. Новейшее время
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯЭ.Дюркгейм
определял общество
как надиндивидуаль
ную духовную
реальность,
основанную на
коллективных
представлениях.
М.Вебер
общество – это
взаимодействие
людей, являющихся
продуктом
социальных, т. е.
ориентированных
на других действий.
23. Новейшее время
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯК.Марк
*общество как
исторически
развивающуюся
совокупность
отношений между
людьми,
складывающихся в
процессе их
совместных действий.
Т.Парсонс
общество является
системой
отношений между
людьми,
основанных на
нормах и
ценностях,
образующих
культуру.
24.
Историческая эпохафилософии
Что такое общество?
Античность
Совокупность людей, более или менее удачно
живущих по законам справедливости.
Средние века
«Град земной», стремящийся к «граду
небесному».
Люди, живущие в соответствии с ими же
установленным общественным договором
(Локк, Руссо).
Продукт взаимодействия людей на основе их
совместной трудовой деятельности (Маркс).
Новое время
XX век
Система социальных действий людей, смысл
которых определяется выработкой ценностей
(Вебер, Парсонс).
Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам,
устанавливаемым в хорошо организованной
дискуссии (Хабермас и др.).
25.
ОБЩЕСТВОэто совокупность
всех форм
объединения
людей и всех
способов их
взаимосвязи и
взаимодействия.
26. Формационный подход
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОДСогласно
коммунистическая
формационной
модели
капиталистическая
всемирной
истории,
феодальная
человечество
движется от
рабовладельческая
одной стадии к
другой,
более
первобытное
общество
высокой, как по
лестнице.
27. Цивилизационный подход
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД1
2
3
• Традиционное
общество
Суть его
заключается в том,
• Индустриальное чтобы
общество
рассматривать
общество в
контексте развития
• Постиндустриаль
цивилизации.
ное общество
28. Основные признаки общества
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВАЭто совокупность
индивидов
Наличие
объективных
постоянно
воспроизводящихся
общих интересов
Взаимодействие и
сотрудничество на
базе общих
интересов
Регулирование
посредством
социальных норм
Наличие
общепризнанных
ценностей
Наличие
организованной
силы
Способность к
самовоспроизводству
и самообновлению
Наличие
социальной
структуры
29. структура общества
СТРУКТУРА ОБЩЕСТВАЭкономическая
система
Социальная
система
Политическая
система
Духовная
система
30. Экономическая жизнь общества
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬОБЩЕСТВА
прежде всего
производство,
распределение и
обмен потребление
разного рода
предметов и услуг.
31. после провозглашения государственной независимости Республики Узбекистан
ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙНЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В соответствии со
ст. 53 Конституции
основу экономики
Узбекистана,
направленной на
развитие рыночных
отношений,
составляет
собственность в ее
различных формах.
32. Государство
ГОСУДАРСТВОгарантирует свободу
экономической
деятельности,
предпринимательства и
труда с учетом
приоритетности прав
потребителя,
равноправие и
правовую защиту всех
форм собственности.
33. Политическая жизнь общества
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВАКатегории «власть»,
«политика» тесно
взаимодействуют с
фундаментальными
философскими
категориями, как
«свобода»,
«справедливость»,
«равенство», в том числе
национальное, классовое
и общечеловеческое.
34. «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу»
«ОТ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА – КСИЛЬНОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ»
В настоящее время
Узбекистан находится
на закономерном
этапе своего
развития, который
характеризуется как
период активного
реформирования и
модернизации
страны.
35.
«Основной, ключевойзадачей этого периода
реформирования нашей
государственной системы
должен стать
последовательный и
поэтапный переход от
сильного государства,
которое было объективно
необходимо в условиях
переходного периода и
становления
национальной
государственности, к
сильному гражданскому
обществу».
36. СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В
2017-2021 ГОДАХ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан
от 7 февраля 2017 года № УП-4947
37. СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙПО ПЯТИ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В 2017-2021 ГОДАХ
I. Приоритетные направления совершенствования системы
государственного и общественного строительства
II. Приоритетные направления обеспечения верховенства
закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой
системы
III. Приоритетные направления развития и либерализации
экономики
IV. Приоритетные направления развития социальной сферы
V. Приоритетные направления в сфере обеспечения
безопасности, межнационального согласия и религиозной
толерантности, а также осуществления взвешенной,
взаимовыгодной и конструктивной внешней политики
38. социальная жизнь общества
СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВАесть совокупность всех
существующих в нем
общностей, взятых в их
взаимосвязи и взаимодействии.
