Похожие презентации:
Теория развития (диалектика)
1. ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 5-ТЕМА: ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ (ДИАЛЕКТИКА)
Лектор: к.ф.н., доц. Ф.С.Атамуратова2. Актуальность:
АКТУАЛЬНОСТЬ:В наше время все в мире так тесно связано,
так быстро меняется, такие глубокие
преобразования происходят в экономике,
политике и науке, что изменчивость,
подвижность, динамизм становятся
важнейшей чертой жизни людей.
В этих условиях перед каждым рано или
поздно встает насущная задача понять
происходящие изменения и попытаться
найти какие-то общие устойчивые черты.
3. Значение изучение темы:
ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:сознательное применение диалектики
даёт возможность правильно
пользоваться понятиями, учитывать
взаимосвязь явлений, их
противоречивость, изменчивость,
возможность перехода
противоположностей друг в друга.
4. Взаимосвязь с другими предметами:
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ:приемы столкновения мнений и
диалектического разрешения противоречий
применимы не только в ситуациях живого
спора реальных людей.
Они важны также при анализе
противоборствующих взглядов, позиций,
направлений мысли, которые утверждались
в разное время, в разных странах,
социальных системах, культурах.
5. Интерактивные методы обучения:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:Лекция, «обучение сообща», блиц-
опрос, Инсерт, графический
органайзер «Кластер».
6. ПЛАН:
1. Диалектика.2. Законы философии.
3. Категории философии.
7. ДИАЛЕКТИКА – ЭТО…
(греч. — «искусство вести беседу»,«искусство спора») — логическая
форма и способ теоретического
мышления, имеющего своим
предметом противоречия
мыслимого содержания этого
мышления.
8.
Умение сталковать различныеточки зрения, доказывать
правоту своих суждений
наиболее ярко проявилось у
Сократа и Платона.
Они подчеркивали, что диалог
помогает рождению истины как
чего-то нового, того, что
отсутствовало в начале спора, но
появилось в процессе
обсуждения.
Тем самым формируется
творческое начало мышления.
9.
«Диалектика - логическийметод, с помощью
которого на основе
анализа и синтеза
понятий происходит
познание истинно сущего
- идей, движение мысли
от низших понятий к
высшим».
10.
Диалектика - учениео наиболее общих
законах развития
природы, общества и
познания, основанный
на этом учении
универсальный метод
мышления и действия.
11.
В историифилософии
сложились
три
основные
формы
диалектики:
• а) античная, которая была
наивной и стихийной, поскольку
опиралась на житейский опыт и
отдельные наблюдения
(Гераклит, Платон, Аристотель,
Зенон и др.);
• б) немецкая классическая,
которая была разработана
Кантом, Фихте, Шеллингом и
особенно глубоко Гегелем;
• в) материалистическая,
основы которой были заложены
К. Марксом и Ф. Энгельсом.
12.
Какую бы историческую формудиалектика ни принимала, в центре ее
внимания всегда была проблема
развития.
В материалистической диалектике
развитие - философская категория,
выражающая процесс движения,
изменения органических целостных
систем - материальных (прежде всего) и
духовных.
13.
диалектикаСУБЪЕКТИВНАЯ или
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ — это
движение и развитие
мыслей, понятий,
которые отражают в
сознании объективную
диалектику.
ОБЪЕКТИВНАЯ— это
движение и развитие в
самом материальном мире
как едином
взаимосвязанном целом.
Она не зависит ни от
сознания человека, ни от
сознания человечества.
Логика (от греч. logos – логос слово, разум )наука об общих законах развития
объективного мира и познания
14. Наиболее характерные черты диалектики
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫДИАЛЕКТИКИ
возникновение
качественно нового
объекта (или его
состояния)
направленность
необратимость
закономерность
единство
количественных и
качественных
изменений
взаимосвязь
прогресса и
регресса
противоречивость
спиралевидность
формы
(цикличность)
развертывание во
времени
15. Противоположностью диалектики является метафизика
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬЮ ДИАЛЕКТИКИЯВЛЯЕТСЯ МЕТАФИЗИКА
Метафизика
1. буквально означает “то, что следует после
физики”.
2. Противоположный диалектике философский
метод, исходящий из количественного
понимания развития, отрицающий
саморазвитие.
16. Две концепции развития
ДВЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯдиалектика
вопросы
метафизика
Да! От низшего к
высшему
Развивается ли
мир?
Да…, но механически
Количество переходит в
качество
высшее
Каковы характер
и направления
развития?
Количество переходит в
количество
В чём источник и
причина
развития?
Посторонняя сила,
внешний толчок, Бог.
Материя косна,
инертна, неподвижна.
низшее
Внутреннее
противоречие
(самодвижение,
саморазвитие)
17. Диалектика как философский метод и как теория представляет собой сложную систему Основными ее структурными образованиями
ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД И КАКТЕОРИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЛОЖНУЮ СИСТЕМУ
ОСНОВНЫМИ ЕЕ СТРУКТУРНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
-принципы
-категории
- законы
18.
ПРИНЦИП(от греч. principium основа,
первоначало)
представляет собой
основную идею,
фундаментальные
положения лежащие в
основе всей системы
знаний, придающие им
определенную системность
и целостность.
19.
Основныепринципы
диалектики
• принцип
всеобщей связи
• принцип
историзма
• принцип
системности
• принцип
причинности
20.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИВсеобщая связь
Системность
Причинность
• означает целостность
окружающего мира,
его внутреннее
единство,
взаимосвязанность,
взаимозависимость
всех его компонентов
— предметов,
явлений, процессов.
• означает, что
многочисленн
ые связи в
окружающем
мире
существуют не
хаотично, а
упорядоченно.
• наличие таких
связей, где
одна
порождает
другую.
Историзм
подразумевает
два аспекта
окружающего
мира:
• вечность,
неуничтожимость
истории, мира;
• его
существование и
развитие во
времени, которое
длится всегда.
21.
Объективный мир и человеческое мышление
подчинены одним и тем же законам законам диалектики.
Это значит, что они не могут противоречить
друг другу в своих результатах, а должны
согласовываться между собой.
22.
Под законамидиалектики
понимается обобщенное
отражение объективных
связей и отношений
вещей, позволяющие
описать существенные,
повторяющиеся при
определенных условиях
свойства явлений и
процессов.
23.
ЗаконыЧастные
формируются
в рамках
одной науки
и служат для
изучения
проблем
только этой
науки
Общие Универсаль
рождаются
ные
в рамках
одной
науки и
служат для
изучения
проблем
ряда наук
характерны
для развития
природы,
общества и
человеческого
мышления
24.
Философские законы или законыдиалектики отличаются тем, что они
применены к объектам и носителям любого
вида, а потому действительны в каждой
конкретной науке.
Общность и универсальности законов
философии вытекает из способа их
построения - они формулируются с
использованием философских категорий,
являющихся самыми общими единичными
понятиями человеческого мышления.
25.
Законы философииЗакон
перехода
Закон единства
количествен
и борьбы
ного
противоположизменения в
ностей
качественные
Закон
отрицания
отрицания
26. «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единой на взаимопроникающие противоположности и
«ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И
МЫШЛЕНИИ
ОБУСЛОВЛЕНО
РАЗДВОЕНИЕМ ЕДИНОЙ НА
ВЗАИМОПРОНИКАЮЩИЕ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ И
РАЗРЕШЕНИЕ
ВОЗНИКАЮЩИХ
ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ
НИМИ ЧЕРЕЗ БОРЬБУ».
27.
Все существующеесостоит из
противоположностей
(добро и зло, свет и
тьма, наследственность
и изменчивость в живой
природе, порядок и хаос
и т.д.)