Выделяют следующие типы
структуры общества:
демографическая, этническая,
социально-классовая,
поселенческая, территориальная, профессиональнообразовательная структура и т.
д.
39. В развитых странах
В РАЗВИТЫХСТРАНАХ
40. В начале XX века к среднему классу относили
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА К СРЕДНЕМУКЛАССУ ОТНОСИЛИ
1. Мелких собственников и
независимых предпринимателей
2. Менеджеров, адвокатов,
бухгалтеров, научных работников
3. Торговых агентов, преподавателей
школ и вузов, врачей, клерков
41. социальная структура развитых стран
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАЗВИТЫХ СТРАН• управляющие, менеджеры и руководители
высшего уровня, а также люди, имеющие
«высшему
наследственные богатства
среднему»
• мелкие предприниматели, служащие,
«среднему
чиновники
среднему»
«низшему
среднему»
• высококвалифицированные рабочие
42. В Узбекистане
В УЗБЕКИСТАНЕ43. духовая жизнь общества
ДУХОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВАэто сфера
общественной жизни,
связанная с
производством и
распределением
духовных ценностей,
удовлетворением
духовных потребностей
человека.
44. духовая жизнь общества
ДУХОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВАВажнейшей функцией
духовного
производства является
духовная деятельность,
которая направлена на
совершенствование
всех остальных сфер
жизни общества
(экономической,
политической,
социальной).
45.
«Высокаядуховность –
непобедимая
сила»
Ислам Каримов
46. Духовные Угрозы представляющие серьезную опасность для нашего общества
ДУХОВНЫЕ УГРОЗЫ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕСЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ НАШЕГО
ОБЩЕСТВА
попытки восстановить исламский халифат
и создать под его знаменем империю
мусульманских народов
попытки фальсифицировать нашу
историю, национальные ценности
и сущность религии
стремление распространить аморальные
идеи, способные оказать пагубное
воздействие на духовность народа
попытки развязать региональные
и международные конфликты, используя
различные идеологические средства
47. Единство и различие природы и общества
Структурное:общество –
социальная
форма движения
материи
Функциональная:
общество вне
природы
функционировать
и развиваться не
может
Законы
функционирования и
развития –
различие
Генетическое:
человек – часть
природы
единство
ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРИРОДЫ
И ОБЩЕСТВА
законы природы вечны
и действуют стихийно;
законы общества
изменчивы,
реализуются через
сознательную
деятельность людей
Антагонизм
48. Таблица “Блиц-опроса”:
ТАБЛИЦА “БЛИЦ-ОПРОСА”:№
1. Что
такое
искусственная
человека?
Вопросы
естественная
и
среда
обитания
2. Как менялось отношение к природе в
ходе исторического процесса?
3. В чем отличие живой природы от
неживой?
4. Что такое общество?
5. В чем различие формационной и
цивилизационной концепций развития
общества?
6. Какова структура общества?
Ответы
49. Методические направляющие для составления кластера:
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯСОСТАВЛЕНИЯ КЛАСТЕРА:
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ: Фараби,
искусственная среда, Интерпретация
специфики природы в истории философии,
естественная среди, экологические проблемы,
значение, среда обитания, в широком смысле,
античная философия, в узком значении,
Платон, герменевтика, …..
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ):
50. Рекомендуемая литература:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:1. Ахмедова М.А. Основы философии. – Т., 2006.
2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1995.
3. Философия: Учебник /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д,
1999.
4. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Л.А. Никитина. – М.,
2000.
5. Философия: Справочник студента/Под ред. Г.Г. Кириленко, Е.В.
Шевцова и др. – М., 1999.
6. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. – Ростов н/Д: Феникс,
1999.
7. Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. –
М., 1995.
8. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. – М., 1982.
9. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1994.
10. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время.
Будущее и настоящее. – М., 1984.