• Противоположности это такие стороны,
моменты, предметы,
которые одновременно
а) неразрывно связаны
(нет добра без зла, света
без тьмы);
б) взаимоисключают друг
друга;
в) взаимопроникают и при определенных
условиях - переходят друг в
друга (положительное отрицательное,
ассимиляция диссимиляция, теория практика, материальное идеальное и др.)
28.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Физическая форма
Движения (развития) материи
Химическая форма
Основное
движения (развития) материи
противоОсновное
речие:
Биологическая форма движения
противо(развития) материи
речие:
массаОсновное
Социальная форма
энергия
субстатный противоречие
движения материи
организмсинтезОсновное
внешняя
диссоциация
противоречие:
среда
индивид- индивид
29.
Значение данного закона применительно кмедицине состоит в том, что он нацеливает
исследователя на отыскание внутренних
причин развития здорового и больного
организма. Движущие силы развития живого
организма заключены в противоречивом
единстве организма с условиями его жизни.
30.
Во время болезни в организмепротиводействуют две стороны –
«полом» (патогенез) и «защита»
(саногенез). Обусловливая
внутреннюю противоречивость
болезни, одновременно связаны
друг с другом и отрицают друг
друга. Взаимная превращаемость
защитных и повреждающих
реакций организма следует
понимать как единство
противоположностей. При этом
один и тот же механизм может
выступать как в функции
защиты, так и в качестве
патологического процесса.
31. «Развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры
«РАЗВИТИЕОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ПУТЕМ НАКОПЛЕНИЯ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ В
ПРЕДМЕТЕ, ЧТО
НЕИЗБЕЖНО ПРИВОДИТ
К НАРУШЕНИЮ ЕГО
МЕРЫ (СТАБИЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ) И
СКАЧКООБРАЗНОМУ
ПРЕВРАЩЕНИЮ В
КАЧЕСТВЕННЫЙ
ПРЕДМЕТ».
32. Основные категории закона
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЗАКОНАКачество
Свойство
Количество
• философская категория, выражающая относительную
устойчивость предметов и явлений.
• Это такая внутренняя определенность предмета, благодаря
которой он является именно данным, а не другим предметом и с
изменением которой он превращается в нечто иное.
• сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным
образом взаимодействовать с другими предметами.
• философская категория, выражающая такую определенность
предмета, изменение которой в соответствующих границах
непосредственно не означает превращения данного предмета в
другой.
Мера
• философская категория, выражающая целостное единство
качественной и количественной определенностей предмета.
Скачок
• философская категория, выражающая:
• а) перерыв постепенности, непрерывности количественных
изменений
• б) быстроту изменений: "скорость" скачка, темпы его
протекания, интенсивности
• г) единство бытия и небытия, возникновение нового и
уничтожение старого
33.
Закон перехода количественных изменений вкачественные проявляется при изучении
соотношения здоровья и болезни.
Философское понятие «мера» - «норма» в
состоянии здоровья, в подборе лекарственных
средств.
Непрерывное накопление токсических
соединений в организме, достигнув
определенного количественного уровня, ведет
к декомпенсации функциональной системы и
развитию качественно нового клинического
состояния (кома, смерть).
Количественное различие предметов при их
качественной однородности является
основанием для применения количественных
методов в диагностике. Это
инструментальные, лабораторные
показатели, ЭКГ, СОЭ, частота пульса,
температура тела, границы органов.
34.
«Развитие идет черезпостоянное отрицание
противоположностей друг
другом, их
взаимопревращение,
вследствие чего в
поступательном движении
происходит возврат назад, в
новом повторяются черты
старого».
35.
Закон отрицания отрицания выражает направленность,преемственность развития и его форму. Важнейшей
категорией закона является категория "отрицание",
выражающая:
а) процесс уничтожения предмета в результате
действия преимущественно внешних сил и факторов,
т.е. прекращение существования данного предмета как
целостной системы, конец его развития (внешнее,
"зряшное" отрицание, деструкция);
б) самоотрицание как внутренний момент развития с
удержанием положительного содержания отрицаемого
("снятие").
36.
Если рассматривать данный закондиалектики с помощью такой модели, то
выходит, что прогресс сопровождается
периодическими приходами к какому-то
строю, но на более высоком уровне.
Подобно тому, как Демокрит ещё до нашей
эры предложил идею атомов, и через многие
века к ней вернулись.
Или Ньютон отстаивал корпускулярную
теорию света, которую вспомнили в 20 веке,
когда оказалось, что волновая теория
объясняет не все свойства света.
Но это обращение к теориям было не тупым
возвратом, ведь в физике был новый уровень
знаний.
37.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯутверждает поступательное развитие мира, по спирали
38.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ39.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ40.
Общая характеристика основныхзаконов диалектики
РАЗВИТИЕ
Закон единства и
борьбы
противоположностей
• Дает ответ на вопрос
– почему происходит
развитие.
• Вскрывает источник
развития.
Закон взаимного
перехода количественных и качественных
изменений
Закон отрицания
отрицания
• Дает ответ на вопрос
– как происходит
развитие.
• Вскрывает
«механизм» развития.
Дает ответ на
вопрос – какова
тенденция
развития.
41. Категории
КАТЕГОРИИэто общие понятия,
отражающие
свойства предметов
и процессов
действительности.
42. Категория диалектики
КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИэто наиболее общие
понятия, которыми
оперирует
философия для
раскрытия сути
диалектических
проблем.
имеют объективное содержание и носят
всеобщий характер. Категории
взаимосвязаны между собой так, что
одна немыслима без другой, вытекает
одна из другой и обусловливает одна
другую. Эта особенность отражает
взаимосвязь и взаимообусловленность
явлений действительности.
43.
Необходимостьи случайность
Структура,
элемент ,
система
Целое и
часть
Возможность и
действительность
Единичное и
общее
Категории
философии
Причина и
следствие
Содержание
и форма
Закон и
явление
44.
Философские категории“Единичное - общее”,
качество - количество”,
“простое - сложное”,
“часть - целое”,
“конечное - бесконечное”,
“форма - содержание”
Выражают устройство и
организованность бытия
“явление - сущность”,
“причина - следствие”,
“случайность –
необходимость”,
“возможность –
действительность”
Выражают
универсальные
связи детерминации
означающего “определять”, «отделять»,
«отграничивать», и в этом смысле
он обозначал операцию определения
предмета через выявление и
фиксацию его признаков,
отделяющих один предмет от другого.
45. Единичное – это объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его ото всех других объектов и составляющих его
ЕДИНИЧНОЕ – ЭТО ОБЪЕКТ ВО ВСЕЙСОВОКУПНОСТИ ПРИСУЩИХ ЕМУ СВОЙСТВ,
ОТЛИЧАЮЩИХ ЕГО ОТО ВСЕХ ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ
И СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНУЮ,
КАЧЕСТВЕННУЮ И КОЛИЧЕСТВЕННУЮ
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) – ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ,
ВЫРАЖАЮЩАЯ ПРИНЦИП БЫТИЯ ВСЕХ ЕДИНИЧНЫХ
ВЕЩЕЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ; ЗАКОНОМЕРНАЯ
ФОРМА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ В СОСТАВЕ ЦЕЛОГО.
46.
- существенно сходные, одинаковые,повторяющиеся черты и свойства,
принадлежащие всем отдельным
явлениям определенной группы.
Человек
-это что-то, что лишь
выражает взаимную связь
между единичным и
общим.
пример
47.
В медицине – конкретной науке сразнообразием клинических
проявлений заболевания у каждого
больного, необходима тесная,
подконтрольная связь этого
единичного или особенного с
всеобщими законами и
категориями, синтез единичного и
всеобщего.
48. Сущность и явление – философские категории, отражающие определенность бытия в мире и его познание. Сущность - внутреннее
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ –ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ,
ОТРАЖАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БЫТИЯ
В МИРЕ И ЕГО ПОЗНАНИЕ.
СУЩНОСТЬ - ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА В ЕДИНСТВЕ
МНОГООБРАЗИЯ ФОРМ ЕГО БЫТИЯ.
ЯВЛЕНИЕ - ОБНАРУЖЕНИЕ
(ВЫРАЖЕНИЕ) ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА
ЧЕРЕЗ ВНЕШНИЕ ФОРМЫ ЕГО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.
49.
— внутреннее содержаниеисследуемого объекта в
единстве многообразия форм
его бытия.
— обнаружение (выражение)
исследуемого объекта через
внешние формы его
осуществления.
пример
Яблоко- предмет
обладающий внешними
признаками и вкусовыми
особенностями.
Яблоко-плод несущий в себе
родовые признаки и возможность
воспроизведения своего вида.
50.
Любая болезнь проявляется совокупностью симптомов,обусловленных сложной причинно-следственной
связью и взаимозависимостью. В данном случае в роли
внешних проявлений болезни выступают симптомы.
Под аналогичными внешними проявлениями болезни
(симптомами) могут быть скрыты разные причины
заболеваний и разные болезни (сущность). В
клинической практике знать сущность патологического
процесса значит, во многих случаях предусмотреть
течение болезни и таким образом иметь возможность
правильно построить лечение.
51. Необходимость и случайность - философские категории, выражающие различные уровни связей исследуемого объекта. Если
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ, ВЫРАЖАЮЩИЕРАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ СВЯЗЕЙ ИССЛЕДУЕМОГО
ОБЪЕКТА. ЕСЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ
ДЕМОНСТРИРУЕТ ЗАКОНОМЕРНЫЙ ХАРАКТЕР
СВЯЗИ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ СОДЕРЖАНИЕМ
ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА, ТО СЛУЧАЙНОСТЬ -
ЭТО ТАКОЙ ТИП СВЯЗИ, КОТОРЫЙ ОБУСЛОВЛЕН
ВНЕШНИМИ, ПРЕХОДЯЩИМИ ПРИЧИНАМИ.
52.
-демонстрируетзакономерный характер
связи, определяемой
содержанием исследуемого
объекта
- это такой тип связи, который
обусловлен внешними,
преходящими причинами.
пример
Радиоактивность урана была открыта французским ученым
Беккерелем случайно: урановая соль оказалась в одном
шкафу с фотопластинкой.
53.
Современное состояниемедицинской науки дает
право утверждать, что
никакое заболевание
нельзя сводить к
случайному эпизоду
экзогенного
происхождения, к
простому попаданию в
организм, например,
инфекционного
возбудителя.
54. Возможность и действительность - это философские категории, характеризующие две основные ступени становления и развития
ВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
- ЭТО ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДВЕ ОСНОВНЫЕ
СТУПЕНИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА.
55. Возможность — это объективно существующая тенденция развития процесса и явления, скрытая предпосылка возникновения нового в
ВОЗМОЖНОСТЬ — ЭТО ОБЪЕКТИВНОСУЩЕСТВУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ
ПРОЦЕССА И ЯВЛЕНИЯ, СКРЫТАЯ
ПРЕДПОСЫЛКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НОВОГО В НЕДРАХ СТАРОГО.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ЭТО
РЕАЛИЗОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНОГО
КОНКРЕТНОГО ОБЪЕКТА — ЭТО ЕГО
БЫТИЕ В ПРИСУЩИХ ЕМУ
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИКАХ, В ЕГО ИЗМЕНЕНИИ И
РАЗВИТИИ.
56.
-это то, что можетвозникнуть и
существовать при
определённых условиях,
стать действительностью
-это то, что уже возникло,
существует
пример
Оканчивая школу, выпускник оказался перед вопросом, какую из
открывающихся перед ним возможностей избрать.
Диапазон возможностей не беспределен.
57.
Болезнь человека содержитвозможность выздоровления, а
здоровый организм обладает
возможностью заболевания. Так,
попадание возбудителей
инфекции в организм не ведет
автоматически к возникновению
болезни, являясь лишь
возможностью заболевания. Для
превращения возможности
заболевания в реальную болезнь
необходимы благоприятные
условия (ослабление
иммунологической реактивности,
вирулентность возбудителя,
наличие входных ворот и др.
58. Причина и следствие – философские категория, обозначающие характер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ –ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИЯ,
ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ХАРАКТЕР
ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ИССЛЕДУЕМОГО
ОБЪЕКТА. ПОД ПРИЧИНОЙ ПОНИМАЕТСЯ
ЯВЛЕНИЕ, ДЕЙСТВИЕ КОТОРОГО ВЛЕЧЕТ
ЗА СОБОЙ ДРУГОЕ ЯВЛЕНИЕ СЛЕДСТВИЕ.
59. Следствие — это то, что возникает, порождается под воздействием причины; это результат изменения, появляющийся во
СЛЕДСТВИЕ — ЭТО ТО, ЧТО ВОЗНИКАЕТ,ПОРОЖДАЕТСЯ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ
ПРИЧИНЫ; ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЯ,
ПОЯВЛЯЮЩИЙСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ
ЯВЛЕНИЯХ ИЛИ ИХ СТОРОНАХ.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
ВЫРАЖАЕТСЯ В СИНТЕТИЧЕСКОЙ
КАТЕГОРИИ «ПРИЧИННОСТЬ».
ПРИЧИННОСТЬ — ЭТО ФИЛОСОФСКАЯ
КАТЕГОРИЯ, КОТОРАЯ ВЫРАЖАЕТ
ГЕНЕТИЧЕСКУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ
ОТДЕЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ ВИДОВ И
ФОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА В ПРОЦЕССАХ
ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
60.
-порождающее явление- Результат действия причины
пример
Нагревание воды
Охлаждение воды
61. Часть и целое – это философские категории, характеризующие целостность исследуемого объекта и методологическую направленность
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ –ЭТО ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЦЕЛОСТНОСТЬ
ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЕГО
ПОЗНАНИЯ ОТ НЕРАСЧЛЕНЕННОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦЕЛОМ С ПЕРЕХОДОМ К
АНАЛИЗУ, РАСЧЛЕНЕНИЮ ЦЕЛОГО НА ЧАСТИ С
ПОСЛЕДУЮЩИМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ
ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА В МЫШЛЕНИИ В
ФОРМЕ КОНКРЕТНОГО ЦЕЛОГО.
62. Целое — это предмет (процесс, явление), включающий в себя в качестве составных частей иные предметы (процессы, явления) и
ЦЕЛОЕ — ЭТО ПРЕДМЕТ (ПРОЦЕСС, ЯВЛЕНИЕ),ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ СОСТАВНЫХ
ЧАСТЕЙ ИНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
И ОБЛАДАЮЩИЙ ТАКИМИ СВОЙСТВАМИ,
КОТОРЫЕ НЕ СВОДЯТСЯ К СВОЙСТВАМ
СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ЧАСТЕЙ.
ЧАСТЬ — ЭТО ПРЕДМЕТ (ПРОЦЕСС, ЯВЛЕНИЕ),
ВХОДЯЩИЙ В СОСТАВ ДРУГОГО ПРЕДМЕТА
(ПРОЦЕССА, ЯВЛЕНИЯ) И ВЫСТУПАЮЩИЙ
КОМПОНЕНТОМ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ.
63.
Организм как целое – этонечто большее, чем все его
части (клетки, ткани,
органы) в их вещественном
проявлении. Медицина, в
частности, более всего
используется для уяснения
ряда процессов категории
общего и местного.
Диалектическое единство
местного и общего в течении
болезни проявляется в том,
что степень локализации
патологического процесса,
его относительная
автономность, характер
протекания зависят от
состояния организма как
целого.
64. Содержание и форма. Познание объекта как целого, состоящего из взаимосвязанных частей, или при системном подходе как единство
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА.ПОЗНАНИЕ ОБЪЕКТА КАК ЦЕЛОГО,
СОСТОЯЩЕГО ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ
ЧАСТЕЙ, ИЛИ ПРИ СИСТЕМНОМ
ПОДХОДЕ КАК ЕДИНСТВО ЭЛЕМЕНТОВ
И СТРУКТУРЫ — ОСНОВА ВЫДЕЛЕНИЯ
НОВЫХ ЕГО СТОРОН - СОДЕРЖАНИЯ И
ФОРМЫ.
65. Содержание принято рассматривать как совокупность всех (элементов) объекта, форму — как внутреннюю организацию, структуру
СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЯТОРАССМАТРИВАТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ
ВСЕХ (ЭЛЕМЕНТОВ) ОБЪЕКТА, ФОРМУ
— КАК ВНУТРЕННЮЮ ОРГАНИЗАЦИЮ,
СТРУКТУРУ СОДЕРЖАНИЯ.
БЛАГОДАРЯ ФОРМЕ, ОРГАНИЗУЮЩЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕКТ ПРИОБРЕТАЕТ
КАЧЕСТВЕННУЮ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ.
66.
-охватывает системуустойчивых связей
предмета
пример
-представляет
подвижную,
динамичную сторону
целого
В литературном произведение под формой понимают
особенности языка и стиля, система художественных образов в
которые писатель вкладывает определенное идейное
содержание.
67.
Так, больной, годамистрадающий «чисто
функциональными»
расстройствами, нередко
в конце концов
поступает в стационар,
когда болезнь,
морфологически
непрерывно
прогрессирующая, но
годами компенсируемая
защитными силами
организма, достигает
уже неизлечимой
стадии.
68. Система – философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с
СИСТЕМА –ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ,
ВЫРАЖАЮЩАЯ ОСОБОЕ ЕДИНСТВО
СТРУКТУРНО ОРГАНИЗОВАННЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ
ДРУГ С ДРУГОМ НА ОСНОВЕ
КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ.
69. Элементы и структура - философские категории, обозначающие единство исследуемого объекта, где элементы - это те слагаемые,
ЭЛЕМЕНТЫ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ,ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЕДИНСТВО
ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА, ГДЕ ЭЛЕМЕНТЫ
- ЭТО ТЕ СЛАГАЕМЫЕ, КОТОРЫЕ
ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЦЕЛОЕ, ВСТУПАЯ ДРУГ С
ДРУГОМ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, А
СТРУКТУРА - ЭТО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
НЕСЛУЧАЙНЫЙ СПОСОБ СВЯЗИ
ЭЛЕМЕНТОВ В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ.
70.
Основные периоды развития античной философииI
II
период
период
натуралист гуманисти
и
ческий,
ческой
когда
"философи
центр
и" философи
ионийская
и
школа,
смещается
пифагорей
к
цы элеаты осмыслени
(VI - V вв.
ю
до н.э.)
сущности
человека софисты и
особенно
Сократ (V
в. до н.э.)
III
IV
V
период
период
античные
большого эллинистич
школы
синтеза
ес
христианск
Платона ких школ от ого периода
и
эпохи
(I - начало
Аристоте Александра VI вв. н.э.) ля (IV в. Македонско неостоициз
до н.э.),
го и до
м,
когда
возникнове неоскептиц
создаютс
ния
изм медиоя
христианств платонизм,
обобщаю
а (IV в. до
неопифащие
н.э. - I в н.э.)
горизм,
философ
- кинизм,
неоплатони
зм
с
эпикуреизм,
кие
стоицизм,
концепци скептицизм,
и
эклектизм
71.
72. Спасибо за внимание!
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!